Реферат по предмету "Социология"


"Запечатанный буклет": альтернативный метод сбора данных в опросах по сенситивной проблематике

"Запечатанный буклет": альтернативный метод
сбора данных в опросах по сенситивной проблематике

А.Ю. Мягков

Одним
из необходимых условий получения достоверной социологической информации
является искренность респондентов. Особенно сложно получить искренние ответы в
тех случаях, когда речь идет о социально неодобряемом, стигматизированном
поведении. Традиционная техника прямых вопросов, основанная на бихевиористской
трактовке вопросно-ответного общения, редко приносит желаемые результаты.
Знаменитое Денверское исследование валидности показало, что от 20 до 50% всех
ответов, полученных с использованием такого рода методик, не соответствовали действительности
[1, p. 69]. Согласно оценкам Н.М. Фоломеевой и ее коллег в традиционных
социологических опросах, посвященных изучению девиантного поведения, до 60%
респондентов сообщают интервьюерам заведомо недостоверные сведения [2, c. 57].
Кроме того, по мнению ряда авторов, "прямые" интервью провоцируют
значительно более высокий уровень отказов от ответов на вопросы и повышенный
удельный вес отказов от участия в исследовании по сравнению с иными стратегиями
сбора данных [3, p. 535; 4, p. 402].

Дж.
Фокс и П. Трэйси убедительно доказали, что использование прямых вопросов для
получения сенситивной информации ведет к систематическим смещениям, серьезно
искажающим истинные масштабы распространения девиаций в обществе. Если
случайные "ошибки сообщения" снижают надежность измерений, то
систематические смещения, обусловленные неискренностью респондентов, угрожают
валидности социологических данных и "безнадежно разрушают наблюдаемые
эмпирические отношения" [5, p. 187, 197; 6, p. 8-9]. С другой стороны,
традиционный подход при сборе "потенциально инкриминирующей
информации" противоречит нормам исследовательской этики, поскольку наносит
респондентам значительный психологический ущерб и не защищает сообщаемые ими
сведения от разглашения [7, 8, 9]. Техника рандомизированного ответа,
разработанная С. Уорнером [10], а впоследствии усовершенствованная в ряде работ
западных авторов [4, 11], в существенной мере преодолевает указанные недостатки
традиционной методологии. Она действительно гарантирует респондентам
анонимность, не вызывает у них отторжения, способствует формированию
кооперативных установок, обеспечивая тем самым более высокий уровень
искренности ответов на сенситивные вопросы [5; 12, p. 7, 11, 12]. В этом смысле
метод Уорнера превосходит все остальные опросные стратегии. Однако он также не
лишен недостатков. Во-первых, данный метод весьма трудоемок, требует больших
финансовых и временных затрат на подготовку, предварительное тестирование и
полевую фазу. Во-вторых, получаемые с его помощью данные не могут быть сопоставлены
с дополнительной информацией о личности респондента, что существенно снижает
операционные возможности метода, его объяснительный и аналитический потенциал.
И, наконец, в-третьих, как и другие методы, гарантирующие объективную
анонимность, он исключает возможность работы в панельном режиме и проведение
последующих интервью с респондентами для проверки первоначально полученных
сведений и отслеживания динамики изучаемых характеристик [13, c. 112].

Свободным
от недостатков, характерных для RRT, считается метод "запечатанного
буклета" (the sealed booklet), созданный и экспериментально
валидизированный австралийскими социологами Т. Маккаем и Я. Макаллистером в
конце 1980-х – начале 90-х гг. Он предназначен для сбора сведений по особо
острым и деликатным темам (например, употребление и распространение наркотиков)
в режиме персонального интервью. Специальная техника его реализации,
предложенная авторами, позволяет, по их мнению, реально обеспечить респондентам
объективную и субъективную анонимность и тем самым получить значительно более
искренние и достоверные ответы, чем при традиционных процедурах личного
интервьюирования [14].

Нормативное
содержание и специфика метода

Наиболее
важные характеристики метода "запечатанного буклета" уже
рассматривались нами [13, с. 112–113]. Приведем лишь его краткое описание.

Вопросник
для сбора данных состоит из двух частей (секций), одна из которых находится у
интервьюера, а другая, вложенная в заклеенный конверт, вручается респонденту.
Передавая "запечатанный буклет", интервьюер произносит следующие
слова: "А сейчас мне хотелось бы дать вам анкету, для которой у меня нет
ни вопросов, ни ответов. Читая ее, называйте мне только номера своих ответов, а
я буду фиксировать их в своем вопроснике. Насколько вы можете убедиться, даже
эти номера даются в случайном порядке".

Эта
фраза, а также то обстоятельство, что буклет должен извлекаться из
запечатанного конверта, должны усиливать субъективную анонимность. В
инструкции, предваряющей вопросник для респондента, вновь делается напоминание
об анонимности опроса: "Интервьюер не имеет копии данного перечня вопросов
и ответов. Все, что у него есть, – это лист с номерами из вопросника. Поскольку
нам очень необходима информация о масштабах распространения наркотиков и
отношении к ним в обществе, ответьте, пожалуйста, честно на следующие вопросы.
Вам нужно лишь сообщить интервьюеру номера тех ответов, которые соответствуют
вашему мнению.

Мы
повторяем, что интервьюер действительно не знает ни вопросов, ни ответов к ним.
Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на то, что все эти номера
перемешаны случайным образом. Мы высоко ценим ваше сотрудничество в этом важном
исследовании по вопросам национального здоровья".

В
ходе исследования респондентам задавались ретроспективные, ситуативные и
проспективные вопросы, касающиеся употребления 13 видов наркотических веществ.
Респондент называл лишь номера (коды) ответов, и интервьюер заносил их в свой
кодировочный бланк. В анкете для респондентов вопросы выглядели следующим
образом: "Стали бы Вы употреблять галлюциногены, если бы Вам предложил их
Ваш близкий друг? Сообщите номер ответа". "Да" – 118;
"Нет" – 25; "Не уверен" – 69.

Если
респондент называл, например, номер "118", означающий положительный
ответ на данный вопрос, то интервьюер обводил кружком цифру "1" в
своем кодировочном бланке:




118





25





69







1





2





3






Предварительное
тестирование метода показало необходимость кодирования не только ответов, но и
вопросов, задаваемых в исследовании. По мнению авторов, это дало бы возможность
резко сократить число ошибок регистрации, позволило бы четко контролировать
процедуру заполнения вопросника, соблюдение респондентами порядка и
последовательности ответов на вопросы, избежать преднамеренных и
непреднамеренных пропусков вопросов и т. д. [14, p. 175].
Эксперимент Т. Маккая и Я. Макаллистера

Валидизация
SB-метода проводилась его авторами в ходе специального полевого эксперимента, в
котором участвовали 1823 человека, отобранные строго случайным образом на
основе общенациональной выборки (Австралия). Во избежание систематического
(однонаправленного) влияния последовательности предъявления методов на характер
ответов эксперимент был организован по принципу split-ballot. Одной группе
респондентов предлагалось сначала ответить на вопросы в режиме обычного (face-to-face)
интервью, а затем – с использованием "запечатанного буклета". В
другой группе порядок интервьюирования менялся на противоположный.

Сравнение
ответов, полученных посредством двух разных исследовательских стратегий,
показало, что респонденты, опрошенные с помощью SB-метода, чаще давали
утвердительные ответы об употреблении запрещенных наркотических препаратов, чем
те, которым вопросы задавались в ходе беседы "лицом к лицу". Причем
во многих случаях выявленные различия оказались статистически значимыми (р

Так,
если на вопросах о реальном употреблении наркотиков влияние метода наблюдалось
лишь в трех из девяти случаев (транквилизаторы, галлюциногены и амфетамины), то
на вопросах, касающихся потенциального наркопотребления, – в восьми из девяти
(табл. 1).

Проведенный
авторами мультивариационный анализ данных свидетельствует также, что все ответы
респондентов о реальном и потенциальном употреблении наркотиков, сведенные в
единую шкалу, значимо коррелировали на уровне индекса с переменной
"метод" (p=0,000) [14, p. 176].

Таблица
1

Соотношение
утвердительных ответов на ситуативные и проспективные вопросы об употреблении
наркотиков в зависимости от метода сбора данных, % ответивших




Тип вопроса и виды
наркотических веществ





Методы сбора данных





Разность показателей/знак







Персональное интервью





Метод "запечатанного
буклета"







"Употребляете ли вы
следующие наркотики?"





 





 





 







Болеутолители





66





67





+1







Транквилизаторы





26





36





+10*







Марихуана





28





27





–1







Барбитураты





7





7





0







Галлюциногены





6





7





+1*







Амфетамины





5





6





+1*







Кокаин





2





3





+1







Ингалянты





2





2





0







Героин





1





1





0







"Стали бы вы употреблять
следующие наркотики, если бы вам предложил их ваш близкий друг?"





 





 





 







Болеутолители





40





35





–5*







Транквилизаторы





9





10





+1*







Марихуана





11





13





+2*







Барбитураты





2





3





+1*







Галлюциногены





2





4





+2*







Амфетамины





1





3





+2*







Кокаин





1





2





+1*







Ингалянты





0





1





+1*







Героин





1





1





0






*Влияние
метода значимо (p


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Stranger Essay Research Paper The StrangerThe
Реферат Декоративно-прикладное искусство
Реферат History Of Xander Harris Essay Research Paper
Реферат Doll House Essay Research Paper EnglishAnalysisofDramaINTHENAMEOFTHEFATHERANANALYSISOFNORA THE
Реферат «Пути реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в период с 23 по 25 марта 2011 года
Реферат Характеристика предприятий садово-паркового и ландшафтного строительства
Реферат «Дистанционное образование: области применения, проблемы и перспективы развития»
Реферат Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни
Реферат Race Relations Essay Research Paper In a
Реферат Особенности размещения и расселения населения России
Реферат Електроустаткування промислових підприємств
Реферат Экологические проблемы городов Украины
Реферат Психолого-педагогические основы математического мышления
Реферат Возможности организованного общения при обучении групповому взаимодействию старших подростков в
Реферат Определение факторов, влияющих на организацию бухгалтерского учета предприятия