Реферат по предмету "Социология"


Диалектика эволюции животного мира

Диалектика
эволюции животного мира.
Сущность
диалектического противоречия.

Условие
познания все процессов мира в их "самодвижении", в их спонтанейном
развитии, в их живой жизни есть познание их как единства
противоположностей.  Развитие есть
"борьба" противоположностей.

В.И.Ленин

Эволюция
животного мира есть его морфофизиологическое развитие, происходящее при смене
поколений в процессе их приспособления, посредством неопределенной изменчивости
и естественного отбора, к постоянно и, в основном, необратимо изменяющимся
условиям существования.

Эволюция -
процесс спонтанный, т.к. свой источник, свою движущую силу имеет в самой себе.
Ибо морфофизиологическое развитие животных, улучшающее их приспособленность к
изменившимся условиям существования (повышающее уровень их качественного
развития), увеличение количества их видов, и, следовательно, увеличение
количества взаимосвязей между видами есть как раз те, постоянно и, в основном,
необратимо изменяющиеся условия существования, которые и являются источником
исторического развития животных.

Под уровнем
качественного развития или, проще, уровнем качества животных, их популяций и
видов здесь понимается уровень их приспособленности к своей среде обитания,
уровень качества которой в свою очередь определяется степенью приспособленности
к данным животным всех взаимодействующих с ними живых организмов. Под
повышением уровня качества животных понимаются любые морфофизиологические
изменения их наследственных признаков (независимо от направления изменения при
этом уровня их морфофизиологической организации), способствующие
преимущественному выживанию данных животных в изменившихся условиях
существования (при изменившемся уровне качества их среды обитания). То есть
равенство уровней качества животных и среды их обитания есть качественное
соответствие друг другу биологических систем.

Каждый вид
организмов во взаимодействии со своей средой противостоит целому комплексу
изменений среды, что для выживания вида требует приобретения его особями целого
комплекса признаков, компенсирующих все эти изменения. Очень маловероятно, что
отдельный генотип, даже очень многочисленного вида, посредством мутационной
изменчивости может приобрести сразу все необходимые признаки. Гораздо более
вероятно, что эти признаки вносятся в генофонд популяции по отдельности
отдельными генотипами, т.е. посредством специализации особей на отдельных
изменениях среды, Затем при общем генофонде популяции, в процессе смены
поколений, происходит объединение, посредством комбинативной изменчивости, всех
этих признаков в каждом генотипе, т.е. происходит универсализация особей. Если
данный вид животных продолжает испытывать действие движущего естественного
отбора - специализация и универсализация особей протекает одновременно. А
разнокачественность особей в популяции определяется разным количеством
объединенных в их генотипах признаков, компенсирующих изменения среды данной
популяции, т.е. определяется степенью их универсальности. А также наличием признаков,
компенсирующих новые изменения среды, или дающие новые преимущества в борьбе со
средой, т.е. наличием новой специализации. Разное количество разнокачественных
особей в популяциях определяет разнокачественность популяций.

Взаимоотношения
особей внутри популяций определяются двумя группами инстинктов. С одной
стороны, это инстинкты, определяющие удовлетворение собственных потребностей
особей, инстинкты, которые условно можно назвать инстинктами индивидуализма. С
другой стороны, это инстинкты, способствующие удовлетворению потребностей
других особей данной популяции, инстинкты, которые можно условно назвать
инстинктами коллективизма. Понятно, что для выживания популяции система
"коллективизм - индивидуализм" должна находится в равновесном состоянии,
которое и поддерживается естественным отбором. Поэтому разнокачественность
особей в популяции не рождает таких форм конкуренции, которые вели бы к
элиминации низкокачественных особей, не рождает естественного отбора.
Индивидуализм же популяций коллективизмом не уравновешен. Оттого конкурентная
борьба между разнокачественными популяциями рождает элиминацию
низкокачественных популяций, рождает естественный отбор.

Внутривидовая
конкуренция ("борьба" противоположностей системы "популяция -
популяция") является неотъемлемой частью межвидового естественного отбора,
единицей которого является не высококачественная особь, а высококачественная
популяция. О внутривидовой конкуренции как о движущей силе эволюции можно
говорить только в том случае, если взаимоотношения особей внутри популяции
рождают свой собственный - внутривидовой - естественный отбор. Но и в этом
случае единицей отбора является не особь, а популяция. Самая высококачественная
популяция в конкурентной борьбе с остальными популяциями, увеличивая количество
своих особей и порождая новые высококачественные популяции, в конечном счете,
через какое-то количество поколений, вытесняет из экологической ниши всех своих
конкурентов. И если особи этой популяции в процессе эволюции претерпели
существенные морфофизиологические изменения, рождается новый вид животных.

Пожалуй,
эволюция животного мира в основном осуществляется посредством отрицания одного
вида вновь рожденным видом из отрицаемого. Дивергенция видов, видимо, случается
значительно реже, при заполнении свободных экологических ниш.

Предельно
упрощая многообразие взаимосвязей животных с их средой обитания, можно сказать,
что вид-хищник и вид-жертва образуют диалектическую систему единства
противоположностей. Возникновение и разрешение внутренних диалектических
противоречий этой системы будет выглядеть в виде противофазных относительно
друг друга колебаний количественных и качественных уровней этих видов.

Например,
минимальный количественный уровень вида-хищника с максимальным в этот период
уровнем своего качества соответствует максимальному количественному уровню
вида-жертвы с минимальным в этот период уровнем его качества. Максимальный
уровень качества вида-хищника в этот период определяется не только наличием в
нем определенного количества высокоуниверсальных популяций, но и популяций,
которые вместе с высокой универсальностью приобрели признаки, дающие им
какие-то новые преимущества в борьбе с популяциями-жертвами, признаки,
совокупность которых создает превышение уровня качества вида-хищника над
уровнем качества вида-жертвы. То есть хищник в этот период лучше приспособлен к
поеданию своих жертв, чем жертва приспособлена избежать этого. Что и является
внутренним диалектическим противоречием данной биологической диалектической
системы. В таком состоянии система постоянно находиться не может. Она
устремляется к гибели: к полному уничтожению вида-жертвы. Но этого не
происходит, т.к. благоприятные для вида-хищника условия ведут к интенсивному
увеличению количества его особей, что ведет к интенсивной элиминации преимущественно
низкокачественных популяций -жертв и повышению уровня качества вида-жертвы. То
есть здесь высококачественность вида-хищника является причиной повышения уровня
качества вида-жертвы, причиной его эволюции. В определенный период уровни
качества этих видов становятся одинаковыми. Но увеличение количества
особей-хищников продолжается до достижения видом-жертвой минимального
количественного уровня (минимального количественного уровня кормовой базы
вида-хищника), когда дальнейшее увеличение количества популяций-хищников
начинает ограничиваться обострением внутривидовой конкуренции с элиминацией
наиболее низкокачественных популяций.

Уровень
качества вида-жертвы в этот период превышает уровень качества вида-хищника за
счет того, что преимущественно выжили не только высокоуниверсальные
популяции-жертвы, но и популяции, которые вместе с высокой универсальностью
приобрели еще и признаки, дающие им какие-то новые преимущества противоборстве
с хищником. После чего высококачественность вида-жертвы становится причиной
повышения уровня качества вида-хищника, причиной его эволюции. Причина стала
следствием, следствие - причиной.

Диалектическая
система в процессе своего развития может находиться либо в состоянии
динамического равновесия, которое обеспечивается равенством ее
противоположностей, либо, при нарушении этого равенства, в состоянии
"борьбы", цель которой - уровнять противоположности, привести систему
в равновесное состояние.

Равенство
уровней качества вида и его среды, которая в предельном упрощении может быть
видом, противоборствующим с данным, есть равенство противоположностей
диалектической системы "вид- среда обитания". Изменение одного уровня
качества относительно другого есть рождение неуравновешенной части одной из
противоположностей, что является причиной рождения "борьбы" ее
антипода за восстановление равновесия, "борьбы", в процессе которой
этот антипод со своей стороны рождает неуравновешенную часть, что является
причиной рождения "борьбы" первой противоположности за восстановление
равновесия данной системы.

Здесь понятие
"борьба" отражает тенденцию развития вида в направлении повышения
уровня его качества посредством элиминации преимущественно низкокачественных
популяций. Причем интенсивность "борьбы" такова, что, как правило,
количество элиминирующих особей не превышает количество рождающихся -
интенсивность, которая определяется допредельным отклонением от состояния
равновесия системы "вид- среда".

Снижение
количественного уровня кормовой базы вида также является отклонением от
состояния равновесия системы "вид- среда", но, как правило, это
отклонение является запредельным, т.е. в этом случае количество элиминирующих
популяций превышает количество рождающихся.

Скорость
развития диалектических систем - (скорость протекания любых процессов природы)
- определяется степенью интенсивности "борьбы" противоположностей
этих систем.

Скорость
эволюции какого-либо вида животных, в конечном счете, определяется направлением
его эволюции, т.к. именно направление эволюции определяет степень
взаимозависимости противоборствующих видов, степень активности их борьбы и тем
самым степень интенсивности естественного отбора.

Так, например,
вид-жертва, эволюционирующий в направлении совершенствования более эффективного
приспособления против хищников, подвергается менее интенсивному естественному
отбору, чем вид, эволюционирующий в направлении менее эффективного
приспособления. Так как в этом случае именно первый вид будет основной кормовой
базой хищников. И по этой же причине эволюция хищников будет преимущественно
компенсацией изменений, создаваемых в их среде эволюцией вида-жертвы с менее
эффективным приспособлением.

На определенном
уровне развития вида-жертвы с эффективным и универсальным приспособлением
против всех хищников, совершенство этого приспособления может достичь такого
уровня, когда в этом виде будут элиминировать практически только популяции с
изменениями наследственных признаков, снижающих уровень совершенства данного
приспособления. В этом случае движущий естественный отбор прекращает свое
действие, продолжает действовать лишь стабилизирующий. В результате чего данный
вид не создает изменений в среде обитания хищников, которые в свою очередь,
эволюционируя в направлении компенсации изменений, создаваемых в их среде
другими противоборствующими видами, своей эволюцией не создают изменений в
среде обитания данного вида.

Любое
направление эволюции любого вида животных соответствует строго определенным
изменениям среды. Далеко не все, далеко не любые изменения в среде обитания
какого-то вида животных являются источником его эволюции. Даже не всякое
направление эволюции противоборствующего вида создает изменения в среде
обитания данного вида животных. Все это делает возможным существование такого
на первый взгляд странного явления, когда какой-либо вид, взаимодействуя с
эволюционирующими видами животных, сам остается в неизменном
морфофизиологическом виде.

Таким образом,
чем больше уровень качества вида отличается от уровня качества ее среды
обитания - (не образуя при этом запредельного отклонения от состояния
равновесия системы) - тем больше скорость эволюции. При равенстве уровней
скорость эволюции равна нулю, как и скорость протекания любого процесса природы
при равенстве противоположностей диалектической системы, определяющий тот или
иной процесс природы.

Диалектическая
система - это система взаимосвязанных противоположностей. Это может быть парой
противоположных физических сил, механических конструкций, парой элементарных
частиц с электрически противоположными зарядами, парой живых организмов, каждый
со своим субъективными и потому объективно противоположными интересами. Живые
организмы, обладающие сознанием, рождают социальные диалектические системы:
"индивид - индивид", "группа - группа", "государство -
государство".

Диалектическая
системы - это система, способная противодействовать отклонению от состояния
своего динамического равновесия, способная противодействовать нарушению своего
определенного стационарного состояния, отличного от состояния равновесия. То
есть это система, способная поддерживать свой гомеостаз. Рождение
противодействия нарушению своего стационарного состояния есть рождение
"борьбы", есть рождение движущей силы развития диалектической
системы. При равенстве противоположностей "борьбы" нет, нет развития,
нет движения. Только изменение одной противоположности относительно другой
рождает диалектическое противоречие, рождает "борьбу". Понятие
"диалектическое противоречие" отражает противоречивую суть
неравновесного состояния системы, противоречивую суть "борьбы".
"Борьба" направлена на установление равновесия системы, а равновесие
есть отсутствие развития, движения, отсутствие жизни. Жизнь с позиции
диалектики есть движение к смерти.

"Борьба"
есть жизнь. "Борьба" есть движение к смерти.

Социальные
диалектические системы в закономерностях своего развития имеют существенное
отличие от несоциальных. Суть отличия в том, что несоциальные диалектические
системы при отклонении от состояния равновесия сразу же, автоматически рождают
"борьбу" противоположностей. Рождение же любой формы
"борьбы" в социальных диалектических системах всегда опосредовано
индивидуальным или общественным сознанием.
Список
литературы

Твердохлебов
Геннадий Алексеевич. Диалектика эволюции животного мира.

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ween.2t.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Назви релігійних свят у посланнях А Шептицького
Реферат Законодательство о пресечении злоупотреблений монопольным положением субъектами хозяйствования на торговом рынке
Реферат Разработка канала для комплексной скважинной аппаратуры
Реферат Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе в 11х классах общеобразовательных учреждений 2001 – 2002 учебный год
Реферат Расчёт спиральной антенны круговой поляризации
Реферат Электрооборудование автомобилей Изучение электрооборудования
Реферат Редактирование художественной литературы на примере произведения Ричарда Баха "Чайка Джонатан Ливингстон"
Реферат Розголошення відомостей про заходи безпеки щодо особи взятої під захист Невиконання судового р
Реферат Автоматизирование расчета по определению потребности и обеспеченности сельскохозяйственного предприятия в удобрениях
Реферат Отчет по учебно-ознакомительной практике (c правовыми основами местного самоуправления, формированием представительных и исполнительных органов власти, структурой и функциями органов местного самоуправления)
Реферат История возникновения ипотеки
Реферат Проблемы развития рынка ценных бумаг в России
Реферат Разработка технологического процесса ТР топливной аппаратуры автомобиля ГАЗ-31029
Реферат Главные открытия ТаНаХ в контексте мировой культуры
Реферат Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе посредством применения информационно-коммуникационных технологий