1. Понятие социальной сферы
Соц. сфера – это самостоятельная сфера общественной жизни, в которой
реализуются многообразные соц. интересы в отношениях соц. субъектов.
Соц. сфера является областью деятельности людей, занятых
предоставлением соц. благ и услуг. Соц. сфера помимо отношений
включает в себя и материально-техническую базу. В современных
условиях соц. сфера представляет собой совокупность соц. отношений и
условий, влияющих на характер и поведение людей, охватывающих интересы
различных социальных общностей, интересы общества и личности, отношений
труда, быта, культуры, здравоохранения, соц. обеспечения.
|2. Структура соц. сферы:
социальный подход
Соц. сфера состоит из 3-х элементов
1. Соц. структура общества представляет собой совокупность различных соц.
групп и отношения между ними: *соц. экономические группы (богатые, бедные);
*соц. демографические группы (возраст, пол); *профессионально-
квалификационные (различные профессии); *семейно-брачные узы (многодетные,
неполные и т.д.); *несистемные группы (бомжи, воры, алкоголики).
2. Уровень соц. институтов - исторически сложившиеся устойчивые формы
совместной деятельности людей, призванные обеспечить надежность и
регулярность удовлетворения соц. потребностей личности данной соц. группы и
общества в целом. Выделяют следующие соц. институты: образование,
здравоохранение, соц. защита населения, семья и брак, наука, религия,
государство. Деятельность соц. институтов в реальной жизни представлена
функционированием различных соц. учреждений и организаций. 3. На
уровне нравственно-этического компонента реализуются представления в
обществе понятий соц. справедливость, то есть мера воздаяния за
деятельность человека в обществе. При определении соц. справедливости чаще
всего ее соотносят с понятием соц. равенства. Соц. справедливость-это мера
равенства и неравенства в распределении материальных и духовных благ в
обществе, статусов и власти, а также в соц. положении в различных соц.
группах. Соц. справедливость в обществе реализуется через общественное
мнение.
|3.Экономические отношения в соц. сфере
Соц. сфера это совокупность отраслей и организаций, выполняющих общую
целевую функцию по удовлетворению потребностей населения, связанных
системой технологических связей и регулируемых отраслевыми органами
управления. Соц. сфера представляет собой сферу услуг.
По мере сервизации экономики происходит переход от потребления товаров к
потреблению услуг, при этом соц. сфера способствует более тесному контакту
между производителем и потребителем соц. услуг. Особенность
рыночного механизма в соц. сфере:1 существует естественная монополия в
предоставлении соц. благ и услуг (обслуживание в курортной зоне); 2 наличие
побочных или внешних эффектов, возникающих при потреблении услуг.
Соц. услуги в соц. сфере характеризуются 2-мя понятиями: 1 Неисключаемость
- это характеризует услугу с точки рения невозможности отстранения какой-
либо части населения от ее потребления (освещение на улице, городской
транспорт); 2 Несоперничество характеризуется сохранением качества услуги
вне зависимости от количества ее потребителей (лекция в институте не
зависит от количества слушателей).
Соц. блага. Обладающие этими 2-мя свойствами, называют общественными.
Выделяются локальные общественные блага –доступные только жителям
отдельного региона (белые ночи в С-Петербурге или северное сияние на северном полюсе). |4Структура соц. сферы:
экономический подход
Структура соц. сферы – это отношения и взаимосвязи входящих в нее отраслей.
Только с соц. сфере относятся: *здравоохранение, *образование,
*культура, *соц. обеспечение, *отдых, *быт, *жил. коммунальное хозяйство.
Соц. сфера тождественна непроизводственной сфере, таким образом, к
экономической сфере относятся: *связь, *информация, *наука, *охрана
общественного порядка и безопасности. К соц. сфере относят
общественное питание и торговлю. Существует деление соц. сферы по
секторам экономики (структура по учреждениям): *государственный сектор,
*коммерческий сектор, *неприбыльный. В соответствии с
общероссийским классификатором видов деятельности продукции и услуг к соц.
сфере относят: *оптовую и розничную торговлю, ремонт авто и бытовых
приборов, * гостиничный и ресторанный бизнес, *транспорт, складское
хозяйство и связь, *финансовое посредничество (соц. страхование и
пенсионное обеспечение), *гос. управление и соц. услуги, *образование,
здравоохранение, коммунальные услуги, *распространение информации,
культура, искусство, спорт, отдых, развлечения, *ведение частного домашнего
хозяйства с наемным обслуживанием. | |
|5.Соц. политики как|6.Основные |7. Факторы |8.Модели развития и|
|основа управления |направления соц. |формирования | |
|соц. сферой |политики |территориальной |размещения соц. |
|Соц. политика - это|1Политика доходов |организации соц. |сферы |
|объединенным |населения связана с|сферы |1Модель характерна |
|образом |такими понятиями |Территориальная |для высокоразвитых |
|разработанный и |как: *жизненный |организация соц. |стран: *развиты |
|реализуемый целевой|уровень (качество |сферы – это |практически все |
|комплекс |жизни), |совокупность |отрасли соц. сферы,|
|принципиальных |*минимальный размер|процессов или |*все отрасли |
|направлений и задач|оплаты труда (450 |действий по |размещены так, что |
|по улучшению |руб. с января 2002 |размещению объектов|все районы страны в|
|жизнедеятельности |г.), |соц. сферы. |достаточной мере |
|людей в |*потребительская |Соц. сфера и ее |обеспечены |
|определенных |корзина. |формирование |предприятиями соц. |
|территориальных |2Политика в сфере |связаны с |сферы, *качество |
|пределах. |труда и трудовых |производственными |обслуживания на |
|Субъекты соц. |отношений: *оплата |структурами. |этих предприятиях |
|политики: *основным|труда, *охрана |Формирование соц. |зависит от соц. |
|субъектом соц. |труда, *соц. |сферы зависит от |положения индивида |
|политики является |страхование, |3-х факторов: |2Модель характерна |
|государство, |*вопросы занятости |*природного |для развивающихся |
|*государственные |населения. |(косвенный фактор, |стран: * соц. сфера|
|ведомства и |3Социальная |связанный с |этих стран развита |
|учреждения, *партии|поддержка и защита |воздействием |слабо, но отдельные|
|и профсоюзы, |нетрудоспособных и |природно-климатичес|ее отрасли на |
|*органы местного |малообеспеченных |ких условий), |высоком уровне |
|самоуправления, |слоев населения: |*населенческого |развития (туризм и |
|*внебюджетные |*пенсионное |(связан с |мелкооптовая |
|фонды, |обеспечение, |концентрацией |торговля), |
|*общественные |*социальное |населения в |*размещение |
|религиозные и |обеспечение. |каких-либо районах |предприятий соц. |
|благотворительные |4Отрасли соц. |– городская соц. |сферы идет по |
|организации, |сферы: |сфера имеет более |принципу |
|*косвенными |*здравоохранение, |перспективные |концентрации в |
|субъектами являются|*образование, |варианты своего |крупных районах. |
|коммерческие |*спорт, *наука. |развития и выделяет|3Модель – пост |
|структуры и бизнес.|5Социально-экологич|следующие |социалистические |
|РФ рассматривается |еская: *меры по |направления: |страны, для которых|
|как социальное |ликвидации уже |#туризм, |характерно |
|государство, т.е. |имеющихся |#университетское, |следующее: *равное |
|как государство. |экологических |#религиозное, |обеспечение соц. |
|Которое создает |катастроф, |многие соц. услуги |сферой, |
|условия для |*профилактические |ориентированы на |*государственная |
|достойной жизни и |работы. |иногороднее |собственность в |
|свободного развития|6Политика в области|население), |социальной |
|человека. |современной |*экономического |инфраструктуре, |
|Интегральным |инфраструктуры: |(воздействует на |*жесткое |
|объектом соц. |*жилищно-коммунальн|соц. сферу через |государственное |
|политики выступает |ое хозяйство, |развитие |регулирование |
|соц. сфера. |*транспортная |производства, |отраслей соц. |
|Соц. сфера |политика, |которое, в свою |сферы. Для |
|выполняет |*информационное |очередь действует |России характерно: |
|функциональную роль|обеспечение. |на развитие |*Создание |
|в жизни общества, |7Миграционная |населения, а |минимально |
|т.е. в соц. сфере |политика: |население – на |гарантируемых |
|происходит |*вынужденная |развитие соц. |государством |
|воспроизводство и |миграция и помощь |сферы). Я бы |условий жизни для |
|изменение соц. |беженцам и |добавила еще и |большей части |
|связей между |вынужденным |исторический фактор|населения, что |
|людьми, условий и |переселенцам, |(вышивка, |позволит снизить |
|образа жизни, |*внешняя трудовая |Оренбургский платок|уровень миграции и |
|возможностей |миграция («утечка |и т.д.). |оптимизировать |
|удовлетворения соц.|мозгов»), *защита |Варианты развития |развитие соц. сферы|
|потребностей. Таким|прав и интересов |соц. сферы: *соц. |территорий; |
|образом, соц. |соотечественников |сфера развивается |*Решение проблемы |
|политика направлена|за рубежом. |адекватно |занятости |
|на создание |8Политика в |производству, |посредством |
|оптимальных условий|отношении отдельных|*отстает от |трудоустройства |
|для развития |категорий |развития |безработных в соц. |
|человека и |населения: |производства, |сферу; *Увеличение |
|общества. |*семейные вопросы, |*несколько |объема соц. услуг; |
|В настоящее время |*молодежные, |опережает |*Уменьшение |
|существует |*инвалиды, |производство. |величины трудовых и|
|маятниковая система|*военнослужащие. |Все перечисленные |материальных затрат|
|соц. политики. | |факторы комплексно |на предоставление |
|Выделяют 3 уровня | |воздействуют на |единицы услуг; |
|разработки и | |развитие соц. |*Оптимизация |
|реализации соц. | |сферы, но на |соотношения платных|
|политики: | |различных этапах |и бесплатных услуг;|
|*государственный | |развития общества |*Региональная |
|или федеральный, | |каждый из них может|дифференциация |
|*региональный, | |стать приоритетным.|отраслей соц. |
|*уровень | |В пост |сферы. |
|предприятия или | |социалистических | |
|учреждения. | |государствах, в том| |
|В технологии соц. | |числе и в России, | |
|политики на любом | |развитие соц. сферы| |
|уровне выделяют две| |находится в | |
|части: *разработка | |переходной стадии. | |
|(основывается на | |Это порождает | |
|1.обоснованности и | |многообразие форм | |
|2.реалистичности), | |собственности и | |
|*реализация | |большой роли | |
|(связана с | |государства в соц. | |
|принципами | |сфере. | |
|1.конкретизации | | | |
|соц. политики в | | | |
|соц. программах и | | | |
|2.результативности)| | | |
|. | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
|9.Территориальные |10.Подходы к |11.Местное |12.Сущность и |
|соц. комплексы |управлению соц. |самоуправление |объекты соц. |
|Территориально-соци|сферой |Местное |програмирования |
|альные комплексы – |Социальная сфера – |самоуправление – |Соц. |
|это автономная |это совокупность |это деятельность |программирование |
|система, включающая|отраслей и |местных сообществ |представляет собой |
|производственную и |организаций, |по решению вопросов|форму системного |
|социальную |выполняющих функцию|местного значения |перераспределения |
|подструктуры |по удовлетворению |на основе принципов|ресурсов на основе |
|какой-либо |потребностей |самоорганизации, |заранее |
|территории. |населения, |самофинансирования |определенных целей,|
|Различают: |объединенных |и |критериев и |
|*местные, |системой |самоответственности|возможных форм |
|*региональные, |технологических |с целью улучшения |использования |
|*межрегиональные |связей и |качества жизни |данных ресурсов для|
|комплексы. |регулируемых |населения. |решения конкретных |
|Структуры |отраслевыми |Основные функции |соц. задач. |
|территориальных и |органами |местного |Основные черты |
|социальных |управления. |самоуправления: |программирования: |
|комплексов – это |1Сейчас отраслевая |*проведения |*Четко определена |
|соотношения между |структура |самостоятельных |проблема и |
|отраслями соц. |управления выглядит|соц-экономических |возможные сроки ее |
|сферы. |следующим образом: |мероприятий, |решения, |
|Показателями |*Федерация |*участие населения |установлены четкие |
|структуры являются:|(министерства и |в решениях вопросов|критерии степени |
|*стоимость соц. |ведомства), |местного значения, |достижения |
|услуг, *занятость в|*субъекты Федерации|выборность состава |желаемого |
|отраслях соц. |(отраслевые |местных органов |результата, *Четко |
|сферы, *стоимость |комитеты), |власти на |определены адресат |
|основных фондов и |*Муниципалитеты |демократической |получения ресурсов |
|т.д. В |(департаменты, |основе, |и органы, |
|любом комплексе |отделы). |*обеспечение |ответственные за |
|выделяется одна |Федеральные, |гарантий соц. |распределение |
|главная |региональные и |защиты населения |ресурсов и за |
|комплексообразующая|местные органы |территории. |решение проблемы. |
|отрасль. |управления входят, |У местных органов |Соц. проблемы, |
|Существует |соответственно, в |власти отсутствует |решаемые способом |
|специализация |состав |жесткая |программирования: |
|территориально-соци|правительства РФ; |вертикальная |1Крупные |
|альных комплексов: |администрацию |соподчиненность. |межотраслевые, |
|*в области науки, |субъектов РФ; в |Объекты местного |требующие ломки |
|*санаторно-курортно|мэрию, городскую |самоуправления: |традиционных схем |
|е дело и т.д. |администрацию |*комплексное |управления |
| |и.т.д. |соц-экономиеское |отраслями и сферами|
| |Особенностью |развитие |народного |
| |деятельности |территории, |хозяйства. |
| |отраслевых органов |*рациональное |2Крупные |
| |управления является|использование |межрегиональные, |
| |отсутствие жесткой |земель местного |требующие |
| |административной |общества, |координации усилий |
| |вертикал. На |*жилищно-коммунальн|множества |
| |функционирование |ое хозяйство и |территориальных и |
| |отраслевого |благоустройство |отраслевых |
| |управления |территории, |субъектов |
| |оказывают влияние |*транспорт, |управления (беженцы|
| |различные |торговое и бытовое |и перемещенные |
| |общественные |обслуживание, |лица); 3Связанные с|
| |организации, союзы,|*образование, |изменением |
| |ассоциации, которые|здравоохранение, |отношений |
| |не принимают |физкультура, спорт,|собственности и |
| |непосредственного |*охрана окружающей |сменой |
| |участия в |среды. |экономического |
| |управлении |Особенности |строя (проблемы |
| |отраслями, но они |местного |занятости |
| |защищают интересы |самоуправления в |населения, |
| |работников этих |России: |адаптация различных|
| |отраслей. |*отсутствие |групп населения к |
| |Отраслевые органы |федерально |рыночным отношения,|
| |управления |регламентированных |приватизация и |
| |выполняют следующие|форм местного |смена форм |
| |функции: |самоуправления, |собственности |
| |*разработка основ |*исполнительные |организаций и |
| |государственной и |органы местного |предприятий); 4 |
| |региональной соц. |самоуправления |Действиями правящей|
| |политики, |состоят из главы |элиты (беженцы, |
| |*разработка |администрации и ее |обустройство |
| |прогнозов, планов и|структурных |офицеров и их |
| |целевых программ |подразделений, |семей, ранее |
| |развития, |*основной документ |служивших за |
| |*разработка соц. |деятельности |рубежом); 5Проблемы|
| |норм и нормативов, |органов местной |«в перспективе», |
| |определяющих |власти – это Устав,|когда негативные |
| |различные аспекты |*местное |симптомы нерешенной|
| |управления, |самоуправление |проблемы нарастают |
| |*разработка |является средством |в быстрой |
| |стандартов |массового |прогрессии |
| |деятельности |привлечения |(экология, |
| |организаций, |населения к решению|демографические, |
| |*международное |территориальных и |СПИД); |
| |сотрудничество, |социальных проблем,|6Экстремальные, |
| |*реализация |*местная соц. |носящие |
| |кадровой политики, |политика является |чрезвычайный |
| |*регулирование |основным объектом |характер, требующие|
| |отношений |управления, |быстрого маневра |
| |собственности и |*специфика |ресурсами с |
| |т.д. |ресурсной базы |преодолением |
| |2Территориальный |(расширение |ведомственных и |
| |подход к управлению|ресурсной базы |территориальных |
| |Согласно |возможно через |барьеров (стихийные|
| |Конституции все |развитие малого |бедствия, |
| |субъекты РФ |предпринимательства|катастрофы, военные|
| |приобрели право на |). |конфликты), в |
| |реализацию | |дальнейшем эти |
| |собственной | |проблемы переходят |
| |соц-экономической | |в соц. |
| |политики. | |экономические, так |
| |Федеральные органы | |как требуют затраты|
| |перекладывают | |средств на |
| |ответственность за | |адаптацию к |
| |решение соц. | |жизненным условиям |
| |проблем на | |жертв катастроф; |
| |территориальные | |7Обусловленные |
| |органы управления. | |физиологическими |
| |Значительная часть | |особенностями |
| |налоговых сборов | |отдельных групп |
| |остается в | |населения (инвалиды|
| |распоряжении | |по состоянию |
| |региональных и | |здоровья или |
| |местных бюджетов. | |старости). |
| |В настоящее время | |Значение соц. |
| |управление соц. | |программ: |
| |сфер РФ | |*концентрация |
| |осуществляется в | |ресурсов в рамках |
| |рамках | |решения конкретной |
| |территориально-отра| |соц. проблемы (цель|
| |слевого подхода. | |– ресурсы – |
| |Спецификой данного | |мероприятия – |
| |подхода является | |результат), * |
| |создание структур | |позволяет привлечь |
| |управления не под | |для решения |
| |отрасль, а под | |проблемы новые, |
| |проблему (решение | |нетрадиционные виды|
| |проблем молодежи, | |ресурсов, прежде |
| |семьи, материнства | |всего |
| |и детства и т.д.) | |организационные |
| |Некоторые органы | |(взаимосвязь |
| |управления напрямую| |системы |
| |связаны с | |мероприятий, форм |
| |федеральными | |их контроля, |
| |структурами | |способов |
| |(пенсионный фонд, | |стимулирования и |
| |службы занятости). | |подстраховки в |
| |Функции | |случае |
| |территориальных | |возникновения |
| |органов управления:| |трудностей), * |
| |*разработка | |представляет собой |
| |долгосрочных и | |более заостренный |
| |среднесрочных | |подход к управлению|
| |региональных | |соц. объектами, |
| |прогнозов развития | |нежели |
| |соц. сферы, | |централизованное |
| |*разработка | |директивное |
| |финансовой | |планирование, |
| |стратегии развития | |которое не |
| |региона, *прямое | |заботится о поиске |
| |бюджетное | |новых, |
| |финансирование | |нетрадиционных |
| |организаций, | |путей подхода к |
| |регулирование | |решению проблемы |
| |деятельности | |или вообще не |
| |организаций, | |замечает ее |
| |находящихся в | |первопричину.. |
| |муниципальной | | |
| |собственности, | | |
| |*регулирование | | |
| |деятельности | | |
| |организаций | | |
| |негосударственных | | |
| |форм собственности,| | |
| |*организация | | |
| |международного | | |
| |сотрудничества, | | |
| |*реализация | | |
| |кадровой политики. | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
|13.Выбор целей |14.Ресурсное |15.Финансовая |16.Бюджетное |
|программирования в |обеспечение соц. |политика |финансирование |
|соц. сфере |программ |государства в соц. |организаций и |
|Важной задачей, |Важным моментом |сфере |учреждений соц. |
|стоящей перед |соц. |Финансовая политика|сферы |
|разработчиками соц.|программирования |государства в соц. |Основным источником|
|программ, является |является |сфере – это |финансирования соц.|
|выбор целей, т.е. |организация |деятельность |сферы выступает |
|описание разрыва |ресурсного |государства в лице |бюджет. |
|между современным |обеспечения, |органов власти |Существует 3 метода|
|состоянием |являются следующие |соответствующих |организации |
|управляемой соц. |ресурсы: *финансы, |уровней, |финансирования |
|системы и желаемым |*организационные |направленная на |текущей |
|будущим состоянием.|вопросы, |реализацию целей и |деятельности |
|Проблема |*материальные, |задач |бюджетных |
|целеполагания чаще |*информационные, |государственной |организаций: |
|всего решается с |*трудовые. |соц. политики |*самофинансирование|
|помощью следующих |Существуют |посредством |(обеспечение |
|подходов: |следующие проблемы |действующего в |организаций и |
|1Генетического |при обосновании |стране финансового |учреждений за счет |
|(основывается на |объемов ресурсов, |механизма. |их собственных |
|логике развития от |необходимых для |Источники |средств), *сметное |
|«наблюдаемого |достижения |финансовых ресурсов|финансирование |
|настоящего к |поставленной цели. |в соц. сфере: |(предоставление |
|будущему через |1)Деятельность |*бюджетные средства|денежных средств |
|устойчивые |объектов соц. |всех уровней, |для покрытия |
|сформировавшиеся |программирования |*бюджетные целевые |расходов |
|закономерности |(соц. слоев и групп|заказы, |учреждения), |
|прошлого»). |населения) носит |*спонсорские, |*смешанное |
|2Нормативного |трудно |благотворительные |финансирование |
|(наделяет |прогнозируемый |средства и |(предполагает |
|государство в лице |характер, |пожертвования, |частичную |
|конкретных |вследствие |*средства |компенсацию |
|управляющих органов|нерационального |внебюджетных |расходов из |
|правом решать, как |расходования |государственных |бюджетных средств).|
|должны развиваться |отдельных видов |фондов, *доходы от |Финансовые средства|
|те или иные соц. |ресурсов и сложной |собственности и |предоставляются |
|процессы). |соц. |хозяйственной |следующим |
|3Аналоговый |психологической |деятельности |организациям: |
|(предусматривает |мотивации поведения|организаций, |*форма |
|перенос отдельных |лиц, охваченных |*средства |собственности |
|эталонов соц. - |соц. программами |благотворительных |хозяйственного |
|экономического |(например, растрата|фондов и |субъекта должна |
|развития зарубежных|денежных пособий не|некоммерческих |быть |
|стран в качестве |по назначению). |организаций, |государственной, |
|желаемых и |2)Проблема |*кредитные ресурсы.|*высокая значимость|
|возможных |стандартизации |Направления |соц. услуг. |
|перспектив развития|услуг и |использования |Формы |
|других стран) |неопределенности в |финансовых |финансирования |
|Современное |вопросе |ресурсов: |организаций соц. |
|российское общество|ценообразования |*материальные |сферы |
|является |вследствие участия |расходы, *оплата |осуществляется в |
|уникальной, |в соц. программах |труда, *капитальный|двух формах: |
|неповторимой |негосударственных |ремонт, фонды соц. |*бюджетные |
|системой, |организаций (как |развития, *прочие |ассигнования (на |
|вследствие наличия |коммерческих, так и|отчисления (налоги |конкретные цели), |
|в обществе |неприбыльного |с сборы). |*бюджетные дотации.|
|поляризованных |сектора). Эта |Роль государства в |С 1989 г. суммы |
|социальных, |проблема решается в|разработке и |ассигнований |
|доходных, |настоящее время |реализации |рассчитываются с |
|политических групп,|путем сертификации |финансового |помощью нормативов |
|многообразия |и лицензирования |механизма |бюджетного |
|национальностей и |деятельности |определяется |финансирования. |
|религий, |учреждений соц. |правовым |Норматив – это цена|
|климатических и |сферы. |обеспечением. |предоставления |
|региональных |3)Необходимость |Особенностью |услуги или |
|различий, |наличия четкой базы|финансирования соц.|выполнения работ. |
|исторического |нормативов при |сферы является | |
|опыта. Наиболее |разработке соц. |сочетание | |
|приемлемым |программ, отсюда |отраслевого и | |
|вариантом адаптации|появление |территориального | |
|зарубежного соц. |установленных |принципов | |
|опыта в современных|государством |управления. | |
|российских условиях|минимальных |Правительство РФ | |
|является |«потребительских |разрабатывает | |
|использование для |корзин», МРОТ и |минимальный | |
|установления целей |минимальных пенсий.|потребительский | |
|«сценарного |На основе |бюджет на основе | |
|метода», |установленных |основных | |
|основанного на |вышестоящими |потребностей | |
|логическом анализе |органами финансовых|населения. Т.е. | |
|тенденций. |нормативов |осуществляет | |
|Методы: |деятельности |выплаты по | |
|систематизация и |организации |минимальным | |
|изучение тенденций,|самостоятельно |стандартам. | |
|масштаб |определяют |Финансовая помощь | |
|исследования, |внутренние нормы и |регионов | |
|степень его |нормативы |осуществляется | |
|подробности. |расходования всех |посредством | |
|Четко определяется |видов материальных |субсидий и грандов,| |
|цель развития |ресурсов, а также |которые реализуют | |
|программируемой |организационно-экон|принцип | |
|системы, выявляются|омические нормы и |регионального | |
|основные факторы, |нормы деятельности.|бюджетного | |
|влияющие на ее |4)Тесная |выравнивания. | |
|развитие, и |взаимосвязь с |Субсидия – это | |
|формулируются |организационно-экон|пособие в виде | |
|критерии для оценки|омическими и |денежной или | |
|развития. При |научно-техническими|натуральной формы. | |
|составлении |процессами в стране|Предоставленное за | |
|сценария |(политическая |счет средств | |
|используются |нестабильность, |государственных | |
|имитационные |инфляция). 5) |бюджетов всех | |
|модели, методы |Составление бюджета|уровней, а также | |
|анализа |на реализацию |спец фондов местным| |
|перекрестного |программы (расчет |органам власти, | |
|влияния и генерации|объема затрат |юридическим и | |
|идей. Проблемы|ресурсов и их |физическим лицам, | |
|разработки соц. |распределение по |другим | |
|программ на данном |исполнителям) |государствам. | |
|этапе: |рассчитывается в |Различают субсидии | |
|*необходимость |стабильных ценах с |прямые (финансируют| |
|определения |последующей |необходимые соц. | |
|структуры сценария |индексацией. |потребности в | |
|и круга вопросов, | |регионе) и | |
|которые должны быть| |косвенные (это | |
|в нем освещены, | |система льгот по | |
|*организация | |налогообложению или| |
|тесного | |кредитованию | |
|взаимодействия лиц,| |субъектов). Гаранты| |
|принимающих решения| |– это финансируемый| |
|и экспертов при | |заказ потребителя в| |
|подготовке | |форме безвозмездно | |
|сценария, *описание| |выделенных денежных| |
|структуры изучаемой| |средств под | |
|предметной проблемы| |конкретное | |
|и динамику ее | |мероприятие высокой| |
|развития при | |соц. значимости на | |
|заданных условиях и| |условиях | |
|ресурсных | |конкурсного отбора.| |
|ограничениях. | | | |
|17.Государственное |18.Финансовые |19.Источн. |20.Инвестирование в|
|внебюджетное |отношения и |поступления фин-ых |соц. сферу |
|финансирование соц.|основные понятия |ресурсов соц. сф. |В условиях |
|потребностей |финансового |Финансовые ресурсы |экономических |
|Государственное |механизмав соц. |организаций – это |реформ происходят |
|внебюджетное |сфере |выраженная в |следующие изменения|
|финансирование соц.|Финансовые |денежной форме, |в инвестиционном |
|потребностей |отношения в |стоимость их |процессе в соц. |
|осуществляется за |организациях соц. |имущества и |сферу: 1Большую |
|счет |сферы существуют |денежные средства. |роль принимают |
|государственных |между: |Фин. ресурсы |государственные |
|социальных |*организациями и |делятся на: |инвестиции от |
|внебюджетных |учреждениями, |*собственные, |региональных и |
|фондов, которые |*внутри организаций|*привлеченные, |местных органов |
|могут быть |и учреждений, *с |*заемные. К |власти, в виде |
|федеральными и |коммерческой |собственным |компенсации |
|региональными. |финансово-кредитной|относятся: 1Уствный|сокращения |
|Централизованные |системой (банки, |или аукционный |инвестиций из |
|фонды обязательного|страховые и |капитал (включает |федерального |
|соц. страхования – |инвестиционные |основной, за счет |бюджета; |
|это пенсионный, |компании, иные |которого |Государственные |
|социальное |финансовые |формируются |средства поступают |
|страхование и мед. |институты), |основные средства и|в соц. сферу в виде|
|страхование. |*государственные |оборотный – |концентрации |
|Граждане со своего |бюджеты различных |оборотные |ресурсов в рамках |
|среднего заработка |уровней, |средства); |отдельных |
|платят 1% только в |*государственные |2Добавочный капитал|федеральных и |
|пенсионный фонд. |внебюджетные фонды.|(средства, |региональных соц. |
|Работодатели от |1)Инвестирование |полученные от |программ |
|фонда заработной |капитальных |продажи акций сверх|(Дети-инвалиды, |
|платы выплачивают: |вложение может |их номинальной |Развитие соц. |
|28 % - в пенсионный|осуществляется от |стоимости, дооценки|обслуживания и |
|фонд, 5,4 % - в |учредителей или |основных средств, |т.д.). Цель таких |
|фонд соц. |выделятся из |полученные |программ: |
|страхования и 3,6 %|бюджетов всех |безвозмездно в |*формирование |
|- в фонд мед. |уровней. |уставный капитал); |благоприятного |
|страхования. |2)Финансирование из|3Резервный капитал |инвестиционного |
|Целевые назначения |внебюджетных фондов|(образуется за счет|климата, *снижение |
|этих фондов: |идет в |отчислений от |соц. напряженности |
|пенсионный – |соответствующих |прибыли, |в обществе, |
|выплата пенсий, |направлениях: |используется на |*сохранение влияния|
|фонд соц. |обеспечение хоз. |покрытие убытков, |государства на |
|страхования – |деятельности мед. |выплаты |ценовую политику, |
|всевозможные |учреждений, центров|задолженности по |арендную плату, |
|пособия, фонд мед. |соц. защиты и т.д. |зарплате |тарифы на |
|страхования – |3)Следующий вид |работникам); |жилищно-коммунальны|
|оплата медицинской |поступления |4Инвестиционный |е платежи и т.д. |
|помощи и лечение. |финансов – |фонд, включает в |2На первый план |
| |собственная |себя фонды |инвесторами |
| |предпринимательская|накопления и |выступают |
| |деятельность |амортизации, другие|коммерческие, |
| |организаций: |источники |финансово-кредитные|
| |оказание платных |(отчисляется из |организации |
| |услуг, сдача в |чистой прибыли и |(банки), которые |
| |аренду помещений и |фин. помощи, для |вкладывают средства|
| |оборудования. |некоммерческих |в соц. сферу, |
| |4)Спонсорские и |организаций может |преследуя следующие|
| |благотворительные |быть начислен за |цели: *получение |
| |поступления, |счет бюджетного |финансовой отдачи, |
| |безвозмездные |финансир., |в том числе через |
| |вклады юридических |благотворительных |приобретение |
| |и физических лиц. |поступлений, |контрольных пакетов|
| |5)В отраслях соц. |предназначен для |акций коммерческих |
| |сферы относительно |развития |организаций, |
| |мала доля |производства, |*приобретение в |
| |банковского |основной |массовом сознании |
| |кредитования на |деятельности); |населения |
| |инвестиционные цели|5Валютный фонд |благоприятного |
| |ввиду низкой |обслуживает |отношения к банкам,|
| |окупаемости (за |валютные операции с|считающимися одной |
| |некоторым |зарубежными |из агрессивных форм|
| |исключением – |партнерами (валюта |бизнеса посредством|
| |туризм…) |покупается или |меценатства. |
| |Поэтому в соц. |приобретается за |3Сокращается доля |
| |сфере получили |счет |инвестиций |
| |широкое |благотворительных, |предприятий сферы |
| |распространение |спонсорских |материального |
| |практика различных |поступлений); 6Фонд|производства, ранее|
| |льгот, |потребления |создававших |
| |предоставляемых |отчисляется от |собственную |
| |организациям соц. |чистой прибыли |многопрофильную |
| |сферы: *льготные |(расходуется на |соц. |
| |процентные ставки |выплату дивидендов,|инфраструктуру; |
| |по кредитам банков |оказание |4Повышается |
| |на конкретные |материальной помощи|активность |
| |целевые проекты, |работникам и т.д.);|иностранных |
| |*гибкая форма |7Фонд оплаты труда |инвесторов. |
| |гарантийных |формируется за счет|Иностранные |
| |обязательств |выручки от |вложения |
| |(поручителем |реализации |осуществляются |
| |выступает |продукции или услуг|прямыми |
| |государство или |(зарплата, |инвестициями или в |
| |третьи лица). |дивиденды); 8Фонд |виде вхождения в |
| |Важнейшим |платежей в бюджет и|число акционеров |
| |источником |во внебюджетные |некоторых |
| |финансирования |фонды формируется в|предприятий. |
| |текущей |зависимости от |Некоторые |
| |деятельности и соц.|сроков уплаты |иностранные |
| |развития |различных налогов и|инвестиции бывают |
| |коллективов |отчислений; 9Кроме|совместными с |
| |государственных и |указанных выше, |российскими |
| |муниципальных |организации могут |предприятиями или |
| |учреждений, оплаты |формировать и |со 100 %-м |
| |труда их работников|другие формы |иностранным |
| |служат средства, |денежных средств, |капиталом. |
| |поступающие из |например, для |Инвестиционные |
| |государственных и |погашения кредитов |торги |
| |местных бюджетов. |банков. К |используются, в |
| |6)Средства, |привлеченным |основном, при |
| |приравненные к |(приравненным к |приватизации гос. |
| |собственным, - |собственным) |собственности. |
| |устойчивые пассивы,|средствам |Торги позволяют |
| |не принадлежащие |организаций |выбрать лучший |
| |организации, но |относятся: |вариант инвестиций |
| |постоянно |*кредиторские |в соц. сферу, а |
| |находящиеся в ее |задолженности, |также налагают на |
| |обороте, также |*средства, |будущего |
| |являются |получаемые от |собственника |
| |источниками |продажи акций, |определенные |
| |финансирования |паевые и другие |обязательства: |
| |текущей |взносы граждан. |*оплата полной |
| |деятельности. |К заемным средствам|стоимости объекта, |
| | |относят: *денежные |*сохранение профиля|
| | |кредиты банков, |работы организации |
| | |страховых компаний,|в течение |
| | |инвестиционных |определенного |
| | |фондов и т.д., |срока, *сохранение |
| | |*имущественные |рабочих мест, |
| | |кредиты (лизинг, |*содержание |
| | |передача товара на |объектов соц. |
| | |реализацию или |назначения, |
| | |консигнацию, по |входящих в |
| | |вексель и т.д.). |имущественный |
| | | |комплекс объекта. |
|21.Экономическая |22.Организация |23.Особенности |24.Надбавки, |
|сущность, функции и|основной зарплаты в|оплаты труда в |доплаты, премии и |
|уровень зарплаты в |гос. секторе соц. |коммерческом |другие |
|соц. сфере |сферы |секторе соц. сферы |поощрительные |
|Зарплата – это |Тарифная система – |Формы зарплаты |выплаты |
|денежное |совокупность |ставится в |Помимо тарифных |
|вознаграждение, |нормативов, при |зависимость от |ставок существуют |
|которое |помощи которых |величины зарплаты |другие |
|выплачивается |производится |от количества и |зарпалатообразующие|
|работнику за |дифференциация и |качества труда. |факторы, так |
|выполненную работу |регулирование |Предприятия |называемые |
|в соответствии с ее|заработной платы |коммерческого |надтарифные выплаты|
|объемом, качеством |работников в |сектора |– надбавки, премии,|
|и результатами, |зависимости от |ориентированы на |доплаты, другие |
|тесно связана с |сложности и условий|использование |поощрения. Их |
|издержками |труда. Основой |рыночных |основная цель – |
|производства, |организации |регуляторов |учет и |
|ценой, прибылью, |зарплаты в |заработной платы. |стимулирование |
|доходами, |учреждениях, |При установлении |развития личностных|
|занятостью, уровнем|находящихся на |ставок и окладов |качеств, |
|инфляции. |бюджетном |предприятия ком. |обеспечивающих |
|Государство |финансировании, |сектора учитывают: |высокую |
|воздействует на |является единая |*сложившийся на |эффективность |
|уровень зарплаты |тарифная сетка -ЕТР|рынке труда уровень|труда. В отличие от|
|через установление |(совокупность |зарплаты по |оклада надтарифные |
|МРОТ, налогов, |квалификационных |отраслям, |выплаты относятся к|
|начислений на |разрядов и |профессиям, |переменной части |
|зарплату. |соответствующих им |квалификациям; |зарплаты и являются|
|Профсоюзы участвуют|тарифных |*свои финансовые |исключительной |
|в разработке |коэффициентов, с |возможности, |компетенцией |
|всевозможных |помощью которых |определяемые |организаций, за |
|тарифных соглашений|устанавливается |размерами |исключением |
|и коллективных |зависимость |фактически |некоторых выплат, |
|договоров на |заработной платы |получаемых и |предусмотренных |
|предприятиях, |работников от их |предполагаемых |законодательством. |
|используют активные|квалификации). |доходов и прибыли |Классифицируются |
|методы борьбы – |Называется единой |от реализации |по: |
|забастовки. |потому что: |услуг. В |1Функциональному |
|Выделяют 3 функции |1Обязательна для |коммерческом |назначению, |
|зарплаты: |применения во всех |секторе соц. сферы |2Источнику выплат |
|1Воспроизводственна|бюджетных |уровень ставок и |(фонд зарплаты, |
|я заключается в |организациях |окладов до 50-ти и |экономия фонда |
|обеспечении |независимо от их |более % выше, чем в|зарплаты, спец. |
|нормального |отраслевой |государственном. |поощрительные |
|воспроизводства |принадлежности; |Это вызвано |фонды. |
|рабочей силы, |2Охватывает |следующими |Дополнительные |
|устойчивой |тарификацию всех |причинами: *более |доходы бюджетных |
|работоспособности, |категорий персонала|высокая доля |организаций от |
|удовлетворении |от простых рабочих |основной ставки, |реализации платных |
|необходимых |до руководителей |оклада, *большая |услуг, в |
|материальных, |высшего звена. |эффективность |коммерческом |
|социальных и |Применение |коммерческого |секторе – прибыль);|
|духовных |дифференцированных |сектора по качеству|3Сфера применения |
|потребностей |показателей оценки |и |(все отрасли, |
|работника. Механизм|профессиональных |конкурентоспособнос|несколько отраслей,|
|реализации этой |качеств работников |ти услуг, *более |отрасль, |
|функции – |и их личного |высокая |профессиональная |
|установление МРОТ, |вклада позволяет |интенсивность и |группа); 4Сроки |
|который фиксируется|более тесно увязать|продолжительность |применения и |
|на уровне |размеры зарплаты с|рабочего дня, |систематичность |
|прожиточного |результатами их |*появилась |(год, несколько |
|минимума, |труда и |возможность |месяцев, время |
|призванного |стимулировать |существенно |выполнения работ |
|удовлетворить |повышение его |повысить |или заданий, |
|необходимые |эффективности. В|стимулирующую роль |постоянно); |
|потребности |пределах выделенных|зарплаты за счет ее|5Порядок |
|работника простого |средств, |индивидуализации |определения |
|труда на минимально|организации |(размер оплаты |размеров |
|допустимом уровне. |самостоятельно |труда работников |вознаграждения (в |
|2Распределительная |определяют: |ставится напрямую в|процентах от |
|функция состоит в |*структуру и штат, |зависимость от |тарифной ставки, к |
|обеспечении |*соотношение |фактических |сумме от |
|оптимальных |численности |результатов |экономического |
|пропорций в |работников, *виды и|индивидуального |эффекта, в |
|распределении труда|размеры выплат |труда), *договорной|абсолютных суммах).|
|и рабочей силы по |стимулирующего |метод (между |Надбавки, |
|сегментам |характера, *формы и|работодателем и |стимулирующие рост |
|экономики. |системы зарплаты, |работником) |квалификации и |
|Реализуется через |виды, размеры и |установления |проф. мастерства |
|сегментацию уровней|порядок |зарплаты в малых |применяются в тех |
|зарплаты работников|премирования. |предприятиях. |случаях, когда |
|по отраслям | |Формы зарплаты – |фактор квалификации|
|народного | |сдельная, |и сложность работ |
|хозяйства, регионам| |премиальная, |недостаточно |
|страны, профессиям | |аккордная, |учитывается в |
|и специальностям. | |штатно-окладная, |основных тарифных |
|Необоснованно | |получение |ставках. |
|высокая или | |дивидендов по |Надбавки, |
|заниженная зарплата| |акциям. |стимулирующие рост |
|в тех или иных | | |интенсивности труда|
|сегментах экономики| | |и увеличение объема|
|может вызвать | | |работ (за |
|нежелательные | | |совмещение |
|перемещения рабочей| | |профессий, |
|силы. | | |должностей, |
|3Стимулирующая | | |функций, расширение|
|функция реализуется| | |зон обслуживания, |
|посредством ее | | |увеличение объема |
|дифференциации – по| | |работ, работу с |
|сложности труда, | | |меньшей |
|ответственности | | |численностью). |
|работника, условиям| | |Надбавки и доплаты |
|и интенсивности | | |за работу в особых |
|труда, квалификации| | |условиях выполняют |
|работников, | | |стимулирующую и |
|результатам труда. | | |компенсирующую |
|Особенности | | |функцию. |
|зарплаты в соц. | | |Источником премий |
|сфере: 1В | | |является |
|госсекторе основным| | |дополнительный |
|источником зарплаты| | |доход, который |
|являются бюджеты | | |образуется |
|всех уровней, | | |вследствие |
|внебюджетные фонды,| | |повышения |
|в коммерческом | | |эффективности |
|секторе – доходы от| | |труда. |
|коммерческой | | | |
|деятельности; | | | |
|2Особые требования | | | |
|к личным качествам | | | |
|сотрудников - | | | |
|уровень культуры, | | | |
|образованность, | | | |
|коммуникативность, | | | |
|моральные и | | | |
|этические качества;| | | |
|3Затрудненность в | | | |
|определении | | | |
|качества работы, | | | |
|эффективность | | | |
|которого зависит и | | | |
|от потребителя | | | |
|услуг; | | | |
|4Специфичные формы | | | |
|оплаты труда: | | | |
|гонорар, гранды, | | | |
|почасовая оплата, | | | |
|совместительство, | | | |
|разовое | | | |
|вознаграждение за | | | |
|экспертизу или | | | |
|консультацию и т.д.| | | |
|25.Предпринимательс|26.Особенности |27.Факторы, |28.Бизнес-планирова|
|твоство |государственного и |влияющие на |ние как инструмент |
|и его роль в соц. |частного |предпринимательскую|предпринимательской|
|сфере |предпринимательства|деятельность |деятельности |
|Предпринимательство| |Основные факторы, |Бизнес-план – это |
|– это инициативная |особенности |влияющие на |документ, с |
|самостоятельная |развития |предприн-кую |которого начинается|
|деятельность |предприн-ва в |деятельность: |становление и |
|собственника, |России связаны с |1Нормативная база: |развитие любого |
|направленная на |характером |*законодательные |предприятия. Б-П|
|получение прибыли |собственности. |нормы по поводу |включает в себя: |
|под свой риск и |Согласно ГК в РФ |собственности и |*представление о |
|имущественную |существуют |аренды (права |функционировании |
|ответственность. |следующие формы |предприн-лей как |предприятия, |
|Предпринимательская|собственности: |собственников |*содержит все |
|среда – это |*государственная |реализуются при |производственные |
|совокупность |(предприятие не |пользовании, |характеристики |
|общественных |является |владении и |предприятия, |
|институтов и |собственником |распоряжении |*принципы и методы |
|условий, систем |своего имущества – |имуществом), |руководства |
|государственной |собственником |*законодательные |предприятием, |
|поддержки, |является |нормы о возможных |*программу |
|социальных кланов, |государство), |видах предприн-кой |управления |
|безопасность и |*частная (полностью|деятельности |финансами, |
|инфраструктура |находится в руках |(предприн-во в соц.|*перспективы |
|которых |конкретных |сфере регулируется |развития |
|обеспечивают |индивидов или |гражданским |производства для |
|становление и |групп), |кодексом РФ), |инвесторов и |
|развития |*муниципальная и |*налоговое |кредиторов. Б-П|
|предприн-ва. |т.д. |законодательство, |является |
|Для соц. сферы |государственные, |*законодательство |инструментом |
|характерно малое |федеральные и |об авторских правах|стратегического |
|предприн-во, |муниципальные |(авторское право |планирования. |
|которое связано с |унитарные |связано с развитием|Разделы Б-П: |
|учетом численности |предприятия имеют |вторичного рынка), |1Резюме; 2Описание |
|работников на |право |*законодательство о|товара или услуг: |
|предприятии. В|хозяйственного |правах |*потребность в |
|настоящее время |ведения, а |потребителей. |услугах, |
|малое предприн-во |федеральные |2Труд: в соц. сфере|*особенности услуги|
|распространено в |казенные |преобладают |в отличие от уже |
|следующих сферах: |предприятия – право|интеллектуальные, |существующих, |
|*розничная торговля|оперативного |творческие, |*насколько долго |
|и сфера услуг, |владения. |человеческие |услуга будет |
|*сфера аудита, |Предприятие не |ресурсы. |оставаться новой, |
|страхования, |имеет право |Предприн-во |*какие патенты или |
|*городское |продавать |открывает и |лицензии необходимы|
|хозяйство, |принадлежащее ему |развивает |для производства |
|*здравоохранение и |имущество, сдавать |возможности для |услуги, *оценка |
|наука. |в аренду или поз |самореализации |конкурентоспособнос|
|Предприн-во |залог без согласия |личности. |ти; 3Маркетинг: |
|выполняет |собственника. |3Капитал – это |*схема |
|соц-экономические |Если предприятие |здания, сооружения,|распространения |
|функции в обществе;|производственной |оборудование и |услуг, |
|способствует |сферы можно |денежные средства, |*ценообразование, |
|удовлетворению |перепрофилировать, |необходимые для |*реклама и другие |
|изменчивого |то в соц. сфере |предприн-кой |стимулирующие |
|потребительского |перепрофилирование |деятельности. |средства продаж; |
|спроса и |ограничено или |Капитал |4Производство |
|установлению |запрещено. |функционирует в |услуги: *как будет |
|определенного |Частный бизнес, в |различных видах |организовано |
|равновесия на |отличие от |предприн-ва, и это |производство услуги|
|потребительском |государственного, |вызывает отличие |(в действующей |
|рынке. Малое |более мобилен и |эффективности его |организации или |
|предприн-во играет |более широко |использования. |вновь созданной), |
|значительную роль в|использует методы |Частный капитал |*какие потребуются |
|создании новых |маркетинга. |имеет большую |ресурсы (кадровые, |
|рабочих мест, |Государственное |скорость |материально-техниче|
|способствует |предприн-во в соц. |оборачиваемости в |ские и т.д.), |
|обеспечению |сфере имеет более |отличие от |*оборудование, |
|занятости |высокий имидж. |государственного, |возможна ли |
|специфических |Государственные |который связан с |кооперация в |
|категорий |предприятия |регламентацией и |производстве услуг,|
|населения. |ориентируются на |контрольной |*контроль качества |
|Современные |однородность проса |деятельностью |услуги; |
|проблемы малого |и доступность |собственника. |5Организация |
|предприн-ва: |услуг. |4Информация – это |производства и |
|*система жесткого |Частные предрин-ва |сведения, которые |кадры: *какие |
|налогообложения, |развиваются на |уменьшают степень |потребуются |
|*нехватка средств |экономически более |неопределенности в |специалисты, *их |
|для открытия или |выгодных рынках. |каких-либо |заработная плата, |
|расширения бизнеса,|Государственное |процессах и |*способы |
|*криминальная |предприн-во решает |явлениях. |привлечения |
|обстановка, |и экономические и |В соц. сфере в |специалистов. |
|*отсутствие |социальные задачи, |настоящее время |Б-П является |
|реалистичных |в то время как |осуществляется |основой становления|
|концепций развития |частное предприн-во|процесс |финансового плана. |
|малого предприн-ва |ориентируется на |информатизации, | |
|на государственном |максимальное |который включает в | |
|уровне, *высокий |извлечение прибыли.|себя: *создание | |
|уровень риска, | |информационной | |
|*отсутствие | |техники и | |
|нормальных | |технологий, | |
|взаимоотношений с | |обеспечивающих | |
|органами власти | |производство, | |
|(бюрократия, | |*разработка | |
|взяточничество). | |инфраструктуры | |
|Решение этих | |(связь | |
|проблем связано с | |телекоммуникаций), | |
|увеличением доли | |*производство самой| |
|участия местных | |информации. | |
|структур. В | | | |
|соц. сфере | | | |
|предприн-во | | | |
|осуществляется по | | | |
|следующим | | | |
|направлениям: | | | |
|*дополнительные | | | |
|услуги в рамках | | | |
|основной | | | |
|деятельности, | | | |
|*услуги, связанные | | | |
|с основной | | | |
|деятельностью, | | | |
|*услуги, не | | | |
|связанные основной | | | |
|деятельностью. | | | |
|29.Сущность и |30.Цели и ресурсы |31.Построение |32.Жизненный цикл |
|особенности |управления |структуры |организаций соц. |
|менеджмента в |организациями соц. |управления |сф. |
|организации соц. |сферы |Структура |Жизненный цикл |
|сферы |Всем организациям |управления является|организации – это |
|Менеджмент – это |соц. сферы присуща |одним из факторов, |период времени от |
|деятельность по |общая схема |отражающим систему |момента создания |
|разработке и |построения, которая|организации труда и|организации м до |
|реализации |состоит из целей и |информационные |момента прекращения|
|программы |ресурсов. ЦЕЛЬ |потоки. Для |ее |
|достижения целей |создания любой |большинства |функционирования. |
|организации. |организации – это |организаций соц. |Жизненный цикл |
|Особенности |удовлетворение |сферы характерны |организаций |
|менеджмента: |определенных |следующие структуры|непродолжителен, |
|*непосредственный |социально-обществен|управления: |т.к. происходит |
|контакт |ных потребностей |1Линейная. |постоянная |
|производителя и |или реализация |Достоинством данной|адаптация к внешним|
|потребителя услуг, |интересов граждан. |структуры является:|условиям. Стадии |
|*влияние самих |Для коммерческих |*жесткое разделение|жизненного цикла: |
|потребителей на |организаций |на управляющих и |1На этой стадии |
|эффективность |существует |управляемых, |перед организацией |
|предоставленных им |дополнительная цель|*специфика |стоят задачи |
|услуг, *более |– получение прибыли|разделения труда; |выживания, |
|высокая удельная |или обеспечение |недостатком – |расширения |
|трудоемкость услуг |рентабельности. |безоперативность. |масштабов и |
|и меньшая |РЕСУРСЫ 1Кадровые |2Функциональная. |направлений |
|фондоемкость и |ресурсы: В |Достоинства: *все |деятельности. |
|материалоемкость, |настоящее время |элементы системы |2Становление – |
|*услугам присуща |происходит |связаны в единое |характерен |
|более высокая |расширение перечня |целое, *управление |стабильный ритм |
|степень |соц. услуг. При |осуществляется на |работы организации,|
|индивидуализации, |этом одновременно |основе коллективных|при этом возможно |
|*сложность |наблюдается |методов, |расширение |
|измерения качества |перепрофилирование |*оперативность |направлений |
|предоставляемых |организаций соц. |функционирования. |деятельности |
|услуг. |сферы. Все это |Основные факторы |организации. На |
|Коммерческие |приводит к сдвигам |построения структур|этой стадии |
|организации в соц. |кадрового |управления: 1Норма |появляются проблемы|
|сфере относятся к |обеспечения |управляемости – это|бюрократизазации |
|малым предприятиям,|организаций соц. |количество |организации. |
|которые обладают |сферы. Кадры. |подчиненных, |3Конечной стадии |
|следующими |Которые работают в |которыми эфективно |характерны |
|достоинствами: |соц. сфере не |может управлять |следующие проблемы:|
|упрощенная форма |обладают высокой |непосредственный |*массовая |
|учета, *льготное |степенью |руководитель. Чем |бюрократизация, |
|налогообложение, |профессионализма. |выше норма |*снижение |
|*более тесный |Существуют |управляемости, тем |адаптивности, |
|контакт между |определенные |ниже степень |*снижение мотивации|
|работниками и |направления в соц. |непосредственных |работников. Это |
|руководителями |сфере, по которым в|контактов |приводит к |
|предприятия, *более|России нет |руководителя и |прекращению |
|высокая |подготовленных |подчиненных. Это |существования |
|интенсивность |кадров (туризм, |способствует |организации. |
|информационного |реклама, |развитию |Существуют моменты |
|обмена с внешней |информационные |неформальных |«возрождения» |
|средой, *различные |технологии, |структур |организации, т.е. |
|формы гос. |менеджмент и т.д.) |управления. При |обновления в |
|поддержки. |Кадровые проблемы |снижении нормы |деятельности |
|Факторы, |связаны с |управляемости |организации и |
|затрудняющие |индивидуализацией |происходит |разработка новой |
|развитие малых |потребностей |увеличение числа |концепции |
|предприятий в соц. |населения. |уровней в структуре|деятельности. |
|сфере: |Аспектом управления|управления, а это |Реорганизация – это|
|ограниченная |кадрами является |приводит к снижению|частичная или |
|возможность |разработка системы |мобильности системы|полная |
|привлечения и |стимулирования. |и ее |переорганизация |
|использования |Проблемы |бюрократизации. |деятельности |
|ресурсов, *более |стимулирования: |Критерии |организации на |
|высокая степень |оплата труда |определения |новую систему |
|риска. |работников соц. |рациональной нормы |управления. |
|Указанные |сферы находится в |управляемости: |Структурные |
|особенности |ведении бюджета, |*установление |изменения |
|организации соц. |*высокая доля |плановых |способствуют |
|сферы отражаются в |женщин в |показателей, |созданию и |
|системе управления |организациях соц. |*возрастание |расширению |
|этими |сферы, значительную|интенсивности |действующих |
|организациями. |часть работников |межгрупповых и |управленческих |
| |соц. сферы |межличностных |подразделений. К |
| |составляют |контактов при |ним относятся: |
| |волонтеры |решении новых |*маркетинговые |
| |(бескорыстные |задач, *уровень |службы, |
| |добровольцы). |подготовки |*экономические, |
| |2Основу |руководителей. |финансовые и |
| |материальных |2Делегирование |юридические службы,|
| |ресурсов |полномочий |*информационные |
| |предприятия |способствует |службы, *службы |
| |составляют основные|освобождению |безопасности. |
| |фонды. Это |руководителей от | |
| |обстоятельство |тукущих | |
| |должно приниматься |повседневных дел и | |
| |во внимание при |позволяет им | |
| |разработке |сосредоточиться на | |
| |стратегии |решении | |
| |управления |стратегических | |
| |организацией и ее |задач. | |
| |инфраструктурой. |Делегирование | |
| |3Информационные |полномочий | |
| |ресурсы: |стимулирует | |
| |*информация |работников к | |
| |является основой |повышению | |
| |для оказания соц. |квалификации и | |
| |услуг, *информация |способствует | |
| |связана с |возможности | |
| |совершенствованием |управления | |
| |технологий |организацией. | |
| |получения и |3Централизация и | |
| |обработки данных. |децентрализация | |
| |4Финансовые ресурсы|управления в | |
| |– поиск |организациях соц. | |
| |дополнительного |сферы. Существуют | |
| |финансирования. |некоторые отрасли | |
| | |соц.сферы, для | |
| | |которых характерны | |
| | |высокий уровень | |
| | |централизации. | |
| | |Децентрализация | |
| | |связана с | |
| | |управлением соц. | |
| | |сферой на | |
| | |региональном уровне| |
| | |и уровне местного | |
| | |самоуправления. | |
|33.Сущность и |34.Стратегическое |35.Разработка |36.Маркетинговый |
|особенности |планирование и |целевого рынка |комплекс |
|маркетинга услуг |маркетинг услуг |услуг |организаций соц. |
|организаций соц. |Стратегическое |Целевой рынок – это|сферы |
|сферы |планирование – это |совокупность |Комплекс маркетинга|
|Маркетинг – это |процесс развития и |клиентов, |состоит из 4-х |
|процесс |сохранения |организаций, |стратегий: |
|планирования и |стратегического |удовлетворение |*стратегия |
|воплощения замысла |соответствия между |потребностей |продукта, *ценовая |
|ценообразования, |целями, ресурсами |которых является |стратегия, |
|продвижения и |организации и ее |основной целью |*стратегия |
|реализации идей, |рыночными |организации. |коммуникации, |
|товаров и услуг |возможностями. |Стратегии целевого |*стратегия |
|посредством обмена,|Выделяются общие и |рынка услуг: |реализации. |
|удовлетворяющим |конкретные цели |1Организация |Стратегия продукта |
|цели отдельных лиц |деятельности |применяет массовый |– это услуги. |
|и организаций. |организации. |маркетинг |Услуга состоит из |
|Особенности |Посредством метода |(рассчитано на |следующих |
|маркетинга в соц. |«дерева целей» |общедоступность для|компонентов: |
|сфере определяются |происходит |среднего клиент); |1Потребность, |
|характером услуг, |определение |2Выбирается один |2Услуга в реальном |
|предоставляемых |конкретных целей |сегмент рынка (одно|исполнении, 3Услуга|
|учреждениями соц. |деятельности |конкретное |с подкреплением. |
|сферы: *их |различных |направление); |Частью стратегии |
|неосязаемость – |организаций. |3Организация |продукта является |
|невозможность |Цели деятельности |занимает несколько |разработка новых |
|материально ощутить|организаций |сегментов рынка. |услуг. Появления |
|услугу в процессе |формируются под |Сегментирование |новых услуг может |
|ее получения, |воздействием |рынка услуг – это |быть обусловлено |
|*неразрывность |окружающей среды |деление |следующими |
|производства и |маркетинга. |потенциальных |обстоятельствами: |
|потребления услуги |Окружающая среда |потребителей услуг |*появление новых |
|(нет посредников, |маркетинга |на большие |товаров, требующих |
|например получение |подразделяется на |устойчивые группы, |сервисного |
|образования в |макросреду и |имеющие одинаковые,|обслуживания, |
|ВУЗе), |рыночную среду. |но существенно |появление новых |
|*непостоянство |К макросреде |отличающиеся от |форм активности |
|качества. В |относятся общие |других потребителей|населения, *высокий|
|связи с |политические, |потребности в |уровень конкуренции|
|индивидуализацией |экономические, |соответствующей |на рынке |
|услуг невозможно |технические и |услуге. Выбор |традиционных услуг,|
|определить |прочие условия. |сегмента |*изменение |
|эффективность |Рыночная среда – |способствует |соц-политических и |
|решения проблемы: |это следующие |организации |экономических |
|*несохраняемость |факторы: |рыночной стратегии.|условий в стране |
|(здравоохранение, |*конкуренция, |В соц. сфере |(развитие системы |
|туризм и т.д.) – |*особенности |применяется |безопасности и |
|услуга потребляется|потребительского |недифференцированны|охранных услуг), |
|непосредственно на |рынка, * |й маркетинг (это |*информатизация |
|месте. Не |особенности |первая стратегия |общества, |
|транспортируется, |отраслей соц. |маркетинговой |*индивидуализация |
|*своеобразие |сферы, *особенности|деятельности). |потребностей. |
|имущественных |рынка услуг. | |Ценовая стратегия. |
|отношений, |Особенности | |Ценообразование на |
|проявляющееся в |рыночной среды в | |услуги имеет |
|том, что |соц. сфере: | |следующие отличия: |
|потребитель услуги |1Ограниченное | |*зависимость от |
|не получает ничего |развитие рыночных | |материального |
|материального. |отношений в | |характера услуги, |
|Особенности |отраслях, | |*характер |
|маркетинга: |находящихся на | |финансирования |
|1Многообразие |максимально | |услуг, |
|маркетинговых целей|бюджетном | |*неосязаемость и |
|(помимо продвижения|финансировании | |непостоянство |
|услуг и получения |(образование, | |качества услуг. |
|прибыли |здравоохранение, | |Ценовая |
|предполагается |соц. обеспечение); | |дискриминация – это|
|решение соц. |2Низкий уровень | |продажа услуги |
|проблем); |конкуренции | |одинакового |
|2Организации соц. |вследствие наличия | |качества и при |
|сферы находятся на |естественных | |одинаковых затратах|
|бюджетном |монополий | |различным |
|финансировании, |(жилищно-коммунальн| |покупателям по |
|т.е. не могут |ое хозяйство); | |разным ценам. |
|рассматриваться как|3Отсутствие | |Стратегия |
|полноценные |специализированных | |коммуникации |
|участники рыночных |маркетинговых | |включает в себя |
|отношений. Это |служб. | |следующие формы: |
|снижает сферу |Существует | |*реклама, |
|применения методов |внутренняя среда | |*пропаганда |
|маркетинга; |маркетинга – это | |(например, связи с |
|3Маркетинг в соц. |факторы, | |общественностью), |
|сфере имеет большее|характеризующиеся | |*стимулирование |
|количество |системой управления| |сбыта, *личная |
|участников |в организации. | |продажа |
|маркетинговых |Формирование целей | |(коммивояжеры). |
|отношений; |организации зависит| |Стратегия |
|4Пристльное |от ее ресурсного | |реализации (каналы |
|внимание со стороны|потенциала: | |распределения) – |
|общественного |*информации, | |это лица и |
|мнения; |*кадров, | |организации, |
|5Предприятия соц. |*материальных и | |которые помогают |
|сферы относятся к |финансовых | |доставить услугу от|
|малым предприятиям |ресурсов. | |производителя |
|и это снижает | | |потребителю. |
|возможность | | |Франчайзинг – право|
|применения | | |использования |
|маркетинговых | | |услуги той или иной|
|программ. | | |организации |
|Социальный | | |(торговая марка, |
|маркетинг – это | | |авторские программы|
|разработка, | | |и т.д.) |
|реализация и | | | |
|контроль за | | | |
|выполнением | | | |
|программ, имеющих | | | |
|целью реализацию | | | |
|соц. идей. | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
|37.Сущность | | | |
|международных | |39.Место России в |40.Экспорт и импорт|
|отношений в соц. |38.Значение |современной системе|услуг в соц. сфере |
|сфере |международного |международных |Соц. сфера, наряду |
|Под междунар. |сотрудничества в |отношений в соц. |со сферой |
|отношениями в соц. |соц. сфере |сфере |материального |
|сфере понимаются |Междунар. |В настоящее время |производства, |
|взаимоотношения |сотрудничество в |сотрудничество |является |
|между государствами|соц. сфере |России с другими |производителем |
|и системами |выполняет ряд |странами носит |определенного |
|государств, |функций, часто |качественно новых |товара – соц. |
|общественными |несвойственных |характер, |услуг, которые, как|
|движениями, т.е. |другим видам |обусловленный: |и любой товар, |
|любыми субъектами |междунар. |*демократизацией |могут выступать |
|междунар. |сотрудничества: |российского |объектом |
|деятельности по |*соревновательная –|общества, |экспортно-импортных|
|реализации программ|соц. сфера является|*деидеологизацией |операций. Спрос |
|соц. |полем для |внешней политики, |на услуги соц. |
|направленности. |демонстрации |*децентрализацией |сферы в развитых |
|Под субъектами |достижений |междунар. |странах растет |
|междунар. |отдельных субъектов|отношений, |быстрыми темпами, |
|деятельности в соц.|междунар. |вовлечение в |увеличивается доля |
|сфере |отношений, |междунар. обмены |вложенного в эти |
|подразумевается |*компенсаторная – |организаций, не |сферы капитала, |
|любая общность |отвлечение борьбы |имеющих опыта в |приносящего высокие|
|людей, организаций |между субъектами из|подобной |прибыли. Россия |
|или государств, |военной области в |деятельности, |также |
|взаимодействующих |область соц. |*сокращением |заинтересована во |
|друг с другом по |контактов (спорт, |централизованного |вхождении в мировой|
|поводу решения |культура и т.д.), |финансирования |рынок соц. услуг |
|культурных, |*информационная – |междунар. |как путем экспорта |
|образовательных, |обмен опытом, |деятельности, т.е. |(предоставление |
|медицинских и |традициями, |сокращением влияния|услуг юридическим |
|других соц. |стандартами жизни и|государственных |или физическим |
|проблем. |поведения, |структур на |лицам за пределами |
|Субъектами |*оказание помощи в |подобные отношения,|страны, в которой |
|международной |функционировании |*изменение основных|находится |
|деятельности могут |соц. сферой более |источников |организация, |
|являться различные |развитыми странами |финансирования |оказывающая услуги |
|государственные и |государствам, не |(привлечение |или постоянно |
|негосударственные |имеющим для этого |спонсорских |проживает их |
|союзы, организации,|достаточных |средств, |представляющий |
|ассоциации, |экономических |функционирование |специалист) своих |
|действующие в общих|средств. Основные|различных |продуктов (соц. |
|интересах |цели: *продвижение |благотворительных |услуг), так и путем|
|стран-участниц по |в другие страны |фондов). |импорта (получение |
|решению общих соц. |мира соц. идей, |Происходит процесс |услуг от юридич. |
|вопросов. Среди |норм, стандартов |пересмотра системы |или физич. лиц, |
|таких организаций |поведения и |связей с |находящихся или |
|главное место |жизнедеятельности, |зарубежными |постоянно |
|отводится ООН |*защита |партнерами: |проживающих за |
|(универсальная |геополитических |*возникают новые и |рубежом). |
|междунар. |интересов страны |расширяются прежние|Экспорт импорт |
|организация, |(через создание |сферы междунар. |услуг (в отличие от|
|созданная в целях |благодаря контактам|деятельности, |международного |
|развития междунар. |в соц. сфере групп |*выделяются новые |сотрудничества) |
|сотрудничества |поддержки |приоритетные |носит выраженный |
|между |населения), |направления |коммерческий |
|государствами). Все|*широкие |взаимодействия, |характер, т.е. |
|остальные междунар.|информационные |*происходит |контакты любого |
|организации можно |обмены, роль |активный поиск |субъекта данной |
|разделить по |которых возрастает |новых |междунар. |
|степени |во всем мире по |стран-партнеров по |деятельности |
|ассоциированности с|мере |сотрудничеству, |направлены на |
|ООН: |совершенствования |*вырабатывается |получение прибыли. |
|1Специализированные|техники |новая позиция по |Экспорт-импорт соц.|
|учреждения ООН – |коммуникации, |поводу участия в |услуг – это |
|межправительственны|*поддержка |различных междунар.|взаимодействие |
|е организации |коммерческих |организациях соц. |субъектов междунар.|
|универсального |интересов за счет |сферы, |отношений на |
|характера, |сотрудничества в |*разрабатываются и |региональном и |
|осуществляющие |соц. сфере, |применяются на |микро уровне. |
|сотрудничество в |создавая для них |практике новые |Экспорт-импорт соц.|
|специальных |благожелательное |механизмы |услуг может быть |
|областях и |отношение |взаимодействия с |осуществлен |
|связанные с ООН (в |стране-импортеру. |другими странами. |практически в любой|
|настоящее время |Области |Контакты со |отрасли соц. сферы,|
|существует 16 таких|сотрудничества в |странами Запада |однако разным |
|организаций); |соц. сфере |обусловлены двумя |отраслям присущ в |
|2Организации, |определяются |основными мотивами:|разной степени: |
|сотрудничающие с |структурой ее |*приобретение |*шоу-бизнес, |
|ООН, но не |отраслей и соц. |собственного и |кинематография, |
|являющиеся |группами, на |использование в |спорт, туризм |
|учреждениями ООН – |которые направлено |российских условиях|главной целью имеют|
|неправительственные|это сотрудничество |зарубежного опыта |получение прибыли, |
|организации, |(образование, |развития и |в то время как |
|осуществляющие |спорт, туризм, |функционирования |междунар. |
|самостоятельную |культура, соц. |соц. сферы, |деятельность |
|деятельность. |обеспечение, |*получение |государства в соц. |
|Функции междунар. |здравоохранение, |дополнительных |областях |
|организаций: |средства |источников |направлена, кроме |
|*разработка разного|коммуникации и |финансирования за |получения прибыли, |
|рода деклараций, |т.д.) Формы |счет взаимовыгодных|на приобретение |
|конвенций, |междунар. |проектов в отраслях|определенного соц. |
|соглашений и т.д., |сотрудничества |соц. сферы. |и культурного |
|направленных на |зависят от: *уровня|Важным и |влияния в |
|развитие |экономического |перспективными |странах-импортерах.|
|сотрудничества во |развития участников|направлениями |Импорт соц. услуг |
|всех областях соц. |(устанавливаются |сотрудничества в |сегодня может |
|сферы, *координация|равноправные, |соц. сфере являются|рассматриваться как|
|и контроль за |партнерские связи, |отношения со |основной механизм |
|исполнением |оказание |странами бывшего |проникновения на |
|принятых соглашений|разнообразных видов|СССР, а так же со |рынки других стран |
|в странах, |помощи или |странами Восточной |идей, норм, |
|ратифицировавших |эксплуатация соц. |Европы, которые в |поведенческих и |
|подобные документы,|ресурсов одного из |течение многих |культурных |
|*самостоятельная |партнеров), *формы |десятилетий |традиций. |
|практическая работа|собственности гос. |являлись партнерами| |
|по оказанию |структуры тяготеют |как в экономической| |
|непосредственной |к |и политической, так| |
|помощи нуждающимся |межправительственны|и в соц. областях. | |
|в этом группам |м связям, а |Междунар. отношения| |
|населения в |коммерческие – к |в соц. сфере могут | |
|различных странах |сотрудничеству на |и должны | |
|(ЮНЕСКО, Красный |уровне конкретного |развиваться по всем| |
|Крест, МОС, МОТ). |проекта), *сферы |основным и | |
|Государство |деятельности |региональным | |
|является одним из |(влияет на форму |направлениям | |
|основных участников|сотрудничества: в |возможного | |
|международных |культуре это |взаимодействия. | |
|отношений в соц. |организация |Россия имеет | |
|сфере, поскольку |концертов и |уникальное | |
|оно выступает |выставок, в |геополитическое | |
|главным субъектом |образовании – |положение, является| |
|международного |мероприятия по |западной и | |
|права. Многие |обучению школьников|восточной страной | |
|вопросы |за рубежом и т.д.) |одновременно, | |
|сотрудничества в |*степени |поэтому наиболее | |
|соц. сфере решаются|вовлеченности |перспективным | |
|при участии или |государства в |является баланс в | |
|посредничестве |сотрудничество, |междунар. | |
|государственных |*поддержки со |сотрудничестве | |
|органов. |стороны |между странами | |
| |международного |«Юга» и «Севера», | |
| |сотрудничества, |между христианскими| |
| |*идеологических |и мусульманскими | |
| |факторов и мотивов |регионами. | |
| |взаимодействия | | |
| |между разными | | |
| |субъектами. | | |