МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
Фрактальные свойства социальных процессов.
Студента вечерного отделения социологического факультета
Герасимова Игоря Борисовича
Научный руководитель:
Лаврикова Алла Ивановна
МОСКВА 1997г.
Содержание
1.Методологическая часть........................4
2.Схема логических шагов в работе...............7
3.Введение.
Необходимость теории самоорганизации.........8
4.Религия и культура как регуляторы социальной активности...................................14
5.Управление и теория самоорганизации..........19
6.Единство культурных феноменов , смысл её инвариантов..................................23
7.Золотая пропорция - инвариант культуры.......30
8.Целостность мира, фракталы...................36
9.Заключение, применение выводов...............46
10.Библиография.................................49
Методологическая часть.
Проблема.
Анализ процессов самоорганизации в обществе с позиции существова-
ния инвариантов социокультурных норм , детерминирующих поведение людей.
Объект исследования.
Культурные феномены, их инварианты.
Предмет исследования.
Существование инвариантов в культуре,особенно золотого сечения,
их место в ней и их влияние на общество.
Цель.
Установление устойчивой взаимосвязи между культурными феноменами
и социальным гармоничным поведением людей . ( Люди ожидают какое ка-
кое-либо предсказуемое поведение от других ( по М.Веберу ))
Установление механизма образующего согласованное , взаимосвязан-
ное , гармоничное поведение людей .
Задачи.
1.Выделение факторов , обеспечивающих процесс самоорганизации.
2.Рассмотреть эти факторы и их воздействие на психику и поведение
людей .
3.Анализ полученных инвариантов (в моей работе - золотое сечение)
4.Общество - самоорганизующаяся система и совокупность индивидов.
5.Фрактальный анализ , как новое средство в управлении .
Уточнение и интерпретация основных понятий.
Самоорганизация - процесс возникновения упорядоченности в системе
без вмешательства извне за счет ее составляющих.
Фракталы - построенные компьютером образы , демонстрирующие су-
ществование процессов самоорганизации , в сложных , считавшихся хаоти-
ческими системах.
Основными свойствами фракталов являются :
- чрезвычайная сложность , мозаичность , "изломанность" ;
- существование в них в разных масштабах инвариантов , подобий .
Инвариант - неизменный элемент системы .
Культура - система норм , ценностей , артефактов , ритуалов и
т.п. ,детерминирующая поведение людей .
Религия - система верований и обрядов направляющих внимание людей
на избранные "священные" объекты .
Социальный процесс - устойчивая тенденция , закономерность изме-
нений в обществе . Все социальные процессы тесно взаимосвязаны между
собой .
Гипотезы.
1.Существование инварианта культуры - золотого сечения ;
2.Связь золотого сечения в культуре и золотого сечения как инва-
рианта существования сложных систем , закономерности протекания соци-
альных процессов ;
3.Накопление человечеством информации (например - артефактов) ,на
основе золотого сечения , последствия этого ;
4.Исследование возможности практического использования знания о
свойствах золотого сечения и фракталов для активизации процессов само-
организации в обществе и управления им .
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество не может существовать в условиях сенсорного
голода - для его развития и успешного протекания процессов самооргани-
зации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле .
От того , какая информация будет наполнять это пространство будет
зависеть решение ряда актуальных проблем . Использование новейших отк-
рытий науки для формирования все более совершенного общества позволит
это . К наиболее значительным открытиям , открывающим большие перс-
пективы можно отнести открытия синергетики , фрактальную геометрию .
С другой стороны развитие общества и его прогресс во всех сферах тре-
бует использования этих открытий в условиях крайне динамичного совре-
менного мира ( особенно в нашей стране отставание которой от Запада
обусловлено, во многом , недостаточным вниманием к этим вопросам ) .
Исторически сформировавшиеся механизмы регулирования поведения
человека сейчас недостаточно эффективны . На фундаментальном уровне
прогресс нашей цивилизации можно рассмотреть как отношение человека с
окружающим миром , с природой .
Промышленный переворот 19 века и научно-техническая революция 20
века внесли качественные перемены в эти взаимоотношения . Созданный че-
ловеком целый мир технических устройств резко повысил его возможности
по преобразованию природы и воздействия на нее ." Техника в десятки и
сотни раз увеличила производительность труда , во многом улучшила ма-
териальные условия жизни сотен миллионов людей . Но эта же техника ,
промышленное производство , попутно стали разрушать сложившиеся на про-
тяжении веков условия существования человека . Но это была не вина ма-
шин , а беда человека , не сумевшего создать совершенную социально-по-
литическую организацию к моменту начала научно- технической революции
(1) .
Проблемы стоящие перед обществом легко решаемы , если принять
мысль В. И. Вернадского ," что биосфера переходит на высшую стадию ста-
становясь ноосферой"(2) , т. е. новое эволюционное состояние биосферы
при котором разумная деятельность человека становится решающим факто-
ром ее развития ." Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов
природы с законами мышления и социально-экономическими законами"(3).
Как сказывается упрощенная структура техносферы ( по сравнению с
биосферой ) на людей ? Физически человек достиг значительных успехов
за счет относительной самоизоляции от биосферы .
Сознание человека возникло формировалось как отражение окружающе-
го мира и его проявлений в культуре . Искусство , ремесло , наука ста-
новятся проекциями отраженного сознанием мира на плоскости различных
форм деятельности (4) .
Можно предположить уменьшение разнообразия, обеднение и упрощение
окружающей природной и социальной среды стимулирующей соответствующие
перестройки психики, субъективно отражающей объективный мир. Нас-
--------
1) Ясюков М.И. "Весы Немизиды" , "Мысль",1990г. стр.139
2)Р.К.Баландин,Л.Г.Бондарев "Природа и цивилизация" стр.383-384
3)Советский Энциклопедический Словарь 1988г стр.900,"Ноосфера"
4)Р.К.Баландин,Л.Г.Бондарев "Природа и цивилизация" стр.370
колько безболезненны приспособительные реакции психики , судить нелег-
ко . Возможно , они вызывают комплекс антисоциальных поступков , раз-
рушая связи между людьми делая общественную жизнь напряженной , неспо-
койной, угнетающей . Духовное обновление человечества идет не столь
быстро , как техническое переоснащение человечества . Человеческая па-
мять - продукт биологической и социальной эволюции , а традиции преж-
них " поколений тяготеют как кошмар , над умами живых " (5) .
Руководимый внутренними побуждениями или внешними стимулами чело-
век способен в короткие сроки преодолевать огромные расстояния, созда-
вать великие культурные ценности или , напротив , уничтожать их . Воз-
можности проявления личности - хорошего или дурного чрезвычайно уве-
личились . И если сохраняются общественные связи , значит , личности
проявляют себя не хаотично , как атомы в броуновском движении (как бу-
дет ясно из моей работы этот пример приблизителен ) , а более или ме-
нее организованно , согласованно ( пусть и не всегда осмысленно ) .
Перестраивая окружающий мир , человек руководствуется не только
реальными потребностями , но и своими представлениями о благополучии ,
счастье - идеальными моделями своего желаемого бытия . А эти представ-
ления зависят от общественного мнения , пропаганды , рекламы .
В целом образуется некая векториальная сумма всех стремлений лю-
дей . Стихийно складываясь эта линия приобретает определенные законо-
мерности одну из них сформулировал американский ученый А. Сент-Де-
пардьи : " Деятельность человека направляется стремлением к счастью .
Счастье - это в значительной степени реализация самого себя , то есть
удовлетворение всех духовных и материальных запросов " (6) .
--------
5)там же, стр.370, К.Маркс Ф.Энгельс, собр.соч. том 8, стр.119
6)там же, стр.373
Американский нейрофизиолог Х. Дельгадо писал о деятельности чело-
века следующее : " В научно-технических достижениях мы цивилизованны ,
а в психических реакциях мы остаемся варварами . В известных пределах
мы умеем управлять собой . Необходимо развитие новых исследований для
того , чтобы организовать наши усилия и направить их на создание об-
щества будущего с высоким уровнем психической цивилизации ... Более
глубокое понимание психических механизмов облегчит поиски счастья и
уменьшит ненужные страдания людей . Управление гигантскими силами ,
вызванными к жизни человеком , требует развития определенных психичес-
ких свойств , способных направлять разум не только на покорение приро-
ды , но и на то , чтобы сделать цивилизованной психику самого человека
". (7)
Таким образом для правильного понимания множества проблем стоящих
перед человеком сегодня , безразлично , говорим ли мы о судьбах всего
человечества или о мелких , локальных проблемах , мы должны обратить
особое внимание на культуру , рассматривая ее как основу для благопо-
лучного существования общества . Развитие культуры одновременно с НТР
совершенно необходимо , ученые должны уделить этому особое внимание .
К. Маркс писал Ф. Энгельсу , что "культура , - если она развивается
стихийно , а не направляется сознательно оставляет после себя пустыню
... " (8) .
--------
7)там же стр.373-374
8)Ясюков М.И."Весы Немизиды" стр.139 ,К.Маркс Ф.Энгельс собр соч. том 32 , стр.45
Управление социальными процессами должно опираться на осознание
социокультурных закономерностей . Научные открытия в синергетике могут
помочь нам достичь гармоничного состояния общества при максимально
возможном благе для всех его членов .
Мысль , высказанная К. Марксом о развитии общества как естествен-
но-историческом процессе не была разрабатываема в нашей стране . Боль-
ше повезло " историческому " аспекту , обеспеченному довольно значи-
тельным числом работ . Что же касается " естественного " аспекта этого
процесса , то его изучение долгое время игнорировалось либо тормози-
лось , а в итоге он поныне остается без внимания . Между тем именно
здесь , на данном пути могут быть обнаружены объективные законы , ко-
торым подчиняется и природа, и, что особенно важно , общество как его
составная часть . Здесь могут быть весьма эффективны так же современ-
ные методы общенаучного познания как принципы симметрии, фрактальный
анализ и др.
Эти законы естественноисторического процесса не могут не быть вскры-
ты не только потому , что " сама история является действительной
частью истории природы , становления природы человеком " (9) но и бла-
годаря включению в процесс познания семантических инвариантов , в силу
общетеоретического их статуса одинаково правомерных и приемлемых в кон-
цептуальных моделях развития природы и общества . Семантическими инва-
риантами в данном смысле являются структурная устойчивость и функцио-
нальная надежность самоорганизующихся систем ( независимо от того ,
--------
9)Сороко Эд. Макс. "Критерии гармонии самоорганизующихся социоп-
риродных систем" , стр.39 ,К.Маркс Ф.Энгельс , соч. т.42 стр.124
какова природа последних - естественная среда, общество или техносфе-
ра ), критерии различения нормы и патологии этих систем, объективные
механизмы гармонизации во всей совокупности своих процессуальных форм.
Таковы же и критерии масштабной и иной параметрической оптимальности
систем в смысле предназначения, места в более широком целом - общие
законы их эволюции и инволюции, структурогенеза и деструктивных изме-
нений , деградации, адаптации и т. п. .
Руководствуясь законами диалектического взаимодействия противопо-
ложностей , где мера является как бы средоточием их центростремитель-
ной ориентации , К. Маркс научно спрогнозировал такую стадию естест-
венноисторического процесса - движения системы " общество-природа " к
фазе своей эволюционной зрелости , на которой дифференциация наук , а
соответственно подразделение объектов на природные и общественные ,
естественные и искусственные в значительной мере утрачивает смысл .
В итоге наука о человеке ( обществоведение ) и наука о природе (
естествознание ) согласно выводам К. Маркса становятся одной наукой
(10) . Происходит их синтез, с обретением нового качества .
Именно такую "мировую линию" в развивающемся организме культуры
земной цивилизации увидел В. И. Вернадский ." Процесс изучения в пла-
нетарном масштабе всего целостного природного тела , понимаемый как
восхождение естествознания по расширяющемся ступеням сложности , - та-
кова главная задача , в решении которой Вернадский видел свою жизнен-
ную миссию ." (11)
--------
10) там же , стр.40
11)там же.
Разрабатываемая в современной науке теория самоорганизации хотя
она и не одна-единственная имеет уже теперь столь широкий диапазон ох-
вата предметных областей , что способна претендовать на синтез унасле-
дованного от классической науки традиционного подразделения объектов на
искусственные , природные и общественные , в равной степени выражать
проблематику и природы , и человека . Существование такой теории или ,
по крайней мере , не без ее непосредственного привлечения, становится
возможным дальнейшее развитие интегративного ноосферного мышления ,
формирование единой научной ноокультуры познания , единого мировоззре-
ния в выработке стратегии освоения природы .
К сожалению , несмотря на то что многие ученые неоднократно заяв-
ляли о крайне перспективном применении синергетических принципов в
изучении общественных процессов серьезных исследований в данной области
нет , либо они не известны широкой общественности . Я считаю что исс-
ледования в этой области позволят решить стоящие перед социологией за-
дачи как общетеоретического уровня так прикладные задачи ( например
создание совершенных математических ( фрактальных ) моделей социальных
структур и процессов ) .
Издревле человек с рождения находится в плену объективных законов
Жизнь человека наполнена страданиями . Религии прямо говорили об
этом и предлагали пути выхода из этой ситуации ." Немецкий социолог
Фюрстенбер пишет , что религиозные верования компенсируют неудачи в
жизни отдельного человека , его личные трудности , болезни , слабости
и т. п. . Из этого вытекает , что любые индивидуальные несчастья го-
рести и страдания рождают религиозную веру. " (12)
Религии указывают людям свет призывают к новому . "Религия - связная структура верований и обрядов , относящихся к
священным , т. е. отделенным запретным вещам ; верований и обрядов ,
объединяющих в одну моральную общину , называемую церковью , всех ,
кто является их сторонниками " (13) .
Религия т. о. делит мир на две сферы : священное и светское ,
указывая путь , соответственно к священному , говоря о другом полюсе
как о хаосе , дьяволе , источнике страданий и мрака .
Культуру можно охарактеризовать как следствие религии , остаток
отжитых вероучений . Культура - свод фиксированных идей общества , по-
явившихся в результате утраты каким-либо верованием передовых позиций
,в сравнении с другими религиозными идеями . Другими словами , религия
совершив определенные изменения в обществе , в культуре , отмирает ,
становится чем-то само-собой разумеющимся , подготовившим почву для
новой религии , это остаток отжитых вероучений .
--------
12)Угринович стр.101
13)Дюргейм Э. стр.335
Религия , что видно из схемы оказывает сильное , почти не встре-
чающее сопротивления влияние на общество .
Религии естественным образом сменяют друг друга . Из истории мож-
но выявить последовательность этой смены , если с начала человек пок-
лонялся природным феноменам ,то потом он перешел на многочисленных бо-
гов, что в целом подготовило платформу для почитания бого-людей , бо-
жественных воплощений , таких как Гаутама Будда и Иисус Христос . То в
настоящее время усилилась тенденция к ориентации религии все больше на
личность человека , проповедуя идеалы любви , сострадания , альтруиз-
ма.
Предыдущие религии составляют фундамент , на котором основываются
последующие , они остаются так сказать в подсознании общества .
Мы являемся наследниками тысячелетий истории нашей цивилизации ,
от того как мы будем использовать это наследство во многом зависит на-
ше будущее .
Нас в повседневной жизни окружает множество вещей , обычаев ,
слов, выражений , норм поведения , само-собой разумеющихся человечес-
ких поступков о происхождении и корнях которых мы не задумываемся . Мы
не осознаем себя , как наследников сотен тысяч поколений людей , по
крупицам собиравших тот мир который мы знаем . Ведь почти все достиже-
ния культуры окружают нас с рождения . В обществе принято деление на
религиозные и светские занятия , предметы , поступки , но мало кто за-
думывается что все элементы культуры имеют религиозное происхождение и
если разложить на составные части привычные составляющие нашего окру-
жения , то обнаружатся формы и методы , используемые в ранних формах
религии , некоторые из которых сохранились до сих пор в укромных угол-
ках Земли .
20 век - век сильнейших и глубочайших изменений в жизни людей ,
равных которым не было за всю известную историю .
Для дальнейшего гармоничного развития сообщества людей необходимо
выявить и учитывать взаимосвязь между НТР и культурными изменениями .
В идеале , конечно же развитие культуры и сознания человека долж-
но идти далеко впереди технического прогресса .
Считается , что секуляризация достигла в 20 веке небывалого масш-
таба , но если принять за основу определение религии как чего-то путе-
водного , направляющего к новому , привлекающего внимание людей к то-
му, к чему его надо привлекать , то 20 век - век расцвета религии .
ДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ОБРАЗОВАНИИ
ПОДОБИЯ, ИГРЫ, МОДЕЛИ.
НАВЫКИ ПРИОБРЕТЕННЫЕ В СОЗДАННЫХ ИСКУСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ
ДАЛЕЕ ПЕРЕНОСЯТСЯ НА РАЗНОБРАЗНУЮ ОБЫЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
20 век дал новые способы производства , хранения , распростране-
ния информации , благодаря чему намного облегчается задача стоящая пе-
ред религией - навязывание человеку информации определенного содержа-
ния с целью изменения его действий . Постоянное совершенствование тех-
нических методов работы с информацией открывает все новые и новые пе-
респективы развития религии .
Основное место в таком воздействии занимают конечно СМИ ; тиражи-
руемые огромным объемом определенные блоки , куски , образцы поведения
в определенных ситуациях диктуют поведение простому человеку , который
к сожалению , становится послушной марионеткой в руках людей , контро-
лирующих СМИ .
Средства массовой информации обладают силой придавать любой
транслируемой информации религиозный смысл . Информация поглощаемая
через каналы СМИ является своего рода сакральной , священной , мисти-
ческой формой информации , т. к. она получается человеком не напрямую
из окружаещего мира , а дается сублимированной , обработанной , выде-
ленной особым вниманием информацией , кем-то другим , высшим ; и клю-
чем к получению ее является доверие (вера ) к ее источнику .
Современные научные данные и СМИ могут стать сильным гармонизиру-
щим или наоборот разрушающим все и вся фактором в дальнейшем .
" Ускорение темпов развития науки необходимо совместить с гуманис-
тическими идеалами , иначе произойдет дальнейшее рассогласование мира
человеческой жизни и мира культуры . Преодоление этого " рокового тео-
ретизма " ( Ф. М, Достоевский ) даст возможность гармоничного сочета-
ния силовых полей истины добра и красоты в эвристических ситуациях
мышления , равными достоинствами которого является как теоретическая
глубина , так и практический эффект . " (14)
Культура поставляет индивидуальному сознанию готовые ответы , ос-
вященные , наработанные традициями . " Природа ( т. е. то , что лежит
перед исследующим ) служит источником несогласия с канонами . На стыке
природы и культуры эмоции переплавляются в формы мысли , таким образом
, для того чтобы мысль осуществлялась она должна выработаться и приро-
дой ( личностной маргинальностью ) и культурой ( канонами определенной
традиции ) . Мышление совершаемое в напряжении между двумя этими точ-
ками и исполняет свой этос ( т. е. нормы рамки поведения мысли ).(15)
" Мир современного человека названный нами " цивилизацией " , уст-
роен так , что в нем нет чистых образцов , стопроцентно репрезентирую-
щих такие абстракции , как " наука " , " культура " , " общество " , "
техника " . Мы можем сказать , что компоненты " наука-культура-общест-
во " в истории трансформируются как целостности . Это означает , что
нет никакой однолинейной направленной причинной детерминации науки ни
" культурой " , ни " обществом " как отдельными абстрактами : такие
абстракты " общество без знания " , " культура без знания " в истории
просто не существуют ." (16)
--------
14)Диалектика.Творчество.Гуманизм. Л.Университет, 1991г стр.65
15)там же стр.73-74
16)"Наука и её место в культуре" , Новосибирск ,стр.66, 1990г
Руководствуясь вышеизложенными принципами необходимы исследования
взаимодействия науки и общества , с целью полноценного и полного ис-
пользования научных разработок в управлении обществом . Можно предпо-
ложить вывод о том , что новые научные открытия , в частности обрете-
ние человечеством знаний о системности и структурной организации мира
неизбежно приведет к изменению социального устройства общества . Осоз-
нание этих изменений , раскрытие с помощью научных исследований всей
динамики и возможных нюансов этих перемен - важная задача для совре-
менных исследователей .
Таким образом важность разрабатываемой мной темы для теоретичес-
кого описания мира и практического применения в наше время бесспорна ,
она становится особенно актуальной в свете все нарастающих темпов НТР
и огромных успехов Западных стран , вступивших в эпоху информационно-
го общества .
ЧАСТЬ 1
" Управление - свойство , внутренне присущее обществу на любой
ступени его развития ; оно , это свойство , имеет всеобщий характер и
вытекает из системной природы общества , из общественного , коллектив-
ного труда людей . " (17)
К. Маркс делил управление на два типа , два механизма воздейс-
твия: стихийное и сознательное . В случае стихийного механизма упоря-
дочивающее , управляющее воздействие на систему является усредненным
результатом столкновения переплетения и перекрещивания различных , не-
редко противоречащих друг другу сил , массы случайных единичных актов.
Это воздействие пробивает себе дорогу как общая тенденция в этой сле-
пой игре случая , оно автоматично по своей природе и не требует вмеша-
тельства людей . Мало того люди не вольны , не в состоянии отменить
слепую игру случайных , стихийно действующих сил и подчинить их своим
интересам и целям . Они способны , точнее говоря вынуждены приспосаб-
ливать свою деятельность к требованиям игры случая , способны или ус-
корить или замедлить течение этой игры , но овладеть ею не в силах .
Стихийное управление не связано с функционированием специфических об-
щественных институтов .
--------
17)Афанасьев В.Г. "Системность и общество" , Политиздат , М.
1980г. , стр.212.
Наряду со стихийными незапрограммированными факторами в обществе ,
( опять таки на любой стадии его развития ) действуют сознательные
факторы управления связанные с целенаправленной деятельностью людей .
Здесь постепенно формируются специальные общественные институты -
субъекты управления , то есть совокупность органов и организаций ,
осуществляющих сознательное воздействие на систему с целью достижения
определенных результатов . В случае сознательного управления поведение
людей , социальных коллективов , равно как и других компонентов систе-
мы , становится в определенные рамки , соответствующие социально-эко-
номической природе общества . Эти сознательные факторы в процессе
прогресса общества претерпели глубокие изменения - от управления пос-
редством эмпирических , непосредственным опытом полученных и передава-
емых из поколения в поколение традиций , обычаев в первобытном общест-
ве, до научного осмысливания общественных процессов и сознательного
управления ими .
Т. е. главная цель управления : обеспечить сохранение качества
системы и ее развитие , обезопасить , эмансипировать ее от воздействия
стихийных факторов . Иными словами противостоять стихийным , автомати-
чески действующим факторам управления . Такова точка зрения К. Маркса
и многих других ученых . " Сознательное управление есть целенаправлен-
ное воздействие на общественное развитие , основанное на использовании
познанных объективных законов ." (18)
При принятии такого подхода к социальным процессам возникает ес-
тественная тенденция к т. н." сознательному " управлению и противопос-
тавление " естественного " и " искусственного " .
--------
18) Уледов А.К. "Социальные законы",М. Мысль, 1975г, стр.3
Можно , однако , заметить , что в сложных системах , к которым
можно отнести любой социальный процесс имеются процессы описанные лишь
недавно , получившие название самоорганизации или антихаоса .
"Под самоорганизацией можно понимать самопроизвольное накопление
или производство информации как средства самозащиты этой системы,
обеспечения самоприспосабливаемости в условиях воздействия шумов и
других возмущений сомасштабно ее продуктивности ."(19)
" Структурная гармонизация сложного целого , осуществляемая самоор-
ганизационно и потому принимающая форму самоорганизации , непосредс-
твенно связана с его перестройкой - перераспределением весов структур-
ных элементов , субъединиц, подразделений , их относительных вкладов ,
значимостей , ролей , функциональных обязанностей , позиций , внутри-
обретенных организационных статусов и т. п. Для проведения таких пре-
образований и сохранения вновь обретаемого состояния - поддержания
стационарного режима самовоспроизводства интегрального качества целого
необходимы дополнительный приток ресурса , материальных затрат интенси-
фикация энергообмена .
Понятно , что структурная перестройка системы , сопряженная с
приращением внутрисистемного разнообразия , накоплением межкомпонент-
ных различий тесно связана с процессом функциональных изменений - ак-
тивизацией подсистем , ускорением их реакций , сокращением собственных
времен их самодействия , уплотнением жизненных циклов . Ввиду того ,
--------
19)Сороко Э.М.,"Самоорганизация систем, проблемы меры и гармонии"
Минск, 1991г стр.25 ,автореферат диссертации
что отношения порядка (приоритетности ) для членов структурно-функцио-
нального отношения объективно несостоятельно , интенсификация потоков
ресурса в систему может также быть причиной ее структурной перестройки
при отсутствии чрезмерной жесткости ее организации т. е. при условии
наличия в ней достаточного числа степеней свободы , которыми распола-
гают подсистемы , структурные составляющие .
Установление стационарности режима воспроизводства системой собс-
твенного качества , гарантирующего сохранение ее целостности , адек-
ватной определенному уровню организации , равнозначно достижению
структурно-функционального соответствия ( СФ - соответствия ) , кото-
рое и наступает в результате соединения в диалектическом тождестве , в
мере двух различных процессов - энергетически постоянно подпитываемого
структурогенеза , потребляющего организованную, "когерентную" , проте-
кающую через систему массу вещества , энергии и информации , и - дест-
руктуризации , идущей естественным порядком ...
СФ - соответствие , достигаемое на пути повышения структурного
разнообразия , совпадающего с направлением градиента структурогенеза -
продуцирования так называемых диссипативных структур ,- означает доми-
нирующую линию прогресса ." (20) ( Теория самоорганизации систем И.
Пригожина и его школы ) .
В приведенной цитате теория самоорганизации рассматривается как
теория описывающая протекание процессов в физике ( отсюда специфические
термины ) , но данная теория однозначно применима и к социальным про-
цессам .
--------
20)там же , стр. 32-33
Т. о. вообще , неверно применение термина " управление " к само-
организующимся ( а следовательно - самоуправляющимся ) системам . Бо-
лее адекватны сущности этого явления понятия : " направленное развитие
" и соответственно "направление изменения организации " , " корректи-
руещее воздействие " и соответственно "корректировка структурных
(функциональных) изменений" , " гармонизация систем " и т. п.
В соответствии с приведенной мной выше теорией самоорганизации
систем наиболее совершенной и жизнеспособной является система с наи-
большей свободой ее составляющих , т. е. самоорганизация - способ осу-
ществления непосредственной демократии .
Такой механизм самоизъявления воли коллектива в едином действии
зиждется на нежесткой связи его участников , допускающей свободу пози-
ций в процессе принятия решений . К. Маркс сравнивал управление кол-
лективом с "мягким искусством дирижера " (21) . Подобно звучанию ор-
кестра , где каждый голос должен быть услышан и приведен в надлежащее
согласование со звучанием всего целого , в коллективе , осуществляющем
свои функции на началах демократии , т. е. самоорганизационно , скла-
дываются все условия для достижения гармонии самовыражения всех его
членов .
При выработке управленческой стратегии или корректировачной уста-
новки , когда объектом управления или коррекции выступает сложная са-
моорганизующаяся система , важно различать , что должно быть изменено ,
преобразовано ( вариации ) , а что должно оставаться неизменным , не
подлежать преобразованиям , уточняться , усиливаться ( инварианты ).
-------
21)Сороко Э.М."Критерий гармонии самоорганизующихся социо- природных систем" , Владивосток 1989г , стр.5
В зависимости от предметной специфики системы можно указать нес-
колько типов инвариантов , в зависимости от того , что подлежит изме-
нению - отношения этого объекта , его свойства как вещи ,или его
свойства ( совокупность свойств ) .
Инварианты вещей определяются основными назначениями последних .
При рассмотрении артефактов необходимо учитывать культурную среду , в
которой они были сформированы , их семиотическую природу .
Рассмотрим системность культуры с точки зрения семитической при-
роды ее составляющих .
В обществе даже за сравнительно короткий срок происходят мириады
социальных контактов . Эти межличностные отношения бывают непосредс-
твенными ( многочисленные формы персонифицированных связей ) и опосре-
дованными ( эпистолярная деятельность , функционирование средств мас-
совой коммуникации и т. п. ) .
Все множество социальных взаимодействий становится возможным бла-
годаря наличию в обществе широкого семиотического поля . Наиболее су-
щественные компоненты его - естественный язык , артефакты культуры ,
принятые в данном социуме символы ( различные системы знаков , включая
общезначимые жесты и мимические действия ) .
Посредством семиотического поля все человеческие действия оказы-
ваются до известной степени скоординированными и упорядоченными . В
семиотическом поле социума специфическое место занимает культура . Как
семиотическая система культура наиболее стабильна во времени , сложно
структурирована , универсальна ( значима для максимально широкого кру-
га людей ) .
Любой законченный объект культуры представляет собой определенным
образом организованную семиотическую систему . Следовательно любой
объект культуры может быть " прочитан " , поскольку он по своему гене-
зу предназначен для этого . Любому культурному объекту присущ свой
символический язык . Восприятие культурного объекта есть процесс его
десимволизации . Это становится возможным лишь тогда , когда символи-
ческий язык является доступным как целостная семиотическая система на
всех его уровнях ( семантическом , синтактическом , прагматическом ) .
Применительно к произведению искусства это означает умение про-
никнуть в ту систему изобразительных средств , с помощью которой автор
создает художественное произведение .
Одно из фундаментальных свойств культуры - инвариантность . Т. е.
возможно выявить аналитическим путем множество общих форм и структур в
продуктах культуры , несмотря на исторические и национальные различия,
видовую , жанровую и т. п. дифференциацию . В основе инвариантности
культуры лежит ее универсальная семиотическая природа .
Единицы культуры ( конкретный эмпирически воспринимаемый ее про-
дукт ) представляют собой семиотические системы . Единицы культуры
представляют собой жестко структурированные системы . Будучи овещест-
вленными продуктами творческой деятельности , они имеют "внутреннюю
территорию " . Ослабление внутренних связей , устранение даже отдель-
ных элементов ведет , как правило , к нарушению целостности такого
объекта .
Выражением системной целостности единицы культуры является форма.
Если взять , например , высокоорганизованное живописное полотно , то
изменение даже деталей может привести к нарушению композиционного
единства , а следовательно к потере целостности произведения . Поэтому
как семиотические системы отдельные продукты культуры неделимы . Од-
новременно единицы культуры представляют собой узловые моменты семио-
тической системы культуры , внутренние системные связи которой выявля-
ются посредством установления инвариантных структур .
Инвариантные семиотические структуры внутренне связывают культуру
на самых различных временных и пространственных промежутках . Благода-
ря инвариантности единицы культуры существуют не как отдельные изоли-
рованные продукты культурной деятельности , а как взаимопереводимые
семиотические образования . В результате культура предстает как систе-
ма , обладающая внутренним единством , целостностью , несмотря на
внешнюю мозаичность . Единство различных культурных форм , инвариант-
ность ее структур по всей видимости основано на присущих всем людям
единых характеристиках их ума .
Отсюда - структурное сходство мифов различных народов , логики
обыденного сознания , а также единство законов построения в языках
разных народов , не имевших между собой реальных исторических связей и
т. д. ( работы З. Фрейда , К. Юнга , Леви-Стросса и многих других ).
Если взять ментальное состояние человека за точку отсчета , то
можно найти параллели между отдельными видами культурных элементов ,
например музыкой и архитектурой , изобразительным искусством и поэзи-
ей.
В частности , Леви-Стросс пишет : " Наш замысел состоит в том ,
чтобы рассмотреть части каждого мифа и сами мифы во взаимосвязи , и мы
сравниваем их с инструментальными партиями музыкального произведения ,
уподобляя их исследование изучению симфонии .
Такой подход правомерен только при наличии изоморфизма между сис-
темой мифов , являющейся системой Лингвистического порядка , и систе-
мой музыки , которую мы считаем языком , поскольку мы его понимаем ,
но абсолютная оригинальность которого отличающего его от связной речи
, обязана своим происхождением его непереводимости ... Иначе говоря
то, что музыка и мифы затрагивают в слушателях ,- это общие для них
ментальные структуры ." (22)
Существует явление т. н. синопсии , т. е. ассоциации между зри-
тельными и слуховыми впечатлениями , которая описывалась и исследова-
лась уже в древней Индии , Китае и других странах . Ньютон устанавли-
вал соответствия между определенными звуками и цветами ." У Н. А.
Римского-Корсакого звукоряду устойчиво соответствовали цвета . Известно
что А. Н. Скрябин ввел к партитуре симфонической поэмы " Прометей "
строку " Luce " ( свет ) . Инвариантные отношения между музыкальными и
живописными произведениями , семиотическими системами , лежат в основе
живописно-музыкальных работ М. Чюрлениса ( картины " Соната Солнца " ,
"Морская соната " )." (23)
Огромный вклад в осмыслении единства музыки , цвета , формы ,
жеста внес Л. С. Термен , одной из разработок которого является музы-
кальный инструмент терменвокс , переводящий движения человека , его
жесты , танцевальные па в музыку .
Сходство прослеживается и в отношении таких различных феноменов
культуры как риторика и архитектура , несмотря на отличающие их разли-
чия композиционно-ритмических организации формы . Если в риторике ком-
позиционная ось , как и в музыке , имеет временную природу , то в ар-
хитектуре композиционные оси располагаются в пространстве . Вместе с
тем единая семиотическая природа дает ту общую плоскость , на которой
произведения риторического и архитектурного искусства могут быть не
--------
22)Леви-Стросс К. Увертюра Ч-2 , в книге: "Семиотика и искусство- метрия" , М.,Мир , стр.43.
23)1982г Ежегодник "Системные исследования" , А.Гумеров "Систем- но - семиотические инварианты культуры" , стр.392
только сравнены , но и сближены . В частности исследователи сравнивают
архитектурную теорию известного флорентийского зодчего Л. Б. Альберти
и античную теорию риторики . " ...Изучение античных теоретиков красно-
речия оказалось для Альберти особенно плодотворным потому , что его
глубоким убеждением оставалось представление о пространственных искусс-
твах как своего рода языке , самом общем , универсальном , заложенном
" в самой природе" , а потому неизмеримо более общем , чем даже латынь
, которая в глазах его времени была самым универсальным мировым язы-
ком. Именно это представление об архитектуре как одном из видов чело-
веческой речи позволило Алберти поставить выпукло вопрос о социальной
природе архитектуры ..."(24)
Можно проанализировать эти взаимодействия и доказать единство
элементов культуры и цель для которой предназначены внешне такие раз-
ные и непохожие феномены . У древних было такое понимание культуры ,
как органически цельной системы . Черты такой древней , цельной куль-
туры , из которой вышла современная дифференцированная культура ,
сохранились в христианском храмовом ритуале . Различные отрасли , свя-
зи между которыми существуют в скрытых формах , доступных только ана-
литическому взгляду , Выступают здесь в конкретно-целостном единстве .
П. Флоренский обосновал взгляд на храмовое действо как наследие и пря-
мую отрасль античной священной трагедии : " Искусство огня , запаха ,
дыма , своеобразной хореографии , проступающей в размеренности церков-
ных движений при входах и выходах священнослужителей , в схождениях и
восхождениях ликов ". (25)
--------
24)Зубов В.П. "Архитектурная теория Альберти" - в книге "Леон Ба- тиста Альберти" М. , Наука , 1977г , стр.91
25)Флоренский П.А "Храмовое действо как синтез искусств",-Маковец
Москва , 1922г N1 стр.32
К этому следует добавить , что храмовое действие происходит хотя
и в реальном , но символически организованном пространстве : внутрен-
ние архитектурные формы церковного здания создают образ мироздания ,
космоса и все вместе - архитектура , фрески , иконостас , многоголосое
пение , облачение церковнослужителей , запахи елея , мирра , и ладана
, игра света и тени - образуют органическое единство , сложнейшую сис-
тему , составленную из отдельных семиотических систем . Можно предпо-
ложить , что древний синкретический обряд , из которого со временем вы-
делилась современная высокодифференцированная культура , является той
праструктурой , которая генетически определила основной системный па-
раметр культуры - универсальную структурно-семиотическую инвариант-
ность ее отдельных семиотических систем . Не случайно слова "культ " и
"культура " в русском и ряде европейских языков этимологически связа-
ны.
Таким образом , несмотря на кажущуюся мозаичность под наружными
различиями эпистемологического , эстетического , видового , жанрового
и т. п. характера внутри культуры существуют глубокие внутренние связи
что позволяет говорить о ее системном единстве . И следовательно ,
культуру , в целом , можно рассмотреть как самоорганизующуюся сложную
систему , проявляющуюся через инвариантно-структурные отношения в ней.
Целью культуры является формирование определенного ментального
состояния у людей .
Подобно другим сложным системам, к культуре в целом , и к разно-
образным культурным феноменам , в частности , применимы закономерности
функционирования сложных структур .
В качестве примера можно взять естественные алфавиты . "Под алфа-
витом можно понимать любую базовую систему знаков , каждый из которых
есть самостоятельная единица , несущая минимальную смысловую нагрузку
. Различные комбинации и сочетания этих знаков дают "слова" , из кото-
рых образуются "предложения" ... Основной метод кодирования информации укрупнение статистически зависимых знаков посредством сведения их в
блоки с дальнейшим кодированием последних уже в качестве независимых
знаков (сообщений) . Этот процесс образует общую основу как структуро-
генеза , так и информациогенеза ."(26)
Понимая под алфавитами различные семиотические системы в культуре
, можно рассмотреть их структуру и выявить ряд устойчивых закономер-
ностей их формирования . Основой для образования инвариантов в культу-
ре являются общие для всех людей психологические механизмы регуляции
их поведения , основанные на едином строении их психики .
Особенности восприятия , например , пространства и времени в раз-
личные эпохи и у разных народов связаны с развитием и направленностью
чуственного отражения окружающего мира . Особенно важна степень точн-
рости , обеспечивающая жизненный цикл . В работах антропологов и эт-
нографов , а также в специальных исследованиях по истории измерений ,
истории живописи , истории науки мы находим множество факторов , ука-
зывающих на психологические особенности (локальные и исторические )
восприятия . Формальные показатели , различающие этнические общности ,
включают системы лексических уровней . Так , обобщение , выраженное в
слове , различается как по количеству лексических единиц , так и по
степени и числу абстракций лексических единиц , включаемых в это слово
--------
26)Э.М.Сороко "Структурная гармония систем", Минск
1984г,стр.163
- понятие , так и по степени и числу абстракций лексических единиц ,
включаемых в это слово-попятие . Существует также некоторая внутренняя
структура логического мышления , при которой связь между непосредс-
твенно сказанным и непосредственно сделанным может быть в различной
степени опосредованной . " Разбор этнической специфики знаковых систем
в языкознании и доказательство всеобщности логических законов мышления
приводят к различению форм реализации этого всеобщего ." (27)
Обычно при анализе эмоционально-смысловых систем основной упор
делается на понятийный аспект этих систем . Образное , внепонятийное
мышление , этнически более специфическое , нередко остается в стороне.
Вместе с тем известно , что понятийное и образное мышление являются
обязательными компонентами мыслительного уровня психического отраже-
ния. Для понимания этнической специфичности мышления мы должны более
внимательно отнестись к атрибутивным формам и образной стороне мышле-
ния , так как именно на этом уровне этнический аспект проявляет себя
более полно и психологически . Образность может быть выражена в речи ,
визуально ( живопись , танцы , ваяние , архитектура ) , может воздейс-
твовать на слух ( музыка ) , комплексно, как это имеет место в ритуа-
лах .
Ритуал - это неотъемлемое и важное средство организации общест-
венной жизни . Ритуалы - прежде всего это видимое действие лица или
лиц , призывающих всех , кто присутствует , обратить внимание на какое
либо явление или факт и не только обратить внимание , но и выразить
определенное эмоциональное отношение , содействовать общественному
--------
27)"Психологические механизмы регуляции социального поведения"
М.Наука 1979г , стр32 , автор статьи Королев С.И.
настрою . При этом обязательны некоторые принципы : во первых общепри-
нятая условность действия ; во вторых общественная значимость явления
или факта , на котором концентрируется ритуал ; в третьих ,- его осо-
бая цель . Ритуал призван создать единый психологический настрой в
группе людей , вызвать их к активному сопереживанию или признанию
факта или явления . В чем и как выражается это психологическое пережи-
вание зависит от конкретной цели .
ВСЯКОЕ ДЕЙСТВИЕ ИЛИ РИТУАЛ ИМЕЕТ СВОЙ ЧИСТО РИТУАЛЬНЫЙ СМЫСЛ
Любое действие или текст в ритуале приобретает специфическое зна-
чение. Даже прямой текст, употребляемый в ритуале несет не тот смысл,
который был бы свойственен этому же тексту вне ритуала .
Известна лишь одна бесспорно самоценная форма , хотя и для нее
иногда находятся внешне целесообразные объяснения . Однако красота
многих форм ритуального поведения не может служить объяснением ценнос-
ти ритуального поведения вообще . Ритуал ценен своим соответствием
особым потребностям социального человека .
Одна из таких потребностей , в которой заинтересовано все общест-
во, при всем многообразии и несовместимости частных целей его членов
состоит в обеспечении для своих членов возможности осмысленного выбора
средств в естественном , целенаправленном поведении .
Ритуальность поведения создает некую всеобщность целей , стоящих
над "естественными" целями отдельных индивидов , и тем самым , не по-
давляя их свободы , обеспечивает нужную степень предсказуемости собы-
тий . Если мы уверены , что те , с кем нам приходится общаться , счи-
тают самоценным поддержание неких норм вежливости , то этим уже сильно
облегчается наше общение . И при этом уже гарантируется некоторая сво-
бода и нужная степень предсказуемости чужого поведения .
Таким образом для культуры в целом , как сложной, самоорганизую-
щейся системы , для полноценного функционирования которой необходима
большая степень свободы ее субъектов ( см. ранее ) т. е. демократичес-
кое устройство и потребности в оптимальном , гармоничном , устойчивом
воздействии на людей характерна ее опора на грань , разделяющую эти
полюса .
Эмпирически , уже на протяжении тысячелетий эта грань, золотая се-
редина между свободой человека и его порабощением , детерминации его
поведения социокультурными нормами определена .Эта грань носит название
золотого сечения , эта математическая пропорция лежит в основе поведе-
ния людей , и всех ритуалов.
Психологические эксперименты и наблюдения не раз поставляли мате-
риал , позволяющий думать , что человек , взаимодействуя с миром ,
часто квалифицирует его объекты вовсе не в тех системах классификации
и категорий , которые привычны для естественнонаучной практики . Ко-
нечно, актуальные свойства внешнего объекта определяются прежде всего
ситуацией в которую он включен : яблоко сладкое для сорвавшего его ре-
бенка , желто-красное для художника-колориста , спелое для садовода ,
слабокислое для винодела . Однако, для того чтобы обсудить логику это-
го вычерпывания качеств , интересно выяснить , каким является нам объ-
ект при достаточно неопределенных "условиях задачи" . Если бы при этом
актуализировались устойчивые сгустки свойств , это означало бы сущест-
вование механизмов закономерно "упаковывающих" опыт общения субъекта с
миром в некие специальные структуры. "Согласно гипотезе А.Б.Запорожца
(1963г.), спецификой генезиса человеческого восприятия является то ,
что с овладением индивидуальными средствами осуществления перцептивных
действий происходит усвоение выделенных обществом систем чувственных
качеств, к которым относятся системы геометрических форм , музыкальных
звуков , цветов спектра , фонем родного языка и т. д. Подобные образо-
вания были названы Л.А.Венгером "сенсорными эталонами" . Существование
сенсорных эталонов несомненно обеспечивает инвариантность перцептивно-
го восприятия объекта ."(28)
"Широкую известность получили психологические опыты Фехнера ,
ориентированные на выявление у взрослых чувства прекрасного , гармо-
нии. Всем участникам опыта (228 мужчин и 119 женщин) предлагалось оце-
нить эстетические качества десяти белых геометрических фигур (один
квадрат и прямоугольники ) и посредством сравнения их между собой упо-
рядочить по степени привлекательности для восприятия , отобрав одну
или несколько из них , наиболее удовлетворяющих этому признаку . Полу-
чено 150 ответов мужчин и 110 женщин . Количество предпочтений отдан-
ных определенным фигурам как мужчинами , так и женщинами хорошо взаи-
мосогласуется (см. таблица).
--------
28)Артемьева Е.Ю. "Психология субъективной семантики" Изд. МГУ
1980г , Москва
¦ ¦ ко
Данные таблицы говорят о том , что самой привлекательной и прият-
ной на вид фигурой оказалась фигура , наиболее точно соответствующая
пропорции золотого сечения .
Впоследствии с близким результатом подобные опыты провели Вит-
ма (1894) , Лэйо (1908) , Зондайк (1917) и другие. В России в
1896-1898гг. И.П.Балталон под руководством А.А.Токарского." (29)
" Эти же опыты , проведенные в детской аудитории , дали совершенно
иные результаты , не обнаружив чувства гармонии свойственного взрослым По видимому ощущение прекрасного в его наиболее тонких и глубоких
сторонах присуще лишь человеку зрелому, находящемуся за пределами воз-
растных границ , в которых происходит формирование психики , чувства и
интеллекта , как отдельных элементов единого целого - эстетически
вполне сформированной личности ." (30)
Сейчас невозможно достоверно установить ни человека впервые отк-
рывшего золотую пропорцию , ни времени , когда это произошло . Очевид-
но ее неоднократно открывали , забывали и открывали вновь , в разное
время и в различных странах . Многие исследователи считают первооткры-
вателем золотой пропорции греческого математика и философа Пифагора.
Эстафета знаний древности ведет от Греции к Египту ,а от него к
Вавилону . Одним из самых замечательных , известных и загадочных архи-
тектурных сооружений с древности являются пирамиды Египта , которые
также были построены строго по золотой пропорции .
Помимо пирамид , множество других построек Древнего Египта пост-
роены по этим принципам . Сохранился рельеф эпохи Древнего царства
(2800-2400гг. до н.э.) свидетельствующий о сознательном использовании
египтянами геометрических пропорций , основанных на золотом сечении.
--------
29)Сороко Э.М. "Структурная гармония систем",
Минск "Наука и техника" , 1984г , стр.87.
30)там же.
В древних культурах других стран мы обнаруживаем тоже самое .Осо-
бенно выделяется храм Афины - Парфенон . В его геометрии вообще от-
сутствуют прямые линии ; его совершенные пропорции передают наблюдате-
лю чувства величия и радости , наполняя его душу гармонией , взывая к
гуманистическим чувствам .
Существуют исследования русских храмов И.Шевелева , К.Н.Афанась-
ева, М.А.Ильина , Б.Смоляка установивших наличие золотой пропорции во
многих , если не во всех православных храмах .
В Западной Европе , в которой , начиная со средневековья , оха-
рактеризовавшегося постройкой великих готических соборов , образова-
лись ложи Вольных каменщиков , проще говоря - масонов , архитектуре ,
геометрии , и священной золотой пропорции уделялось огромное значение.
Множество людей занималось исследованиями о том , как " с помощью
геометрии философские и теологические идеи перевести в конкретные фор-
мы изящества и красоты ".(31) " Золотое сечение , известное так же ,
как золотая пропорция или золотая середина , было одной из самых важ-
ных и широко распространенных геометрических формул , использовавшихся
при строительстве соборов .
Золотая пропорция имела особое значение для христианской теоло-
гии, поскольку она обозначает трехэлементную теорему , сконструирован-
ную из двух элементов и "соответствующей первой загадке святой Троицы
: трое, которые являются двумя". "(32)
--------
31)Фулканелли "Тайны готических соборов" REFL-book. Ваклер 1996г
Д.Готье "Карты вечности" , стр.203
32)там же , стр.203-204
"Все материальные силы , все интеллектуальные силы общества сош-
лись в одной точке - в зодчестве . Таким образом искусство под предло-
гом возведения божьих храмов достигло великолепного развития ," - пи-
сал масон Виктор Гюго.(33)
Древние зодчие Египта, Греции , Руси , Средней Азии , во многих
других местах, при построении своих архитектурных шедевров пользова-
лись системой мер , соответствующих золотой пропорции ( таких, как
система саженей в России ), что существенно облегчало эту задачу во
времена , когда уровень образования архитекторов и вообще науки был не
слишком велик.
Выражение "архитектура - это застывшая музыка стало крылатым .
Оно основано на образном, интуитивном ощущении некой связи гармоничес-
кой архитектурной формы с музыкальной гармонией. Музыкальная мелодия
основана на чередовании звуков различной высоты и продолжительности ,
в её основе - временная упорядоченность звуков . В основе архитектур-
ной композиции - пространственная упорядоченность форм. Но что бы оце-
нить размеры пространственной конструкции геометрической фигуры , мы
должны проследить взглядом от начала до конца эту фигуру , и чем боль-
ше , например длинна её , тем длительнее будет восприятие. Очевидно
здесь и заключена органическая связь пространственного и временного
восприятия объектов человеком ."(34)
-------
33)Васютинский Н. "Золотая пропорция",
М. Молодая гвардия ,стр.64
34)там же , стр.64
Существует "представление о готическом соборе, как о музыкальном
инструменте . Если взглянуть на церковь с этой точки зрения , то её
скрытые пропорции и молчаливая гармония апсид , верхнего ряда окон и
нефа могут зазвучать в мозгу человека , заставить его сердце и душу
тихо запеть в унисон с божественной гармонией".(35)
Есть исследования М.Марутаева, Л.Мазеля , Л.Сабанеева и других ,
устанавливающих наличие золотого сечения в произведениях великих ком-
позиторов. С древних времен имеются представления о соответствии раз-
меров и музыкальной гаммы , о гармоническом сочетании .
--------
35)Фулканелли "Тайны готических соборов" , REFL-book Ваклер
1996., страница 208
ЧАСТЬ 2
ЗОЛОТАЯ ПОРПОРЦИЯ
Сущность золотой пропорции можно сформулировать следующим обра-
зом: Для соединения двух частей с третьей совершенным образом не-
обходима пропорция, которая бы "скрепила" их в единое целое. При этом
одна часть целого должна так относится к другой, как целое к большей
части. В мою работу не входят различные математические расчеты . В ос-
новном, в качестве источника материала я пользовался книгой Николая
Александровича Васютинского "Золотая пропорция" в которой и приводятся
многие необходимые математические выкладки , также очень ценна для по-
лучения информации о проявлении золотой пропорции в культуре и природ-
ных объектах книга Шевелева, Марутаева, Шмелева "Золотое сечение"(М.
1990г)
Итак, можно сделать следующие выводы:
1) Золотое сечение (1,61803398875...) без сомнения можно отнести
к инвариантам, характерным для культуры всей нашей цивилизации, в це-
лом;
2) Так как золотое сечение составляет основу всех основных значи-
мых культурных феноменов, используемых для эстетического воспитания
новых поколений людей , можно сделать вывод о воздействии такого рода
информации на сознание человека ,как личности , так и общества , в це-
лом;
3) Поскольку творения культуры на основе золотого сечения расс-
матриваются людьми как ОДНОЗНАЧНО ПОЗИТИВНЫЕ на протяжении тысячелетий
, а человечество развивается по пути накопления творений разума и рук
людей, закономерен вывод о накоплении человечеством информации и обра-
зов на основе золотой пропорции .
Далее, поскольку мы установили факт присутствия золотой пропорции
в артефактах и взаимосвязанное с ним его присутствие в ментальности и
как следствие в поведении человека попробуем рассмотреть конкретные
закономерности этого процесса .
Мои предположения строятся на теории белорусского ученого Эдуарда
Максимовича Сороко о функционировании самоорганизующихся систем , к
которым можно отнести любые социальные структуры.
"Структурная гармония систем природы, т.е. гармония их внутренне-
го строения подчиняется четкому математическому закону. Подобно тому
как это мы имеем в квантовой теории, гармоничным (устойчивым,стацио-
нарным) состоянием систем объективного мира соответствуют особые чис-
ла, называемые обобщенными золотыми сечениями *): эти числа- инвариан-
ты всех тех стуктур в которых воплощена диалектика дискретного и неп-
рерывного , целого и части , необходимого и случайного , единого и
многого.
--------
*) несколько иное понятие , чем просто золотое сечение.
Мир в целом есть Волна. Другими словами , не только микрообъекты,
но все существующие в действительности вещи , всё многообразие систем
окружающего мира , коль скоро они диалектически противоречивы предс-
тавляют собой Волну - структурный резонанс субстрата , из которого об-
разованы , т.е. интерференцией противоположностей внутри единс-
тва."(36)
Другими словами Э.М.Сороко и многие другие исследователи сложных
ситстем выстраивают картину мира идентичную мировосприятию архаичного
человека , который пытается находить закономерности в тех фактах , ко-
торые мы бы назвали случайными (мистическое мышление "всё связано со
всем").
К.Г.Юнг пишет об этом : " На самом деле первобытный человек не
более логичен или алогичен , чем мы . Просто он думает и живет исходя
из совсем других предпосылок по сравнению с нами . В этом и состоит
различие . Всё , что выходит за рамки правил , всё , что поэтому его
беспокоит , пугает или удивляет , основывается для него на том ,что мы
называем сверхъестественным . Разумеется , он не считает это сверхъес-
тественным , для него это является принадлежностью мира , который он
познает.
Наша рациональная исходная посылка состоит в том , что всё имеет
свои естественные , видимые причины . В этом мы убеждены a priori . В
этом смысле каузальность является для нас самой священной догмой. В
нашем мире нет законного места для невидимых , произвольных, так ска-
зать , сверхъестественных сил , разве что погрузиться вместе с совре-
--------
36)Сороко Э.М. "Структурная гармония систем"
менным физиком в неведомый микромир атомных недр, где , похоже случа-
ются диковинные вещи. Но эта область знания всё - таки далека от нас.
К невидимым произвольным силам мы относимся с чувством ярко выраженной
неприязни ; ведь мы сами не так уж давно вырвались из того страшного
мира грез и суеверий и создали картину мира , достойную нашего рацио-
нального сознания - самого молодого и самого великого творения челове-
ка. Нас окружает вселенная которая подчиняется законам разума . Хотя
мы и не знаем всех причин но они будут открыты и будут соответствовать
ожиданиям разума . Мы вполне естественно надеемся на это . Однако, бы-
вают случаи , которые и в самом деле являются чисто случайными , а их
собственная каузальность также ничего не проясняет . Случайности неп-
риятны любящему порядок сознанию . Они весьма забавно нарушают законо-
мерное течение событий и поэтому сбивают нас с толку . В отношении
случайностей мы испытываем такое же неприязненное чувство, как и в от-
ношении невидимых произвольных сил . Они слишком напоминают о бесеня-
тах или о произволе deus ex machina *). Они являются злейшими врагами
наших самых тщательных расчетов и постоянной угрозой для всех наших
предприятий . Их можно считать глупыми , они заслуживают всяческого
поругания , но им нельзя не уделять внимания .
Арабы относятся к ним с большим почтением . В каждом письме они пишут : "Иншалла , если Богу будет угодно ,
письмо дойдет ." Ведь несмотря на все неприязненные чувства и законо-
--------
*) "Бог из машины", неожиданное решение трудной ситуации, которое вызывается как бы искусственным вмешательством извне.
мерности , верно то , что мы всегда и везде подвержены непредвиденно-
му случаю ."(37)
Т.е. человек просто не может охватить своим сознанием взаимосвязь
всех причин и следствий , и называет происходящие события случайными.
Конечно, восприятие человеком мира , все процессы составляющие его
внутреннюю жизнь и процессы во внешнем мире составляют бесконечно
сложною систему; в которой , однако , опираясь на установленные прин-
ципы самоорганизации сложных систем мы можем обнаружить новые законы
по которым живет человек , природа и общество.
Известно , что все природные объекты имеют фрактальную структуру,
они соответствуют числам Фибоначчи (производным от золотой пропорции)
и золотому сечению (в большей или меньшей мере) . Человек , как часть
природы ; пропорции его тела , ритмы сердца и мозга , этапы взросле-
ния, стадии жизни человека подчинены закономерностям , сводимым только
к одному числу - 1,61803398875... - золотой пропорции.
Общественное устройство , религия , культура считались абсолютно
человеческим достоянием , более того они приводились в пример того ,
чем выделяется человек из природы , возвышает над животными.
Мы установили , что человек даже близко не подошел к управлению
общественными процессами , а так же собственной личной жизнью , гармо-
низация которых всецело находится под влиянием процессов , закономер-
ностей , сил , обеспечивающих самоорганизацию .
--------
37)К.Г.Юнг "Проблемы души нашего времени"
М., Прогресс 1993г. с.160
Тот факт , что сердцевиной культуры и религии , детерминирующих
деятельность людей является золотая пропорция , которая является осно-
вой для процессов самоуправления и самоорганизации сложных систем поз-
воляет утверждать единство природных и общественных процессов самоорга-
низации (яркий пример: исследование поведения колонии муравьёв в Анг-
лии).
"В сознание людей закладывается определенная программа , ряд обра-
зов, основанных на золотой пропорции . Это происходит через музыку ,
визуальный ряд , и т.д. ; в наиболее полной форме это воздействие осу-
ществляется в религиозном ритуале . Впоследствии всё поведение челове-
ка протекает в определенных рамках , его действия не могут быть хао-
тичными , человек следует программе , которая оптимальна для функцио-
нирования любых сложных систем" .
В этой связи опять-таки интересно мировоззрение первобытного че-
ловека , уделяющего большое внимание целостности мира .
К.Юнг пишет : "Он уделяет основное внимание ... не чистым кау-
зальным связям естественных наук , а сбивающим с толку , запутанным
переплетениям каузальных цепочек , которые называются случаями . Он
давно приспособился к законам природы и поэтому боится власти неприд-
виденного случая , выступающего в качестве произвольного , не поддающе-
гося учету движущего принципа. И здесь он тоже прав . Этим вполне объ-
ясняется почему все необычное нагоняет на него страх .
В области южнее Элгона , где мне пришлось провести длительное
время , обитает довольно много муравьедов . Муравьед - это ночное ,
очень пугливое животное , которое поэтому попадается на глаза крайне
редко . Но однажды муравьеда увидели днем . Это столь же неестественно
и так же удивительно , как если бы мы обнаружили ручей , в котором во-
да время от времени текла бы вспять . Если бы действительно стали из-
вестны случаи , когда вода вдруг проявила бы отрицательную силу тяго-
тения , то это было бы чрезвычайно тревожным открытием . ведь мы зна-
ем , какое количество воды нас окружает , и можем легко себе предста-
вить , что случилось бы , если бы вода перестала подчиняться законам
природы . Примерно в таком же положении находится и первобытный чело-
век . Ему прекрасно известны жизненные привычки муравьеда , но он со-
вершенно не представляет , что таит в себе нарушение муравьедом миро-
вого порядка . Первобытный человек настолько зависит от происходящего ,
что любое нарушение установленного порядка мира может иметь для него
непредвиденные последствия . Оно является предзнаменованием , знаком,
подобным комете или затмению . Поскольку эта неестественность не выз-
вана по его представлению естественными причинами , то появление му-
равьеда днем объясняется действием невидимой силы произвола .
Внушающее страх проявление произвола , способное нарушить мировой
порядок , требует , разумеется , чрезвычайных защитных или смягчающих
мер . Созываются жители соседних селений , а муравьеда с большим тру-
дом раскапывают и убивают . Затем самый пожилой родственник по линии
матери того человека , что первый увидел муравьеда , должен принести в
жертву быка . Сам этот человек становится ногами в нору и получает
первый кусок мяса животного . Вслед за ним начинают есть родственники
и остальные участники церемонии . Таким образом искупляется таящий
опасность акт произвола природы .
Для первобытного человека безопасность мира заключается в упоря-
доченности обычных явлений . Любое исключение из этого представляется
ему таящим угрозу актом произвола , который , стало быть необходимо
искупить , ибо он является не просто сиюминутным нарушением обычного
порядка вещей , но вместе с тем и предзнаменованием нежелательных со-
бытий в дальнейшем."(38)
--------
38)К.Г.Юнг "Проблемы души нашего времени" М. Прогресс стр.166-167
Такой схемой можно проиллюстрировать теорию регулирования поведе-
ния людей , как членов общества.
В подсознании человека , образы золотой пропорции и фрактальные
образы вероятно составляют некие архетипы восприятия (см. выше) . Та-
кую гипотезу выдвинул сам первооткрыватель фрактальных множеств доктор
математики Бенуа Мандельброт .
Косвенные намеки на это и взаимосвязь между золотой пропорцией и
фракталами есть в некоторых артефактах (узорах ковров , мандалах ,
янтрах и т.п.)
В глубинах человеческого сознания архетипы или стандартные образы
и мотивы поведения совпадают.
Академик Е.А.Файдыш выстраивает такую логическую цепочку : " Од- ной из особенностей архетипа является невозможность его од-
назначного описания или определения . Сколько бы мы не пытались выра-
зить его в виде текста, он всегда будет несоизмеримо сложнее и глубже
. Именно поэтому могут быть осознаны только отдельные "тени" , проек-
ции, но никогда - он весь целиком .
Примером архетипа может служить образ Бога , любви , времени .
Когда на древних Индийских и Тибетских священных изображениях показы-
вают божеств с множеством лиц и голов , этим как раз и подчеркивается
невозможность сведения столь необъяснимого понятия к конкретному обра-
зу. Каждое лицо - Это одна из проекций Бога в нашем сознании . В не-
давнее время математиками были открыты объекты очень сходные с ними .
Это фрактальные множества и странные атракторы.
Как архетип невозможно задать перечислением его элементов , так
же и фрактал. Каждый элемент архетипа обладает не меньшей сложностью ,
чем целое , то же можно сказать и о фрактале . И наконец - самоподо-
бие. Каждый элемент несет и информацию о целом . Этим свойством облада-
ют как архетип , так и фрактал.
И ещё одно интересное свойство. Фракталы обычно имеют дробную
размерность , т.е. как бы находятся между разными пространственными
измерениями. Как уже говорилось , об аналогичных свойствах архетипов
догадывались в глубокой древности, вспомним изображения богов со мно-
жеством лиц . Интересно, что даже геометрические образы , иснпользо-
вавшиеся для изображения архетипов в древности , очень напоминают
фракталы . Это янтры и мандалы. Один из примеров такого подобия можно
наблюдать сравнивая центральную часть Шри-Янтры с фракталом "Серпинс-
кого"."(39)
--------
39) Е.А.Файдыш "Сверхсознание", М. 1993г стр.62-63
В принципе , почти все естественные объекты являются фракталами.
Это облака , исчерченная береговая линия , поверхность гор , скал,
внутренние пространства пещер , деревья , и вообще все живые организмы
, различные ворсистые поверхности и т.п. (фрактал - математическая мо-
дель показывающая упорядоченность и процессы самоорганизации любых
сложных структур.)
Объекты , подобные фракталам привлекали внимание людей с древнос-
ти , медитация и сосредоточение на них , использовались в ритуалах и
как бы открывали дверь в иные миры . "Например , у шаманов излюбленным
местом перехода в нижний мир служили извилистые пещеры, норки , дупла
деревьев. В древнеиндийском эпосе "Рамаяна" говорится: "На каждом во-
лоске тела Рамы находится множество миров, таких как наш." " (40)
Прогресс нашей цивилизации , идущий , по пути всё большего услож-
нения общества, мира , окружающего людей , их разнообразных занятий,
основан на накоплении человечеством объектов , образов , соответствую-
щих золотому сечению , фракталам , являющихся основой для существова-
ния сложных систем и позволяющих существовать все более сложным формам
организации . Можно сделать предположение , что прогресс цивилизации,
в том числе научно-технический , возможен только благодаря этому. Пос-
кольку закладка в подсознание человека таких образов делает его пове-
дение неспособным разрушить систему (к появлению днем муравьеда) ни
при каких условиях.
-------
40) там же, стр.81
Закладка образов обеспечивается религией , а поведение на их ос-
нове носит название культурного поведения (возможно здесь есть парал-
лель между золотым сечением - основой религиозных образов и фракталами
- как основой для образов обуславливающих культуру). Т.е. накопление
сложной самоорганизующейся системой ,которой является общество данной
специфической информации повышает уровень организации системы , снижа-
ет количество энтропии в ней.
"В естественных процессах системогенеза объективная самореализация
устойчиво возможна лишь для одной составляющей внутренне противоречи-
вого единого, вторая же выполняет в нем подчиненную роль , обладая
сравнительно узкими пространственными и временными границами существо-
вания , условными либо попросту фиктивными (иллюзорными) достоинствами
, ценностями , нормами или даже пребывает в постоянном "предвосхище-
нии" своего приближающегося распада."(43)
Поэтому в динамике общественных процессов прогресс , изменения
идут только по пути , обозначенному инвариантами, обеспечивающими
функционирование системы. Эд. Макс. Сороко исследуя механизмы самоор-
ганизации сложных систем обоснавал существование математически уста-
навливаемых инвариантов (золотой пропорции) на основе и посредством
которых в процессе самоорганизации систем они приобретают гармоничное
строение, стационарный режим существования, структуры - функциональную
устойчивость. Факт существования инвариантов , поддерживающих функцио-
нирование сложных систем подтвержден также методами фрактальной гео-
метрии (например масштабная симметрия).
--------
43) Э.М.Сороко "Структурная гармония систем" , стр.193
Общество т.о. представляет собой фрактальный объект , гармонизи-
руемый ориентацией человеческого сознания социокультурными методами на
восприятие им Золотого Сечения - величайшего из инвариантов Вселенной,
основы поддержания и развития любых её систем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные выводы можно целенаправленно использовать в решении
задач, стоящих перед специалистами в области управления.
Задачи, решаемые с помощью включения процессов самоорганизации ,
через изменение сознания человека можно разделить на два типа :
- глобальные, долгосрочные проекты , и
- локальные, быстродействующие инновации.
Если говорить о глобальном, вселенском уровне , измеряемом столе-
тиями и судьбами целых стран, то следует ещё раз вспомнить масонов, с
их представлениями о свободе , равенстве и братстве, создании лучшего
человека, изменяя его психику , наполнением её "божественными вибраци-
ями архитектуры и музыки".
Новейшие технические возможности, такие как СМИ , открытия в об-
ласти человеческой психики, физики , химии , особенно открытие фрак-
тальных множеств (01.03. 1980) являются средствами, дающими доступ к
самым несбыточным мечтам масонов.
Любое государство, заинтересованное в своем настоящем и будушщем,
руководители которого понимают, что сила страны складывается из силы и
возможностей каждого его гражданина будет заинтересовано в воспитании
полноценных, созидающих членов общества. Государство должно участво-
вать в усилении и активизации процессов самоорганизации, как залоге
успешного функционирования всех его поддерживающих структур.
Методы , как явствует из моей работы и как существует исторически
относятся к самым различным социокультурным феноменам , создавая бога-
тый арсенал и простор для действий всем заинтересованным в жизни своей
социальной общности. Это может быть архитектура , музыка , рекламные
заставки , рисунок обоев, пропорции предметов быта и многое другое ;
причем , конечно же возможно сознательное , основанное на научных рас-
четах создание этих элементов культуры , труд по внесению которых в
жизнь общества традиционно считался лишь основанным на интуиции, вдох-
новении.
Локальные нововведения , основанные на знании процессов
самоорганизации могут быть связаны с решением задач по :
1.Диагностике социальных структур и процессов;
2.Оптимизации внедряемых управленческих решений;
3.Управлению в ходе реализации какого либо проекта.
1.Диагностика, цель которой выявление проблем и выявление
латентных структур на предприятии , может быть существенно
облегчена , так как метод анализа с помощью фрактальных множеств
позволяет создать довольно точную модель социальных процессов.
Одной из процедур, современного нам метода диагностики
является построение т.н. "дерева проблем" , "дерева целей" т.е.
схемы взаимодействий в организации.
С помощью экспресс опроса персонала выясняют проблемы в
организации, субъективные оценки людей , которые затем уточняются и
классифицируются по их принадлежности к подразделениям организации
и от более общих к частным проблемам по принципу от следствия к
причине .
общая проблема
проблемы функциональных подразделений
социально-бытовые,социально-психологические проблемы
организационно-управленческие проблемы общесистемного типа
Известно, что 20% проблем в организации дают 80% всех сбоев и по-
терь . Существует класс фракталов , называемых дендритами (древовидны-
ми) использование которых при анализе данной схемы даст огромные воз-
можности для её детального понимания.
Решение проблемы т.о. окажется легким и быстродостижимым (например
удаление из многотысячной организации только одного человека)
2. Для всех внедряемых новшеств в уже сформированные организации
надо проводить исследования на их совместимость с процессами и
силами, обеспечивающими самоорганизацию системы .
Необходимо обеспечение всех инноваций дополнительными
процедурами такими как , например, разработка символа для
организации в соответствии с золотой пропорцией , утверждение
графика преобразований , действий в соответствии с числами
Фибоначчи и т.п.
3. В уже действующих организациях и протекающих социальных
процессах добавление факторов дающих новую силу и устойчивость,
переводящих структуру на новый качественный уровень тоже не лишне.
Библиография.
1) Ясюков М.И. "Весы Немизиды" Мысль, 1990г
2) Баландин Р.К. , Бондарев Л.Г. "Природа и цивилизация"
3) Советский Энциклопедический Словарь , 1988г.
4) Маркс К. , Энгельс Ф. Собрание сочинений
5) Сороко Э.М. "Критерий гармонии самоорганизующихся
социоприродных систем" , Владивосток 1989г.
6) Сороко Э.М. "Самоорганизация систем, проблемы меры и гармонии"
Автореферат диссертации , Минск 1991г.
7) Сороко Э.М. "Структурная гармония систем" , Минск 1984г.
8) Васютинский Н. "Золотая пропорция" , М. Молодая гвардия 1990г.
9) Афанасьев В.Г. "Системность и общество" , М. Политиздат 1980г.
10) Уледов А.К. "Социальные законы" , М. Мысль 1975г.
11) Угринович
12) Дюркгейм Э.
13) Диалектика.Творчество.Гумманизм. Ленинградский университет 1991г.
14) "Наука и её место в культуре" Новосибирск 1990г.
15) Ежегодник "Системные исследования. 1982г." Наука
16) "Семиотика и исскуствометрия" М. Мир 1972г.
17) "Лион Батиста Альберти" М. Наука 1977г.
18) Флоренский П.А. "Храмовое действо как синтез исскуств" "Мако-
вец" N1, М.
19)"Психологические механизмы регуляции социального поведения"
М. Наука 1979г.
20) Артемьева Е.Ю. "Психология субъективной семантики" М. изд.МГУ
1980г.
21) Фулканелли "Тайны готических соборов" REFL-book Ваклер 1996г.
22) Юнг К. "Проблемы души нашего времени" М. Прогресс 1993г.
23) Файдыш Е.А. "Сверхсознание" М. 1993г.