Эмиль Дюркгейм родился 15 апреля 1858 г. в городе Эпщале, на севере-
востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина. В детстве
будущий автор социологической теории религии готовился к религиозному
поприщу своих предков, изучая древнееврейский язык, Ветхий завет и Талмуд.
Но с юных лет и до конца жизни он оставался агностиком. Постоянно
подчеркивая важную социальную и нравственную роль религии, он сделал
предметом веры науку вообще и социальную науку в частности.
В 1879 г. Дюркгейм с третьей попытки поступил в высшую Нормальную
школу в Париже, где одновременно с ним учился знаменитый философ Анри
Бергсон. Окончив в 1882 г. это учебное заведение, будущий великий ученый
несколько лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885-1886 гг.
он побывал в научной командировке в Германии, где знакомился с состоянием
исследований и преподавания философии и социальных наук. Особенно сильное
впечатление на него произвело знакомство с выдающимся психологом и
философом В. Вундтом, основателем первой в мире лаборатории
экспериментальной психологии.
В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем «социальной науки
педагогики» на филологическом факультете Бордоского университета. Там же в
1896 г. он возглавил первую самостоятельную кафедру социологии во Франции.
С 1898 по 1913 гг. Дюркгейм руководил изданием журнала
«социологический ежегодник» (было издано 12 томов журнала). Сотрудники
журнала, приверженцы дюркгеймовских идей образовали научную школу,
получившую название французской социологии вплоть до конца 30-х годов.
С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру науки
о воспитании, впоследствии переименованную в кафедру науки о воспитании и
социологии. Его преподавательская деятельность была весьма интенсивной, и
многие его научные работы родились из лекционных курсов. Дюркгейм был
блестящим оратором, и его лекции пользовались большим успехом. Они
отличались строго научным, ясным стилем изложения и в то же время носили
характер своего рода социологических проповедей.
Будучи человеком долга прежде всего, Дюркгейм постоянно стремился
соединить в своей собственной жизни принципы профессиональной и гражданской
этики, которые послужили одним из главных и излюбленных предметов его
научных исследований и преподавания. Практическая цель его профессиональной
и общественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское
общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказалось в последней четверти
19 в. после падения прогнившего режима Второй империи, поражения в войне с
Пруссией и кровавого подавления Парижской коммуны. В связи с этим он
активно выступал против сторонников возрождения монархии и приверженцев
«сильной власти», против реакционных клерикалов и националистов, отстаивая
необходимость национального согласия на республиканских, светских и
рационалистических принципах на основе которых во Франции сформировалась
Третья республика.
Первая мировая война нанесла тяжелый удар по французской
социологической школе, поставив под вопрос общий оптимистический пафос
теории Дюркгейма. Некоторые видные сотрудники школы погибли на фронте.
Погиб и сын основателя школы Андре, блестящий молодой лингвист и социолог,
в котором отец видел продолжателя своего дела. Смерть сына ускорила кончину
отца. Эмиль Дюркгейм скончался 15 ноября 1917 г. в Фонтенбло под Парижем в
возрасте 59 лет, не успев завершить многое из задуманного.
Научное наследие Э. Дюркгейма.
Для понимания дюркгеймовского «социологизма», т.е. концепция
социальной реальности, состоит из нескольких базовых постулатов:
онтологический и методологический.
Онтологическая сторона «социологизма», т. е. Концепция социальной
реальности.
1) Социальная реальность включена в универсальный природный порядок, она столь же устойчива, основательна и «реальна», как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, развивается в соответствии с определенными законами.
2) Общество – это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.
Речь идет прежде всего о всемерном подчеркивании автономии социальной реальности по отношению к индивидуальной реальности по отношению к индивидуальной реальности, воплощенной в индивидах. Эта идея красной нитью проходит через все научное творчество Дюркгейма.
Указанная тема непосредственно связана с общей концепцией человека
у Дюркгейма. Вообще во всякой общей теории общества явно или неявно
присутствует общая теория человека, всякая общая социология так или иначе
базируется на философской антропологии. Социология Дюркгейма не составляет
в этом случае исключение. Человек для него – это двойственная реальность, в
которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и
индивидуальная.
Противопоставление этих 2-х начал человеческой природы выступает у
Дюркгейма в следующих противоположностях: 1) определяемое социально и
биологически заданное; 2) факторы, специфичные для отдельных обществ, и
выделяемое или постулируемые характеристики человеческой природы; 3)
факторы, общие для данного общества или группы, и характерные для одного
или нескольких индивидов; 4) сознание и поведение ассоциированных
индивидов, с одной стороны, и изолированных индивидов – с другой; 5)
социально предписанные обязанности и стихийно формирующиеся желания и
действия; 6) факторы, исходящие «извне» индивида и возникшие внутри его
сознания; 7) мысли и действия, направленные на социальные объекты, и те,
что являются сугубо личными и частными; 8) альтруистическое и
эгоцентрическое поведение.
Методологический аспект «социологизма» тесно связан с его
онтологическим аспектом и симметричен ему. Поскольку общество – часть
природы, постольку наука об обществе, социология, подобна наукам о природе
в отношении методологии; ее познавательной целью провозглашается
исследование устойчивых причинно- следственных связей и закономерностей.
Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов,
аналогичных методам естественных наук. Отсюда множество биологических и
физических аналогий и понятий в его работах, особенно ранних.
Социологический способ объяснения провозглашается единственно верным,
исключающим другие способы или включающим их в себя. Социология в
результате выступает не только как специфическая наука о социальных фактах,
но и как своего рода наука наук, призванных обновить и социологизировать
самые различные отрасли знания: философию, логику, этику, историю.
Таковы основные принципы «социологизма», посредством которых Дюркгейм
обосновывал необходимость и возможность социологии как самостоятельной
науки.
Книга Дюркгейма «О разделении общественного труда» (1893) в сравнении
с другими его трудами вызвала во всем мире куда больше откликов.
В своем труде знаменитый социолог различал два типа социальной
солидарности : «механическую» и «органическую». «Механическая» солидарность
основана на сходствах; она свойственна «сегментарным» обществам, в которых
индивидуальные сознания целиком поглощены коллективным сознанием.
«Органическая» солидарность основана на различиях; она свойственна
«организованным» обществам, в которых существуют различия между индивидами,
функциональная дифференциация и функциональная взаимозависимость. Первый
тип солидарности поддерживается общим для всех членов общества или группы
«коллективным сознанием», второй тип формируется и поддерживается
разделением общественного труда.
В обществах с преобладанием «органической» солидарности коллективное
сознания сохраняются, но сфера его действия уже, его предписания становятся
более общими и неопределенными. Развитие разделения труда обеспечивает
переход от первого типа солидарности ко второму. В свою очередь, развитие
разделения труда обусловлено ростом «объема» обществ, т. е.
народонаселения, и их «плотности», выражающейся в интенсификации контактов
и взаимодействий между индивидами. Последние факты вызывают потребность в
разделении труда, представляющим «смягченную форму» борьбы за
существование, так как вследствие увеличения населения и его плотности
вновь появляющиеся индивиды вынуждены либо эмигрировать, либо покончить
самоубийством, при нормальной социальной эволюции, создавать новые функции,
т. е. разделять труд. Если разделение труда не создает солидарности, оно
является аромическим и представляет собой факт социальной политологии.
Согласно Дюркгейму, Россия и Китай, относятся к обществам с
«механической» солидарностью, т. е. с неразвитым разделением труда.
Причина, с его точки зрения, состоит в том, что для развитого разделения
труда и исчезновения «сегментарного» типа солидарности «недостаточно, чтобы
в обществе насчитывалось много людей; необходимо еще, чтобы они были в
довольно тесном соприкосновении, чтобы быть в состоянии воздействовать и
реагировать друг на друга».
Э. Дюркгейм предсказал, что общество будет безнадежно деградировать,
когда разделение труда в нем будет основано на протекционизме, родственных
связях, привилегиях, происхождении и прочих формах противоестественного
социального отбора. И наоборот, общество может процветать в условиях
свободного соревнования трудовых достижений, умов, талантов, нравственных
достоинств. Существенное условие социальной эффективности и успешного
функционирования разделения труда, всех форм плюрализма - безусловное
признание всеми членами общества определенного минимума объединяющих общих
ценностей, образующих то, что Дюркгейм называл «коллективным сознанием».
Придумывать их не нужно, их необходимо лишь коллективно отобрать из
ценностей, уже функционирующих в общественном мнении, и из социокультурных
традиций.
Мораль в истолковании гениального социолога неотделима от социальной
солидарности и также постоянно находилась в центре его исследовательских
интересов. Доказывая в своей книге, что разделение труда порождает
солидарность, он одновременно доказывал, что оно выполняет нравственную
функцию.
Дюркгейм считал, что нравственность не следует выводить из
искусственно формируемых этических учений, навязывая их затем обществу.
Нравственность следует черпать из самой социальной действительности,
проясняя ее средствами науки, «Социальный вопрос» для Дюркгейма был не
только экономико – политическим, но нравственно – религиозным вопросом.
Мораль он понимал как практическую, действенную, реальную силу; все же, что
не имеет нравственного основания, с его точки зрения носит временный и
непрочный характер. Именно поэтому он считал, что политические революции
сами по себе не затрагивают основ социального строя, если не выражают
глубинных нравственных ценностей общества и не опираются на них.
Дюркгейм внес важнейший вклад в понимание общества как ценностно-
нормативной системы. С его точки зрения, социальное поведение всегда
регулируется некоторым набором правил, которые являются обязательными и
привлекательными, должными и желательными. Правда в этом вопросе его теория
уязвима в некоторых отношениях. «В работах Дюркгейма религиозные
предписания и, моральные нормы рассматриваются так, как если бы они
поддавались только одному способу истолкования членами общества, -
справедливо облегает Э. Гидденс. – Ни одна и та же совокупность символов и
кодов, таких, например, как христианские догматы, может быть и обычно
становится объектом разнообразных и антоганистических истолкований,
вовлекаясь в борьбу групп с противоположными интересами».
Очень интересные выводы делает Э. Дюркгейм из своего исследования о
природе самоубийств «Самоубийство» (1897).
Действительные причины самоубийств – общественные силы, изменяющиеся
от общества к обществу , от группы к группе, от религии к религии. Они
исходят от групп, а не от изолированных индивидов. Вот тут всплывает
основной предмет Дюркгеймовской социологии, а именно общества в себе – это
нечто чужеродное по отношению к индивидам. Существуют феномены или илы,
опорой которых служит коллектив, а не просто сумма индивидов. Последние
совместно порождают феномены или силы, объясняемые лишь объединением
индивидов. Существует особые социальные феномены, повелевающие
индивидуальными феноменами. Наиболее поразительный или наиболее
красноречивый пример – именно то из социальных течений, которое увлекает
индивидов на путь смерти, при этом каждый из них верит, что слушается лишь
самого себя, в то время как он лишь игрушка коллективных сил.
Какими же средствами можно укрепить процесс вовлечения индивида в
коллектив, тем самым предотвратив самоубийство? Дюркгейм последовательно
останавливался на семье, религиозной и политической группах, в особенности
на государстве, и пытаясь доказать, что ни одна из этих трех групп не
представляет собой близкого к индивиду социального окружения, которое
обеспечивало бы ему безопасность, целиком подчиняясь его требованиям
солидарности.
Единственная общественная группа, которая может способствовать
вовлечению индивидов в коллектив – это профессиональная группа, или, говоря
языком Дюркгейма, корпорация.
Э. Дюркгейм – выдающийся французский социолог, его самой большой,
важной и глубокой книгой стала «Элементарные формы религиозной жизни»
(1912).
Цель данного сочинения заключается в разработке общей теории религии
на основании анализа первичных и наиболее простых религиозных институтов.
Следующая формула уже намечает одну из ведущих идей Дюркгейма: на основе
изучения примитивных форм религий. Сущность религии раскрывает тотемизм.
Все выводы, сделанные Дюркгеймом в результате изучения тотемизма, исходят
из предположения, что можно выявить сущность общественного феномена путем
наблюдения за самыми элементарными его формами.
Если на протяжении истории, фетишизируя тотем или Бога, люди никогда
не поклонялись ничему другому, кроме коллективной реальности, преображенной
верой, то выход из тупика возможен. Наука о религии раскрывает возможность
перестройки верований, необходимых для консенсуса, не потому, что она в
состоянии породить коллективную веру, а потому, что она оставляет надежду
на то, что общество будущего будет еще способно порождать богов, ведь все
боги прошлого никогда не были не чем иным, как преображенным обществом.
В этом смысле «Элементарные формы религиозной жизни» демонстрируют
Дюркгеймово решение антитезы науки и религии. Обнаруживая глубокую
реальность за всеми религиями, наука не воссоздает религии, а доверяет
способности общества поклоняться в каждую эпоху тем богам, в которых оно
нуждается. «Религиозные интересы суть лишь символическая форма общественных
и моральных интересов.»
Дюркгейм отмечает, что общество творит религию, будучи в состоянии
возбуждения. Здесь речь идет просто о конкретных обстоятельствах. Индивиды
доводятся до такого психического состояния, когда они ощущают безличные
силы, одновременно одинаковые и разные; и такое толкование религии сводятся
к причинному объяснению, согласно которому общественное возбуждение
способствует появлению религии. Но ведь так ничего не остается от идеи,
будто социологическая интерпретация религии позволяет «спасти» ее предмет,
показывая, что человек боготворит то, что достойно поклонения. Вдобавок мы
напрасно говорили об обществе в единственном числе, т. к. по мнению самого
Дюркгейма, есть только общества. Поэтому если культ адресуется обществом,
то имеются лишь племенные или национальные религии. В этом случае сущностью
религии становится внушение людям фанатической преданности отдельным
группам и преданности одному коллективу, а заодно враждебности к другим.
Все-таки главной идеей Э. Дюркгейма всегда было то, что общество – это
надиндивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят
от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают
подчиняться правилам и нормам, которые он называл «коллективным сознанием».
Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию,
необходимую для существования общества как целого. Однако функционирование
отдельных частей социального целого может быть нарушено, и тогда эти части
становятся искаженной, плохо функционирующей формой социальной организации.
Дюркгейм очень много внимания уделял изучению таких форм, а также видов
поведения, отклоняющихся от общепринятых правил и норм. Введенный им в
научный обиход термин «аномия» позволяет дать объяснение причин
отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм и подробно
классифицировать типы такого поведения.
Э. Дюркгейм вышел в историю в историю социологии (одной из главных
учебных дисциплин 20 в.), как основатель и основной классик этой науки,
наряду с К. Марксом, М. Вебером, Г. Спенсер и П. Сорокиным. Его идеи до
сих пор вдохновляют многих ученых мира на открытия.
Список литературы.
1) А. А. Гофман «Э. Дюркгейм в России»// М., 1993 (стр. 23-56)
2) А. А. Гофман «Классики социологии»//М., 1994 (стр. 233-257)
3) Собрание сочинений Э. Дюркгейма // М., 1987 (стр. 235-257)
4) Р. Азон «Этапы развития социологической мысли»// М., 1993 (стр. 315-
400)
5) С. С. Фролов «Социология» (учебное пособие) // М., 1999 (стр. 15-25)
6) Общество (Энциклопедия) // М., Аванта +, 2002 (стр. 440-455)