План:
1. Введение.
2. Характеристика профессий – профессиограмма.
3. Факторы, определяющие профессиональное самоопределение личности.
4. Процесс профессионального самоопределения.
Введение
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать,
где продолжить образование или куда пойти работать, т. е. Практически
выбрать профессию, свой жизненный путь.
Каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор
профессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика,
порой очень трудно реализовать – не хватает знаний о самих профессиях, тех
требований, которые они предъявляют к личности работающего, и умений
оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.
Характеристика профессий –
профессиограмма
Размышляя, какую выбрать профессию в будущем, каждый из нас так или
иначе собирает информацию о заинтересовавших видах труда. Собранные
сведения вы анализируете. Критически оцениваете систематизируете, и на их
основе складывается представление об определенной профессиональной
деятельности. Фактически вы на простейшем уровне занимаетесь составлением
профессиограмм – характеристик профессий с требованиями, которые они
предъявляют к личности работающего.
Чтобы профессиограмма отражала истинное положение дела, надо
стараться получить как можно больше сведений о той или иной профессии
Работа по составлению профессиограммы позволяет глубже узнать
содержание будущей профессии, оценить свою профпригодность (см. ниже) к
ней. Кроме того, она может определить и те качества, которые нужно
развивать у себя.
Факторы, определяющие профессиональное
самоопределение личности.
Профориентация является самостоятельной областью знания, но
формируется на стыке педагогики, психологии, социологии, экономики,
философии, медицины, права.
Можно выделить четыре функции профориентации, которые определяются ее
целями: социальную, экономическую, медико-физиологическую и психолого-
педагогическую. Тема реферата пересекается в основном с психолого-
педагогической функцией, поэтому я подробнее раскрою ее.
Социальная функция профессиональной ориентации предполагает процесс
усвоения школьниками определенной системы знаний, норм, ценностей,
позволяющих им осуществлять свою социально-профессиональную деятельность.
Поэтому профессиональную ориентацию учащихся необходимо рассматривать
прежде всего с позиций социального заказа общества.
Экономическая функция означает улучшение качественного состава рабочей
силы, повышение удовлетворенности юношей и девушек содержанием труда,
повышение профессиональной активности и производительности труда, экономию
рабочего времени
Медико-физиологическая функция — эта реализация требований к здоровью
и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения той или
иной профессиональной деятельности.
Психолого-педагогическая функция — это прежде всего выявление и
формирование интересов, склонностей, способностей школьников, помощь им в
поиске призвания, выборе такой профессии, которая соответствовала бы
индивидуальным особенностям личности, ее потенциальным возможностям;
определение путей и условий эффективного управления профессиональным
самоопределением школьников.
Способности и профессиональная пригодность. Если требования, предъявляемые
профессией к работающему, совпадают с его личными качествами и
возможностями, то говорят о профессиональной пригодности. Другими словами,
профпригодность – это гармония человека и его дела.
Пригодность к профессии характеризуют такие показатели, как
успешность овладения и удовлетворенность человека своим трудом.
В основе первого показателя лежат прежде всего способности
индивидуума. Под этим понимают такие индивидуально – психологические
особенности человека, которые помогают ему добиваться успеха в какой-либо
деятельности, но не сводятся к знаниям, привычкам, навыкам. Наличием
способностей часто объясняют легкость и быстроту приобретения этих знаний и
умений. Способности человека не являются врожденными. Ребенок рождается не
с готовыми способностями, а с задатками, т. е. С определенными
физиологическими особенностями строения мозга, органов чувств и движения.
О непригодности человека к определенному можно говорить в том случае,
если у него имеются отклонения в состоянии здоровья, которые будут
усугубляться в процессе этой деятельности или мешать ее выполнению.
Профессиональная пригодность – формирует качество и во многом
находится в руках самого человека. Из литературных источников известны
примеры того, как люди преодолевали свои недостатки. Так, физически
нездоровый, слабый, малорослый А. В. Суворов смог стать выдающимся
полководцем, а страдающий заиканьем Цицерон – знаменитым оратором. Поэтому
важно заниматься самовоспитанием (в него входят: самопознание,
самообразование, самоприказ, самоубеждение, самоконтроль, упражнения)
Изменчивость профпригодности обуславливается изменчивостью не только
качеств человека, но и самой деятельностью, научно-техническим прогрессом. Например изменяются орудия труда (от счет к компьютеру),
соответственно изменяются и требования профессии к человеку.
Каждому выбирающему профессию важно попробовать себя в разнообразных
видах деятельности и научиться выявлять и развивать свои способности.
Интересы и склонности Любая профессия предъявляет требования к
интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других – к практической
деятельности, процессу труда или его результату. Интерес – это
индивидуальная психологическая особенность человека, которая
характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности.
Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладеть
знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности,
препятствия...
До сих пор значительная часть юношей и девушек, заканчивающих среднюю
школу, избирают профессию, не соответствующую их возможностям и
способностям, не имеет достаточно полного представления о современных видах
труда. В частности, это относится и к Дагестану. Очень часто молодые люди
поступают в ВУЗы на тот или иной факультет по решению своих родителей.
Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься
определенной деятельностью, жажду этой деятельности. Настоящая склонность
обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям
действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом
направлении. Между интересами и склонностью много общего, но есть и
различие.
Нет неинтересных или интересных дел. Одному человеку интересно
строить, другому водить машину, третьему учить детей. То, что сегодня
человеку неинтересно, завтра может захватить все его чувства и мысли.
Может ли сам человек управлять своими интересами? Обратимся к эпизоду
из хорошо известного романа М. Твена «Приключения Тома Сойера», когда
главный герой был наказан за очередную провинность тетей Полли ( на Тома
снизошло вдохновение, и он вызвал интерес к работе у всех соседских ребят)
Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими
устойчивыми интересами и склонностями. И только в том случае, когда с
интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о
профессиональных интересах.
Процесс профессионального самоопределения.
Итогом, результатом профессиональной ориентации является наличие у
школьников сформированного самоопределения, поэтому управление
профориентацией может осуществляться только через процесс развития
профессионального самоопределение личности. Весь этот процесс можно
разделить на несколько этапов
Перед молодым человеком лежит множество путей достижения цели
профессионального самоопределения. Но на определенном этапе она еще не
конкретизирована, скорее не установлена для него, но потенциально
существует и опирается на накопленный человеческий опыт. Этот период
времени можно рассматривать как первый этап направленной активности
личности в выборе своего жизненного пути, своеобразный период «активного
поиска цели»; он может отличаться по времени, по глубине проникновения в
суть явлений и зависеть от роли общественных институтов, социального
положения индивида и других факторов, воздействующих на его
профессиональное и в целом социальное становление.
Вторым этапом в выборе личностью своего места в жизни является
«осознание цели» для себя и значимости ее для общества. На этой ступени
происходит усвоение субъектом определенных ценностей, направленных на него
со стороны общества. Степень осознанности может быть различной: от
примитивных форм функционирования до убеждений.
Третьим этапом профессионального развития индивида является реализация
им жизненных ценностей. В это понятие мы включаем как активность общества,
так и активность самого человека. Формирование активной жизненной позиции
человека – вот одна из главных задач как в целом социальной, так и
профессиональной ориентации.
Профессиональное самоопределение в психологии рассматривается, с одной
стороны, как ядро, наиболее значимый компонент профессионального развития
человека, с другой – как критерий одного из этапов этого процесса.
Процесс профессионального самоопределения – длительный процесс,
завершенность его можно констатировать только тогда, когда у человека
сформируется положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной
деятельности. Поэтому выбор профессии – это лишь показатель того, что
процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего
развития
В определении видов деятельности, призванных способствовать
профессиональному самоопределению учащихся, необходимо учитывать их
возрастные особенности.
Младшие школьники включаются в предметно-практическую познавательную
деятельность, которая реализуется непосредственно в учебном процессе.
Ведущей в профориентационном развитии подростка становится общественно
полезная деятельность такие как: учебная, трудовая, производительный труд,
спортивная и др.
В старшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная,
приобретающая для старшеклассника приобретающий характер: он направляет
свои усилия в основном на те виды учебной деятельности, которые в
дальнейшем будут связанны с его профессиональной деятельностью.
Список использованной литературы:
1. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение,
1988.
2. Прощинская Е. Н. Выбирайте профессию. Учебное пособие для старших классов. М., 1996.
3. Проблемы занятости молодежи: региональный подход//Педагогика. – 1999. -№
1.
4. Подготовка учителя технологии к профориентационной работе//Педагогика.
–1999. - № 2.