Русь, Россия, святые и святость
Свящ.
Максим Козлов
1.
Как жила Русь?
–
Да по-всякому жила. Но было в этой жизни нашего Отечества нечто, благодаря чему
мы по праву можем называть наше Отечество в какие-то века святой Русью. Почему?
Потому что даже в те времена, когда было много страшного, греховного,
человеческой немощи, обманов и подлости, все же было главное почти у всех
русских людей: идеалом образа жизни, нормой жизни была святость. Люди русские
мерили свою жизнь не по богатству, не по знатности, не по преуспеванию, а по
святости угодников Божиих. И вот то, что этот идеал был перед почти всеми
русскими людьми целые века, и дает нам основания называть наше Отечество святой
Русью.
2.
Как крестили Русь?
–
Во-первых, добровольно, это в отличие от многих стран Западной Европы, где,
случалось, делали это огнем и мечом. Во-вторых, быстро, потому что, хотя где-то
по закоулкам, в глубинке, в лесах и таилось язычество, но еще и века не прошло,
как большинство русских людей были уже православными христианами. А в-третьих,
радостно и красиво, потому что самое главное, к чему прикоснулась душа русского
человека, была красота. Помните, послы Владимира вошли в Софию
Константинопольскую – и что они там увидели: они не знали греческого языка и не
знали икон, но они почувствовали, что они как на небе, такая красота открылась
их очам, что после этого возвращаться к язычеству – было невозможно. И вот это
"как на небе" потом появилось и на Руси: и в Киевском Софийском соборе,
и в Новгородском, и во многих других. Вспомните храм Покрова на Нерли – вот эти
кусочки неба на земле. Вот так Русь крестилась – через эту дивную Божественную
красоту.
3.
Почему русские цари выбрали именно Православную веру?
–
Потому что они увидели, что это та вера, к которой если прикоснешься, то ни на
какую другую уже смотреть не будешь. Они, конечно, не то чтобы интеллектуально
рассуждали, взвешивали или у них была группа геополитиков-аналитиков, которая
составляла им протокол, доклад, как нынче делает наша Дума: "Какие будут
последствия для великого княжества Руси, если примет она эту веру?" – нет,
конечно, просто сердце отозвалось вот на эту радость Православия...
4.
Почему сейчас рушится Россия, а храмы возрождаются?
–
Россия рухнула не сейчас. Православное царство, каковым была Россия, прекратило
существовать в 1917 году, в феврале, а окончательно в октябре того же
трагического для русского народа и для Церкви времени. И потом уже России, как
государства, никогда не было. Был Советский Союз, теперь – Российская
Федерация, но России нет. А вот возродиться она сможет тогда, когда станет
страной православных людей. Есть такая древняя пословица: были бы братья, будет
и братство; будут православные люди, великое их братство, будет и православная
Россия. На ядерных ракетах, на обширных границах да на больших денежках –
только на таком, материальном, богатстве, великой России не построить. Нужна
крепость духа. Над этим и надо трудиться.
5.
Какое житие святого апостола Андрея?
–
Житие это длинное, в нем много повествуется, как он проповедовал в разных
странах, как пострадал за Христа, как был распят на кресте, который дал начало
флагу русского флота. В житии этом рассказывается и о том, как он побывал и в
пределах нашего Отечества. И мы знаем, что земля наша освящена пребыванием
одним из апостолов и учеников Спасителя – Андрея Первозванного.
6.
Если во сне является святой, то как это воспринимать? а) не обращать внимания;
б) этот сон имеет какой-то особый смысл?
–
Многие святые говорили, что если человек увидит ангела и не поверит, то не
согрешит. Почему? Потому что очень велика опасность перепутать по нашей
неопытности. И то, что нередко происходит от естественных причин: от
прочитанных книжек, даже и хороших. Например, читали вы накануне житие какого-нибудь
святого, запало вам нечто на душу и приснилось. Или от услышанного по радио,
скажем, послушали "Радонеж", или кассету посмотрели, я имею в виду
какую-то благочестивую кассету, и вот потом у нас что-то в памяти отложилось –
это естественная причина. А еще бывает, что нас лукавый смущает, чтобы в нас
гордость раздуть – вон я какой, мне ангелы снятся! – какую-то нам покажут
обманку, а мы ее и воспримем. Так что надежней, конечно, по первому, второму, а
может, и по третьему разу не поверить. Ну а ежели этот сон есть не просто сон,
а некое видение или знамение нам от Бога, то Господь сам нас так вразумит, что
никакого сомнения не будет.
7.
Какие у вас иконы?
–
Какие иконы дома, видимо, ты спрашиваешь? Однажды я узнал правило от одного
священника: дома иметь такие иконы только, которым молишься. Вот этому правилу
стараюсь следовать. Иконы, к которым ты знаешь тропарь, молитву, и их читаешь.
Иметь дома выставки икон, древних или вырезанных из календарика, но к которым
мы не обращаемся даже с краткой молитвой, бессмысленно. Так что возьмите это за
правило и держитесь его.
8.
Нравятся ли вам византийские иконы?
–
Хорошие, конечно, нравятся. Но в любой православной иконе есть важная основа,
которая заключается в том, что даже самая простая из них написана по определенному
строгому канону. А что такое канон? Это опыт поколений жизни и веры людей. Опыт
богообщения, опыт церковный, который говорит: вот так можно молиться, так можно
святых изображать, и если у иконописца даже не было большого или особенного
таланта и особого внутреннего опыта, то он хотя бы следовал этому канону, или
правилу, как пути, по которому нужно идти, чтобы икона, пусть она не будет как
у Андрея Рублева, но хотя бы была указанием правильного направления, как окошко
– не в погреб, а к солнышку.
9.
Что нужно сказать, когда тебе говорят, что верующий человек поклоняется иконе,
а не Богу, как это доказать, что мы молимся не иконам, а Богу?
–
А как доказать? Так и доказать: ты что! Ты где это такое вычитал? Если хочешь
знать, чему мы молимся, открой любой акафист, который мы перед иконами читаем,
например, "Нечаянной радости" – там что говорится: честь, которую мы
воздаем образу, то есть иконе, к первообразному восходит, то есть к первому
образу, то есть к Тому, Кто на этой иконе изображен, и ежели ты думаешь, что мы
поклоняемся доске, краскам и яичному порошку, который входит в темперу, то
ошибаешься в корне. Мы поклоняемся Господу и святым, а не вышеназванным
бездушным предметам.
10.
Я хотел бы знать, почему у нашей страны на протяжении многих лет такая тяжелая
судьба?
–
Я уже говорил прежде, чем Господь кого любит, того наказывает. С кого можно
спросить, с того спрашивает, ведь и мама с папой больше спрашивают со старших
детей, чем с младенца, который еще кашей манной с ложки питается. Он, бывает, и
покапризничает, и опрокинет эту кашу себе на голову, а его только отмоют и
опять за стол посадят. А попробуйте-ка вы то же сделать, представьте, что
родители вам за это устроят. Также и здесь: у кого больше разумения, крепости
душевной, с того и спроса больше.
11.
Как вы считаете, возможно ли восстановить монархию на Руси?
–
Человеку невозможно, а Богу все возможно, но, впрочем, зависит от человека, до
какой-то степени: то есть будут ли подданные у монарха? Ведь монархия что
предполагает? Что будет такая, достаточно значительная часть народа, которая
свою волю – политическую, отчасти экономические права, права человека, –
добровольно пожелает ограничить, себя стеснить ради доверия воли, уму, сердцу
душе православного монарха. Вот когда будет большая часть народа таковой, тогда
будет и православная монархия.
12.
Если нельзя возродить в России царскую власть, то какая власть для нее наиболее
приемлемая?
–
Церковь может существовать при любой власти, и по большому счету она
непреодолима вратами ада, как об этом говорит Сам Господь в Евангелии. Но,
конечно, Церковь будет приветствовать такое государство, которое будет
ориентироваться на традиционные ценности, которое будет уважать Евангелие,
будет уважать исторический путь России и место в ней православной Церкви, которое
не будет потакать разного рода сектантам, сатанистам и прочим, разлагающим душу
нашего народа. А уж какая она будет – президентская республика, или
парламентская, или вовсе не республика, а что-то другое – это не важно.
13.
Почему большевики расстреливали священников и посадили Патриарха?
–
Действительно, многие сотни тысяч людей, священников, монахов были расстреляны,
казнены, сосланы, уморены в лагерях в минувшие годы. А почему так было? А
потому, что говорится в Писании: "Бог кого любит, того и наказывает".
И, видно, столько греха, злобы, неправды накопилось к концу двадцатого века в
человеческом роде, что на крест страдания за других должны были пойти те,
которые смогли бы его с терпением, смирением и без ропота принять. А кто это
мог принять? Только православные люди. Потому что заставь-ка идти на крест,
мучиться безбожника – в те годы и многим из них пришлось туго, но они и
проклинали, и предавали, и сейчас простить не могут и забыть того, что с ними
делали. А православные люди, уподобляясь Христу, с терпением и прощением
понесли многие мучения, чтобы чего худшего не случилось со всеми, со всем
народом русским.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru