История классической мифологии
Древнейшие элементы.
Греческая
мифология, как и греческая культура в целом, представляет собою сплав различных
элементов. Эти элементы привносились постепенно, на протяжении более тысячи
лет. Около 19 в. до н.э. первые известные нам носители греческого языка
вторглись с севера в Грецию и на острова Эгейского моря, смешавшись с уже
жившими здесь племенами.
Об
архаических греках мы не знаем практически ничего, кроме их языка, и мало что в
классической мифологии восходит непосредственно к этой ранней эпохе. Однако с
большой степенью уверенности можно утверждать, что греки принесли с собой
почитание Зевса – бога неба, ставшего верховным божеством в классическую эпоху.
Возможно, что почитание Зевса возникло даже раньше, чем греки стали отдельным
народом, поскольку отдаленные родственники греков – латиняне Италии и арии,
вторгшиеся в Северную Индию, – почитали бога неба с почти тем же именем.
Греческий Zeus pater (Зевс-отец) первоначально был тем же самым божеством, что
и латинский Юпитер и арийский Дьяус-питар. Однако происхождение других богов
чаще всего не удается проследить до эпохи вторжения в Грецию.
Критский элемент.
Архаические
греки были варварами, вторгшимися в ареал высокоразвитой культуры – минойской
цивилизации острова Крит и южной части Эгейского моря. Через несколько веков
сами греки подверглись сильному влиянию минойцев, однако ок. 1450 до н.э. они
захватили Крит и завоевали господствующее положение в Эгейском регионе.
Некоторые
классические мифы связаны с Критом. По-видимому, лишь немногие из них
представляют собою собственно минойские предания, так как по большей части они
скорее отражают то впечатление, которое произвели на греков контакты с критской
цивилизацией. В одном из мифов Зевс в образе быка похищает Европу (дочь царя
финикийского города Тира), и от их союза рождается Минос, основатель династии
критских царей. Минос правит в городе Кноссе; он владеет огромным лабиринтом и
дворцом, где танцует его дочь Ариадна. И лабиринт и дворец построены искусным
мастером Дедалом (чье имя означает «хитроумный художник»). В лабиринте Миноса
заперт Минотавр, чудовищный полубык-получеловек, пожирающий приносимых ему в
жертву юношей и девушек. Но однажды афинянин Тесей (тоже предназначенный в
жертву) убивает чудовище с помощью Ариадны, отыскивает выход из лабиринта по
нити и спасает своих товарищей. На содержание всех этих рассказов явно повлияли
слава великолепного дворца в Кноссе с его сложнейшей планировкой, связи критян
с Финикией и близлежащими областями, изумительное мастерство их ремесленников,
местный культ быка.
Отдельные
представления и рассказы вполне могли быть отражением минойских представлений.
Существует легенда о том, что Зевс родился и был похоронен на Крите.
По-видимому, здесь отразилось знакомство с критским культом «умирающего бога»
(одного из «умирающих и возрождающихся» богов), которого греки постепенно
отождествили с богом небес Зевсом. Кроме того, Минос стал одним из судей
мертвых в подземном царстве, что плохо согласуется с обычной для греков
смутностью представлений о загробном мире и неопределенностью образа
большинства греческих героев. По-видимому, минойцы придавали особое значение
женским божествам, и некоторые знаменитые героини позднейших греческих мифов –
такие, как Ариадна или Елена Троянская, – по-видимому, заимствовали свои черты
у минойских прототипов.
Микенское влияние.
Три
с половиной века (ок. 1450–1100 до н.э.) после вытеснения греками критской
цивилизации были ознаменованы расцветом греческой цивилизации бронзового века.
В этот период вся Греция оказалась под властью многочисленных местных царьков,
области которых приблизительно соответствовали будущим территориям
городов-государств. Вероятно, они состояли в достаточно свободных отношениях
подданства к богатейшему и наиболее могущественному из всех царей – царю Микен,
поэтому цивилизацию той эпохи принято называть микенской. Микенцы были
деятельным народом, предпринявшим множество дальних, часто завоевательных
походов за пределы своей страны; они торговали и совершали набеги по всему
Средиземноморью. Приключения и подвиги царей и их сподвижников прославлялись в
эпических поэмах, сочинявшихся аэдами, которые пели или декламировали их на
придворных пирах и празднествах.
Микенский
период стал эпохой формирования греческой мифологии. Многие из греческих богов
впервые упоминаются именно в этот период: археологи обнаруживают их имена,
начертанные на глиняных табличках, которые использовались для ведения дворцовых
записей. Герои позднейшей греческой мифологии в большинстве своем
воспринимались как исторические личности, жившие в микенский период; кроме
того, множество городов, с которыми предания связывают жизнь этих героев,
приобрели политическое и экономическое значение именно в эту эпоху.
Гомеровский эпос.
С
течением времени воспоминания об этом периоде и его событиях должны были
угаснуть, как угасали воспоминания обо всех предшествовавших эпохах греческой
истории. Однако на рубеже 12 и 11 вв. до н.э. микенская цивилизация пала под
натиском дорийцев – последней волны грекоязычных племен, вторгшихся в Грецию. В
последующие века бедности и изоляции живая память о славном микенском прошлом
сохранялась в продолжавшей существовать микенской традиции устной эпической
поэзии. Древние сказания пересказывались и подробно разрабатывались, а в 8 в.
до н.э. были записаны два сказания из числа самых известных, положившие начало
всей вообще повествовательной традиции европейской литературы, авторство
которых приписывалось Гомеру. Это Илиада и Одиссея, эпические повествования о
войне против города Трои в Малой Азии.
Эти
поэмы не только донесли до позднейших греков микенское культурное наследие, но
и задали основной тон всей греческой мифологии с ее вниманием к человеческому
началу и персонажам, которых читатели и слушатели воспринимали как реально
существовавших мужчин и женщин, живших в исторических местах. На протяжении
столетий в мифологии формировалось также и представление о касте богов,
наделенных узнаваемыми характерами и определенными сферами влияния.
Влияние фольклора и религиозного культа.
Архаический
период развития греческой культуры (7–6 вв. до н.э.) был отмечен ростом и
расширением влияния гомеровских поэм. В то же время множество народных
преданий, не восходящих к микенской эпохе, послужило материалом для различных
поэм, заполнявших собою пробелы, оставленные гомеровским эпосом. «Гомеровские
гимны» этой эпохи, служившие вступлением к декламации эпических поэм на
религиозных празднествах, часто содержали изложение мифов о богах, почитаемых в
великих святилищах. Расцвет лирической поэзии также способствовал все более
широкому распространению местных преданий. Кроме того, мифологическая традиция
обогащалась за счет включения в нее преданий иного типа – волшебных и народных
сказок, основанных на мотивах, общих для многих культур, рассказов о
странствиях и подвигах героев, изобилующих чудовищами и волшебными чарами, а
также – легенд, призванных объяснить или разрешить те или иные конфликты и
потрясения, свойственные человеческому обществу.
Восточные
элементы. По аналогии с героями, принадлежащими к определенному роду и
поколению, боги также получают свои генеалогии и истории. Самая известная и
самая авторитетная из т.н. теогоний была составлена на рубеже 8 и 7 вв. поэтом
Гесиодом. В Теогонии Гесиода обнаруживаются столь близкие параллели к мифологии
Ближнего Востока древних времен, что можно с уверенностью говорить о широком
заимствовании греками ближневосточных мотивов.
Золотой
век. В золотой век греческой культуры – 5 в. до н.э. – драма (особенно трагедия)
становится главным средством распространения мифологических представлений. В
эту эпоху древние предания глубоко и серьезно перерабатываются, причем особо
выделяются эпизоды, в которых отображаются жестокие конфликты в отношениях
между членами одного семейства. Разработка мифологических сюжетов в трагедиях
по своей нравственной глубине нередко превосходит все, что было создано в
литературе на эти темы. Однако под влиянием греческой философии образованные
круги общества проникаются все более скептическим отношением к традиционным
представлениям о богах. Миф перестает быть естественным средством выражения
наиболее важных идей и представлений.
Эллинистическая
мифология. Весь греческий мир (а вместе с ним и греческая религия) изменился в
результате завоеваний Александра Македонского (ум. 323 до н.э). Здесь возникла
новая, именуемая эллинистической, культура, сохранившая традиции обособленных
городов-государств, но уже не замыкающаяся в пределах одного полиса. Распад
полисной системы повлек за собою разрушение политических барьеров на пути
распространения мифа. К тому же в результате распространения образования и
учености все многообразие мифов, сложившихся в разных областях Греции, впервые
было собрано воедино и систематизировано. Греческие историки широко
использовали мифы, в чем можно убедиться на примере Павсания, описавшего
достопримечательности Греции во 2 в. н.э.
Писателей
теперь привлекала экзотика, приключения или – поскольку они сами нередко были
учеными – темные местные мифы, позволявшие им применить свою ученость.
Каллимах, библиотекарь великой Александрийской библиотеки в 3 в. до н.э., был
одним из таких писателей. В эпической поэме Причины(Aetia) он рассказывал о
происхождении странных обычаев; кроме того, он сочинял мифологические гимны, посвященные
различным богам. Главный соперник Каллимаха, Аполлоний Родосский, изложил
наиболее полную версию мифа о Ясоне в своей поэме Аргонавтика.
Мифология
в римском мире. Во 2 в. до н.э. Рим завоевал Грецию и усвоил греческую
культуру, а к 1 в. до н.э. во всем Средиземноморье преобладала общая
греко-римская культура. И римские, и греческие авторы продолжали создавать
мифологические сочинения в эллинистическом духе – и ученые, и чисто
художественные. Хотя эта литература, как и эллинистическая поэзия, была уже
далека от мощного реализма классической мифологии эпохи ее возникновения,
некоторые ее образцы стали выдающимися явлениями мировой литературы. К этой
традиции принадлежали Вергилий и Овидий.
В
то же время официальная религия сохраняла характер государственного культа.
Однако поскольку города-государства становились анахронизмом, начали
складываться новые формы религиозного культа: культ царя в эллинистических
государствах и культ императора в Римской империи. Правители обожествлялись,
вначале после смерти, а затем и при жизни. Это был культ, превозносивший
власть, но не нуждавшийся в повествовательной мифологии или в теологии.
Простые
люди продолжали держаться древней религии. Широко распространились
мистериальные культы, обещавшие личное спасение, и восточные культы в
эллинистической форме, привлекавшие поклонников прежде всего своей
экзотичностью. Богиня Исида с ее мистериями была заимствована у египтян, а
культ Митры, включавший кровавый ритуал заклания быка, пришел из Анатолии и
Персии. Исключительно устойчивым оказалось увлечение астрологией,
отождествлявшей древних богов со светилами и усматривавшей в изменчивых, но
предсказуемых конфигурациях звезд и планет систему, оказывающую влияние на ход
человеческой жизни. Представлениям об этой системе безличных влияний
соответствовала вера в безличную магию, а на более высоком уровне – философские
спекуляции неоплатоников.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ljplus.ru