Реферат по предмету "Религия и мифология"


“Психология самости” о религии

“Психология самости” о религии

Учитывая
известную условность выделения “психологии самости” как самостоятельного и
обособленного направления в психологии — мы все же уделим ему некоторое
внимание ввиду того, что теоретические взгляды его представителей были
органически синтезированы в исследовании именно религиозных процессов. Речь
идет прежде всего о таких исследователях, как Э. ЭриксоН, Д. Винникот, А.
Ризутто. Все они приписывали наибольшую важность при формировании человеческой
личности периодам младенчества и раннего детства, а проецируя свой подход на
проблемы религии, видели в ней инфантильное стремление укрыться под сенью
материнского или отцовского божества. В этом отношении, а также в признании
исключительно важной роли бессознательного и выделении стадии психосексуального
развития индивида они являются, несомненно, наследниками 3. Фрейда.

Э.
Эриксон подчеркивал особую значимость так называемого преэдипального периода. В
оральной его фазе для ребенка необходимо не только питание и начальные опыты
наслаждения, но и общение с матерью, более или менее способной к сопереживанию,
что играет решающую роль как первый навык дружелюбия со стороны другого
человека. При здоровом, нормальном развитии ребенок учится преодолевать
“базовое недоверие” — чувство покинутости и ни к чему не годности, которое
может в будущем стать источником неуверенности в себе, заниженной самооценки, а
в конечном итоге направить развитие в русло шизоидности и депрессивности. Если же
возобладает “базовое доверие”, то сформируется уверенность и в себе, и в том,
что на окружающих можно положиться, а также ощущение собственной полноценности.

Путь
к формированию базового доверия открывает общение с матерью в грудном периоде;
в дальнейшем на это существенно влияют отношения с отцом и другими людьми
ближайшего круга. Результатом является реалистический оптимизм, зрелая
самоидентичность, адекватно высокая самооценка (при объективном приятии
собственных слабостей).

Базовое
доверие одновременно служит и предпосылкой религиозной веры, и ее опорой. Эту
мысль Эриксон выражал в исследовании о Лютере, а также других работах. В свою
очередь, религия, как и некоторые Другие идеологии и институты (например,
традиция или социальная группа), может усиливать базовое доверие и быть его
выражением. Иначе говоря, компенсаторная роль религиозности проявляется в том,
что Она выступает источником доверия, уровень которого соответствует уровню
зрелости взрослого человека, не означая, таким образом, обязательной регрессии.

В
теории Винникота центральную роль играло понятие опосредующего звена (или
опосредующей области), которое выступает проводником от иллюзорной активности
ребенка к его образу объективного мира. По отношению к материнской груди
младенец поначалу ощущает себя всемогущим и полновластным, и это совершенно
исключает в нем способность признать и ощутить реальность “не-Я”; если мать
достаточно добра к ребенку, она позаботится создать иллюзию, что объективная
реальность корреспондирует с проявлениями его спонтанной активности.
Первоначально формирующийся у ребенка образ среды, которая одновременно
является как внутренней, так и внешней реальностью, помогает ему все более и
более осваиваться с тем, что существуют другие люди и объекты, полностью
независимые от его креативности. Эта среда состоит из переходных объектов,
всевозможных предметов, которые ребенок в возрасте между 4 и 12 месяцами
находит вокруг: мягкие игрушки, тесемка, уголок пододеяльника и т.д. Объекты
замещают мать в периоды ее отсутствия и дают первоначальные знания об
объективном мире. Ребенок может их сосать, гладить, обнимать, но может сделать
и объектами своей агрессии или творческих порывов. При помощи этих вещей он
учится преодолевать первые переживания покинутости и одиночества. Они репрезентируют
внешнюю реальность; ребенок Находит пути к обладанию объектами, с которыми не
идентифицирует себя. Такие объекты стимулируют первичное творчество и
закладывают фундамент фантазии, мышления, символической деятельности. На
последующих этапах подобные функции переходят к словам, мелодиям и образам,
постепенно распространяясь на всю окружающую культуру” Сфера “интермедиарного
опыта” образует фундамент для большей части восприятий ребенка и сохраняется на
протяжении всей жизни как область значимых переживаний в искусстве, религии,
научной работе.

Применение
“психологии самости” к проблемам религии в концентрированной форме содержится в
работах Ризутто, например, “Рождение живого Бога”. Основываясь на теориях 3.
Фрейда, Э. Эриксона, X. Когута и Д. Винникота и собственных исследованиях, она
пыталась построить идеальную типическую модель формирования образа Бога в
соответствии, с этапами роста, выделяемыми этими психологами. Она приходит к
выводу, что образ Бога, который в западной культуре формируется у ребенка
задолго до того, как его начинают учить религии в школе, остается в
значительной степени независимым от этих уроков. Данное представление сугубо
индивидуально, оно зависит от обстоятельств жизни в раннем детстве и юности, от
особенностей окружения. Однажды сформировавшись, образ не исчезает; его можно
вытеснить, преобразовать или сохранить и использовать. Он актуализируется в
двух ситуациях: когда объекты внешнего мира причиняют индивиду боль, к образу
Бога прибегают в поисках утешения и надежды (компенсации); когда окружение
вполне комфортно, образ Бога помогает перерабатывать собственные амбивалентные
и агрессивные чувства. Изменения в нем происхо- л дят, если есть необходимость
восстановить нарцисстическое равновесие в самоощущении.

В
развитии ребенка преимущественное значение имеет первая — оральная — фаза:
именно она предопределяет дальнейшее отношение к образу Бога. Ризутто
основывалась на предложенной 3.Фрейдом гипотезе о развитии детской
сексуальности, включающей в себя, по Фрейду, следующие стадии: 1) оральная —
возраст до 18 месяцев; зона сосредоточения либидо — рот; 2) анальная — возраст
от 1,5 до 3 лет; сексуальные переживания связаны преимущественно с анальной
областью; 3) фаллическая, или эдипальная, — возраст от 3 до 6 лет; зона сосредоточения
либидо — половые органы; аутоэротизм; 4) латентная — возраст от 6 до 12 лет;
фаза сексуального бездействия; 5) генитальная — возраст полового созревания;
зона сосредоточения либидо — половые органы; способность к Гетеросексуальным
отношениям, Если ненарушенное базовое доверие открывает возможность
формирования уверенности в себе, самоценности, то образ Бога будет-в тенденции
приближаться к идеализированному образу матери. В случае неудовлетворительного
протекания этой фазы человек оказывается впоследствии фиксирован на
преувеличенной потребности в самоутверждении, в нем развиваются богоборческие
настроения, желание идентифицироваться с Богом, чтобы компенсировать чувство
собственной неполноценности.

В
анальной фазе в сфере переходных объектов формируется первое полуосознанное
представление о Боге, материал для этого поставляют ближайшие родственники.
Однако если другие объекты этого ряда постепенно утрачивают свое значение, то
образ Бога, напротив, приобретает его во все большей степени. Ребенок, у которого
начинает работать функция символизации, все сильнее склонен представлять свои
желания и страхи в персонифицированной форме, он создает фантастический мир из
героев, монстров, воображаемых спутников, и Бог предстает как один из них.
Однако ему Заметно, что окружение явно относится к Богу иначе, чем к другим
.образам его фантазии, гораздо серьезнее трактуя реальность Божественного
существования. В первых знаниях ребенка о мире Бог уже играет роль важной
первопричины вещей: являясь создателем облаков, детей и т. д.

Главными
признаками эдипальной фазы выступает страх кастрации, идеализация родителей,
склонность к смиренно под воздействием чувства вины. В образе Бога в этот
период доминируют черты Великого и Всемогущего. Компенсаторную функцию он
выполняет постольку, поскольку выступает как добрый защитник, который не
кастрирует ребенка, но подчиняет его себе.

Латентной
фазе, характеризующейся обособлением от родителей и растущим ощущением
суверенности, сопутствует образ Бога как высшего существа. Оно всеведуще и
вездесуще — в частности, осведомлено о тех мыслях и намерениях- которые ребенок
скрывает от родителей.

В
пубертатный период, когда на качественно новый уровень поднимается способность
подростка к логическому мышлению, получает особенное развитие рациональная
сторона образа Бога.

Впоследствии
в течение всей жизни образ Бога претерпевает модификации в соответствии с
потребностями “Я”- если этого не происходит, то Бог либо становится существом,
внушающим ужас, либо теряет значение, уходит на задний план. Когда процесс,
созревания шел без тяжелых нарушений, и образ Бога трансформировался в
соответствии со всеми душевными кризисами, пережитыми в ходе взросления, то он
сохраняется в душе человека полным жизни и значения; и это не противоречит
способности индивида составить объективную картину внешнего мира и признать его
реальность.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.religiovedenie.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.