Орфей
Орфей
(O r f e u z) · сын фракийского речного бога Эагра (вариант: Аполлона, Clem.
Rom. Hom. V 15) и музы Каллиопы (Apollod. I 3, 2). Орфей славился как певец и
музыкант, наделенный магической силой искусства, которой покорялись не только
люди, но и боги, и даже природа. Он участвует в походе аргонавтов, игрой на
форминге и молитвами усмиряя волны и помогая гребцам корабля "Арго"
(Diod. 43,1; 48,6). Его музыка успокаивает гнев мощного Идаса (Apollod. Rhod. I
492-515). Орфей женат на Эвридике и, когда она внезапно умерла от укуса змеи,
отправляется за ней в царство мертвых. Пес аида Цербер, эринии, Персефона и Аид
покорены игрой Орфея. Аид обещает Орфею вернуть Эвридику на землю, если он
исполнит его просьбу - не взглянет на свою жену, прежде чем войдет в свой дом.
Счастливый Орфей возвращается с женой, но нарушает запрет, обернувшись к жене,
которая тут же исчезает в царстве смерти (Ovid. Met. X 1-63).
Орфей
не почитал Диониса, считая величайшим богом Гелиоса и называя его Аполлоном.
Разгневанный Дионис наслал на Орфея менад. Они растерзали Орфея, разбросав
повсюду части его тела, собранные и погребенные затем музами (Ps.-Eratosth.
24). Смерть Орфея, погибшего от дикого неистовства вакханок, оплакивали птицы,
звери, леса, камни, деревья, очарованные его музыкой. Голова его по реке Гебр
плывет к острову Лесбос, где ее принимает Аполлон.
Тень
Орфея спускается в аид, где соединяется с Эвридикой (Ovid. Met. XI 1-66). На
Лесбосе голова Орфея пророчествовала и творила чудеса (Orph. Vit. frg. 115,
118-119). По версии, изложенной Овидием (Ovid. Met. XI 67-84), вакханки
растерзали Орфея и были за это наказаны Дионисом: превращены в дубовые
деревья.
В
мифах об Орфее объединяется целый ряд древних мотивов (ср. волшебное воздействие
музыки Орфея и миф об Амфионе, нисхождении Орфея в аид и миф о Геракле в аиде,
гибель Орфея от рук вакханок и растерзание Загрея). Орфей близок музам (Eur.
Rhes. 943), он брат певца Лина (Apollod. I 3, 2). Орфей - учредитель
вакхических оргий (Eur. Hippol. 953) и древних религиозных обрядов (Aristoph.
Ran. 1032). Он посвящен в Самофракийские мистерии (Diod. 43, 1). С именем Орфея
связана система религиозно-философских взглядов (орфизм), возникшая на основе
аполлоно-дионисовского синтеза в VI в. до н.э. в Аттике.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://greekroman.ru/