Менелай
Менелай
· сын Атрея и Аэропы, брат Агамемнона. После убийства Атрея Эгисфом Менелай и
Агамемнон вынуждены были бежать из Микен. Они нашли приют в Спарте у царя
Тиндарея, который выдал замуж за Агамемнона Клитеместру и помог ему вернуть
царский трон в Микенах (Tzetz., Chil. I 456-465). Менелаю, избранному из
нескольких десятков знатнейших героев всей Эллады в супруги Елены (земным отцом
которой был Тиндарей, а небесным Зевс), Тиндарей вскоре уступил царскую власть
в Спарте (Apollod. epit. II 16). Безмятежная жизнь Менелая с Еленой
продолжалась около десяти лет; их дочери Гермионе было девять лет, когда в
Спарту явился троянский царевич Парис. Менелай в это время отправился на Крит,
чтобы участвовать в похоронах своего деда по матери Катрея.
Узнав
о похищении жены и сокровищ Парисом, Менелай призвал на помощь всех ее бывших
женихов, связанных совместной клятвой оберегать честь ее супруга, и сам
выставил ополчение на шестидесяти кораблях (Hom. Il. II 581-590). До начала
военных действий Менелай вместе с Одиссеем отправились в качестве послов в
Трою, пытаясь уладить конфликт мирным путем, но Парис и его сторонники
отказались вернуть Елену и сокровища, и война стала неизбежной (Apollod. epit.
III 28).
В
единоборстве с Парисом Менелай явно берет верх, и только вмешательство богини
Афродиты спасает соперника Менелая (Hom. Il. III 324-382). Вскоре Менелай был
ранен Пандаром стрелой из лука (IV 112-147). Еще раз Менелай проявляет
доблесть, обороняя от троянцев тело убитого Патрокла (XVII 1-69, 553-581,
702-761; известна скульптурная группа II в. до н.э., изображающая Менелая с
трупом Патрокла, представленная также большим количеством поздних копий).
Менелай входил в число греческих воинов, укрывавшихся в деревянном коне, и в ночь
падения Трои убил троянского царевича Деифоба, ставшего мужем Елены после
смерти Париса (Apollod. epit. V 22).
Тотчас
после победы над Троей Менелай вместе с возвращенной ему Еленой отплыл на
родину, но уже у берегов Пелопоннеса попал в страшную бурю, которая отбросила
его к берегам Крита. Во время восьмилетних скитаний Менелай попадает на Кипр, в
Финикию и Египет, где приобретает большие сокровища (Hom. Od. III 276-312). С
островом Фарос в устье Нила связан последний эпизод странствий Менелая: от морского
старца Протея с помощью его дочери Эйдофеи Менелай получает предсказание о
своем будущем и о способах возвращения на родину. С Египтом Менелай связывает и
другая версия мифа, по которой в Трое находился только призрак Елены, сама же
она по воле Зевса была перенесена к берегам Нила и ожидала здесь во владениях
Протея своего супруга (Eur. Hel. 1-760). Последний этап возвращения Менелая в
Спарту после восемнадцатилетнего отсутствия, согласно эпической традиции,
протекал без осложнений.
Предупрежденный
Протеем об убийстве Эгисфом Агамемнона, Менелай торопится отомстить Эгисфу, но
его опережает сын Агамемнона Орест, убивший Эгисфа и Клитеместру, Менелай
поспевает только к их похоронам (Hom. Od. III 301-312, IV 546 след., 584
след.).
После
долгих лет спокойной жизни с Еленой по возвращении в Спарту Менелай как зять
Зевса удостоился поселения на Елисейских полях, куда античная традиция помещала
легендарных героев прошлого (IV 561-569). Поздние авторы называют имена
нескольких сыновей Менелая, рожденных ему в отсутствие Елены наложницами
(Apollod. III 11, 1); с одним из них (Мегапенфом) связан вариант сказания об
изгнании Елены из Спарты после того, как Менелай был перенесен в обитель
блаженных.
В
отличие от образа Елены, восходящего к древнейшему растительному божеству,
образ Менелая является плодом героического сказания, возможно, опирающегося на
какие-то исторические воспоминания микенской эпохи. По преданию (Paus. VIII 23,
4), в Аркадии находился старый платан, посаженный Менелаем, когда он собирал войско
для похода под Трою (аркадяне выставили, согласно гомеровскому каталогу,
ополчение для шестидесяти кораблей, Hom. Il. II 603-614). В Спарте показывали
дом, в котором некогда жили Менелай с Еленой (Paus. III 14, 6); видимо, близ
него в историческое время девичий хор исполнял обрядовый эпиталамий Елены
наподобие засвидетельствованного в 18-й идиллии поэта III в. до н.э. Феокрита.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://greekroman.ru/