Афина.
Функции её культа, отображение её образа в древнегреческом искусстве
АФИНА - в
греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Миф о рождении Афины
от Зевса и Метиды ("мудрости", греч. metis - "мысль",
размышление") - периода оформления классической олимпийской мифологии.
Рождение Афины
изображено в этом мифе с позиций героической мифологии периода патриархата, в
которой особенно выделялось мужское организующее начало. Афина является как бы
непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она
- мысль Зевса, осуществлённая в действии. Постепенно материнство Метиды
принимает всё более отвлечённый и даже символический характер, так что Афина
считается порождением одного Зевса и принимает на себя функции божества
мудрости, так же как Зевс воспринял их от Метиды.
Зевс, зная от
Геи и Урана о том, что его сын от Метиды лишит его власти, проглотил свою
беременную супругу и затем при помощи Гефеста (или Прометея), расколовшего ему
голову топором, сам произвёл на свет Афину, которая появилась из его головы в
полном боевом вооружении. Поскольку это событие произошло якобы у озера (или
реки) Тритон в Ливии, Афина получила прозвище Тритониды или Тритогенеи.
Афина - одна из
главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости она равна
Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития
греческой мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна Зевсу. Ей
воздаются почести вслед за Зевсом и место её - ближайшее к Зевсу. Наряду с
новыми функциями богини военной мощи, Афина сохранила свою матриархальную
независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия.
Истоки мудрости
Афины восходят к образу богини со змеями крито-микенского периода. Изображение
богини со щитом микенского времени - прообраз олимпийской Афины. Среди
непременных атрибутов Афины - эгида - щит из козьей шкуры с головой змеевласой
Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей.
Многочисленны
сведения о космических чертах образа Афины. Её рождение сопровождается золотым
дождем, она хранит молнии Зевса. Её изображение, т.н. палладий, упало с неба
(отсюда Афина Паллада).
По Геродоту,
Афина - дочь Посейдона и нимфы Тритониды. Отождествлялась Афина с дочерьми
Кекропа - Пандросой ("всевлажной") и Аглаврой
("световоздушной"), или Агравлой ("полебороздной").
Священным
деревом Афины была маслина. Маслины Афины считались "деревьями
судьбы", и сама Афина мыслилась как судьба и Великая богиня-мать.
Мощная богиня
архаики, обладательница эгиды, Афина в период героической мифологии направляет
свою силу на борьбу с титанами и гигантами. Вместе с Гераклом Афина убивает
одного из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с третьего
сдирает кожу и покрывает ею свое тело во время сражения.
Она - убийца
горгоны Медузы и носит имя "горгоноубийцы". Афина требует к себе
священной почтительности, ни один смертный не может её увидеть. Известен миф о
том, как она лишила зрения юного Тиресия (сына своей любимицы Харикло), когда
тот случайно увидел её омовение.
Классическая
Афина наделена идейно-организующими функциями: она покровительствует героям,
защищает общественный порядок и т.п. Зевс послал Афину на помощь Гераклу, и тот
вывел из Эреба пса бога Аида. Любимцем Афины был Одиссей, умный и смелый герой.
В поэмах Гомера (особенно "Одиссее") ни одно важное событие не
обходится без вмешательства Афины. Она - главная защитница греков-ахейцев и
постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое. Афина - защитница
греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя
"градозащитницы".
Огромная статуя
Афины Промахос ("передовой боец") с копьем, сияющим на солнце,
украшал акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и
Парфенон.
Памятником
прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы
ареопага, является трагедия Эсхила "Евмениды".
Афина всегда
рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она
помогает гончарам, ткачихам, рукодельницам, вообще рабочему люду. Афина помогла
Прометею украсть огонь из кузни Гефеста.
Афине
приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Апполона. Одного её
прикосновения достаточно, чтобы сделать человека прекрасным (Одиссея она
возвысила станом, наделила кудрявыми волосами, облекла силой и
привлекательностью). Она наделила Пенелопу накануне встречи с супругом
удивительной красотой.
Афина - богиня
мудрости. Для неё характерна мудрость в государственных делах. Для поздней
античности Афина явилась принципом неделимости космического Ума и символом
всеобъемлющей мировой мудрости. Как законодательница и покровительница афинской
государственности почиталась Афина - Фратрия ("братская"), Булайя
("советная"), Сотейра ("спасительница"), Пронойя
("провидящая").
Хотя культ
Афины был распространен по всей материковой и островной Греции (Аркадия,
Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась
Афина в Аттике, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем богини
- покровительницы города). Ей были посвящены земледельческие праздники. Во
время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву
гражданского служения богине.
В Риме Афина
отождествлялась с Минервой. Римским празднествам Минервы посвящены два больших
отрывка из "Фаст" Овидия. На протяжении всей античности Афина
остаётся свидетельством организующей и напрвляющей силы разума, который
упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства,
основанного на демократическом законодательстве.
Образ Афины
нашел отражение во многих значительных памятниках греческой пластики.
Гигантская статуя "Афины Парфенос" Фидия, поставленная в Афинах в
Парфеноне в 438 г. до н.э., не сохранилась и известна нам по нескольким
уменьшенным копиям. Сохранились многочисленные статуэтки богини. Отдельные
сцены мифов об Афине нашли отражение в рельефной пластике храмов, например,
многофигурная группа на восточном фронтоне Парфенона изображает рождение Афины
из головы Зевса, на западном фронтоне воплощен спор Афины с Посейдоном за
обладание землей Аттики.
В греческой
вазописи были распространены сцены, посвященные рождению Афины, её участию в
Троянской войне, спору с Посейдоном. Встречаются изображения Афины на
помпейских фресках.
В эпоху
Возрождения Афину изображают в соответствии с античной художественной традицией
- в панцире и шлеме. В ряде сцен Афина предстает олицетворением мудрости и
символизирует триумф разума ("Минерва побеждает невежество"
Б.Спрангера, "Царство Минервы" А.Эльсхаймера), добродетели и
целомудрия ("Паллада и кентавр" С.Боттичелли, "Победа
добродетели над грехом" А.Мантеньи), мира ("Минерва и Марс"
Я.Тинторетто,П.Веронезе и др.).
В
музыкально-драматическом искусстве мифы об Афине послужили сюжетом для либретто
нескольких произведений 17-18 вв., в числе которых оперы "Рождение
Афины" А.Драги, "Минерва" Р.Кайзера, "Паллада и Марс"
М.Гримани, "Паллада торжествующая" Ф.Б.Конти; кантаты "Спор
Паллады и Венеры" Л.Кальдарыи "Паллада" П.В.Гульельми.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта Статья СИБИРСКИЕ КЕТЫ ПРИШЛИ СО ЗВЁЗД на сайте
Statya_RU.htm