Оксфордское
движение
Оксфордское
движение, движение за религиозное возрождение, которое началось в Англии в 1833
под руководством Дж.Кебла, Э.Пьюзи, Дж.Ньюмена, Р.Фруда и других (все они были
связаны с Оксфордским университетом). Это движение не следует путать с
совершенно иным и ничем с ним не связанным американским движением, возникшим
столетием позже и иногда называемым «оксфордской группой».
Лидеры
оксфордского движения стремились убедить англичан в том, что Церковь Англии не
является продуктом Реформации 16 в., но представляет собой часть того, что
называют «святой католической церковью», а потому исторически наследует ее
вероучение, церковную организацию и богослужение. Все это подразумевало неприятие
эрастианизма (по имени немецкого теолога Томаса Эраста, 1524–1583; эрастиане
настаивали на подчинении церкви авторитету государства), из-за которого Англиканская
церковь
оказалась в подчинении у государства и который привел к
небрежению церковным учением и богослужебной практикой раннехристианской
церкви.
Трактаты для
нашего времени (1833–1841), публиковавшиеся первыми лидерами движения,
подчеркивали позицию Церкви Англии как via media, промежуточного пути между
католицизмом и протестантизмом. В них выделялись следующие существенные моменты
церковной и богослужебной практики, которым уделялось недостаточное внимание, а
именно необходимость епископства для сохранения целостности Англиканской
церкви, важность евхаристии как центрального акта церковного богослужения,
ничем не заменимая ценность сакраментальной жизни (участия в церковных
таинствах) и упорядочение богослужения и жизни христиан в соответствии с
церковным годом.
Движение
натолкнулось на ожесточенное сопротивление религиозных и политических лидеров,
обеспокоившихся благожелательным отношением, которым были встречены Трактаты. В
40-х и 50-х годах 19 в. множество священников и некоторые миряне, отчаявшись
повлиять на церковь, перешли в Римско-католическую церковь; большинство из них
составляли люди, подобные кардиналу Ньюмену, кардиналу Маннингу, Ф.У.Фейберу и
другим; все они ранее были приверженцами учения старой низкой церкви. Но
другие, подобно Дж.Кеблу, Э.Пьюзи, К.Марриотту, Р.У.Черчу и Г.П.Лиддону, – в
основном, члены старой высокой церкви – сохранили верность Церкви Англии.
Все
англиканские церкви в большей или меньшей степени ощутили влияние оксфордского
движения. В сообществе англиканских церквей по всему миру оно вызвало следующие
явления, на которые не рассчитывали лидеры движения: возрождение церковной
обрядовой системы; восстановление монашеской жизни; возврат к символической
архитектуре; и развитие и обогащение церковной музыки. Столетие оксфордского
движения отмечалось англиканским сообществом в 1933
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/