Святой
Паисий Величковский
Паисий
Величковский, Св. (1722–1794), преподобный, церковный писатель и мистик;
почитается как основатель православного старчества нового времени.
Выходец из семьи
полтавского протоиерея. Учился в Киевской духовной школе. В 17 лет поступил в
Любечский монастырь. Побывал в молдавских скитах Трейстены и Кыркул; некоторое
время провел в типографии Киево-Печерской лавры, овладев там искусством чеканки
по меди.
Добравшись в
1746 до Афона, три года провел там в отшельничестве и безмолвии, после чего был
пострижен и посвящен в иеромонахи. В пустовавшей обители Илии-пророка Паисий
устроил общину, быстро привлекшую иноков. Но со временем решил уйти вместе со
своей братией в Валахию (как тогда называли не только историческую область на
юге Румынии, но нередко и всю Румынию с Молдовой) для совершенствования
тамошней монашеской жизни. По благословению митрополита Молдавского в Яссах
получил в 1763 Святодуховский монастырь в Драгомирне, установил там строгий
общежительный порядок, причем службы велись и на церковнославянском, и на
румынском (которым Паисий владел в совершенстве). После того как Драгомирня по
окончании русско-турецкой войны (по договору 1774) перешла к Австрии, управлял
Секульским монастырем, откуда перешел в Нямецкий, где в 1790 был возведен в сан
архимандрита.
Не только
самозабвенный аскет, но и человек в высшей степени «учительный» и книжный,
Паисий перевел на русский язык много святоотеческих сочинений (труды Исаака
Сирина, Феодора Студита, Григория Паламы, Максима Исповедника и др.); его
переводы, чрезвычайно популярные, до сих пор бытуют в церковном обиходе. Сам он
писал не так много; наиболее известны его Письма, собранные и изданные уже
после кончины Паисия. Суть его учения – сосредоточенного на «умном подвиге
молитвы», на идее созерцания внутреннего «сердечного рая», что открывается по
мере усмирения греховных тела и разума, – передавалась в беседах. Живой пример
византийской мистики, основанной не только на литургической практике, но и на
личном духовном опыте, непосредственно передаваемом ученикам, Паисий стал
«первым старцем» нового времени, оказав влияние на русское монашество (в том
числе через своего ученика Федора Ушакова, ставшего в свою очередь учителем
Леонида Наголкина, родоначальника оптинского старчества).
Скончался
преподобный 15 ноября 1794. Причислен к лику святых; церковь отмечает память
его в день кончины 15 (28) ноября.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/