Реферат по предмету "Религия и мифология"


Трансперсональная психология религии С. Грофа

Трансперсональная психология религии С. Грофа

Рязанова Е.В.

С.
Гроф — психолог и психоаналитик, начинавший свою деятельность в Чехословакии, а
впоследствии продолживший, ее в США, — выступил основоположником направления,
получившего название “трансперсональная психология”. Начало ее формирования
связано с опытом использования в психоаналитических сеансах наркотических
веществ, прежде всего ЛСД. Наркотики не только играли роль “локатора”, позволявшего
быстро и эффективно обнаруживать проблемные фрагменты в содержаниях
бессознательного, но и стимулировали возвращение на более ранние уровни
психики, позволяя пациенту вспомнить и вновь пережить впечатления
первоначальных стадий жизни.

В
ходе экспериментов Гроф выяснил, что регрессия под действием ЛСД не
останавливается на уровне детства и даже младенчества. Испытуемые воскрешали в
памяти период внутриутробного развития, процесс рождения, а также впечатления,
которых они не имели и не могли иметь в реальности. В наркотических фантазиях
пациенты оказывались участниками событий из других исторических эпох, ощущали
идентичность с животными и растениями, созерцали фантастические образы микро- и
макромиров; особенно захватывающими были чувства единства со Вселенной,
растворения в бытии, исчезновения субъект-объектных отношений, переживания эго.
Этому сопутствовало ощущение выхода “на другой уровень сознания”, переживание
сверхзначимости открывающихся истин, убежденность в священном характере
трансперсональных образов.

Видения
многих пациентов удивительно напоминали откровения мистиков различных эпох и
религий. “Многие из переживаний явно походили на то, что представлено в древних
духовных текстах Востока, — писал Гроф. — Я нашел это особенно интересным,
поскольку многие из тех, кто рассказывал о подобных переживаниях, ничего прежде
не знали о восточных духовно-философских традициях, и я, разумеется, не
предполагал, что столь необычные эмпирические сферы могут стать доступны таким
образом ...Я совершенно не подозревал, что древние духовные системы
с удивительной точностью излагают различные уровни и типы переживаний,
происходящих в необычных состояниях сознания. Я был поражен их эмоциональной
силой, достоверностью и заложенным в них потенциалом для изменений взгляда
людей на свою жизнь”. Гроф проводил аналогии между переживаниями в состояниях
транса и шаманизмом, духовно-философскими учениями Востока (йога, буддизм,
даосизм), мистицизмом иудаизма, христианства, ислама, а также другими
эзотерическими традициями всех веков.

Эти
наблюдения привели его к убеждению, что “карта внутреннего пространства”
включает в себя кроме сознания и традиционно понимаемого бессознательного “две
дополнительные важные сферы: 1) перинатальный уровень психики, который,
согласно своему названию, относится к нашим переживаниям, ассоциируемым с
травмой биологического рождения, и 2) трансперсональный уровень, выходящий
далеко за пределы обычных ограничений нашего тела и эго”.

Одним
из ключевых понятий концепции Грофа выступают так называемые системы
конденсированного опыта — СКО — устойчивые структурные образования психики,
играющие исключительно важную роль в душевной жизни. Каждая СКО состоит из
эмоционально заряженных воспоминаний, относящихся к различным жизненным
периодам; общим знаменателем таких воспоминаний является то, что они содержат
одинаковое эмоциональное качество или физическое ощущение. Иначе говоря, все
впечатления, пережитые человеком и имеющие отношение к какой-либо теме,
ассоциируются в некоторое единство. “Любая из СКО, — по мнению Грофа, - имеет
характерную для нее тему. Например, единичная констелляция СКО может содержать
в себе все основные воспоминания о событиях, связанных с оскорблениями,
унижениями и стыдом. Общим знаменателем еще одной СКО может быть ужас переживаний
клаустрофобии, удушья и чувств, связанных с гнетущими и ограничивающими
обстоятельствами. Отвержение и эмоциональные лишения, ведущие к недоверию к
другим людям, — это еще один весьма распространенный мотив СКО. Особо важными
считаются системы, включающие в себя переживания угрозы жизни или воспоминания
о тех случаях, когда наше физическое здоровье находилось в опасности”.

СКО
является не просто хранилищем и рубрикатором воспоминаний — она представляет
собой нечто вроде схемы реагирования, переживания, переработки впечатлений.
Когда поступает некоторое новое впечатление, которое вписывается в одну из
существующих СКО, оно активизирует ее, запускает накопленные в ней реакции. СКО
воздействуют на каждую из областей нашей эмоциональной жизни — восприятие себя,
других и окру- жающего мира. Это движущие силы, стоящие за эмоциональными и
психосоматическими симптомами и подготавливающие почву для наших трудностей в
отношениях с самими собой и людьми. И наоборот, СКО помогают нам в формировании
восприятия мира, и через него мы действуем таким образом, что вызываем во
внешнем мире те ситуации, которые отражают паттерны, содержащиеся в наших СКО.

Особую
роль Гроф отводил СКО, сформировавшимся на основе так называемых базовых
перинатальных матриц — БПМ. Таких матриц четыре; они соответствуют периоду
созревания эмбриона, двум фазам процесса рождения и фазе появления на свет.
Содержание матриц определяется биологическими и психологическими
обстоятельствами каждого из этих этапов. Поскольку каждая матрица связана, кроме
того, с определенным набором символических образов, активизация той или иной
СКО выражается не только в интенсивных эмоциональных переживаниях, но и в
деятельности фантазии, находящей выход, например, в религиозных представлениях.
Глубокое впечатление, которое оставляет религиозный опыт, значимость
соединенных с ним образов объясняется тем, что он оказывается продуктом
активизации той или иной матрицы (и производной от нее СКО), для каждой из
которых характерно свое, специфическое содержание. Первая матрица - БПМ-1 -
обозначена у Грофа как "полнота бытии”. Она формируется в период
внутриутробного развития. Условия существования в здоровом материнском
организме близки к идеальным: автоматически происходит удовлетворение всех
потребностей - питания, удаления отходов, снабжения кислородом; эмбрион не
ощущает колебаний температуры, шума, вибрации, тактильных раздражений; он
находится в условиях полной безопасности. Соответственно, психологические
образы этой матрицы в эмоциональном отношении окрашены позитивно — в них
присутствует представление об абсолютно комфортной среде обитания и
безмятежно-счастливой, свободной от проблем, усилий и страданий жизни. Именно
эта матрица управляет образами райского блаженства, представленными в столь
многих религиях. Будучи как бы праформой для переживания и сохранения в памяти
всех последующих безмятежно-счастливых переживаний, она формирует способность
восхищаться прелестью райских садов и сияющей красотой небесных сфер.
Характерно Для нее Также переживание чувства единства с миром, тождества с
Космосом (в этом Гроф видел традиционный для мистического опыта мотив
всеединства: угасание обыденного восприятия пространства и времени, растворение
эго и прекращение разделения на субъект и объект, идеи абсолютного совершенства
мира и всебла-гости Творца). Нередко в видениях доминирует мотив плавания или
свободного парения; астронавт в невесомости, прикрепленный к кораблю (матери)
шлагом (пуповиной), человек; перевоплотившийся в обитателя водной стихий —
дельфина, кита, рыбу. В религиозных образах состояние блаженства космического
единства связывется с символикой Матери-природы (изобилие плодов, пышная
растительность, тропические острова, фруктовые сады, тучные поля) и благих
божеств, которые выступают как помощники и защитники людей.

Дискомфорт
в безмятежное существование эмбриона могут внести неблагоприятные факторы,
оказывающие воздействие через материнский организм — алкоголь, никотин,
загрязненная окружающая среда, стресс и т. п. В связи с этим данная матрица
способна порождать также негативные образы — например, демонов, но в отличие от
демонов второй и третьей матрицы -- кровожадных, открыто выражающих агрессию,
свирепых - такие существа скорее выступят в обличье отвратительных, коварных,
вероломных, но не слишком активных.

Значительно
более мрачными являются образы второй БПМ-2, названной Грофом “изгнание из
рая”. Она, матрица, формируется на первой стадии родов, которая в биологическом
отношении характеризуется изменением гормонального, фона и интенсивной мышечной
деятельностью матки. Весь прежний мир эмбриона неожиданно рушится, что вызывает
огромный физический дискомфорт. Психологический фон этой матрицы — ощущение
сильной тревоги, угрозы, переживание агонии. Источник опасности, нависшей над
всем миром, над Вселенной — загадка и непостижимая тайна. Доминирует чувство
безнадежности, представление о времени отсутствует, поэтому мучение кажется
вечным. Сопряженные с этой матрицей образы — гигантский водоворот, безжалостно
затягивающий в самый центр; земля, которая разверзлась и втягивает в жуткие
лабиринты; чудовище (тарантул, спрут), которое стремится поглотить весь мир;
апокалипсис. Мир здесь всегда представляет враждебную среду, испорченную,
зараженную, опасную: завалы и зловонные реки, дьявольские деревья с шипами и
ядовитыми плодами, ледяные пустыни, огненные озера и реки крови. Сопутствующее
БПМ-2 эмоциональное состояние — отчаяние, безнадежность, вина, смятение,
растерянность, чувство собственной неполноценности; сюда же присоединяются
различные страхи - умереть, никогда не вернуться назад, сойти с ума. Эта
матрица дает начало СКО, которая позже может заявить о себе в таких болезненных
состояниях, как паранойя, клаустрофобия, депрессия; во взрослой жизни ею
обусловлены потеря инициативы, ощущение бесцельности, отсутствие интереса к
жизни, неспособность чему-либо радоваться, а также чувство изоляции.,
отчуждения, беспомощности, метафизического одиночества.

Данная
матрица рождает образы ада и Преисподней, присутствующие в большинстве религий.
С ней связан специфически психологический смысл идеи вечности в связи со
страданием, с наказанием — вечность выступает не столько в собственно временном
значении, сколько как отсутствие возможности и надежды прекратить смертельную
муку. Проявления такой матрицы Гроф усматривал в греческой мифологии и
трагедии: идеи вечного проклятия, наследственной вины, карающей десницы судьбы,
вечные муки героев (Сизиф, Тантал, Прометей). В этом же ряду стоят библейские
события: изгнания из рая и связанное с ним проклитие “в муках рождать детей”,
мучения Иова, унижение и страдания распятого Христа, переживания Будды,
вызванные встречами со “знаками непостоянства”.

Третью
матрицу — БПМ-3 — Гроф именовал “борьба смерти и возрождения”. Она
соответствует второму этапу появления младенца на свет, когда он, проходя через
родовые пути, испытывает колоссальное давление на голову и тело. Все
болезненные и травмирующие переживания остаются, но пассивное страдание
сменяется активным сопротивлением. Это период борьбы за достижение абсолютной
по притягательности цели, в нем задействованы колоссальные конфликтующие
энергии, вовлеченные в процесс рождения. Эмоциональные составляющие третьей
матрицы — переход от беспомощности к свирепости, освобождение чудовищной
агрессии, взрывное напряжение, обладающее саморазрушительными элементами.
Актуализация соответствующей СКО у взрослого человека влечет за собой
переживания и образы, связанные с насилием, враждебностью, а также сексуальные
и садомазохистские мотивы; индивид может ощущать себя одновременно жертвой и
палачом, убийцей.

В
мифологиях с подобной матрицей связаны те сюжеты, которые отличает атмосфера
колдовства и присутствие демонических сил. Образы зла, рисующие разрушение и
смерть, а также сцены насилия или разгула — такие элементы религиозных
представлений формируются на этой почве; Сюда, полагал Гроф, относятся демоны,
ведьмы, вампиры, вурдалаки, ведьмовские, шабаши, религиозные оргии,
дионисийский экстаз, фаллические культы, ритуалы плодородия, храмовая
проституция, карнавалы, черная месса, титаны, противоборство добра и зла при
сотворении мира, Страшный суд, разрушительные божества, символы смерти и
перерождения и многое другое.

Последняя,
четвертая матрица — БПМ-4 - (“переживание смерти и возрождения”). Она
основывается на заключительной стадии рождения — появлении младенца на свет,
первом вдохе, “включении” систем питания, дыхания, очищения. На
психологи-ческом уровне эта фаза означает прекращение страдания, облегчение и
начало жизни в мире, пусть и значительно менее уютном, чем мир эмбриона, но все
же несущем в себе возможность выжить и достичь определенного комфорта.
Переживания отчаяния, безнадежности, борьбы и умирания сменяются ощущениями
смирения и избавления; наступает состояние примиренности с миром как внешним и
иным, но не враждебным “Я”. Эта матрица актуализируется в таких жизненных
ситуациях, как с трудом добытые успехи, торжество над опасностью, врагом,
удачный выход из опасной ситуации, преодоление главного препятствия, победное
завершение войны, а также утоление жажды и голода, избавление от дискомфорта.
Ее эмоциональный фон составляют чувства спасения и прощения, любви к ближнему,
покорности, освобождения от тягот, ощущения вины, агрессивности, тревожности. В
мифологии и сфере религиозных образов БПМ-4 заявляет о себе мотивами умирания
для возрождения: птица Феникс, боги растительности, Персефона, воскрешение
Иисуса Христа, герои, побеждающие чудовищ, — Мардук, Тезей, Геракл, св.
Георгий..

Как
указывал Гроф, “та область бессознательного, которую мы связываем с этими
четырьмя перинатальными матрицами, представляет интерфейс между нашей
индивидуальной психикой и тем, что Юнг называл коллективным бессознательным”.
Иначе говоря, будучи содержаниями нашего индивидуального опыта, матрицы
непосредственно соприкасаются с теми содержаниями, которые образуют трансперсональный
уровень психики. Последний представляет собой идеальный мир, объективный в том
же смысле, что и коллективное бессознательное. Апеллируя к нему, Гроф стремился
объяснить и “легализовать” всевозможные “загадочные явления”, столь волнующие
воображение обывателей, — реинкарнацию, экстрасенсорное восприятие, медиумов,
шаманов, Контакты с животными-духами, путешествие в мифические реальности,
параллельные миры, инопланетян и НЛО, полтергейст, путешествия во времени и т.
п. “Посредством нашего сознания, — писал он, — мы можем превзойти время и
пространство, пересечь границы, отделяющие нас от других животных видов,
пережить процессы, происходящие в царстве растений и в неорганическом мире, и
даже исследовать мифологическую и другие реальности, о существовании которых
нам ничего не было известно прежде”.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.religiovedenie.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.