Ангел
Ангел,
сверхъестественное существо, посредник между Богом и человеком.
В
иудео-христианской традиции слово «ангел» указывает не на природу этого
существа как чистого духа, но на его функцию или роль, так как и еврейское
«мал'ах», и греческое aggelos означают просто «вестник», неважно – небесный или
земной.
Помимо слова
«мал'ах», в Ветхом Завете используется ряд других оборотов, относящихся к
существам, подпадающим под разряд ангелов: «сыны Бога» (Иов 1:6), «сыны
Крепкого» (Пс 89:6), «бодрствующие» (Дан 4:14), «могучие» (Иоил 3:11, в
Синодальном переводе - «герои»), «святые» (Зах 14:15). Три выражения, «воинство
небесное» (Втор 17:3), «воинство Господне» (Ис Нав 5:14) и «воинство выспреннее
на высоте» (Ис 24:21), предполагают организацию великого множества ангелов как
небесного войска (см. также Иов 25:3).
Имена двух
подобных существ приводятся в Книге Даниила: Гавриил (8:16) и Михаил (10:13 и
12:1), а апокрифические книги (т.е. книги, не вошедшие в канон еврейской
Библии) содержат имена и других ангелов и архангелов (т.е. верховных ангелов).
В Книге Товита
Рафаил выступает как один из семи ангелов, которые возносят молитвы святых и
постоянно допущены в присутствие Бога (Тов 12:15).
В Третьей книге
Ездры упомянуты Иеремиил (4:36), Салафиил (5:16) и Уриил (10:28). Многие другие
имена встречаются в псевдэпиграфической литературе, особенно в Первой книге
Еноха, а также на магических папирусах и амулетах. Ветхозаветная ангелология
под влиянием зороастризма обрастала фантастическими подробностями в более
поздних еврейских текстах (Талмуд, мидраши и каббала).
В Новом Завете,
помимо основного термина aggeloi, т.е. «вестники», имеются упоминания о «духах»
(Евр 1:14), «начальствах» и «силах» (Рим 8:38; Еф 6:12), «престолах» и
«господствах» (Кол 1:16). Михаил именуется здесь архангелом (Иуд 9). Иисус
часто упоминает ангелов, указывая, что они не имеют пола (Мф 22:30), а однажды
говорит об ангелах-хранителях (Мф 18:10), хотя и не утверждает, что к каждому
младенцу приставлен свой ангел.
К злым ангелам
причисляются ангелы, согрешившие и падшие вследствие своей гордыни (2 Петр 2:4
и Иуд 6). В Библии не содержится прямых указаний на то, что у ангелов имеются
крылья.
Иудео-христианская
ангелология была заимствована исламом. Современные представления об облике
ангелов у людей англоязычного мира в основном восходят к сочинениям Джона
Мильтона.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/