Анабаптисты
Анабаптисты,
перекрещенцы, общее название членов протестантских групп, отделившихся во
времена Реформации от главных течений протестантизма и создававших добровольные
религиозные сообщества на основе ревностного соблюдения новозаветных
установлений.
Термин
употреблялся и как оскорбительное наименование всех религиозных радикалов в
16–17 вв. со стороны католиков, лютеран и реформатов в межконфессиональной
полемике.
В связи с этим
предпочтительнее говорить о различных направлениях движения, к которому
относятся Швейцарские и Южно-германские братья, Гуттеритские братья и
Голландские меннониты.
Начало
анабаптизма относится к 1525, когда небольшая группа верующих в Цюрихе под
предводительством Конрада Гребеля отошла от последователей Цвингли. В
основанных ими общинах они придерживались апостольских правил: во главе их
стояли пресвитеры (Деян 14:23), они придерживались принципов непротивления злу
(Мф 5:39 сл.), общности имущества (Деян 4:32 сл.), обличали согрешивших братьев
(Мф 18:15-17).
Планы
реформаторов завоевывать для протестантизма кантоны путем постепенных
политических шагов, предпринимаемых магистратами, анабаптистами не
признавались; они предлагали создавать свободные церкви услышавших благую
весть, уверовавших и крестившихся (Мф 28:18 сл.).
Жестоко
преследовавшиеся церковными и светскими властями эти, как их называли,
Швейцарские братья нашли отклик у простых людей в германоязычных странах. Одно
их течение развивалось в Моравии и Южной Германии; параллельно в 40-х и 50-х
годах 16 в. в Нидерландах оформилось движение под руководством Менно Симонса
(1492–1559).
Американские меннониты ведут свое происхождение от
швейцарского и голландского ответвлений анабаптизма; колонии гуттеритов, секты,
основанной в 1533 Якобом Гуттером в Моравии, поселились в Северной и Южной
Дакоте, в Манитобе и Альберте в Канаде, в Парагавае; они все еще придерживаются
древнего христианского коммунизма, используя в качестве образца описанную в
Деяниях апостолов практику первохристианской иерусалимской общины.
В полемических
сочинениях своих противников анабаптисты отождествлялись с крестьянскими
бунтовщиками, особенно в Тюрингии, где восставшие находились под влиянием
Томаса Мюнцера, а также с членами коммуны в Мюнстере (Вестфалия, 1534–1535). На
первых порах руководители и основные группы анабаптистов отрицали
энтузиастические пророчества и насилие, равно как и современные им молитвы и
символы веры, поддерживаемые вековыми традициями; все же, как показывают
обнаруженные после 1879 многочисленные архивные документы, основным
расхождением с протестантскими реформаторами являлся вопрос о союзе между
церковью и государством. В качестве руководящей модели анабаптисты избрали
раннехристианскую церковь; они говорили, что церковь совершила «грехопадение»
уже при Константине и проповедовали необходимость «восстановления» церковной
жизни.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/