Англиканские церкви
Англиканские
церкви, христианские объединения, которые находятся в евхаристическом общении с
архиепископской кафедрой в Кентербери (Англия), используют единый служебник
(Книгу общественного богослужения), стоят на сходных теологических позициях,
придерживаются единой формы церковной организации. В состав Сообщества
англиканских церквей входят ряд церквей и церковных организаций во всех частях
мира; в Северной Америке его представляет Протестантская епископальная церковь
в США.
Англиканская
Реформация
К 1529
относится начало знаменитого конфликта короля
Генриха VIII с римским папой; в 1559, когда на трон взошла королева Елизавета I, организационное устройство
Церкви Англии утвердилось в формах, которые во многом сохранились до настоящего
времени. За указанные 30 лет произошли многие изменения, однако англикане
всегда придерживались мнения, что их церковь является не новой, а все той же
церковью, которая просуществовала в Англии более тысячи лет; реформа же ее
проведена для возвращения к модели церкви, представленной в Новом Завете. В
подтверждение этой преемственности англикане ссылаются на свои вероучение,
священство и литургию.
И все же был
осуществлен ряд серьезных изменений. Прихожане получили Библию на английском
языке, а духовенство стало приучать их относиться к ней как к высшему
авторитету в делах веры и жизни. Богослужение проводилось теперь на местном
языке. Церковь Англии настаивала и настаивает на самостоятельности национальных
церквей во внутренних делах, на праве церквей действовать по своему усмотрению
в отношении обрядов и богослужебной практики. Юрисдикционные притязания папы на
территорию Англии были отвергнуты. Тем не менее из-за двойственного характера
своей реформации Церковь Англии претендует на название и католической, и
протестантской.
Основы
англиканского вероучения. Англиканская вера покоится на Священном Писании,
которое содержит все необходимое для спасения и являет собой высший авторитет в
делах веры и церковной жизни; трех исторических символах веры (Апостольском, Никейском и Афанасьевском), кратко
излагающих христианское вероучение; вероисповедных положениях четырех
вселенских соборов ранней церкви (Никейского, Эфесского, Константинопольского и
Халкидонского), утвердивших основы церковного вероучения; 39 статьях Церкви
Англии: они не являются полным изложением данного вероучения, но указывают на
занятую церковью промежуточную позицию в межконфессиональных спорах 16 в.:
между Римом, с одной стороны, и радикальным протестантизмом – с другой; едином
служебнике – Книге общественного богослужения (The Book of Common Prayer).
Англикане не отделяют теологию от богослужения. Этот служебник – в основном
плод трудов архиепископа Томаса Кранмера, умершего мученической смертью в 1556,
– столь же превосходен в литургическом плане, сколь глубок в богословском.
Изучение его – лучший способ для понимания жизни англиканских церквей.
Характер
англиканства
Традиция
англиканства многим обязана Кранмеру. Он выдвинул два великих принципа: 1)
ничто в старом церковном порядке не может быть изменено, если не содержит
явного противоречия слову Божьему; 2) следует избегать каких бы то ни было
определений, если только сам Бог не дал их в Писании. Это значит, что по многим
вопросам в англиканских церквях допускаются различные интерпретации. Например,
Церковь Англии в трактовке характера присутствия Христа в евхаристии отвергает,
с одной стороны, доктрину пресуществления Римско-католической церкви, где
допускается отождествление внешних знаков (хлеба и вина) и с благодатным даром
(Тела и Крови Христа), а с другой – цвинглианство, которое стремится в полной
мере отделить знаки от дара; англиканство не определяет с точностью характер
присутствия Христа или способ, которым дар его Тела и Крови передается
участвующим в богослужении верующим. Можно критиковать нечеткость англиканского
вероучения в данном вопросе, но она свидетельствует о благоговении перед
тайнами, слишком глубокими для человеческого понимания. Вместе с тем отсутствие
крайностей в решении теологических вопросов способствует открытости англикан
новым идеям, ибо они верят, что истина всегда выше достигнутого уровня ее
понимания. Англиканская богословская традиция насчитывает ряд великих теологов,
начиная с Дж.Джевела и Р.Хукера в царствование королевы Елизавета I и кончая
У.Темплом (1881–1944) в 20 в.
Распространение
англиканства. Англиканство поначалу было государственной религией Англии и
Ирландии (хотя большинство ирландского населения продолжало оставаться в лоне
Римско-католической церкви). Но оно весьма быстро начало распространяться по
всему миру благодаря колонизации, поскольку колонисты, разумеется,
придерживались привычных им форм христианских верований, а также посредством
миссионерской работы, начало которой положило основание Общества по пропаганде
Евангелия (1701). Англиканская церковь в Англии является национальной, ее
защищает и поддерживает государство, хотя англиканские епископы и священство не
находятся на государственном содержании. Во всех остальных странах подобная
связь с государством полностью исчезла, и сейчас ни одна англиканская церковь в
них не связана какими бы то ни было отношениями с Британской короной. В
Шотландии с 1689 доминирующим стало пресвитерианство; небольшая Епископальная
церковь страдала от преследований из-за своей верности изгнанному королевскому
дому Стюартов. Но ей удалось пережить эти тяжелые времена, и в конце 18 в.
наступила эпоха веротерпимости. Естественно, что после американской революции
Епископальная церковь Америки оформилась как свободное и независимое от Церкви
Англии объединение, хотя и не провозглашала своей целью отказ от основ ее
вероучения и богослужебных традиций. В 1857 независимой епархией, не вышедшей
из содружества с Церковью Англии, стала Церковь Новой Зеландии. В 1869 от
государства отделилась Церковь Ирландии, которая стала считать себя
независимой. Данный процесс продолжался до тех пор, пока независимые и
самоуправляемые англиканские церкви не образовались практически в каждой части
света. К настоящему времени распределение архиепископств (церковных провинций)
англиканской церкви по странам и регионам таково: Англия (2), Шотландия (1),
Ирландия (1), Уэльс (1), Канада (4), США (9), Вест-Индия (1), Африка (6), Судан
(1), Индийский океан (1), Бирма (1), Бразилия (1), Китай (1), Япония (1),
Австралия (5), Новая Зеландия (1); епархия, в юрисдикции которой находится
Ближний Восток, именуется Советом епископальной церкви Иерусалима и Ближнего
Востока.
Церковная
провинция может быть сформирована минимум из четырех епархий. Она избирает
собственных епископов, утверждает каноны местного церковного управления, вправе
пересматривать служебник в соответствии с местными традициями. Никакая
церковная провинция не может навязывать свои порядки другой, причем все
признают, что существенные изменения в вероучении или церковном богослужении
могут повлечь за собой утрату связей со всеми остальными. Некоторые епархии,
например на острове Маврикий, не входят ни в одну из церковных провинций и
подчиняются церкви либо в Англии, либо в США.
Сообщество
англиканских церквей
Англиканские
церкви образовали обширное содружество церквей во всемирном масштабе. Сегодня
все епископы в Японии – японцы, а в Китае – китайцы. Четыре епископа-африканца
возглавляют епархии в Нигерии, здесь насчитывается также двенадцать помощников
епископов из африканцев. Епископ Ямайки – негр из Вест-Индии. В 1958 состоялось
первое посвящение филиппинца в сан викарного епископа. Данный процесс
продолжается; как только церкви в Азии и Африке добиваются независимости, они,
как правило, создают церковные объединения, которые весьма существенно
отличаются от европейских и американских образцов.
Единство столь
обширного объединения помогают сохранять дружественные взаимосвязи. У
англиканских церквей нет ни папы, ни Ватикана. Их не удерживает вместе
какой-либо общепризнанный закон. Но они ощущают свое единство, разделяя общую
веру, придерживаясь сходной традиции богослужения, а изменения в нее вносятся
на основе пересмотра служебника в разных церковных провинциях. С позволения местного
епископа англиканский священник может совершать богослужения в любой части
англиканского мира. Каждые десять лет (или около этого) эта дружественная
взаимосвязь подтверждается на Ламбетских конференциях англиканских епископов,
собирающихся со всего мира. Первая конференция состоялась в 1867, в тревожное
для церкви время. Ее встречи происходят в Ламбетском дворце – лондонской
резиденции архиепископа Кентерберийского, который ex officio (по должности)
является их председателем и рассылает приглашения от своего имени. Конференция
– не синод, она не может принимать каких-либо решений, обязательных для всех
церквей. Но она предоставляет возможность для взаимных консультаций и
откровенных дискуссий. Ее отчеты и резолюции пользуются большим авторитетом, многие
из решений принимаются к исполнению различными церквами. Сегодня происходят
изменения в формах организации, учреждены постоянные комитеты по межцерковным
отношениям в рамках англиканских церквей и по миссионерской деятельности. На
фоне роста экуменических настроений англиканские церкви и Римско-католическая
церковь учредили в 1967 объединенный комитет по теологии, чтобы осуществить
первые шаги на путях восстановления полного единства между этими двумя
вероисповеданиями.
Значение
англиканства
С самого начала
англикане ставили своей целью объединение всех приверженцев Христа на земле.
Архиеписком Кранмер разработал грандиозный план сотрудничества всех церквей,
прошедших через Реформацию; его попытки не увенчались успехом из-за отсутствия
интереса к нему со стороны некоторых руководителей немецких церквей.
Англиканские церковники поддерживают дискуссии с целью более тесного союза с
различными руководителями самых разных церквей, включая Римско-католическую.
Некоторые из данных собеседований привели к позитивным результатам.
Англиканские церкви вступили в полное евхаристическое общение со
старокатолическими церквами и Польской национальной католической церковью;
многие из англиканских церквей поддерживают неполное евхаристическое общение с
церквами Швеции и Финляндии; частичный интеркоммунион – с Сирийской церковью
Мар Томы в Южной Индии. Американская церковь установила особые дружественные
связи с Независимой церковью Филиппин. Четыре американские епархии вошли в
новую единую Церковь Южной Индии; данная церковь не связана полным
евхаристическим общением ни с одним из англиканских церковных провинций, но со
временем контакты между ними становятся все более тесными. В переговоры с
другими церквями включились англиканские объединения в Бирме и Шри Ланке, что
может привести к созданию объединенных церквей в указанных странах.
Англикане
играют ведущую роль в экуменическом движении за единство и обновление
вселенской церкви. Первым президентом временного комитета Всемирного совета
церквей был доктор У.Темпл, архиепископ Кентерберийский. Инициативу создания
Движения за веру и церковное устройство предпринял епископ Ч.Брент из Филиппин
(позднее – епископ западного шт. Нью-Йорк. Все независимые англиканские
церковные провинции – члены Всемирного совета церквей. Многие из них проводят
дискуссии о возможностях более тесного союза с другими церквами.
Список
литературы
Христианство.
Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995
Христианство:
Словарь. М., 1994
Народы и
религии мира. Энциклопедия. М., 1998
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/