Альбигойцы
Альбигойцы,
христианская секта, получившая широкое распространение в 12–13 вв. в Западной
Европе, особенно в Северной Италии и Южной Франции.
Ее приверженцы
именовались альбигойцами (по городу Альби, центру движения), а также катарами
(греч. katharos, «чистый») от названия ранней манихейской секты, члены которой
стремились очиститься – освободиться от телесности и материальности.
В своих
попытках решить проблему зла альбигойцы следовали традиции манихейского
дуализма. Они утверждали сосуществование двух основополагающих начал – доброго
божества (Бога Нового Завета), создавшего дух и свет, и злого божества (Бога
Ветхого завета), сотворившего материю и тьму. В соответствии с этим они
отвергали брак и деторождение. При этом сожительство рассматривалось как
меньшее зло по сравнению с браком; уход же мужа или жены считались достойными
похвалы.
Хотя ангельские
души, как верили альбигойцы, были созданы добрым божеством, грехопадение их
привело к тому, что сатана заключил их в темницу тела. Вот почему земная жизнь
есть наказание и единственный существующий ад. Однако страдание носит лишь
временный характер, ибо все души в конце концов спасутся. Подобно арианам,
альбигойцы утверждали, что Христос – всего лишь сотворенное существо, которое
никогда не обладало человеческой телесностью и в действительности не могло
умереть на кресте, ведь в таком случае оказалось бы во власти злого начала. Его
искупление подает нам пример благородной жизни, высокой нравственности; но
по-настоящему ему не удалось победить грех.
Следуя своей
традиции дуализма, альбигойцы поощряли освобождение от тела, в частности через
самоубийство. Поскольку рождение детей они считали равносильным заключению их
душ в темницу тела, альбигойцы настаивали на полном воздержании. Они верили в
метемпсихозу, или перевоплощение душ, поэтому не употребляли мясную пищу,
молоко и другие продукты питания животного происхождения. Отрицая власть церкви
и государства, они апеллировали к Священному Писанию, в основном к Новому
Завету, ибо Старый Закон (Ветхий Завет) рассматривался в целом как творение
дьявола. Запрещались клятвы, участие в войнах, смертная казнь.
Альбигойцы
проводили различие между «совершенными» и просто верующими. Небольшое число
«совершенных» придерживались обрядов древних катаров: consolamentum, или
духовное крещение, посредством наложения рук, которое наделяет правом
проповедовать новую религию; appareillamentum, или публичное исповедание
грехов; endura, или воздержание от пищи с целью освободиться от власти
телесности. Верующие становились членами секты лишь после обещания принять
consolamentum до конца жизни. Они зачастую откладывали совершение этого обряда
и лишь перед самой смертью прибегали к такому способу избежания греха.
Во главе альбигойцев
стояла иерархия епископов, избиравшихся из числа «совершенных», и диаконов,
отбиравшихся исключительно из числа верующих. По некоторым свидетельствам, в
конце 12 в. альбигойство пользовалось значительным влиянием во Франции.
Если судить по
сохранившимся документам, обличения манихейства начинаются со времен собора в
Орлеане в 1022, затем последовали решения соборов в Аррасе, Шарру, Реймсе.
Альбигойство как таковое впервые было подвергнуто осуждению на соборах в Тулузе
(1119), затем в Реймсе (1148) и Вероне (1184), а также на III и IV Латеранских
соборах в 1179 и 1215. Катары постоянно обвинялись не только в ереси, но и в
подрыве основ семьи, государства и человеческого общества.
Наряду с
соборными постановлениями волну альбигойства помогало сдерживать и общее
нравственное возрождение под воздействием таких проповедников, как святые Петер
Ноласко и Бернар Клервоский, которые боролись с одной из главных причин роста
популярности альбигойства – распущенностью духовенства и народа. Для борьбы с
невежеством – источником ереси, св. Доминик учредил в 1216 орден проповедников
(доминиканцев), члены которого были призваны наставлять верующих в христианском
учении.
Широкое и
быстрое распространение ереси можно объяснить тем, что consolamentum
гарантировало спасение и могло быть принято любым верующим непосредственно
перед смертью. Единственным требованием была вера, в остальном верующему
предоставлялась полная свобода действий.
В то время как
церковники выступили против альбигойства, руководствуясь догматическими
основаниями, светские власти исходили из политических соображений и
использовали такие рычаги давления, как смертная казнь для отдельных сектантов
и применение военной силы против городов. Духовенство поддерживало такого рода
меры, но не обошлось и без исключений. Так, согласно Петеру Кантору, «хотя
катары и признаны виновными по божественному суду, они не должны наказываться
смертью». Св. Бернар допускал, что их можно заключать в тюрьму, но только ради
общественного спокойствия.
Церковные
законы, направленные против альбигойцев и принятые III Латеранским собором,
ознаменовали начало деятельности средневековой инквизиции. Собор потребовал от
светских государей подавить этих возмутителей общественного порядка, при
необходимости применив силу.
Последняя и
кровавая стадия в истории катаров – серия сражений (1209–1228), часто
называемых альбигойскими войнами или крестовыми походами против альбигойцев.
Особенно ожесточенными были битвы при Безье, Каркассонне, Лаворе и Мюре;
войсками предводительствовали граф Тулузский (со стороны сектантов) и Симон да
Монфор (со стороны крестоносцев). Еще до этого, в 1208, папа Иннокентий III
призвал к крестовому походу после того, как сектанты убили папского легата.
Согласно мирному договору 1229 в Мо (Парижский договор), большая часть
территории альбигойцев перешла к королю Франции. Однако рассеянные остатки
секты просуществовали до конца 14 в.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/