Реферат по предмету "Религия и мифология"


Вассиан Патрикеев

Вассиан Патрикеев

Перевезенцев С. В.

Вассиан
Патрикеев (ок.1470 — 1532), по прозванию Косой (в миру — Василий Иванович
Патрикеев) — князь, монах, публицист, один из лидеров "нестяжателей"
в 1-й трети XVI в. Происходил из знатного литовского рода Гедиминовичей. Его
отец, Иван Юрьевич, приходился двоюродным братом Великому князю Ивану III. В
90-е гг. XV в. князь Василий Патрикеев был очень влиятельной фигурой в высших
московских кругах. Участвовал в войне с Литвой, был воеводой во время
русско-шведской войны 1495–1497 гг., участвовал в высшем государственном суде.  

В
династической борьбе конце XV в. отец и сын Патрикеевы поддержали Дмитрия
Ивановича-внука. За это в 1499 г. оба попали в опалу и были пострижены в монахи.
Василий Патрикеев под именем Вассиана оказался в Кирилло-Белозерском монастыре.
Здесь он познакомился с Нилом Сорским, который и стал наставником нового инока.
В монастыре, выполняя наставления своего учителя, Вассиан знакомится с
богословской литературой, изучает Священное Писание.

Несмотря
на влияние Нила Сорского, Вассиан не смог следовать до конца его заповеди
отречения от мира и сосредоточении на внутреннем духовном
самосовершенствовании. Смысл своей последующей деятельности он видел в
необходимости преобразования Церкви на принципах "нестяжания".  

Около
1509 г. Вассиана возвратили в Москву, где стал пользоваться расположением
нового великого князя Василия III Ивановича. В 1512 г. произошло первое
открытое столкновение Иосифа Волоцкого и Вассиана Патрикеева. Волоколамский
игумен призвал великого князя провести "обыск" новых еретиков в
Нило-Сорском скиту. Тогда Вассиан написал "Слово ответное", в котором
доказывал неканоничность призывов Иосифа к "казням" еретиков. Спор
был решен государем, — Василий III занял сторону Вассиана и запретил Иосифу
письменную полемику с ним.  

Влияние
на великого князя Вассиан Патрикеев сохранял до начала 30-х годов. Именно в
этот период и сформировались два направления в отечественной
религиозно-философской мысли, которые стали назваться
"нестяжательством" и "иосифлянством". Полемика между
сторонниками разных направлений проходила с переменным успехом, а предметом
споров стали уже не только вопросы о еретиках, но и разнообразные стороны
церковной жизни. И именно Вассиану Патрикееву принадлежит ведущая роль в том,
что "нестяжательство" стало рассматриваться не как монашеское учение,
а как средство решения церковных, социальных и даже политических проблем.

Вассиан
Патрикеев является автором нескольких сочинений. Изучением его произведений
занимались Н.А. Казакова, Я.С. Лурье, А.А. Зимин, А.И. Плигузов и другие.
Особенный интерес представляет "Слово ответное", и его отношения к
"Ответу кирилловских старцев", который иногда приписывается авторству
Патрикеева. Время создания "Слова ответного" продолжает оставаться
дискуссионным в науке. Так, Н.А. Казакова относила его к началу второго
десятилетия XVI века, А.А. Зимин — к 20-м гг. XVI в. Недавно новую трактовку,
по сути дела объединяющую обе предыдущие, предложил А.И. Плигузов — составил
"Слово" Вассиан в начале лета 1512 г., а в 1523—1524 гг. написал его
окончательный вариант. При этом А.И. Плигузов считает, что "Ответ
кирилловских старцев", часто приписываемый Вассиану, является сокращением
и переработкой анонимным автором раннего варианта "Слова". Это, и
другие произведения Вассиана Патрикеева опубликованы в Н.А. Казаковой в книге
"Вассиан Патрикеев и его сочинения".  

По
своим воззрениям Вассиан близок к Нилу Сорскому. Следуя учению Нила Сорского, в
своих рассуждениях Вассиан Патрикеев основывается на идее евангельской любви. В
"Слове ответном" он призывает Иосифа и его последователей вспомнить
евангельские заповеди: "Вместо смирениа Христова мирьскую гръдость
восприемше, во всех равне погрешаете и ничто же в вас здраво — ни слово, ни
дело, ни умышление". В "Слове о еретиках" он отказывается
принимать ссылки на Ветхий Завет, который свидетельствует о казнях еретиков —
"мы противу сему речем". Зато он принимает евангельские заветы:
"Аще от Ветхаго закона и к Новому закону что приведено от святых Христовых
уст, от Еуангелиа, и от апостольскых посланий во Апостоле, и от святых правил
седми собор, и от поместных — сие приемлем". Эту же мысль он повторяет в
"Прениях с Иосифом Волоцким" и дальше обвиняет Иосифа в том, что тот
"презрел" заповеди Христовой любви. И наконец, в "Ответе
кирилловских старцев", возражая Иосифу Волоцкому по поводу казней
еретиков, он утверждал, что мир должен управляться любовью: "Видиши ли,
господине, яже любовь Моисеова к согрешающим зло превозможе утоли гнев Божий…
Нам же, в Новей благодати яви владыко Христос любовный союз, еже не осужати
брату брата о том, но единому Богу судити согрешения человече". Поэтому
Вассиан и утверждал, что еретиков следует спасать молитвой и, в крайнем случае,
держать в заключение, но ни в коем случае не подвергать смерти, ибо тогда
нарушается завет Христовой Любви.  

В
религиозно-философском плане крайне интересны постоянные ссылки Вассиана на
Новый Завет. С одной стороны, в этом можно явно прослеживается явное влияние
Нила Сорского, тоже стремившегося жить по Евангелию. Но отрицания норм Ветхого
Завета, как представляется, имеет более давнюю историю и в миропонимание
Вассиана Патрикеева отразилось, быть может, еще давнее, но сохранившиеся в
русской религиозно-философской мысли осторожное отношение к ветхозаветным
заповеданиям. И одно из согрешений Иосифа Вассиан как раз и видит в увлечение
Ветхим Заветом.

Чтобы
достичь торжества евангельской Христовой любви, Вассиан, прежде всего,
проповедовал нестяжательство — и как способ земной жизни, и как важнейшее
условие спасения. Это теме посвящены практически все его сочинения. Однако если
для Нила Сорского нестяжательство было принципом личной жизни и жизни его
обители, то Вассиан стремился к тому, чтобы нестяжательство стало принципом жизни
всей Русской Православной Церкви. Вопрос о том, что Церковь не имеет права
владеть селами и землей, поднимался Вассианом Патрикеевым как самый главный.
Более того, в полемике с иосифлянами этот вопрос превратился в единственно
главный, а все остальные проблемы отошли на второй план.

Основываясь
на этом главном своем тезисе, Вассиан Патрикеев призывал, по сути дела, к
церковной реформе. Именно поэтому он требовал, чтобы монастыри отказались от
земельных владений, а их управление передали в руки белого духовенства. Резко
отрицательно относился он и к тому, что монастыри владеют крепостными
("порабощают крестьян — братьев"). И вообще, он высказывался в пользу
того, чтобы преимущественно развивать малые монастыри и скиты, отказавшиеся от
имущества, но получающие денежное содержание от государства и богатых
землевладельцев.

Вассиан
Патрикеев стремился к тому, чтобы нестяжательство стало руководством
теоретическим и практическим руководством для Русской Церкви. Недаром главным
своим трудом он считал особую редакцию Кормчей книги, где церковные правила
были изложены не по хронологии соборов, а тематически, в соответствием с
порядком глав в Сборнике XIV титулов. На сегодня известны три редакции
Вассиановой Кормчей, причем в две последние содержат все увеличивающееся
количество переводов с греческого Максима Грека. Кормчая Вассиан по мнению
исследователей, позволяет расширить наше представление об учении нестяжателей.
Например, она демонстрирует особый интерес княза-инока к некоторым
литургическим вопросам, к календарному счету, здесь Вассиан выступает против
пострижения рабов в монастырь, толкует о поведении епископата, о монастырских
селах и владельческих правах святительских кафедр и церквей.

Впрочем,
в своей неприязни к "иосифлянам" Вассиан нередко доходил до
крайностей. Ведь, по ярому убеждению Вассиана, виновными в забвении
евангельских истин оказываются не столько еретики, сколько те, кто их казнит —
"иосифляне", развращающие Церковь богатством. И именно они являются
чуть ли не главными врагами веры. Недаром он говорил: "Иосифова монастыря
старцы у меня и в келье не бывали, я их к себе не пущаю, и дела мне до них
нет".

На
свою сторону Вассиан Патрикеев сумел привлечь немало сторонников, в том числе и
приехавшего в Россию Максима Грека. Однако последователи Иосифа Волоцкого не
собирались сдаваться. В 1522 году митрополитом стал его ученик Даниил Рязанец,
который повел жестокую борьбу против "нестяжателей". В итоге, сначала
осудили Максима Грека, а потом и самого Вассиана Патрикеева. Суд состоялся в
1531 году и по его приговору Вассиана, обвиненного в
"нестяжательстве" и ереси, заточили в Иосифо-Волоколамском монастыре,
где он и погиб от рук "презлых иосифлян" уже в 1532 году.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.