Представления о душе и смерти у народов коми
У
к.-з. и к.-п. существовали единые представления о существовании души-дыхания
("лов"). Именно после ухода этой души, т.е. с прекращением дыхания
человек считался мёртвым. Вероятно, под влиянием христианских воззрений
считалось, что в течении сорока дней после смерти "лов" находилась на
земле и посещала родной дом. Для этих посещений, чтобы душа покойника могла
умыться, вплоть до сороковин (поминок на 40-й день) в какую-либо посудину
наливалась вода, а в углу висело чистое полотенце. После сороковин
"лов" уходила в иномир.
Представления
о мире мёртвых было двойственным. С одной стороны, это были христианские рай и
ад, но с другой, существовало стойкое убеждение, что место обитания душ
умерших, не локализованное конкретно в пространстве, находится в
непосредственной близости от мира людей, благодаря чему между умершими и их
сородичами сохраняется постоянная тесная взаимосвязь. Эти, безусловно, древние,
дохристианские воззрения находили отражение в сохранявшихся у к.-з. и к.-п.
вплоть до недавнего времени чётких пережитков культа предков. К
"родителям" обращались за помощью перед началом любых важных
хозяйственных начинаний (севом, жатвой и т.д.), считалось, что умершие
неустанно заботятся о благополучии своих живых сородичей. В свою очередь,
живые, чтобы обеспечить эту помощь, были должны периодически устраивать душам
умерших родственников поминальные угощения, как можно чаще вспоминать их добрым
словом, при посещении бани приглашать их помыться вместе и т.д. Обидевшиеся на
недостаточное внимание "родители" могли наказать своих живых близких
неудачей в хозяйственных делах или даже наслать на кого-либо из них
какую-нибудь болезнь. По сведениям В.П. Налимова, души тех умерших, о которых
окончательно забыли их потомки и больше не устраивали им поминки уходили
"на другую планету", т.е. другой иномир, уже не сообщающийся с миром
земным.
У
большинства этнографических групп к.-з. сохранялись представления и о другой
душе человека, душе-тени, душе-двойнике. Называли её "орт" (у
ижемских к.-з. - "урес", у печорских - "душенька"
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sati.archaeology.nsc.ru/