Реферат по предмету "Религия и мифология"


Колдовской эпос у народов коми

Колдовской эпос у народов коми

Н.Д. Конаков

Основными
компонентами классического героико-эпического сюжета являются борьба и победа
богатыря над могучим противником. И у к.-з., и у к.-п., которые до вхождения в
состав Русского государства стояли лишь на ранней ступени государственности,
собственного героического эпоса о героях-богатырях, защитниках Родины по всей
видимости не было. Наиболее близко к этому фольклорному жанру принадлежат
образы Перы-богатыря, Педора Кирона и Кирьяна-Варьяна, которые выступают как
защитники Родины (но не своей, малой, а всей Руси) от врагов. Национальной
спецификой является то, что у всех них эти подвиги являются разовыми, все они
были в обыденной жизни охотниками и после совершения подвигов во имя Руси
возвращаются к своей промысловой деятельности, соглашаясь взять в качестве
награды лишь право на вольную охоту да ещё шёлковые ловчие сети. Сюжетно близки
к героическому эпосу к.-з. сказки о победе юного богатыря над водяным и лесным
чудовищами, некогда, ещё до его рождения, проглотившими его отца и старших
братьев, а также к.-п. легенды о схватке Перы и лешего. Но в данных случаях
отсутствует мотив защиты народных интересов, личное превалирует над
общественным.

В
то же время в фольклоре, особенно у к.-з., чрезвычайно популярными являются
сюжеты о "героических" состязаниях с могучими колдунами или же их
между собой, что дало основание известному этнологу и филологу А.С. Сидорову
говорить о существовании у к.-з. особого фольклорного жанра - "колдовского
эпоса". Легенды и предания о колдунах хронологически можно подразделить на
две категории. В первой из них события происходят во времена исторические, но
весьма отдалённые. У к.-з. большинство их отнесено ко времени миссионерской
деятельности в Коми крае Стефана Пермского. Если у к.-п., в легендах и
преданиях о крестителе к.-з. Стефане говорится лишь о явленных им чудесах, типа
катания на каменном плоту, то в фольклоре к.-з. доминируют сюжеты о его
схватках с могучими колдунами-тунами, апологетами древней языческой веры. Как
правило, в фольклорных текстах особо подчёркивается, что эти колдуны
противопоставили себя сородичам, если ещё не ставшими неофитами, то, по крайней
мере, склонявшимся к принятию новой веры. Они всячески им досаждали, вплоть до
прямого грабежа, кражи скота и т.д., т.е. Стефан в состязаниях с тунами как бы
защищал общественные интересы. Сами эти состязания описываются как поединок
двух сильных колдунов, из которых один (Тун) демонстрирует свою власть над различными
стихиями, способность превращаться в диких зверей и повелевать ими,
неуязвимость от обычного оружия и т.д. Другой же колдун (Стефан) успешно
нейтрализует все проявления колдовской силы соперника, а присутствующие при
этом сородичи туна, убедившись, что Стефан сильнее, убивают побеждённого. В
другом популярном фольклорном к.-з. сюжете речь идёт о соревновании в силе двух
колдунов-вожаков охотничьих артелей. Один из них, защищая интересы своих
сотоварищей от противоправных с точки зрения охотничьей морали действий другого
колдуна, наказывает его и членов враждебной артели лишением их незаконно
добытой добычи. Как правило, к.-з. сказания о легендарных тунах имеют
топонимическую подоплеку, с их именами связывают наименования населённых
пунктов, урочищ и т. д. В к.-п. фольклоре образы могучих колдунов прошлых лет
практически не фигурируют, хотя в легендах о Кудым-Оше говорится о том, что
сильными колдовскими способностями обладали его мать Пöвсин и главные
жрицы на святилище Войпеля: Потöсь или же Чикыш. Для к.-з. фольклора
женские образы могучих колдунов не характерны.

Ко
второй категории "колдовского эпоса" относятся многочисленные,
особенно у к.-з., фольклорные сюжеты о деяниях различных колдунов-знахарей,
прототипами которых были реальные, сравнительно ещё недавно жившие лица, как
правило, уже при жизни имевшие славу колдунов. К таковым обычно причислялись
люди, владеющие достаточно редкими профессиями (коновалы, кузнецы и т.д.),
искусные умельцы в своём ремесле (удачливые охотники, мастера-плотники и т.д.),
нередко - просто люди, существенно отличающиеся своим внешним видом или
поведением от окружающих. Их мифологизированные фольклорные образы во многом
соответствуют образам легендарных колдунов-тунов: власть над природными
стихиями, особенно водной, подчинение колдовской силой своей воле людей и
зверей, неуязвимость и др. Особого внимания заслуживает общераспространённое
поверье, что своей силой колдуны были обязаны некиим духам, находящимся у них в
услужении. Ср. представления о шаманских духах.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sati.archaeology.nsc.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.