Бабочка
Бабочка в народных представлениях
насекомое, связанное с потусторонним миром, воплощение души. Терминологически и
функционально сближается с птицами и летучей мышью. Характерна связь мифологемы
Бабочки-души с мотивом предков. У поляков и в юж. России, глядя на бабочек,
кружащихся вокруг пламени свечи, поминают умерших, молясь и называя их имена.
Запрещается причинять вред бабочкам (ср. характерную мотивировку этого запрета
у курпей в Польше: "Не убивай бабочку - она тебя не тронет, а может, это
твой дедушка или покойный отец". Распространены приметы о бабочке как
вестнице смерти (напр., бабочка, влетевшая в комнату больного, предвещает его
скорую кончину). Представление о бабочке как о душе предка реализуется в названиях
бабочки типа рус. душа, душечка (ср. души, душечки - "умершие"),
причем у русских преобладают наименования бабочки, восходящие к праславянскому
*baba, очевидно, именно как к одному
из обозначений предка.
Характерно представление о
бабочке как о "знающей", "ведающей", но "злой"
душе (духе-демоне)., способной произвольно покидать тело. Когда вештица
засыпает, ее душа в виде бабочки душит, сосет кровь, крадет молоко, огонь и
т.п. Если перевернуть тело, душа его не опознает и остается бабочкой резкой окраски
- чернокрасной или черно-желтой (аналогичные былички о странствии души во время
сна в древнеславянских традициях связываются с целым рядом насекомых, животных
и птиц). Душа в виде бабочки (множества бабочек) может вылететь также, когда
сжигают или протыкают колом тело вампира; чтобы его обезвредить, надо убить
бабочку Кружащихся у огня бабочек калечат, чтобы распознать ведьму.
Семантическая модель бабочка - ведьма (колдун) известна на всей славянской
территории. Для запада восточнославянского ареала характерно совмещение двух
мотивов: "Вiдьма - ночная бабочка. Ее убивать
нельзя. Когда ее видят, говорят: "Прылетiла чыясь душа".
Представление о бабочке как о
демонической душе является основой для вовлечения в ее мифологическое поле
более широкого круга мотивов народной демонологии; ср. наддиалектные названия
бабочки: з.-слав. *diabel, *bohina, čertica, ježibaba, *mora, *mara. Связь с темой зла и смерти
наиболее устойчива у бабочки "Мертвая голова" (Acherontia stropos), олицетворяющей смерть. Отрицательная семантика бабочки
проявляется также в осмыслении ее как образа болезни и знамения несчастья
(з.-слав. *bieda, *psota - "бабочка").
У юж. славян к бабочке обращаются
с просьбой о дожде во время засухи, считая, что она "летает возле бога и
просит о дожде".
Выражения типа бел. матыльў
пэчэни - "с ума сошел, вожжа под хвост попала" взаимодействуют с
активной группой фразеологизмов типа мухи в голове.
Список литературы
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://ec-dejavu.ru