Состояние религиозности
В разделе "Религия в современном мире"
приводятся данные, характеризующие географию распространения основных
религиозных объединений в нашей стране. В СССР существуют десятки различных
религиозных объединений, наиболее значительные из них по количеству
последователей — Русская православная церковь, старообрядческие церкви,
армяно-григорианская и католическая церкви, объединения евангельских
христиан-баптистов, адвентистов седьмого дня, свидетелей Иеговы, христиан
евангельской веры (пятидесятников), меннонитов, а также объединения мусульман,
буддистов, иудаистов и др.
Подавляющее большинство из них занимает лояльные
позиции по отношению к Советской власти, принимает участие в борьбе за мир.
Члены этих объединений участвуют в общем труде советского народа, воплощающего
в жизнь величественные планы построения коммунистического общества.
Характерным для религиозных объединений в нашей стране
являются нарастающие с каждым годом кризисные явления. Кризис религии
проявляется в первую очередь в ослаблении религиозности верующих, в
трансформации в их сознании традиционных религиозных представлений. Все чаще в
сознании верующего религиозные представления уступают место представлениям
нерелигиозным. Служители культа постоянно сетуют на отсутствие у членов
религиозных общин должного рвения в вере. И для этого у духовенства есть все
основания.
Руководители религиозных объединений прилагают усилия
к тому, чтобы преодолеть кризис. Одни из них видят выход из положения в
воспитании верующих в духе гражданственности, строгого соблюдения существующего
в нашей стране законодательства о религиозных культах. Другие же считают
возможным преодоление кризисных явлений лишь на путях экстремизма, неприятия
действующих законов, обособления от „мира". Такие позиции, как уже
говорилось, занимают, в частности, руководители так называемого Совета церквей
евангельских христиан-баптистов, главари групп крайних пятидесятников,
адвентистов-реформистов.
Лидеры этих экстремистских течений, нарушая
законодательство о религиозных культах, отказываются регистрировать свои общины
в установленном порядке, проводят организованное обучение детей религии,
распространяют подстрекательские документы. Справедливые требования соблюдать
советские законы они интерпретируют как преследование за веру, апеллируя к
разного рода международным организациям. Разумеется, подобные действия должны
встречать единодушное осуждение нашей общественности. Нарушители законов
обязаны нести за это ответственность.
Конкретные социологические исследования, которые в
последние годы проведены у нас в стране, дают возможность составить более или
менее основательное представление о характере религиозности верующих, что очень
важно для организации эффективной атеистической работы на местах.
Исследования прежде всего показывают, что удельный вес
верующих в различных социальных группах населения неодинаков. Их процент
невелик среди кадровых рабочих крупных промышленных предприятий. Гораздо больше
верующих среди людей, занятых сельскохозяйственным трудом, проживающих в
сельской местности.
Существующее пока отставание деревни от города в
области экономики, культуры и быта, как отмечалось, способствует живучести
религиозных предрассудков среди населения в сельской местности.
Нельзя не учитывать, что сам социалистический характер
производства с его плановой сознательной дисциплиной открывает широкие
возможности для атеистического воспитания. А крупные трудовые коллективы
оказывают постоянное идеологическое воздействие на людей. И не случайно
религиозность на больших промышленных предприятиях всегда была ниже, чем на
предприятиях мелких, а также среди тех, кто занимался сельскохозяйственным
трудом.
Сравнительно невелико число верующих среди
интеллигенции. Это объясняется относительно высоким уровнем образования и
культуры. В то же время для верующих из числа интеллигенции характерна большая
активность в распространении религии и большая гибкость в отстаивании и защите
религиозных идей.
В особую группу можно выделить категорию граждан,
которые в настоящее время оторваны от активной общественно-производственной
деятельности (пенсионеры, домашние хозяйки, иждивенцы). Они составляют довольно
значительную часть верующих.
Среди верующих, как говорилось, преобладают женщины. Среди
православных верующих женщины составляют примерно 75-80%. Такое положение
характерно и для других религий. Исследования в ряде районов страны показали,
что примерно 70% общего количества верующих — пожилые и престарелые люди.
Многие из них окончили лишь начальную школу либо вовсе не получили образования.
К сожалению, среди современных верующих встречается порой и молодежь.
Можно сделать вывод о том, что религиозные пережитки
распространены, как правило, среди тех людей, которые имеют наиболее низкий образовательный
уровень.
Религиозность человека характеризуется наличием
религиозных представлений и чувств и отправлением религиозного культа.
Исследования говорят о том, что у различных верующих
не все эти элементы имеют ярко выраженный характер. Наиболее живучей, цепкой
оказывается практическая, культовая сторона религии: исполнение обрядов,
которые переплелись с бытом, с социальными потребностями. Для многих людей это
лишь дань семейным традициям, привлекающим их своей психологической или
эстетической стороной. Социальная психология различает в сфере обыденного
сознания более устойчивые, консервативные элементы и более подвижные. К первым
принадлежит, в частности, психическая сторона некоторых устойчивых стереотипов
человеческого поведения: привычек, обычаев, традиций.
Наиболее консервативные элементы религиозного сознания
верующих тесно связаны с устойчивыми стереотипами их поведения, с регулярным
отправлением ими религиозного культа. Эти психические состояния весьма
устойчивы и могут удерживать человека в религиозной общине даже в том случае,
если его религиозные представления весьма неопределенны и смутны. Поэтому
неудивительно, что среди верующих в нашей стране немало таких людей,
религиозность которых проявляется исключительно в совершении традиционных
обрядов. У них нередко отсутствуют твердые религиозные убеждения. Однако многие
регулярно отправляют религиозные обряды, отмечают религиозные праздники.
Нельзя забывать, что верующие, исповедующие разные
религии, требуют различного подхода. Шаблонное копирование одних и тех же форм
и приемов пропаганды может принести в этих случаях только вред. Например,
поскольку для последователей ислама и иудаизма характерно стремление
рассматривать соблюдение некоторых религиозных обрядов и традиций как признак национальной
принадлежности, то атеистическая пропаганда среди населения, находящегося в
сфере влияния ислама и иудаизма, должна органически сочетать борьбу против
ложнона-циональных чувств, за здоровые национальные традиции с разъяснением
реакционного характера семейно-бытовых религиозных традиций (соблюдение постов,
праздников, обрезания и т. д.), которые выдаются за национальные особенности.
Конкретного подхода требует воспитательная работа и среди приверженцев других
религиозных направлений.
Под влиянием совершающихся социальных преобразований,
огромных достижений науки современный верующий все больше освобождается не
только от приверженности к старой обрядности, но и от традиционных
представлений о боге, Представления о боге как личности все более заменяются в
массовом религиозном сознании представлениями о нем как о неуловимом и
вездесущем духе.
Среди факторов, влияющих на изменение и ослабление
религиозного сознания верующих, помимо огромных изменений в экономической и
политической жизни страны большую роль играют повышение общеобразовательного
уровня советских людей, достижения науки и техники, опровергающие религиозные
домыслы, широкое распространение научных знаний. Именно под влиянием этих
факторов многие верующие отказываются от примитивных религиозных представлений,
Большое значение для работы по атеистическому
воспитанию имеет научное выявление типов верующих, различных уровней
религиозности.
Преобладающее большинство наших исследователей религии
сходятся на том, что следует различать четыре основных типа верующих. За основу
деления верующих на группы берется единый критерий — степень религиозности.
К первой группе относятся люди, для которых характерно
убеждение в существовании бога и неукоснительное исполнение религиозных
обрядов. Они, как правило, активно пропагандируют свою веру и отстаивают ее
среди окружающих. Таких людей немного, но они порой играют видную роль в
религиозной жизни, проявляют большую активность в религиозных общинах.
Второй тип верующих отличается тем, что, безоговорочно
признавая существование бога и загробного царства, они, в отличие от фанатиков,
терпимо относятся и к атеистам и к инаковерующим. Они не проявляют особой
активности в отстаивании своих убеждений, для защиты своей веры не располагают
продуманной аргументацией, ссылаясь главным образом на древность религиозных
традиций, на морально-религиозные поучения, которые, по их мнению, способствуют
улучшению нравов. Среди верующих эти люди составляют значительную часть.
К третьему типу относятся колеблющиеся, люди неустойчивых
взглядов. В их числе те, кто сознательно ищет истину, подвергая религию
критическому анализу, а также те, кто сомневается в религиозном учении, но не
прилагает особых усилий для того, чтобы освободиться от своих сомнений.
Людей, колеблющихся между религией и атеизмом, немало.
В большинстве случаев они признают бога с оговорками, а при толковании
некоторых природных и общественных явлений зачастую стоят на
стихийно-материалистических позициях. Иначе говоря, порой они в своих суждениях
находятся ближе к атеизму, чем к религии. Только недостаток общего образования
и культуры, а также ряд других факторов не позволяют им окончательно
освободиться от религиозных пережитков.
Следует отметить еще одну категорию - тех, кто
называет себя верующими, посещает церковь, исполняет обряды, но в
действительности вовсе не верит в бога.
Учет всех этих различий и переплетений имеет большое
значение для правильной организации атеистического воспитания.
Список литературы
Атеистический словарь. 2-е изд. М.( 1985.
Атеистическое воспитание. Справочник для
идеологического актива. М., 1983.
Атеистическое воспитание: вопросы и ответы. М., 1983.
Белов А., Шилкин А. Диверсия без динамита. М., 1976.
Вопросы научного атеизма в системе партийной учебы.
М., 1985.
Гордиенко Н., Комаров П., Куроч-кин П. Политиканы от
религии. М., 1975.
Дулуман Е., Лобовик Б., Танчер В. Современный
верующий. М., 1970.
Елъченко Ю. Новому человеку — новые обряды. М., 1976.
Куроедов В. Религия и церковь в советском обществе.
М., 1984.
Наши праздники. М., 1977.
О научном атеизме и атеистическом воспитании.
Справочник для партийного актива и организаторов атеистической работы. М.,
1974.
Организация и методика атеистического воспитания. М.,
1986.
Острожинский В. Обрядность в нашей жизни. М., 1980.
Партийная организация и атеистическое воспитание. М.,
1975.
Платонов Р. Пропаганда атеизма. М. 1985.
Сапрыкин В. Социалистический коллектив и атеистическое
воспитание. Опыт, система, проблемы. М., 1983.
Для подготовки данной работы были использованы материалы
с сайта http://religion.historic.ru