Социология религии: концепция Э. Дюркгейма
Яблоков И.Н., доктор философских наук
Важное
место в социологической теории религии занимает концепция Э. Дюркгейма,
известного французского социолога и философа, одного из основателей социологии
религии. В трудах “Метод социологии”, “О разделении общественного труда”
излагаются его общесоциологические идеи; рассмотрению проблем социологии
религии посвящено сочинение “Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая
система в Австралии”. В области философии Дюркгейм стоял на позициях
позитивизма, при анализе религии использовал данные истории, этнографии, других
наук.
Согласно
Дюркгейму, общество — это реальность sui generis, оно обладает собственными
чертами, которые не обнаруживаются в остальной Вселенной, и включает социальные
факты, не сводимые к экономическим, психологическим, физическим и прочим
фактам. Социальные факты объективны, существуют независимо от индивида и имеют
принудительную силу по отношению к нему. Среди них выделяются морфологические
факты, образующие “материальный субстрат” общества — плотность населения
(частота контактов и интенсивность общения людей), пути сообщения, поселения и
т. д., а также нематериальные, т. е, духовные — “коллективные представления”,
которые в совокупности составляют коллективное или общее сознание. Дюркгейм
отвергает сведение социального к биологическому и психологическому: необходимо
объяснять “социальное социальным”. Для этого используется идея общественной солидарности.
Последняя истолковывается в двух аспектах: как механическая, которая
свойственна архаическим обществам; и как органическая, развивающаяся в
современных обществах, где осуществляется далеко идущее разделение труда.
Общество характеризуется с помощью представлений, имеющих совершенно иное
содержание, нежели представления чисто индивидуальные: это коллективные
представлений. Они являются продуктом огромной кооперации. Чтобы их создать,
бесчисленное множество разнообразных умов соединяли, смешивали, комбинировали
свои идеи и чувства; длинные ряды поколений аккумулировали в них свои знания и
опыт. Своеобразная интеллектуальность, бесконечно более богатая и сложная, чем
интеллектуальность индивида, как бы сконцентрирована в , совместных
представлениях. Категории (времени, пространства, причины и пр.) являются
представлениями главным образом коллективными, они выражают состояния группы,
зависят от способа, которым она построена и организована, от ее морфологии,
религиозных, нравственных, экономических институтов и т. д.
Авторитет
разума представляет собой авторитет самого обществ которое обусловливает
“логический конформизм”; категории начально выражают состояние общества.
При
определении понятий религии Дюркгейм использовал метод истории; по его мнению,
она составляет единственный тод объяснительного анализа, применимый для
рассмотрения новейших религий: необходимо проследить тот исторический путь, на
котором они постепенно формировались. История позволяет разложить институт на
его составные части, поскольку показывает их рождающимися во времени. С другой
стороны, помещая каждый институт в совокупность обстоятельств его
возникновения, история дает нам в руки единственный возможный метод,.
определить породившие его причины. Когда предпринимается попытка объяснить
какое-нибудь человеческое явление, взятое в определенный момент, — религиозное
верование, нравственное правило, правовое предписание, художественная техника,
экономический порядок — надо начинать с нисхождения к его наиболее простой,
первобытной форме.
Поскольку
все религии, считал Дюркгейм, сопоставимы, постольку неизбежно существуют
основные, общие для них элементы. Имеются в виду не внешние, легко
обнаруживаемые черты, а внутренние, глубинные. Всем системам верований и
культов присуще некоторое количество основных представлений и ритуальных
установок, которые, несмотря на разнообразие форм, везде имеют одно и то же
объективное значение и выполняют одинаковые функции. Это — постоянные элементы,
образующие в религии то, что есть в ней вечного и человеческого; они составляют
объективное содержание идеи, которую выражают, когда говорят о религии вообще.
Дать общее определение религии возможно от-нюдь не путем наблюдения сложных
религий, возникающих в ходе истории. Каждая из них сформировалась из столь раэнообразных
элементов, что очень трудно отличить вторичное от главного, существенное от
преходящего. Совершенно иначе обстоит дело в низших обществах. Незначительное
различие индивидуальностей, меньшие размеры группы, однородность внешних
условий способствуют сведению различий и изменчивости к минимуму. Группа
постоянно создает интеллектуальное и моральное единообразие; все одинаково
присуще всем; движения стеротипиэированы. Преходящее, второстепенное,
избыточное еще не стало скрывать главное. Все сведено к необходимому, без чего
религия не может существовать. Но необходимое — это также и существенное, т. с.
то, что нам важно прежде всего познать. Первобытные религии позволяют не только
выявить свои конструктивные элементы, но и объяснить их. Поскольку факты здесь
проще, связи между ними также проступают более явственно. В первобытных
религиях религиозный факт еще несет на себе отпечаток своего
происхождения.Причины, от которых зависят наиболее существенные формы
религиозных мышления и практики, наблюдать тем легче, чем менее сложны
общества, в которых эти формы наблюдаются. Поэтому для выявления общих
признаков религии Дюркгейм исследовал тотемическую систему в Австралии.
Рассматривая
имеющиеся определения религии, он подверг критике точку зрения, согласно которой
для всякой религии характерно понятие сверхъестественного. Оно обычно
применяется к любой категории явлений, выходящих за пределы нашего разума;
сверхъестественное — это мир таинственного, непознанного, непостижимого. Но, по
мнению социолога, эта идея весьма поздно появляется в истории религий; она
совершенно чужда не только народам, называемым первобытными, но также и всем
тем, которые не достигли известной степени интеллектуальной культуры. Идея
сверхъестественного возникла недавно и предполагает противоположную идею,
которая не содержит в себе ничего первобытного. Для того, Чтобы назвать
некоторые факты сверхъестественными, нужно уже обладать чувством, что
существует естественный порядок вещей, т. е Явления Вселенной связаны между
собой необходимыми отношениями, законами. Когда этот принцип принят, все, что
нарушает законы, с необходимотью должно представляться находящимся как бы вне
природы и следовательно, вне разума. Но подобное понятие об универсальном
детерминизме — недавнего происхождения; даже велчайшим классическим мыслителям
древности не удалось его осознать в полной мере, это завоевание позитивных
наук, а противоположное понимание не могло ему предшествовать. Понятие
религиозного далеко не совпадает с понятием необычного, непредвиденногоу таинственного.
Идея таинственного не содержит в себе ничего исходного. Она не дана человеку
изначально, поэтому занимает какое-то место лишь в небольшом числе развитых
религий. Идея сверхъестественного не применима для общего определения религии.
Не
удовлетворяло Дюркгейма и определение религии через понятие божества; есть
обряды без богов и даже такие, от которых происходят боги. Не все религиозные
свойства проистекают от личностей божеств.Существуют культовые отношения, не
имеющие целью соединять человека с божеством. Следовательно, религия выходит за
рамки идеи богов и духов.
Определяя
религию, Дюркгейм прежде всего констатировал, что она главным образом
представляет собой “социальный факт”. Элементарные религиозные явления он
разделял на две категории: верования и обряды. Первый — состояния сознания, они
выражаются в представлениях; вторые — определенные способы действия. Чтобы
охарактеризовать данное действие, нужно обозначить его объект, специфическая
природа которого выражена в веровании. Определить обряд можно после того, как
определено верование. Все известные религиозные верования содержат одну и ту же
общую черту: классификацию реальных или идеальных явлений на два класса, два
противоположных рода, обозначаемых обычно терминами “профанное” и “священное”.
Разделение мира на области, из которых одна включает в себя священное, другая —
профанное, — отличительная черта религиозного мышления. Верования, мифы, догмы,
легенды — это или представления, или системы представлений, выражающие природу
священных явлений, свойства и способности, которые им приписываются, их
историю, отношения между собой и с профанными явлениями.
Но
под священными явлениями не следует понимать только те личные существа, которые
называются богами или духами; утес, дерево, родник, камень, кусок дерева, дом —
словом, любая вещь может быть священной. Обряд тоже имеет эту особенность; не существует
обряда, которому бы она в какой-то степени не была присуща.
Разнородность
священного и профанного абсолютна; в истории человеческой мысли нет другого
примера, двух категорий вещей, столь глубоко дифференцированных, столь
радикально противостоящих друг другу. Священное и профанное всегда и везде для
человеческого ума суть два отдельных рода, два мира, между которыми нет ничего
общего. Религиозное явление предполагает постоянно двойственное разделение
познаний и познаваемой Вселенной на два рода, охватывающих все сущее, но
радикально исключающих друг друга. Священные вещи защищены и отделены
запретами; непосвященный не должен, не может безнаказанно их касаться.
Профанные — те, к которым эти запреты применяются и которые должны оставаться
на расстоянии от первых. Религиозные верования выражают природу священных вещей
и их отношение либо между собой, либо с профанными вещами; обряды представляют
собой, правила поведения, предписывающие, как человек должен вести себя со
священными вещами. Священный характер какого-то объекта не является ему самому
внутренне присущим: он им наделяется. Мир религиозных вещей не образует особого
аспекта эмпирически данной природы; он надстроен над ним.
Религиозные
представления являются коллективными представлениями, выражающими коллективные
реальности; обряды — это способы Действия, возникающие только в группах и
призванные возбуждать, поддерживать или восстанавливать определенные ментальные
состояния этих групп. Религиозные верования всегда являются общими для
определенной группы, которая открыто признает свою приверженность им и
связанным с ними обрядам. Они не только допускаются всеми членами данной группы
в качестве личного дела, ни являются делом группы и создают ее единство.
Составляющие ее индивиды чувствуют себя связанными между собой уже тем только,
что у них общая вера. Общество, члены которого едины потому, что они одинаково
представляют себе священный мир, его отношения с профанным миром и выражают это
общее представление в одинаковых действиях, — есть то, что называют Церковью.
Священное производится обществом, наделено особым моральным авторитетом и
властью. Ему присущи два свойства: запретность, отделенность от всего прочего и
способность быть объектом любви и уважения; священное — источник принуждения,
запрета и одновременно предмет поклонения. Сферу профанного образует
повседневная жизнь с частными интересами, обычными занятиями, эгоистическими
наклонностями. С помощью разделения священного и профанного Дюркгейм осмысливал
соотношение социального и индивидуального и на этой основе дал следующее
определение религии: “Религия представляет собой целостную систему верований и
обрядов, относящихся к священным вещам, т. е. вещам отделенным, запретным; это
система таких верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину,
называемую Церковью, всех тех, кто признает эти верования и обряды”. Религия
есть особая форма выражения общественных сил, которые стоят выше индивидов и
подчиняют их себе, она являет собой “систему идей, .при помощи которой индивиды
представляют себе общество, членами которого они являются, и темные, но
интимные связи, которые они с ним имеют”. Коллективный способ
жизнедеятельности, общество, составляет объективно существующую реальность,
являющуюся причиной, объектом и целью религиозных верований и ритуалов.
Источником религии Дюркгейм считал общественно-психологический процесс общения,
коллективную психологию, возникающую на базе внеэкономической
непроизводственной деятельности.
Дюркгейм
специально подчеркивал наличие в религии систем знаков, эмблем, символов. По
его мнению, эмблема используется в качестве связующего, собирательного центра
любой группы. Выраженная в материальной форме, эмблема социального единства
делает его более очевидным. Индивидуальное сознание остается закрытым для всех
остальных; члены группы могут общаться только с помощью знаков, которые
выражают их внутренние состояния. Если между ними устанавливается общение, которое
становится реальной общностью, и в одно общее сознание сливаются все
партикулярные сознания, то знаки, их выражающие, как бы сливаются в один —
единственный и уникальный знак. Использование эмблематических символов дает
индивидам знать, что они едины. Коллективные представления предполагают
воздействие и реагирование на воздействие со стороны другого; они суть продукты
таких взаимодействий, которые возможны лишь через материального посредника.
Индивидуальное сознание не способно вступать в контакт с некоторым другим, не
выходя за пределы себя самого; но оно не может этого сделать помимо каких-то
движений. Их гомогенность есть то, что дает группе осознание себя. Если однажды
гомогенность установилась и движения приобрели стереотипную форму, то они служат
символизации соответствующих представлений, — однако лишь потому, что принимают
участие в их формировании. Без символов “социальное сознание” может иметь
только непрочное, случайное существование.
Дюркгейм
выделял ряд функций религии, главной из которых считал создание и укрепление
общественной солидарности. Религия посредством прежде всего культа
конституирует общество как целое: подготавливает индивида к социальной жизни,
тренируя послушание (дисциплинирующая функция), укрепляет социальное единство
(сплачивающая функция), поддерживает традиции, верования, ценности
(воспроизводящая, транслирующая функция), возбуждает чувство удовлетворенности,
социальный энтузиазм (воодушевляющая, эйфорнческая функция). Религия выполняла
и выполняет также познавательную функцию. Нет религий, которые были бы ложными;
все они по-своему истинны: каждая, хотя и по-разному, соответствует данным
условиям человеческого существ вания. И все же познавательная функция стала
присущей по преимуществу науке, она и другие области духовной деятельное
постепенно оттесняют традиционные религии. Научные, экономические, политические
функции отделяются от традиционно религиозных; область традиционной религии все
более сокращается сравнению с областью повседневной жизни, развиваются
нетрадиционные формы религиозности.
Дюркгейм
подверг обстоятельному анализу австралийскую тотемную систему. Тотем
символизирует включенность индивидуума в определенную группу, является знаком
ее интеграции, репрезентирует индивидуальные силы группы. Он позволяет определить
принадлежность индивидуума к данному клану и отличить его от представителей
других кланов. С помощью тотемизма австралийцы упорядочивают свои знания о
природе. Клан устанавливает связь со своим тотемом, но каждый член знает и
тотемы всех чужих кланов. Так как у каждого клана в качестве тотема выступает
определенный вид животных или растений совокупность тотемов соответствует
совокупности существующих в природе видов, известных людям. Этим способом
природные явления сортируются по образцу разделения австралийского о щества на
кланы. Тотемизм объясняет происхождение клана, поскольку считается, что каждый
клан произошел от определенного вида животного или растения. Система тотемизма
дает схему для упорядочивания знаний о природе. Важнейшей функцией тотемов
Дюркгейм считал символизацию жестких, стоящих выше каких бы то ни было
сомнений, запретов, относящихся к облает священного. Тотемы являются шифрами
главных религиозны запретов и наказаний. Членам клана запрещается отрицание об
щих верований, уклонение от ритуальных празднеств. Носителям одинаковых тотемов
не разрешается половое общение друг с дру-гом: мужчины должны искать себе
женщину в чужих кланах тем самым вступать в контакт с этими кланами.
Посредством женитьбы складываются распространяющиеся за границы клана связи,
конституирующие австралийское общество. Хотя членам клана разрешено собирать
тотемные растения и охотиться на тотемных животных, строго запрещено их
съедать. Принесенные на совместные празднества, они могут быть обменены на дары
природы, которые имеются у других кланов и на которые не распространяются
пищевые запреты, действующие в данном клане. В этом случае тотемы, становясь
средством обмена благами, управляют действиями, рождающими связи, что стоят над
отдельным кланом и имеют конституитивное значение для становления и сохранения
общества.
Дюркгейм
полагал, что функции, подобные тотемным, выполняют любые религиозные символы. В
последних предметно выражаются общественные связи. Бог создается не по образу и
подобию индивидуума, а по образу и подобию общества. Отношение верующих к Богу
правильно отражает те чувства, которые испытывает отдельное лицо, к обществу, а
именно чувства почтительного подчинения. В этом состоит в конечном счете смысл
и значение религиозных запретов и норм. Общество надевает наряд религии,
прибегает к ее авторитету, чтобы сделать свои требования значащими для членов.
Религия формирует, интерпретирует и передает из поколения в поколение правила и
нормы, которые общество предъявляет индивидууму, и тем самым делает его общественным,
а потому и моральным существом. В силу своей абсолютности религиозные нормы по
сравнению с другими имеют наибольшее значение для интеграции общества.
Религия
является душой общества, его необходимым структурным элементом, хотя она и
может представать в политических, национальных и иных символах. Имеются такие
формы религиозного поведения, которые не принадлежат какой-то определенной
религии. И современное общество религиозно, даже если интеграция находит
выражение в национальных и политических символах. Дюркгейм считал однотипными
собрания христиан, ритуально отмечающих события из жизни Христа, или иудеев,
празднующих исход из Египта, провозглашение десяти заповедей, с собраниями
граждан в намять какого-нибудь национального события.
По
его мнению, первые системы представлений, создан” человеком о мире и себе,
имеют религиозное происхождение. Нет такой религии, которая будучи умозрением
относительно божественного, не была бы в то же время космологией. Философия и
науки родились из религии; но она не ограничилась обогащением человеческого
ума, а внесла вклад в формирование самого эти ума. Люди в значительной мере
обязаны ей не только содержанием своих познаний, но также и формой, в которую
эти познания отлиты. В основе наших суждений существует несколько понятмй,
господствующих над всей интеллектуальной жизнью: време-ни, субстанции, личности
и т. д. В первобытных верованиях содержатся главные из этих категорий; они
родились в религии и из религии, они продукт коллективного религиозного
мьшления.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.religiovedenie.ru/