Сиддхартха
А. Стрелков
Сиддхартха
(Siddhārtha) — имя основателя буддизма. Чаще его называют Буддха
(«Пробужденный»), Гаутама (Готама — по имени одного из родов племени Шакья, к которому
он принадлежал) или Шакья Муни — «Мудрец из племени Шакья». Условно считается,
что он родился приблизительно ок. 563, умер ок. 483 до н. э., хотя исторически
его существование не доказано. Легендарная биография С.-Буддхы, излагаемая в
канонических сочинениях буддистов, включает ряд драматических положений и
воздействующих на чувство слушателя контрастных ситуаций. «Четыре встречи» воспитанного в роскоши и неге юноши с
мертвецом, больным, старцем и отшельником — встречи, открывающие С. «тщету и
суету земного»; уход его из отчего дома в поисках истинного знания; искушение
С. царем демонов — Марой, обещающим ему власть над миром; познание С.
«истинного пути» освобождения от вечного круга рождений; его дальнейшая жизнь
нищего скитальца-проповедника, живущего лишь для того, чтобы «наставить на путь
истины» свой народ; предательство ученика и родственника С. — Девадатти; спор
царств из-за праха Буддхы — таковы наиболее яркие мотивы этой легенды,
использованные не раз мировой литературой для пропаганды идей квиетизма и
«непротивления злу».
Возникновение
легенды о жизни С.-Буддхы в Сев. Индии в середине первого тысячелетия до н. э.
является чрезвычайно показательным. К этому времени в основном закончен распад
родового строя на севере полуострова, и мы имеем вполне сложившееся классовое
общество. Господствующим классом выступает класс феодалов-кшатриев,
выразителями идеологии которых являются брахманы. К кшатриям примыкают и другие
привилегированные касты. В этот период уже значительна роль торговых слоев
вполне сложившихся и быстро растущих городских центров. Торговым городским
слоям было совсем не на-руку кастовое деление, и они повидимому ищут из него
выхода. На основе подобных социальных отношений в Сев. Индии и развивается
буддизм с характерным для него пессимистич. мировоззрением и индивидуализмом.
Повидимому к этому периоду следует отнести возникновение и другого индийского
легендарного образа «Махапуруши» (великого человека, героя), одаренного всеми
качествами военного аристократа. Очевидно в лице С. мы имеем слияние двух
художеств. образов, возникших в той же социальной среде: С. часто называется в
буддийской литературе Махапуруша. Проповедь Буддхы в ее «внесословном» аспекте
была весьма выгодна торговым слоям индийского города того времени. Это
подтверждают основные буддийские легенды, где купцу отведена не последняя роль.
Буддизм был порождением города, а не сельской общины, как это думали некоторые.
В легендах более позднего времени, в частности в джатаках , купец почти всегда
выступает в положительной роли. Хотя эти литературные произведения и датируются
в дошедших до нас редакциях начиная с I в. до н. э., однако нельзя не
усматривать в них более раннюю основу.
В
европейской литературе о буддизме существует три основных точки зрения на
легенду о С. Одни исследователи, среди которых первое место занимает Керн (H. Kern,
1830—1917), считают, что все сказание является сплошным вымыслом, возникшим в
VI—V вв. до н. э. на севере Индии. Другие, и в первую очередь Сенар (E. Senart,
1847—1928), допускают, что в основу легенды легло жизнеописание религиозного
реформатора, жившего в середине первого тысячелетия до н. э. в долине Ганга, но
что эта биография чрезвычайно затемнена элементами вымысла. Третьи наконец, как Ольденберг (H. Oldenberg, 1854—1920),
пытаются восстановить жизнь С.-Будды, исходя из буддийских канонических книг,
гл. обр. южной школы. Повидимому действительно наиболее древние части
буддийского канона, некоторые проповеди (в частности первая проповедь в «Роще
газелей» близ Бенареса) и разговор Будды с учениками (в «Махапариниббанасутта»)
восходят к претерпевшим сильное изменение проповедям и разговорам какой-то
исторической личности. Все остальное является бесспорно вымыслом. Буддийская
легенда видоизменялась вместе с развитием этого культа, что легко
прослеживается по основным произведениям буддийской литературы. До сих пор нет
всестороннего исследования этого вопроса, хотя и делались попытки в данном
направлении, среди которых следует упомянуть работу Charles Eliot’а «Hinduism
and Buddhism» (L., 3 vv., 1921), к сожалению недостаточно критическую. Основным
недостатком всех работ по легенде о С. следует считать игнорирование
характеристики социальной среды, отдельных исторических этапов ее развития.
Легенда
о С. разработана в многочисленных памятниках буддийской литературы (см.
«Индийская литература»). Наряду с культовыми текстами среди них имеются и
высокохудожественные произведения, как несколько поэм знаменитого поэта
Асвагоши . Легенда о С. получила отражение и в европейской литературе.
Средневековое сказание о признанных святыми христианской церковью Варлааме и
Иосафате, известное уже с VII в. н. э., представляет собой не что иное, как
пересказ буддийской легенды. Установлено, что имя Иосафат, или Иоасаф, есть
испорченное бодхисат, бодхисатва. В христианском сказании точно повторяются эпизоды
из жизни С., в частности эпизод «встреч», приводящий будущего Будду-Гаутаму к
отшельничеству. Помимо того в сказание о Варлааме и Иосафате включены некоторые
притчи и вводные рассказы, известные в индийской литературе, находимые в
джатаках и других аналогичных кратких повествованиях. Предполагать, что легенды
о С. попали в Европу, как это делают некоторые, через посредство манихеев,
является ошибочным. Во-первых, самый сюжет буддийского повествования весьма
далек от всего того круга мифологических и литературных мотивов, которые мы
находим у манихеев, во-вторых, это является совершенно излишним, т. к.
существует персидская версия сказания, написанная еще на пехлеви. Правильнее
будет думать, что легенда о С. попала при Сасанидах в Иран, где верней всего
была заимствована несториянами, перенесшими ее в Египет, откуда она
перекочевала в Европу. Уже в самом начале XVII в. португалец Диего до Конто
указал на связь сказания о Варлааме и Иосафате с легендой о С.
Из
литературных обработок XIX в. наибольший успех имела в свое время поэма «Свет
Азии» (The Light of Asia, 1879), принадлежащая английскому поэту Эдвину
Арнольду (E. Arnold, 1832—1904). Арнольд изложил буддийскую легенду, но
художественный образ, созданный
английским поэтом, ближе к изображению Христа Штраусом и Ренаном, нежели к
тому, что мы имеем в индийских памятниках.
В
русской литературе отдельные эпизоды легенды о С.-Будхе (по европейским
источникам) популяризовал Л. Толстой в
своих дидактических изданиях («Круг чтения»), посвященных проповеди
«непротивленчества».
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/