Психология смысла жизни
Б. Г. Херсонский
Экзистенция
(existentia - от латинского "существование") - человеческое
существование.
Мы задумываемся
о смысле жизни часто только перед лицом смерти. Человек скорее переживает смысл
жизни, а не дает ему интеллектуальную оценку. Смысл - это нечто скрытое за
внешним, внутреннее; либо нечто приносящее практическую пользу от какой-либо
деятельности. Понятие смысла очень близко к понятию цели. Смысл можно
рассматривать и как цель, и как практическую пользу или выгоду. В этом случае
он познается только тогда, когда мы теряем.
Экзистенциальный
кризис (кризис человеческой жизни) воспринимается не как интеллектуальное
открытие, а как отнятие того, что у человека было. Человек начинает
задумываться о смысле жизни тогда, когда у него возникает экзистенциальная
тревога.
Экзистенциальная
тревога - это душевная боль, тоска, тревога по поводу человеческого
существования.
Пауль Тиллих
выделяет две степени (уровня) экзистенциальной тревоги - абсолютную и
относительную, а также три стороны этого чувства.
1. Тревога
судьбы и смерти - относительная степень. Это угрожает, но этого можно избежать,
от него можно защититься. Тревога и страх смерти - это абсолютный уровень
экзистенциальной тревоги. Это ужас перед безнадежностью, перед ощущением
пустоты; перед вторжением небытия в собственное бытие.
2. Тревога
пустоты и бессмысленности. На относительном уровне можно развлечься и забыться;
на абсолютном же ее ничем нельзя заглушить.
3. Страх вины и
осуждения (проклятия). Виновность воспринимается здесь, как относительный
уровень экзистенциальной тревоги, а осуждение или проклятие, как абсолютный.
В разные
времена и при разных психических состояниях проявляется одна или другая сторона
тревоги. Переживание бессмысленности жизни и желание покончить с ней находят,
как правило, противостояние во внутреннем чувстве ответственности.
Виктор Франкл
различает три основных вида влечения: стремление к обладанию, куда относятся
сексуальное влечение и сексуальная самореализация; влечение к достижению
превосходства и власти; влечение к достижению смысла чего-либо.
В разные
времена и в разных ситуациях человек хватается то за одно, то за другое
влечение, а иногда и за все сразу, для того, чтобы отвлечься от чего-то более
насущного, спрятанного гораздо глубже в нем самом. Лихорадочной и продуктивной,
целенаправленной деятельностью человек иногда пытается заполнить внутреннюю
пустоту. Однако, при таком подходе к деятельности, человек неизбежно испытывает
"депрессию победы"- это состояние, при котором люди, которые очень
напряженно добиваются какой-либо цели, добившись ее, получают явное переживание
экзистенциальной пустоты (отсуствия смысла жизни). В это время велика
вероятность того, что человек начнет заполнять это чувство пустоты или, так
называемый экзистенциальный вакуум, с помощью "эрзац - смыслов".
Эрзац-смысл - это рационализация смысла существования, т.е. это
рационализированные, ложные мысли о человеческой ситуации. Они связывают
существование с продуктами человеческой деятельности, ее результатами.
Например, смысл жизни коровы, с точки зрения человека - в ее полезности для
людей. Это пример эрзац-смысла, т.к. никто не знает точку зрения самой коровы.
Таким образом,
сама постановка вопроса о смысле жизни предусматривает вторичность жизни по
отношению к чему-либо более значимому и сводит его к результатам деятельности
человека. На самом же деле, центром деятельности человека и ее смыслом является
он сам.
Еще один
вариант смысла жизни - через самоотдачу или жертву.
Зигмунд Фрейд
говорил, что в конечном итоге смысл человеческой жизни должен иметь вечную,
неизменную опору и поэтому вне религиозного сознания вообще невозможны никакие
разговоры о смысле человеческой жизни. Т.к. Фрейд был атеистом и рационалистом,
то это было очень смелое и жесткое заявление - и поэтому сам Фрейд считал жизнь
бессмысленной.
Список литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://psy.piter.com