Реферат по предмету "Психология"


Нейролингвистическое программирование - мнение психолога

Нейролингвистическое программирование - мнение
психолога

Николай Подхватилин

"…
Когда мы придумали название «нейролингвистическое программирование» (НЛП),
многие говорили «Это звучит как контроль над разумом» – как будто в этом есть
что-то плохое. Я сказал: «Да, конечно, если вы не начинаете контролировать и
использовать свой собственный мозг, то тогда вы должны просто оставить его на
произвол судьбы".
Ричард Бендлер.

В
этих словах одного из основателей Нейролингвистического программирования (НЛП),
отражается истинная суть модного сегодня психологического направления. Что это
и чем же отличается это психологическое направление от существовавших ранее?
Попробуем сделать абрис Нейролингвистического программированиякак одного
из профессиональных методов влияния на психику человека. Здесь важно оставаться
понятным как профессионалам, так и обывателям.

Работая
практическим психологом, приходится использовать методы разных школ, в том
числе и НЛП, поэтому я предлагаю в сравнительном виде посмотреть на это
новшество и дать ему примерную оценку. Начнем с наиболее впечатляющих
характеристик метода нейролингвистического программирования.

Первое,
что бросается в глаза при использовании психотехник НЛП, так это оперирование
столь глубокими структурами психики человека, на которых практически исключен
сознательный контроль и сопротивление создаваемым изменениям. Необходимая
коррекция происходит непосредственно в подсознании и подлежит к естественному
исполнению. Отсюда очень высокая эффективность и скорость оказываемой помощи. К
примеру, в традиционных школах считается, что осознание клиентом свой проблемы
как и путь к ее разрешению должен проходить сознательно несмотря на временные
затраты и желание клиента.

Второе
– это отсутствие достаточного содержания в используемых методах. Клиент
НЛП-специалиста может в принципе не рассказывать о деталях своей проблемы и все
равно он получит то, что хотел. Звучит несколько загадочно, но это действительно
так.

В-третьих,
сама парадигма нейролингвистического программирования достаточна
оригинальна. Она предполагает, что человек должен постоянно учиться новым
способам поведения, а проблемы у него возникают только тогда, когда у него нет
соответствующей модели поведения для преодоления какой либо ситуации.

Все,
что должен делать психолог, проповедующий эту школу, так это учить
соответствующим моделям поведения нуждающихся. Чтобы лучше это понять приведу
пример подхода к одной и той же проблеме психологов от психоанализа и
нейролингвистического программирования (НЛП).

Девочка
12 лет, чересчур стеснительная.

Психоаналитик
– будет искать причины такого поведения в детстве девочки. Найдя причины такого
поведения (стеснительности) он совместно с ней даст оценку этим причинам и
возможные выводы, которые по идеи должны помочь ей вести себя по-другому, то
есть меньше стесняться.

Специалист
НЛП – расценит жалобу девочки на чрезмерную стеснительность непосредственно.
Девочка ведь просит о способах поведения, которые не будут ее стеснять. Тогда
специалист начнет процесс обучения новым способам внутреннего и внешнего
поведения удовлетворяющим данную личность.

В-четвертых,
психотехники нейролингвистического программирования превосходно работают для
коррекции школьной неуспеваемости и возрастных проблем характера. Некоторая
модернизация этих психотехник позволяет применять их непосредственно в процессе
образования, а так же для тренировки любых навыков. Вот как об этом говорит
Бендлер:
«…Одна из вещей, которую НЛП репрезентирует, является способом взгляда на
человеческое обучение. Хотя многие психологи и люди, работающие в социальной
сфере, используют нейролингвистическое программирование для того, чтобы делать
то, что они называют терапией, я думаю, наиболее подходяще описывать НЛП как
образовательный процесс».

Итак,
нейролингвистическое программирование (НЛП) - это не только психология и
медицина, но и образование, управление, а также метод исследования и
копирования любого поведения.

Предлагаемый
набор возможностей просто фантастичен. Изучив и попрактиковавшись в
использовании предлагаемых методов НЛП, вы становитесь обладателем инструмента,
который изменяет судьбу. К примеру, некоторые люди годами не могут преодолеть
различные страхи, неуверенность. Специалист НЛП исправит эти недостатки за
15-20 минут. За такой же короткий срок можно справиться с неуверенностью или с
проблемами выбора в какой либо жизненной ситуации и т.д.

Вместе
с тем хочется несколько «разбавить» эйфорическое описание НЛП и ответить тем
людям, которые боятся этой психологической школы.

Имеет
место феномен, который возникает при использовании метода нейролингвистического
программирования. Профессиональные психологи, знают о его существовании.

При
грамотном использовании нейролингвистическое программирование -это
отличный помощник, но при неряшливом или корыстном использовании он
превращается в ящик Пандоры со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Постараюсь разъяснить вышесказанное.

Использование
приемов нейролингвистического программирования для манипуляции человеческим
сознанием в корыстных целях приводит к постепенному внутреннему опустошению
манипулятора и разрушению его психики. Все дело в том, что НЛП оперирует самыми
глубокими, не поддающимися сознательному контролю, процессами психики. А для
того, чтобы привить какую-то модель мысли собеседнику, т.е. привить свою волю,
вы сначала строите эту модель в своей голове и невольно прививаете ее сначала
себе и лишь потом отправляете по адресу. Накопление и со временем проявление
таких деструктивных «команд» создает перекос в психике и манипулятор
заболевает. Поэтому в этом направлении психологии как нигде важен девиз: желай
другому только то, что хочешь самому себе. Чем глубже воздействие, тем
аккуратней и гармоничней оно должно быть. И это в первую очередь важно для
здоровья психолога, чем для клиента, как ни странно это звучит. Этот феномен –
пожалуй, единственное, чего стоит опасаться в НЛП.

Тем
не менее, я считаю, что методы нейролингвистического программирования могут
использоваться для формирования Человека будущего. Человека, который будет
способен сам формировать свою психику, наклонности и черты характера по подобию
того, как опытный стилист подбирает одежду, макияж и т.д. Человека, который
получит власть над собой, над временем собственной смерти. Ведь методы НЛП
позволяют найти ключи сознательной регулировки и остановки сердечной
деятельности, обменных процессов и т.д. Естественно, что человек имеющий власть
над своей смертью не боится ее, а это уже по настоящему Свободный человек.

В
человеческой практике есть этому аналог, это те навыки, которыми владеют
опытные йоги.

Чтобы
закончить философское отступление оговорюсь, что такое развитие возможно только
при параллельном росте знаний о законах мироздания, личностном развитии,
которые будут уравновешивать открывающиеся способности. Ведь человек с такими
возможностями, не совсем человек в нашем понимании, а нечто большее и
совершенное.

Можно
описывать и другие возможности нейролингвистического программирования, но они
будут выглядеть слишком фантастическими для неподготовленного читателя. От себя
хочется высказаться на тему разрастающейся в последнее время шумихи против НЛП.
Анализ подобных статей показывает, что шумят громче всех те, кто поверхностно
знаком с НЛП и имеет смутное представление о какой бы то ни было психокоррекции
вообще. Как ни странно таких людей очень много в психологии, и часто у них
имеются научные звания, «вес» в номенклатурных кругах от образования или
медицины.

Иногда
меня провоцируют вопросом типа: «Методы нейролингвистического программирования
опасны, как же Вы ими пользуетесь?» Я отвечаю: «У Вас на кухне лежит нож и им
можно не только отрезать кусок хлеба, но и, простите, зарезать. Почему же Вы
никого не режете?»

После
такого контр-вопроса инцидент исчерпывается. Всегда было так, что критикуют
больше всего то, что в последствии оказывается наиболее интересным. Каждый
решает сам…

Желающим
познакомиться с методами нейролингвистического программирования могу
порекомендовать литературу, в которой дана история возникновения и приемы использования.
Здесь можно помочь следующим: Если исследовать анамнез данного течения
психологии, то выйдем на убывающую во времени череду значимых для НЛП авторов:
современники - Джон Гриндер, Ричард Бендлер; в свою очередь основные
практические методы они переняли у Милтона Эриксона, который основные
теоретические основы и практические исследования позаимствовал у Александра
Романовича Лурия. Так что ищите книги этих авторов и читайте! Успехов!
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Святитель Димитрий Ростовский
Реферат Сахали н-2 нефтегазовый проект
Реферат Cable Modems Essay Research Paper Two modem
Реферат «Молекулярные основы клинической медицины возможное и реальное» имени проф. Е. И
Реферат Общества миросистемы и цивилизации синтез парадигм и структура истории
Реферат Конфликт личности и государства в поэме Пушкина Медный всадник
Реферат The Critical Role Of Information Systems Essay
Реферат Витторио Альфьери. Саул
Реферат Проектирование и реализация базы данных средствами Access
Реферат Линии на плоскости
Реферат Программа вступительных экзаменов по математике в 2004г. (МГУ)
Реферат The Little Engine That Could Essay Research
Реферат Культура Прикарпаття в другій половині XIV-XVIII cтоліттях
Реферат Организация стратегического контроля
Реферат Интегрированные уроки как одно из средств повышения активности учащихся на уроках в старших классах