З.Фрейд.
Психоналитический метод и его философская интерпретация.
Выдвижение
психоаналитического учения о человеке произошло на рубеже 19 - 20 вв. Когда
австрийский врач-невропатолог Фрейд (1856-1939) предложил новый метод лечения
неврозов, получивший название психоанализа. Его метод стал известен как метод
свободных ассоциаций.
Суть ее в том,
что индивид, наблюдая одно явлений, подразумевает другое, причинно связанное и
эта ситуация находится под контролем сознания и мышления. Фрейд рассматривает
ассоциацию с целью полного исключения сознания. Объектом изучения является
цельная человеческая личность. Личность рассматричается, как продукт
биологической эволюции с тесной зависимостью от общественно-культурной среды. При
этом, приоритет отдается сексуальному в сфере бессознательного,
мировоззренческим ориентиром являются философия Шопенгауэра и Ницше. Человек -
не мягкосердечный, а агрессивный. Если Шопенгауэр усматривает смысл жизни в
отказе от нее, а Ницше утверждает 'жизнь для жизни', то Фрейд пытается провести
баланс между жизнью и смертью.
Основным
предназначением 'инстинкта к жизни' является воспроизводство раздражений.
Носителями раздражения является психосексуальная энергия. Укрощая жизненную
сексуальную энергию, организм стремится к смерти. Механизмом, осуществляющим
баланс между 'стремлением в жизни' и 'стремлением к смерти', является влечение
(способность организма к восстановлению какого-либо прежнего состояния).
При достижении
устойчивости психического состояния человека, влечения могут выполнять
конструктивную и деструктивную роль (садизм - внутренний пассивный успокоитель
сексуального раздражителя, направлен вовне: вытесненное стремление к смерти).
Согласно
Фрейду, течение психических процессов регулируется принципами постоянства,
удовольствия, реальности.
Бессознательные
процессы подчинены принципу удовольствия, содержание которого определяет
индивидуальное развитие психики.
Состояние
удовольствия всегда находится в зависимости от количества имеющегося в психике
какого-либо возбудителя; оно обеспечивается системой влечения и имеет своим
результатом удовольствие, т.е. понижение количества раздражений. Но в организме
всегда существует то, что содействует нарастанию возбуждения, а это нарушает
нормальные функции психической деятельности и воспринимается как
неудовольствие. Поэтому, психический аппарат удерживает имеющееся в нем
количество возбуждения на постоянном уровне. В этом постоянстве -
самосохранение организма.
Бессознательное
и его роль в культуре.
Европа всегда
видела в личности цель и смысл существования мира. Она склонна к признанию и
объективному истолкованию материи. Испуг перед темными безднами бессознательной
среды человеческой личности вызвал в Европе не стремление отказываться от
личностной формы существования, но желание подавить, и если есть возможность,
вылечить личность посредством осознания хотя бы маленькой толики из бездны
бессознательного. Это - позиция Фрейда. Отстаивая преолбладание воли по
отношению к разуму, философ высказал немало оригинальных идей, относительно
особенностей волевых и эмоциональных составляющих духовного мира и их жизненной
значимости. Он подверг критике ошибочную позицию сторонников крайнего
рационализма - воля являет собой простой придаток разума или просто отождествление
с ним. На неоходимость самого скрупулезного исследования сферы
бессознательного, его места и роли в поведении человека, особенно в протекании
разумного рода душевных отклонений и заболеваний, больше всех настаивал Фрейд.
Он считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человек
находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а
общество составляет враждебное окружение, стремящееся ограничить или полностью
лишить его страстей.
Личность
разделена на Оно, Я (эго) и Сверх-Я (супер эго). 'Оно' - сфера
бессознательного, подчиненная лишь принципу наслаждения. 'Оно' лишено сомнений,
противоречий и отрицаний. Все инстинкты и влечения связанные с ним Фрейд делит
на две противоположные группы: первая охватывает влечения 'Эго', инстинкты
смерти, агрессии и разрушения (тенденции, толкающие человеческий организм к
возврату в животное состояние), а вторая - половые инстинкты, инстинкты жизни
(эротическая любовь).
Сознание
личности - система внешних запретов и правил (супер-эго), а истинное содержание
индивидуального (эго) составляет нечто 'надсознательное' (оно), содержащее
импульсивные влечения и стристи. Между ними существует постоянный конфликт,
причем разум враждебен индивидуальности. Сознание создает различного рода
нормы, законы, заповеди, которые подавляют подсознательную сферу.
Подсознательная сфера может проявлять себя только в областях анормальных
(сновидения, случайные оговорки, описки:) или прямо ненормальных (неврозы,
психозы).
Заслуга Фрейда
в том, что он выделил сферу бессознательного и подверг ее профессиональному
анализу. Но он явно преувеличивает его роль в поведении нормального, здорового
человека, который руководствуется разумом, адекватно отображающем логику вещей
и событий.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/