Реферат по предмету "Психология"


Экспериментально-психологическое изучение динамики посттравматической стрессовой адаптации участников боевых действий

Экспериментально-психологическое изучение динамики
посттравматической стрессовой адаптации участников боевых действий

Лазебная Е.О., Зеленова М.Е.

В ходе лонгитюдного двухэтапного пилотажного исследования
изучались особенности динамики посттравматической стрессовой адаптации (ПСА)
участников боевых действий в Афганистане (мужчины, ср. возраст - 31,7 лет). На
I этапе (1992-1997г.г.)в исследованиях принимал участие 121 обследуемый. По
результатам экспертной оценки уровня адаптированности с использованием методики
"Интегральная шкала функционирования СКИД - FS"
/Лазебная,Зеленова,1999/ были выделены группы дезадаптированных (группа D, n=
25; FS ? 48, средний балл по FS=24,2 при max=90) и высоко адаптированных
(группа А, n=37; FS ? 81, средний балл по FS = 87,1) в посттравматическом
периоде участников боевых действий. Группы А и D не имели значимых различий в
возрасте, образовании, а также характере боевого опыта. На II этапе (1999 г.) в
обследовании принял участие 21 обследуемый из первоначальной выборки - 12 чел.
из группы А и 9 чел. из группы D. Адаптационный статус обследуемых определялся
на этом этапе как по результатам экспертной оценки по шкале FS СКИД, так и по
данным субъективной оценки с использованием специально разработанной и
апробированной в данном исследовании "Шкалы успешности военной
посттравматической адаптации".

Основные методические принципы разработки данной методики были
опубликованы ранее /Лазебная, Тарабрина,1991/. Шкала УВПА состоит из 4-х
основных и 3-х дополнительных шкал. Каждая из основных шкал содержит по четыре
субшкалы из 3-х утверждений, относящихся к одному из показателей, характеризующих
посттравматический адаптационный статус обследуемого: 1) особенности адаптации
к профессиональной или учебной деятельности после демобилизации; 2) особенности
адаптации в "личной жизни" (изменение бытовых условий, необходимость
организации свободного времени и т.п.); 3) особенности социальной адаптации; 4)
особенности адаптации к изменениям в своем психологическом и соматическом
статусе после службы в армии. По каждой субшкале обследуемый, используя
двухполюсные пятибалльные оценочные шкалы, оценивает: а) с л о ж н о с т ь
собственной адаптации (показатель "d") ; б) в р е м я, которое ему
потребовалось для адаптации (показатель "t") и в) у р о в е н ь своей
адаптированности ("l") в момент обследования. По каждой из шкал
испытуемый оценивает интегральный уровень у д о в л е т в о р е н н о с т и
своим функционированием в оцениваемой области в данный момент (показатель
"s"), подсчитываются средние значения показателей d, t и l и
вычисляются их средние значения (показатели D, T и L), а также среднее по всем
шкалам значение показателя субъективной удовлетворенности "S". И н т
е г р а л ь н а я оценка уровня субъективной адаптированности вычисляется по
формуле: Iad = (L x S): (T x D).

При повторном обследовании средний балл по шкале FS в группе А
(n=12) незначительно снизился (Р ? 0,9), а в группе D - значительно повысился
(Р ? 0,99). Различия между группами остались значимыми на уровне 0,999, как и
на I этапе исследования. Даже при ограниченной выборке по Шкале УВПА значимые
различия между группами были получены по субъективной оценке сложности
адаптации (показатель D, Р ? 0,99), достигнутого уровня адаптированности к
моменту обследования (показатель L, Р ? 0,95) и по интегральной оценке уровня
субъективной адаптированности I (Р ? 0,95). По показателю Т выявлены различия
на 0,9 уровне достоверности. Интересно отметить, что при этом уровни
субъективной удовлетворенности своим состоянием в момент обследования в группах
А и D не различались.

Последующий анализ показал, что незначительное снижение уровня
адаптированности в группе А было связано с негативной динамикой ПСА у двух
ветеранов, показатель FS за прошедшее между обследованиями время снизился в
среднем на 30 баллов. В то же время повышение адаптационного статуса в группе D
произошло благодаря улучшению состояния 6 из 9 обследованных дезадаптированных
ветеранов. Необходимо при этом отметить, что в повторном обследовании
участвовали ветераны из группы D, отличавшиеся ранее самыми неблагоприятными
характеристиками своего состояния, в том числе все они ранее страдали
посттравматическим стрессовым расстройством. К моменту повторного обследования
у большинства тяжесть симптоматики оказалась значительно менее выраженной и в
ряде случаев полное расстройство не определялось. Ухудшилось в этой подгруппе
состояние только одного обследуемого и у двоих изменений в состоянии не
произошло - их адаптационный статус остался столь же низким.

Полученные предварительные данные о характере динамики ПСА у
российских ветеранов боевых действий позволяют предполагать, что, действительно,
большинство принимавших участие в таких тяжелых травматических событиях, как
боевые действия, в последствии успешно адаптируются к послевоенной жизни. Даже
в самых тяжелых случаях посттравматической стрессовой дезадаптации, связанных с
развитием посттравматического расстройства, носителям травматического опыта
удается успешно преодолеть его негативные последствия. Понимание
психологических механизмов, обеспечивающих успешность ПСА, нуждается в
дальнейших исследованиях, однако уже сейчас есть основания предполагать (по
результатам предварительных исследований и опубликованным в литературе данным),
что она прямо связана с активной позицией субъекта адаптации в процессе
посттравматического развития личности.
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psychology.net.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.