Реферат по предмету "Психология"


Искусство памяти в средние века

Искусство
памяти в средние века

Френсис Йейтс

Аларих предал
Рим разграблению в 410 году, а в 429 вандалы завоевали Северную Африку. В 430
году, во время осады вандалами Гиппона, умер Августин. В какие-то из дней этой
ужасной эпохи разрушений Марциан Капелла написал свое сочинение De nuptiis
Philologicae et Mercurii в виде сжатого очерка, сохранившего для средних веков
древнюю систему образования, основанную на семи свободных искусствах (грамматике,
риторике, диалектике, арифметике, геометрии, музыке и астрономии). В своём
перечислении частей риторики Марциан в разделе, посвященном памяти, привел
краткое описание искусной памяти. Таким образом, он передал Средним векам
искусство памяти, которое в системе свободных искусств занимало свое строго
определенное место.

Марциан был
жителем Карфагена, где возникли великие риторические школы, в которых до своего
обращения в христианство обучался Августин. Трактат Ad Herennium, конечно же,
был известен в кругу риториков Северной Африки, высказывалось даже
предположение, что именно там он был восстановлен и оттуда возвращен обратно в
Италию. С ним был знаком Иероним, который упоминает о нем дважды и, подобно
всей средневековой традиции, приписывает его Туллию. Однако знание искусства
памяти было почерпнуто такими сведущими в риторике отцами церкви, как Августин
и Иероним, или язычником Марциа-ном Капеллой не из этого современного им
текста. Несомненно, технические приемы этого искусства были известны всем
изучающим риторику еще во времена Цицерона и дошли до Марциана благодаря
непосредственному контакт с повседневной жизнью античной цивилизации, которая
не была еще полностью уничтожена нашествиями варваров.

Рассматривая по
порядку пять частей риторики, Марциан достигает четвертой части - memoria, о
которой говорит следующее:

Теперь настал
черед наставлений памяти, которая хотя и является природным даром, может,
несомненно, поддерживаться искусством. Это искусство основано всего на
нескольких правилах, но требует постоянных упражнений. Достоинство его в том,
что с его помощью слова и вещи схватываются разумением быстро и прочно. Не
только то, что мы придумали сами, должно оставаться (в памяти), по и те доводы,
которые наш противник приводит нам в споре. Симонида, поэта и философа, считают
изобретателем правил этого искусства: однажды, когда обвалилась кровля в
пиршественном зале, и родственники погибших не могли опознать (тела), он
восстановил последовательность, в которой гости сидели за столом и их имена, занесенные
им в свою память. Из этого опыта он понял, что именно порядок лежит в основе
правил запоминания. Об этих правилах следует размышлять в хорошо освещенных
местах (in locis illustribus), в которых должны быть размещены образы вещей.
Например, чтобы запомнить какую-нибудь свадьбу, нужно удерживать в памяти
девушку в свадебном уборе; а чтобы запомнить убийцу - меч или другое оружие;
образы, размещенные в каком-либо месте, это место возвратит памяти. Ведь как
то, что написано, отпечатывается буквами на воске, так и то, что передается
памяти, запечатлевается на местах, как на воске или странице. Запоминание вещей
зиждется на образах, как если бы они были буквами.

Но как сказано
выше, для этого требуется много упражнений и труда, почему обычно и советуют записывать
то, что нужно крепко запомнить, так что, если материал обширен, его легче
удержать (в памяти), разделив на части. Полезно помещать какие-нибудь notae
напротив отдельных пунктов, которые мы желаем запомнить. (При заучивании
запись) не следует зачитывать вслух, а лучше повторять шепотом, вдумываясь в
содержание. И, очевидно, лучше упражнять память не днем, а ночью, когда вокруг
разлито молчание, с тем чтобы ощущения не отвлекали наше внимание.

Существует
память для вещей и память для слов, но слова не всегда должны запоминаться.
Если не (хватает) времени на размышления, достаточно будет удержать в памяти
сами вещи, особенно если память от природы не так хороша.

Здесь мы можем
довольно ясно распознать традиционную тематику искусной памяти, хотя и в очень
сжатом изложении. Правила мест сведены к одному-единственному (хорошо
освещенные), о правилах привлечения, imagines agents, не говорится вовсе, хотя
один из образов, приведенных в качестве примера, представляет человеческую
фигуру (девушка в свадебном наряде); другой (оружие) относится к квинтилианову
типу. Никто не смог бы упражняться в этом искусстве, руководствуясь столь
скудными указаниями, но сказанного достаточно, чтобы понять, о чем идет речь,
если под рукой, как это и было в Средние века, находится подробное описание из
Ad Herennium.

Однако Марциан,
по всей видимости, отдает предпочтение квинтилианову типу запоминания при
помощи воображаемой таблички или страницы манускрипта, на которой в виде четко
отделенных друг от друга фрагментов с пометками, или notae, в некоторых местах
записан материал, передаваемый памяти негромким нашептыванием. Мы видим автора
погруженным в старательно подготовленные им самим страницы и слышим, как он
нарушает тишину ночи своим бормотаньем.

Софист Гиппий
Элидский в античные времена считался создателем системы всеобщего образования,
основанной на семи свободных искусствах; Марциану Капелле они были известны в
позднейшем латинском варианте, бытовавшем как раз перед развалом всей системы
образования, сопровождавшим гибель древнего мира. Труд, посвященный этим
искусствам, написан им в романтической аллегорической манере, что было весьма
привлекательно для средневекового читателя. На "свадьбе Филологии и
Меркурия" невеста получает в качестве подарка семь свободных искусств, персонифицированных
в образе женщин. Грамматика представлена как суровая старуха, держащая в руках
нож и скребок, чтобы устранять ими грамматические ошибки, совершаемые детьми;
Риторика - высокая красивая женщина, облаченная в богатый наряд, украшенный фигурами
речи, и держащая оружие, чтобы поражать им своих противников.
Персонифицированные свободные искусства вполне соответствуют правилам образов в
искусной памяти - прекрасные и ужасающе безобразные, дополненные вторичными
образами, которые напоминают об их частях, подобно человеку, включенному в
образ судебного процесса. Средневековый студент, сравнивая изложение искусства
памяти в своем Ad Herennium с трактатом Марциана, мог бы подумать, что ему
предлагают подлинно классические образы для запоминания этих "вещей",
то есть свободных искусств.

В мире,
завоеванном варварами, голоса ораторов умолкли. Когда повсюду таится опасность,
люди не могут спокойно собираться, для того чтобы выслушивать речи. Образование
нашло прибежище в монастырях, а искусство памяти, имевшее риторическое
значение, стало ненужным, хотя, быть может, запоминание страниц написанного
текста все еще использовалось в соответствии с советом Квинтилиана. Кассиодор,
один из учредителей монашества, не упоминает искусную память в риторическом разделе
своей энциклопедии свободных искусств. Ничего не сказано о ней также ни у
Исидора Севильского, ни у Беды Достопочтенного.

Одним из
наиболее примечательных моментов в истории западной цивилизации было
приглашение Карлом Великим Алкуина во Францию, с тем чтобы он помог
восстановить античную систему образования в новой каролингской империи. Алкуин
написал для своего монаршего повелителя диалог "О риторике и
добродетелях", в котором Карл Великий просит дать ему руководство к пяти
частям риторики. Добравшись до памяти, собеседники рассуждают о ней следующим
образом:

Карл Великий:
Итак, что же вы скажете о Памяти, которая, как я полагаю, является
благороднейшей частью риторики?

Алкуин: Как же,
в самом деле, сказать, если не словами Марка Туллия, что "память есть
сокровищница всех вещей, и если она не служит хранилищем всех продуманных вещей
и слов, то мы уверены, что все прочие части ораторского искусства, как бы
отчетливо они ни были определены, не приведут ни к чему".

Карл Великий:
Не существуют ли другие наставления, которые поведали бы нам о том, как ее
можно сохранить или приумножить?

Алкуин: Па этот
счет нет других наставлений, помимо известных: упражняйте ее в запоминании,
тренируйте в письме, применяйте в своих занятиях и избегайте пьянства, которое
приносит самый великий вред всякому добродетельному занятию...

Искусная память
исчезла! Ее правила вытеснены призывом "избегай пьянства"! Алкуин
располагал немногими книгами, он скомпилировал свою риторику, опираясь лишь на
два источника: De inventione Цицерона и риторику Юлия Виктора, иногда обращаясь
к Кассиодору и Исидору. Из них только Юлий Виктор упоминает об искусной памяти,
и то лишь походя и вскользь. Ясно, что Карл Великий, ожидавший, что могут
существовать другие наставления в памяти, был обречен на разочарование. Зато
ему рассказали о добродетелях: о благоразумии, о справедливости, о твердости
духа и об умеренности. Когда же он спросил, из скольких частей складывается
благоразумие, он получил точный ответ: "из трех: memoria, intelligentia,
providentia". Алкуин, конечно же, пользовался тем, что было сказано о
добродетелях в De inventione Цицерона, но, по всей видимости, вовсе не видал
второго коня из этой упряжки - Ad Herennium, которому суждено было высоко
вознести искусную память как часть благоразумия.

То, что Алкуин
не был знаком с Ad Herennium, довольно любопытно, поскольку этот труд
упоминается еще в 830 году Люпусом Феррьерским, и некоторые сохранившиеся
рукописные копии относятся к IX веку. Наиболее ранние манускрипты ущербны, в
них отсутствуют некоторые разделы первой книги, но не той, где содержится
раздел, посвященный памяти. Полные же манускрипты сохранились до наших дней и
датируются самое раннее XII столетием. О популярности этого труда
свидетельствует необычайно большое число сохранившихся манускриптов;
большинство из них относится к XII-XIV векам, когда, судя по всему, он и был
наиболее популярен.

Все манускрипты
приписывают это сочинение "Туллию" и все чаще объединяют его с
подлинным De inventione Цицерона; традиция объединения двух этих трудов при
переписке окончательно установилась в XII столетии. Сначала следует De
inventione, определяемый как "Первая", или "Старая
Риторика", а сразу за пей - Ad Herennium, как Вторая, или Новая Риторика.
Можно привести множество свидетельств того, что такая классификация была
принята повсеместно. Очевидно, например, что Данте как о чем-то само собой
разумеющемся говорит о prima rhetorica, указывая место, к которому отсылает
цитата из De inventione. Прочное единство этих двух трактатов сохранялось еще в
1470 году, когда в Венеции вышло первое печатное издание Ad Herennium; это
сочинение было опубликовано вместе с De inventione; обе работы были
представлены на титульном листе в традиционной манере как Rhetorica nova et
vetus.

Весьма значимо
объединение этих двух трактатов для понимания средневековой формы искусной
памяти. Так, в своей "Первой Риторике" Туллий много внимания уделяет
этике и добродетелям как "предметам" (inventions) или
"вещам", о которых оратор будет говорить в своей речи. А во
"Второй Риторике" Туллий излагает правила, соблюдая которые можно
сохранить в сокровищнице памяти найденные "вещи". Каковы же были те
предметы, которые аскетическое Средневековье стремилось запомнить прежде всего?
Конечно, они относились к спасению, проклятию, предметам веры, путям на небеса
под руководством добродетели и в преисподнюю по стезе порока. Именно это
запечатлено в скульптурах, размещенных на зданиях соборов и церквей, и
изображено на витражах и фресках. И именно это более всего хотели запомнить,
прибегая к искусству памяти, которое приходилось использовать, чтобы закрепить
в памяти весь материал средневековой дидактической мысли. Слово
"мнемотехника", с его современными ассоциациями, неадекватно выражает
суть этого процесса, который лучше назвать преобразованием классического
искусства.

Очень важно
подчеркнуть, что средневековая искусная память, насколько мне известно, целиком
основывалась на посвященном памяти разделе Ad Herennium, который изучали, не
прибегая к двум другим источникам сведений о классическом искусстве. Быть
может, неправомерно было бы утверждать, что эти два источника были совершенно
неизвестны в Средние века: трактат "Об ораторе" был знаком многим
средневековым ученым, особенно в XII веке, хотя, возможно, лишь в неполных
списках; однако рискованно будет настаивать и на том, что полный текст был
найден только в 1422 году в Лоди. То же относится и к Institutio Квинтилиана:
хотя и не полностью, но он был известен в Средние века; возможно, что фрагмент,
касающийся мнемоники, содержался только в полном варианте текста, который, как
хорошо известно, был найден Поджо Браччолини в монастыре св. Галла в 1416 году.
Все же, хотя и не следует исключать возможность того, что отдельным
немногочисленным интеллектуалам доводилось сталкиваться с высказываниями Цицерона
и Квинтилиана о мнемонике, можно с уверенностью утверждать, что эти источники
не были общеизвестны в рамках традиции памяти вплоть до начала эпохи
Возрождения. Средневековый студент, ломая голову над правилами для мест и
образов в Ad Herennium, не мог обратиться к вразумительному описанию процесса
запоминания, данному Квинтилианом; не было известно ему и его трезвое
рассуждение о достоинствах и недостатках мнемотехники. Для студента
Средневековья предписания, содержащиеся в Ad Herennium, были указаниями Туллия,
которым следует подчиняться, даже если понимаешь их не вполне. Единственным
доступным источником был для него, кроме этого, Марциан Капелла со своей
невразумительной аллегорической версией этих правил.

Альберт Великий
и Фома Аквинский, конечно же, не знали никаких других источников, помимо
сочинения, на которое они ссылались как на "Вторую Риторику Туллия".
Это означает, что им было известно только то, что говорится об искусной памяти
в Ad Herennium, и что они понимали это искусство в рамках прочно установившейся
уже в раннем Средневековье традиции, в контексте "Первой Риторики",
то есть De inventione с его определением четырех основных добродетелей и их
частей. Получается, следовательно, что схоластические трактаты, посвященные ars
memorativa, написанные Альбертом Великим и Фомой Аквинатом, не относятся к
риторическим в отличие от древних источников. Искусная память переместилась из
риторики в этику. Насколько можно судить по трудам Альберта и Фомы, она
являлась частью благоразумия, и одно это указывает уже, что средневековая
искусная память - не совсем то, что мы называем "мнемотехникой",
которую, хотя она и может оказаться полезной, мы поостереглись бы определять
как часть одной из основных добродетелей.

Весьма
маловероятно, что это существенное смещение произошло по наитию Альберта и
Фомы. Гораздо более правдоподобно, что в раннем Средневековье уже прижилось
представление об искусной памяти как об этической категории - части
благоразумия. На это явственно указывают соответствующие фрагменты досхоластического
трактата о памяти, которого мы коснемся, прежде чем перейти к схоластике, дабы
получить представление о том, чем была средневековая память до того, как она
оказалась во власти схоластов.

Как известно, в
раннем Средневековье классическая традиция риторики приняла форму Ars
dictaminis, то есть искусства написания писем и овладения стилем
административных процедур. Один из крупнейших центров этой традиции находился в
Болонье, и в конце XII - начале XIII века болонская школа dictamen стала известна
по всей Европе. Выдающимся представителем этой школы был Бонкомпаньо да Синья,
автор двух сочинений по риторике, второе из которых, Rhetorica novissima, было
написано в Болонье в 1235 году. В своем исследовании, посвященном Гвидо Фабе,
другому представителю этой школы, жившему примерно в то же время, Э.Канторович
указывает на свойственную этой школе склонность к мистицизму, стремление
придать риторике характер космичности, возвысить ее до "сферы мнимой
святости, вывести на один уровень с теологией". Эта тенденция очень ярко
выражена в Rhetorica novissima, где внушается мысль о сверхъестественном
происхождении, например, убеждения, persuasio, которое должно было существовать
на небесах, так как без него Люцифер не смог бы убедить ангелов, павших вместе
с ним. Метафора же, то есть transumtio, без сомнения, появилась только в земном
раю.

Следуя, в том
же экзальтированном состоянии духа, от одной части риторики к другой,
Бонкомпаньо доходит до памяти, которая, по его утверждению, относится не только
к риторике, но и ко всем искусствам и занятиям, в которых требуется работа
запоминания. Эта тема вводится следующим образом:

Что есть
память. Память есть замечательный, прекрасный дар природы, благодаря которому
мы вспоминаем прошедшее, постигаем настоящее и предвидим будущее на основании
его сходства с прошедшим.

Что есть
естественная память. Естественная память возникает исключительно из природного
дара, без помощи какого бы то ни было искусства.

Что есть
искусная память. Искусная память есть помощник естественной... она называется
искусной по слову "искусство", потому что обретается искусственно,
посредством утонченности ума.

Это определение
памяти может напомнить о трех частях благоразумия; определение естественной и
искусной памяти, конечно же, является отголоском начальных строк посвященного
памяти раздела Ad Herennium, который был хорошо известен в традиции Ars
distaminis. Здесь, по-видимому, мы обнаруживаем прообраз схоластического
понимания благоразумия и искусной памяти, и остается узнать, как же Бонкомпаньо
сформулирует правила памяти.

Но мы ждем
напрасно, поскольку то, что Бонкомпаньо понимает под памятью, имеет мало общего
с искусной памятью, как она представлена в Ad Herennium.

В результате
грехопадения, уведомляет нас Бонкомнаньо, человеческая природа утратила свое
первоначальное подобие ангельской, что пагубно отразилось и на памяти. В
соответствии с "философской дисциплиной" душа, до того как она попала
в тело, знала и помнила все, но с момента проникновения в тело ее знание и
память приходят в расстройство; однако, это утверждение должно быть немедленно
опровергнуто, так как оно противоречит "наставлению в теологии". Из
четырех типов темперамента для памяти наиболее благоприятны сангвинический и
меланхолический; особенно хорошо всё помнят меланхолики, благодаря своей
твердой и сухой конституции. Автор верит в то, что звезды оказывают влияние на
память, однако, как именно это происходит, известно только Богу, мы же не
должны слишком стремиться к такому познанию.

Против доводов
тех, кто считает, что "естественная память не может получить никакой
помощи от искусства", можно привести тот факт, что такие случаи
упоминаются в Священном Писании. Так, например, апостолу Петру крик петуха
напомнил слова Иисуса и это был "памятный знак", лишь один из
"памятных знаков", встречающихся в Библии, длинный список которых
приводит Бонкомпаньо.

Но самым
поразительным в отведенном памяти разделе труда Бонкомпаньо является, как мы
увидим, то, что он включает в него память о Рае и Аде в связи с памятью как
таковой и памятью искусной.

О памяти и рае.
Сподобившиеся святости... утверждают с уверенностью, что божественное величие
восседает на величайшем троне, перед которым стоят Херувимы, Серафимы и все
остальные ангелы. Мы читаем также, что там несказанная красота и вечная жизнь...
Искусная память бессильна помочь человеку, когда он сталкивается с такими
невыразимыми предметами...

О памяти о
преисподней. Я помню, что видел гору, которую в книгах называют Этной, а в
просторечьи - Вулканом, из которой, как я увидел, подплыв ближе, извергались
серные испарения, пылающие и раскаленные; говорят, что так было всегда. Поэтому
многие уверены, что тут-то и находится спуск в преисподнюю. Однако, где бы она
ни располагалась, я твердо знаю, что Сатана, князь демонов, в ее пучине вместе
со своими прислужниками.

О несомненно
еретических утверждениях, будто существование Рая и Ада есть вопрос мнений.
Некоторые афиняне, изучавшие философские дисциплины и запутавшиеся в чрезмерных
тонкостях, отрицали телесное Воскресение... каковой проклятой ереси предаются
многие и сегодня... Мы, однако, беспредельно верны католической вере и должны
неустанно помнить о незримых радостях рая и вечных муках ада.

С
первостепенной необходимостью помнить о Рае и Аде как основным пунктом
применения памяти, несомненно, связан перечень добродетелей и пороков,
приводимый Бонкомпаньо; он называет их "памятными знаками", которые
мы можем назвать указателями или значками и посредством которых мы чаще можем
указывать себе пути "воспоминания". Среди этих "памятных
знаков" встречаются следующие:

... мудрость,
невежество, проницательность, опрометчивость, святость, порочность, доброта,
жестокость, добродушие, свирепость, хитрость, простота, гордость, смиренность,
смелость, боязливость, дерзость, страх, великодушие, малодушие...

Хотя Бонкомпаньо
обладал несколько эксцентричным характером и не может считаться типичным
представителем своего времени, все же некоторые соображения заставляют
предположить, что благочестивое и морализирующее понимание памяти и области ее
применения послужило фоном, на котором Альберт и Фома формулировали свои
тщательно переработанные правила памяти. В высшей степени вероятно, что
Альберту Великому была знакома мистическая риторика болонской школы, поскольку
в Болонье находился один из крупнейших центров, утвержденных св.Домиником для
подготовки ученого монашества для своего ордена. Вступив в доминиканский орден
в 1223 году, Альберт обучался в доминиканском монастыре в Болонье.
Маловероятно, чтобы между болонскими доминиканцами и местной школой dictamen не
было никаких контактов. Бонкомпаньо определенно благоволил к монахам: в своем
сочинении Candelabrium eloquentiae он с похвалой отзывается о доминиканских и
францисканских проповедниках. Возможно, поэтому, что раздел о памяти в риторике
Бонкомпаньо предвещает те приведенные в огромном количестве упражнения для
памяти, которые Альберт и учившийся у него Фома рекомендовали в своих Summa как
пример добродетельного знания. Можно быть уверенным в том, что Альберт и Фома
считали чем-то само собою разумеющимся - и это согласуется с традицией раннего
Средневековья,- что "искусная намять" соотносится с воспоминанием о
Рае и Аде и с добродетелями и пороками как "памятными знаками".

Кроме того, мы
обнаружим, что в более поздних трактатах о памяти, несомненно принадлежащих традиции,
которая берет свое начало в схоластическом понимании памяти, и в некоторых
случаях сопровождаются схемами этих "мест" для их использования в
"искусной памяти". Как выяснится позже, Бонкомпаньо предвосхитил и
другие черты позднейшей традиции памяти.

Поэтому мы
должны быть настороже и отвергать предположение о том, что, если Альберт и Фома
так твердо отстаивают необходимость развития "искусной памяти" как
части благоразумия, они имеют в виду именно то, что мы называем
"мнемотехникой". Речь может идти, помимо прочего, о том, чтобы
запечатлеть в памяти образы добродетелей и пороков, сделать их живыми и
впечатляющими в соответствии с классическими правилами, чтобы они как
"памятные знаки" помогали нам достичь небес и избежать преисподней.

Возможно,
схоластики отводили особое место уже существующим представлениям об
"искусной памяти" или переиначивали эти представления в рамках
пересмотра всей системы добродетели и пороков. Эти общие изменения стали
необходимы, после того как средневековая мысль открыла для себя Аристотеля, чей
вклад в общую сумму знаний, которые надлежало удерживать в рамках католицизма,
был в области этики не менее значителен, чем в других областях.
"Никомахова этика" усложнила представления о добродетелях и пороках,
как и об их частях, и новая оценка благоразумия, данная Альбертом и Фомой,
следовала их общему стремлению привести представления о добродетелях и пороках
в соответствие с требованиями времени.

Примечательным
новшеством была их интерпретация наставлений в искусной памяти в терминах
психологии, как она представлена в аристотелевском труде "О памяти и
припоминании". Их триумфальный вывод о том, что Туллиевы правила
подтверждены Аристотелем, в корне изменил отношение к искусной памяти.
Вообще-то риторика занимала в схоластике не слишком почетное место по сравнению
с гуманизмом XII столетия. Но искусная память как часть риторики утвердилась в
системе свободных искусств и стала не только частью одной из основных
добродетелей, но и достойным объектом диалектического анализа.

Обратимся к
тому, как истолковывают искусную память Альберт Великий и Фома Аквинский.

Сочинение
Альберта Великого De bono, как следует из названия, это трактат "о
добре", то есть трактат по этике. Его основу составляют разделы о четырех
основных добродетелях: твердости духа, умеренности, справедливости, и
благоразумии. Эти добродетели представлены с помощью определений, приводимых в
"Первой Риторике" Туллия; из De inventione взяты и их части или
подразделения. Конечно, автор ссылается и на другие авторитетные источники -
как на отцов церкви, так и на язычников - Августина, Боэция, Макробия и
Аристотеля, но структура четырех разделов этой книги, посвященных четырем
добродетелям, и основные определения заимствованы из De inventione. Создается
впечатление, что Альберт почти столь же страстно стремиться привести этику
Нового Аристотеля в соответствие с этикой, содержащейся в Туллиевой
"Первой Риторике", сколь и с этикой отцов церкви.

При
рассмотрении частей благоразумия Альберт заявляет, что будет следовать
разделениям, приводимым Туллием, Макробием и Аристотелем, и начинает с деления,
данного  Туллием в конце Первой
Риторики, где он говорит, что части благоразумия суть memoria, intelligentia,
providentia.

Далее он пишет,
что сначала необходимо выяснить, что собой представляет память, которая только
у Туллия рассматривается как часть благоразумия. Затем нам следует разобраться
в том, что такое ars memorandi, о котором говорит Туллий. По этим двум пунктам,
или articuli, и развертывается рассуждение.

В первом
articulus отметаются возражения, которые могут возникнуть по поводу включения
памяти в добродетель благоразумия. Их, вообще говоря, два, хотя они и
приводятся под пятью заголовками. Первое состоит в том, что память относится к
чувственной части души, в то время как благоразумие - к разумной. Ответ:
воспоминание, по определению философа (Аристотеля), находится в разумной части
души, а воспоминание - это вид памяти, который является частью благоразумия.
Второе возражение: память как запись прошлых впечатлений и событий не является
неким приобретенным свойством, в то время как благоразумие есть моральное
свойство. Ответ: память может быть моральным свойством, если она используется
для припоминания прошедшего с тем, чтобы благоразумно предвидеть будущее.

Заключение:
память, как реминисценция, и память, используемая при извлечении полезных
уроков из прошлого, есть часть благоразумия.

Во втором
articulus обсуждается ars memorandi, представленная во "Второй
Риторике" Туллия. Здесь приводится двадцать один пункт, в которых из Ad
Herennium дословно цитируются правила мест и образов, снабженные комментариями
и критическими замечаниями. В заключении, выносимом применительно к каждому
пункту, все вопросы снимаются, критические замечания отводятся, и правила
оказываются подтверждены.

Рассуждение
начинается с определения естественной и искусной памяти. Как уже установлено,
искусная память является приобретенным свойством, и в то же время относится к
разумной части души, поскольку связана с тем, что Аристотель называет
реминисценцией. "То, что он (Туллий) говорит об искусстве памяти и что
подтверждается индукцией и предписанием разума... относится не к памяти, а к
припоминанию, как утверждает Аристотель в своем сочинении "О памяти и
припоминании". Таким образом, в начале мы сталкиваемся с попыткой
объяснить то, что Аристотель говорил о припоминании, с тем, что говорится о
тренировке памяти в Ad Herennium. Насколько мне известно, такая связь впервые
была установлена Альбертом.

Затем речь
заходит о предписаниях и, конечно, в первую очередь о правилах мест. Разбирая
отрывок из Ad Herennium, где дается описание подходящих памятных мест,
отличающихся "breviter, perfecte, insigniter aut natura aut manu".
Альберт спрашивает, как место может быть одновременно и "brevis" и
"perfectus"? Кажется, Туллий противоречит здесь сам себе. Однако,
согласно Туллию, место должно быть "brevis" для того, чтобы
"душа не слишком утомлялась, проносясь по таким воображаемым местам как,
например, лагерь или город. Отсюда можно заключить, что сам Альберт советует
пользоваться только "реальными" местами памяти, запечатленными в
реально существующих зданиях, а не возводить в памяти некие воображаемые
конструкции. Поскольку в предыдущем ответе он упомянул о том, что наиболее
"волнующими" будут места "уединенные и редкие", можно предположить,
что зданием, наиболее подходящим для памятных мест, окажется церковь.

Далее, что
имеет в виду Туллий, когда утверждает, что эти места должны быть
запоминающимися "aut natura aut manu"? Туллию следовало бы пояснить,
что это значит, но в тексте ничего об этом не говорится. Ответ заключается в
том, что местом, запоминающимся по природе, является, например, поле, а местом,
запоминающимся благодаря человеческому искусству - здание.

Далее
приводится пять правил выбора мест. Эти места должны быть, во-первых, тихими,
чтобы ничто не мешало напряженному сосредоточению, которое необходимо для
запоминания; во-вторых, не слишком однообразными, например, не годятся
промежутки между колоннами, расположенными на одинаковом расстоянии друг от
друга; в-третьих, не слишком широкими и не слишком узкими; в-четвертых, не
слишком освещенными и не слишком затемненными; в-пятых, промежутки между ними
должны быть средней величины, около тридцати футов. Затем следует возражение,
указывающее на то, что повседневный опыт запоминания не соответствует
приведенным правилам, "многие используют для запоминания места, совсем не
похожие на только что описанные". Но в заключение говорится, что, по мысли
Туллия, разные люди и выбирают различные места, одни - поле, другие - храм,
третьи - больницу в соответствии с тем, что больше их "волнует", -
все же эти пять указаний остаются в силе, каков бы ни был характер системы
мест, выбираемых отдельным человеком. Как философ, занятый теоретическим
рассмотрением души, Альберт должен остановиться и спросить себя самого, что же
он собственно делает. Места, которые должны столь прочно запечатлеться в
памяти, - это места телесные (lоса corporalia), следовательно, они запоминаются
воображением, воспринимающим телесные формы с помощью чувственных впечатлений,
а не разумной частью души. Это так, но мы говорим не о памяти, а о
припоминании, которое опирается на loca imaginabilia для целей разума. Альберту
нужно вновь убедить себя в этом, прежде чем рекомендовать искусство, которое
словно возводит несколько заземленную силу воображения в более высокую разумную
часть души.

И прежде чем
перейти, как и собирался, к правилам образов, то есть ко второй области
искусной памяти, Альберт должен прояснить еще одну запутанную проблему. Как он
утверждает в своем сочинении De anima (на которое теперь ссылается), память
есть хранилище не только форм и образов (как воображение), но и intentiones,
извлекаемых из них силой суждения. Следует ли из этого, что искусная память
нуждается в дополнительных образах, чтобы напоминать об intentiones? К счастью,
ответ на это дается отрицательный, так как памятный образ содержит intentio
образ в самом себе.

С другой
стороны, эта скурпулезность оказывается необходимой, поскольку такой образ
памяти становится более мощным. Образ, напоминающий нам обличье волка, будет
также содержать intentio, говорящую о том, что волк - опасное животное, встречи
с которым благоразумнее избегать; на уровне памяти, присущей животным, образ
волка, возникающий у ягненка, содержит эту intentio. На более же высоком
уровне, применительно к памяти разумного существа, это будет означать, что
образ, выбранный, скажем, для того, чтобы напомнить о добродетели и
справедливости, содержит intentio стремления приобрести эту добродетель.

Наконец,
Альберт обращается к правилам "образов, которые следует расположить в
указанных местах". Туллий говорит, что существует два вида образов - для
вещей и для слов. Память для вещей старается при помощи образов напомнить
только нужные нам предметы; память для слов стремится вспомнить с их помощью
каждое слово. Кажется, что совет Туллия скорее мешает памяти, чем оказывает ей
поддержку, во-первых, потому что нам потребуется столько же образов, сколько у
нас предметов и слов, и это может привести к путанице; во-вторых, потому, что
метафоры создают менее точное представление о вещи, чем описание самой этой
вещи (metaphorica minus repraesentant rem quam propri). Но Туллий заставляет
нас переводить probria в metaphorica, утверждая, например, что для запоминания
судебного процесса, где одного человека обвиняют в отравлении другого с целью
получения наследства, чему было много свидетелей, нужно поместить в память
образы лежащего в постели больного, обвиняемого, стоящего рядом с кубком в
руках, и врача, держащего бараньи яички (Альберт перевел medicus, то есть
безымянный палец, как "врач" и ввел в эту сцену еще одно действующее
лицо). Но не проще ли было запомнить все это как реальные факты (propria) и не
обращаться к помощи метафор (metaphorica)?

По прошествии
столетий мы благодарны Альберту Великому, проявившему ту заботу о классическом
искусстве памяти, которая сродни нашим собственным усилиям. Но его вывод
полностью опровергает вышеприведенные замечания, поскольку, во-первых, образы
являются вспомогательными средствами памяти; во-вторых, многие propria
запоминаются с помощью немногих образов; и, в-третьих, хотя propria дают более
точную информацию о самой вещи, все же metaphorica "больше волнуют душу и
поэтому лучше помогают памяти".

Далее Альберт
вступает в схватку с такими образами для слов, как "Домиций, побиваемый
Марциями Регами" и "Эзоп и Кимбер, одетые для исполнения своих ролей
в Ифигении". Его задача была еще сложнее, чем наша, поскольку он
пользовался искаженным текстом Ad Herennium. По-видимому, в его сознании присутствовали
два весьма туманных образа: образ какого-то человека, избиваемого сыновьями
Марса и, с другой стороны, образы Эзопа, Кимбера и странствующей Ифигении. Он
делает все возможное, чтобы привести эти образы в соответствие с целями
запоминания, но в конце концов не может скрыть досады: "Эти метафоры темны
и нелегки для запоминания". Тем не менее - столь велико было его доверие к
Туллию - в заключении он утверждает, что metaphorica, подобные этим, должны
использоваться как образы памяти, так как удивительное больше волнует память,
чем привычное. И именно поэтому первые философы выражали свои мысли в
поэтической форме, ведь, как говорит философ (имеется в виду место из
"Метафизики" Аристотеля), миф волнует нас больше всего, поскольку он
создается на основе удивительного.

То, что мы
здесь узнали, и в самом деле необычно. Ведь схоластика в своей приверженности
рациональному и абстрактному как наиболее подобающим разумной душе предметам
отвергала метафору и поэзию, относящихся к низшему уровню - воображению.
Грамматика и риторика, имевшие дело с такими предметами, должны были отступить
перед госпожой Диалектикой. И все эти мифы о древних богах, к которым поэзия
имела непосредственное отношение, весьма порицались с точки зрения морали.
Затронуть, взволновать воображение с помощью метафоры - значит воспользоваться
суггестивным приемом, идущим врозь со схоластическим пуританством, внимание
которого приковано к будущей жизни, к преисподней, чистилищу и Раю. И все же,
хотя мы практикуем искусную намять как часть благоразумия, правила образов
допускают применение метафоры и элементов мифа, учитывая ту силу, с которой они
воздействуют на нас.

И теперь на
сцену выходят imagines agentes в том самом виде, в каком они описаны у Туллия.
Необычайно прекрасные или отвратительные, в коронах и пурпурных одеяниях,
изуродованные и перепачканные кровью или красной краской, комичные или просто
смешные, - они, как актеры из-за кулис, неприметно пробиваются из античных
времен на страницы схоластического трактата о памяти как части благоразумия. В
заключении подчеркивается, что основанием для выбора таких образов является то,
что они производят "сильное впечатление" и благодаря этому проникают
в душу.

В споре о том,
следует ли высказаться за или против искусной памяти, вердикт, вынесенный в
строгом соответствии с правилами схоластического исследования, звучит
сле-дующим образом:

Мы утверждаем,
что ars memorandi, которой учит Туллий, есть наилучшее, и особенно для
запоминания предметов, относящихся к жизни и суждению (ad vitam et iudicum), и
такая (то есть искусная) намять свойственна нравственному человеку и оратору,
потому что. коль скоро действо человеческой жизни cостоит из частей,
необходимо, чтобы оно запечатлевалось в душе посредством телесных образов; без
их помощи оно не cохранилось бы в памяти. Поэтому мы утверждаем, что из всего,
что относится к благоразумию, самым необходимым является намять, потому что мы
от прошедшего направляемся к настоящему и нет иного, окольного пути.

Таким образом,
искусная память добилась морального триумфа; вместе с благоразумием она
восседает в колеснице, которой правит Туллий, погоняющий двух своих коней -
Первую и Вторую Риторику. И если благоразумию придан удивительный и необычный
телесный образ, например, образ женщины с тремя глазами, напоминающими о том,
что ее взору доступны прошлое, настоящее и будущее, то это соответствует
правилам искусной памяти, которые рекомендуют metaphorica для запоминания
propria.

Как явствует из
De bono, Альберт в своих доводах в пользу искусной памяти во многом полагается
на различие между памятью и реминисценцией, описанное Аристотелем. Он
внимательно изучил трактат "О памяти и припоминании", к которому
составил комментарий и где обнаружил, как ему представлялось, изложение того же
самого вида искусной памяти, который описан у Туллия. И действительно, из
предыдущей главы нам известно, что, снабжая примерами свои аргументы,
Аристотель ссылается на мнемонику.

В своем
комментарии к "О памяти и припоминании" Альберт рассматривает
душевные способности (более подробно описанные в сочинении De anima, каковым
описанием он, несомненно, обязан Аристотелю и Авиценне), в котором чувственные
впечатления проходят различные стадии от sensus communis до memoria,
подвергаясь постепенной дематериализации в ходе этого процесса. Различение,
проводимое Аристотелем между памятью, которая находится в чувственной части
души, несмотря на то что она более духовна, нежели первичные способности, и
припоминанием, которое относится к интеллектуальной части, хотя и храпит
отпечатки телесных форм, получает у него свое дальнейшее развитие. Так,
припоминание требует, чтобы вещи, которые нужно вспомнить, выходили за пределы
следующих одна за другой способностей чувственной части души и достигали
владений различающего интеллекта, где и совершается припоминание. В этом месте
Альберт неожиданно упоминает об искусной памяти.

Те, кто
стремится к припоминанию (то есть стремится достичь чего-то более духовного,
чем простое припоминание), удаляются от уличного света в тень уединенности:
ведь и уличном свете образы чувственных вещей (sensibilia) рассредоточены и их
движение не упорядочено. В полутьме же они собираются в единое целое и
двигаются упорядочение. Вот почему Туллий в ars memorandi, входящей во Вторую
Риторику, предписывает нам найти или вообразить темные, слабо освещенные места.
А поскольку для припоминания требуется не один, а множество образов, нам
следует вообразить множество подобий и объединить сочетанием образов то, что мы
хотим сохранить в памяти или воспроизвести в ней (reminisci). Например, если мы
хотим запомнить то, что вменялось нам в вину на судебном процессе, мы должны
представить себе барана с огромными рогами и яичками, приближающегося к нам во
тьме. С помощью рогов в памяти запечатлеются наши обвинители, а с помощью яичек
- свидетельские показания.

Такой баран
нагонит страх на кого угодно! Как удалось ему вырваться из образа судебного
процесса, чтобы теперь кружить во тьме, пугая встречных своими рогами? И почему
правило, гласящее, что места должны быть не слишком освещенными, в сочетании с
правилом, в котором говорится, что запоминать следует в тихих местах, порождает
этот мистический страх и уединенность, в которых объединяются sensibilia и
становится виден их порядок? Если бы речь шла об эпохе Возрождения, а не о
Средних веках, мы могли бы спросить, не подразумевает ли здесь Альберт
зодиакальный знак Овна, объединяющий при помощи магических звездных образов
содержимое памяти. Но, возможно, он просто переусердствовал, упражняя свою
память по ночам, когда всюду разлито молчание, как советовал Марциан Капелла, и
потому образ судебного процесса принял у него столь странные очертания.

Еще одна
особенность, отличающая комментарий Альберта к "О памяти и
припоминании", состоит в том, что упоминается о связи памяти с
меланхолическим темпераментом. По известной теории темпераментов, меланхолия,
имеющая сухую и холодную природу, благоприятствует памяти, так как меланхолик
прочно усваивает впечатления, получаемые от образов и удерживает их в памяти
дольше, чем обладатели других видов темперамента. Но, говоря о типе меланхолического
темперамента, наделенного reminiscibilitas, Альберт имеет в виду не обычную
меланхолию. Он утверждает, что способность к припоминанию более всего присуща
меланхоликам, которых Аристотель "в книге Problemata" относит к типу
fumosa et fervens.

Таковы те, кому
свойственны случайные проявления меланхолии, при ее смешении с сангвиническим и
холерическим (темпераментами). Фантазмы волнуют этих людей более, чем
остальных, потому что они оставляют более глубоким отпечаток в сухой затылочной
части мозга: жар melancholia fumosa приводит их (phantasmata) в движение. Эта
подвижность вызывает припоминание, которое есть исследование. Сухость сохраняет
в целости многие (phantasmata), отчего и происходит (припоминание).

Таким образом,
благоприятствующий припоминанию темперамент - это не обычная сухая и холодная
меланхолия, которая обеспечивает хорошую память; это сухая и горячая ее
разновидность, меланхолия интеллектуальная и вдохновенная.

Поскольку
Альберт так настойчиво утверждает, что искусная память соотносится с припоминанием,
можно ли отсюда заключить, что его ars reminiscendi является прерогативой тех,
кому свойственна вдохновенная меланхолия? Это, по всей видимости, остается не
более, чем предположением.

Ранние биографы
Фомы Аквинского утверждают, что он обладал изумительной памятью. Еще в школьные
годы, в Неаполе, он запоминал все, что говорил учитель, а позже, в Кельне,
развивал свою память под руководством Альберта Великого. "Собрание
изречений отцов церкви о четырех Евангелиях, подготовленное им для папы Урбана,
было составлено из того, что он запомнил, просматривая рукописи в различных
монастырях, не переписывая их." О его памяти говорили, что она обладает
такой силой и цепкостью, что в ней сохраняется все, что ему доводилось читать.
Цицерон назвал бы такую память "почти божественной."

Подобно
Альберту, Аквинат в Summa Theologiae рассматривает искусную память как часть
добродетели благоразумия. Как и Альберт, он составил комментарий к "О
памяти и припоминании" Аристотеля, где упоминается это Туллиево искусство.
Лучше всего обратиться сначала к соответствующим строкам комментария, поскольку
они могут пролить свет на изложение правил памяти в Summa.

В качестве
введения к истолкованию памяти и припоминания у Аристотеля Аквинат напоминает,
что память определена в "Первой Риторике" как часть благоразумия. В
начале комментария выдвигается требование соотнести содержащееся в
"Этике" утверждение Аристотеля о том, что присущий человеку разум
есть то же самое, что и добродетель благоразумия, с Туллиевым определением
частей благоразумия: memoria, intelligentia, providentia. Мы становимся уже на
знакомый путь и можем ожидать того, что, без сомнения, последует за этими
словами. К ожидаемому нас подводит анализ образа, возникающего из чувственного
впечатления как основы знания, материала, над которым трудится интеллект.
"Человек не в состоянии понять что-либо без помощи образов (phantasmata),
образ есть подобие телесной вещи, интеллект соотносится со всеобщим, которое
извлекается из единичных вещей". Здесь сформулировано основное положение
теории знания у Аристотеля и Аквината. На первых страницах комментария Аквинат
настойчиво повторяет: "Nihil potest homo intelligere sine
phantasmate". Что же такое память? Она находится в чувственной части души,
которая формирует образы из чувственных впечатлений, следовательно, она
относится к той же части души, что и воображение, но также per accidents
присутствует и в интеллектуальной ее части, так как в ней phantasmata
обрабатываются абстрагирующим интеллектом.

Из
вышесказанного становится ясно, к какой части души относится память - именно к
той же, что и воображение. И те вещи, которые существуют в воображении, то есть
чувственные вещи, запоминаются pel se. Умопостигаемые же вещи запоминаются per
accidents, поскольку их невозможно постичь без посредства образа. А из этого
явствует, что мы с большим трудом запоминаем вещи, которые тонки и духовны, и
легче - вещи объемные и чувственно воспринимаемые. Если же мы хотим с меньшими
усилиями запомнить умопостигаемые предметы, мы должны связать их с какими-то
образами, чему учит нас в своей Риторике Туллий.

А вот и она,
неизбежная ссылка на Туллиеву искусную память из "Второй Риторики".
Приведенный отрывок, почему-то не привлекающий внимания современных томистов,
но очень известный и постоянно цитируемый в старой традиции памяти, говорит нам
о том, что Фома оправдывал использование образов в искусной памяти. Это уступка
человеческой слабости, природе человеческой души, которая легко воспринимает
простые, чувственные вещи, но не может, не прибегая к образу, запомнить
"вещи тонкие и духовные". Поэтому для их запоминания мы должны
следовать совету Туллия и связывать такие "вещи" с образами.

В своем
комментарии Аквинат рассматривает далее два главных пункта аристотелевской
теории припоминания, основанной на ассоциации и порядке. Он повторяет
сформулированные Аристотелем три закона ассоциации, приводит примеры и
подчеркивает важность порядка. При этом приводится высказывание Аристотеля о
математических теоремах, которые легко запоминаются благодаря своей упорядоченности,
и его слова о необходимости установления некоей исходной точки памяти, следуя
из которой припоминание будет двигаться по цепи ассоциаций, пока не найдет
того, что ищет. В этом месте, где сам Аристотель говорит о topos греческой
риторики, Аквинат вводит Туллиево loci.

Для
реминисценции необходимо принять что-либо за исходную точку, откуда можно было
бы начать двигаться к ней. По этой причине некоторые, как известно, выбирают
места, где что-то было сказано, сделано или помыслено, и используют это место
как таковое в качестве исходной точки припоминания, поскольку достижение этого
места подобно исходной точке всех тех вещей, которые в нем возникли. Поэтому
Туллий в своей Риторике учит, что для легкого запоминания следует представить
себе места, расположенные в определенном порядке, в соответствии с которым
будут возникать образы всех вещей, которые мы желаем вспомнить.

Таким образом,
места искусной памяти представлены в соответствии с аристотелевской
рациональной теорий припоминания, основанной на порядке и ассоциации.

Итак, Аквинат
продолжает традицию Альберта, соединяя идеи Туллия и Аристотеля, но делает это
более тщательно и тонко. Нам предоставлена свобода воображения мест и образов
для "чувственной" оснастки ума и памяти, устремленных к умопостигаемому
миру.

Но Аквинат не
торопится проводить резкое различие между памятью в чувственной частию души и
припоминанием (включая искусную память как искусство припоминания) в
интеллектуальной части - то различие, на котором настаивал Альберт.
Припоминание действительно свойственно лишь человеку, в то время как памятью
обладают и животные, и сам процесс припоминания, начинающийся и
развертывающийся из исходной точки, можно уподобить силлогизму в логике. Тем не
менее тот факт, что человек, пытаясь что-либо вспомнить, ударяет себя по голове
или начинает оживленно двигаться (Аристотель упоминает об этом),
свидетельствует о том, что это в некоторой мере и телесное действие. Его более
высокий и отчасти разумный характер определяется вовсе не нахождением его вне чувственной
части души, а более высоким уровнем чувственной части у человека по сравнению с
животным, поскольку в ней задействована человеческая разумность.

Это замечание
показывает, что Фома избежал той ловушки, в которую чуть не угодил Альберт,
относившийся к искусной памяти с благоговейным трепетом. У Аквината нет ничего,
что можно было бы сравнить с Альбертовым превращением памятного образа в
мистическое ночное видение. И хотя, говоря о памяти, он также упоминает о
меланхолии, он не ссылается на ее трактовку в Problemata и не высказывает
предположения, что эта "вдохновенная" меланхолия соотносится с
припоминанием.

В Secunda
Secundae, во втором разделе второй части Suma Аквинат говорит о четырех
основных добродетелях. Он заимствует у Альберта их определения и имена, которые
тот в свою очередь почерпнул в De inventione, называя ее Риторикой Туллия.
Процитируем по этому поводу Э. К. Ранда: "Он (Аквинат) начинает с
определений добродетелей, данных Цицероном, и разбирает их в том же порядке...
Называются они по-прежнему: Prudentia (не Sapientia), Justitia. Fortitudo,
Temperantia". Подобно Альберту, Аквинат использует много других источников
по этой проблеме, но главным образом опирается на De inventione.

Говоря о частях
благоразумия, он упоминает сначала три части, которые приводит Туллий, затем
шесть частей, приписываемых этой добродетели Макробием, и, наконец, часть,
указываемую Аристотелем, которая отсутствует в других используемых им
источниках. За основу он берет шесть Макробиевых частей, присоединяя к ним memoria
Туллия и solertia Аристотеля. Таким образом, он утверждает, что благоразумие
складывается из восьми частей, а именно, memoria, ratio, intellectus,
docilitas, solertia (умение), providentia, circumspectio, cautio. Из этого
перечня memoria приводится в качестве основной части только у Туллия, а все
восемь частей можно вполне выразить приводимыми у него же memoria,
intelligentia, providentia.

Свое
рассмотрение частей благоразумия Фома начинает с memoria. Прежде всего ему
нужно определить, является ли память одной из этих частей. Ниже следуют
аргументы против:

(1) Философ
утверждает, что память находится в чувственной части души. Поэтому она не
является частью благоразумия.

(2)
Благоразумие приобретается посредством опыта и упражнений, память же дана нам
от природы. Поэтому она не является частью благоразумия.

(3) Память
относится к прошлому, благоразумие - к будущему. Поэтому память не является
частью благоразумия.

Но несмотря на
это Туллий относит память к частям благоразумия.

Чтобы
подтвердить правоту Туллия, на три вышеприведенных возражения даются следующие
ответы:

(1)
Благоразумие применяет универсальное знание к особенному, которое выводится из
чувств. Поэтому многое из того, что относится к чувственной части, относится к
благоразумию, в том числе и память.

(2) Как и
благоразумие, память является природной способностью, развиваемой посредством
упражнений. "Ибо Туллий (и еще один автор) в своей Риторике утверждает,
что совершенство памяти определяется не только природой, но также в
значительной степени искусством и прилежанием.

(3)
Благоразумие использует опыт прошлого для предвидения будущего. Поэтому память
есть часть благоразумия.

Аквинат отчасти
следует за Альбертом, но кое в чем расходится с ним; как и следовало
предполагать, он не обусловливает включенность памяти в благоразумие
различением, проводимым между памятью и припоминанием. С другой стороны, он
даже более определенно, чем Альберт, заявляет, что искусная намять, как память
развитая и усовершенствованная искусством, служит подтверждением того, что
память вообще относится к частям благоразумия. Слова, приводимые в
доказательство этого, перефразируют Ad Неrennium и даны в виде изречения из
"Туллия (alius actor)". Под "еще одним автором", возможно,
подразумевается Аристотель, высказывание которого о памяти объединено с
высказыванием "Туллия", приводимым при обсуждении правил памяти в
формулировке Фомы Аквинского.

Именно отвечая
на второе возражение, Аквинат излагает свои собственные предписания для памяти.

Туллий (и еще
один автор) в своей Риторике утверждает, что память определена не только
природой, но также в значительной степени искусством и прилежанием: и вот
четыре (наставления), следуя которым можно усовершенствовать способность
запоминания:

(1) Из них
первое - это то, что ему следует отыскать какие-либо подходящие подобия вещей,
которые он желает запомнить; они не должны быть слишком известными, поскольку
нас более интересуют непривычные вещи, они более глубоко и четко
запечатлеваются в душе; этим объясняется то, что мы лучше всего запоминаем
увиденное в детстве. Следуя этому, необходимо придумать подобия и образы,
потому что как простые, так и духовные занятия легко выскальзывают из души, не
будучи как таковые связаны с какими-либо телесными подобиями, ведь чувственные
вещи более доступны человеческому познанию. Отсюда следует, что эта
(способность) запоминания находится в чувственной части души.

(2) Во-вторых,
необходимо, чтобы этот человек расположил в определенном порядке те (вещи),
которые он желает запомнить, так, чтобы от одного закрепленного в памяти
предмета можно было легко перейти к следующему. Поэтому философ в книге De
memoria говорит: "некоторые люди, как известно, запоминают при помощи
мест. Это объясняется тем, что они быстро переходят от одного (места) к
другому".

(3) В-третьих,
ему нужно постоянно заботиться и испытывать привязанность к тому, что он
стремится запомнить, ведь то, что сильно запечатлелось в душе, не так легко из
нее ускользает. Поэтому Туллий в своей Риторике говорит, что "забота
сохраняет совершенные образы подобий".

(4)
В-четвертых, необходимо часто размышлять о том, что мы желаем запомнить.
Поэтому философ в книге De memoria говорит, что "размышление сохраняет
память", поскольку, как он утверждает, "привычка подобна природе.
Поэтому те вещи, о которых мы часто думаем, запоминаются нами легко, мы
переходим при этом от одной из них к другой, как бы следуя порядку
природы".

Внимательно
рассмотрим эти четыре предписания. В общих чертах они соотносятся с двумя
основными частями искусной памяти, с местами и образами.

Сначала Фома
говорит об образах. Его первое правило соотносится с Ad Herennium в отношении
выбора броских и необычных образов, которые наиболее прочно врезаются в память.
Но образы искусной памяти превратились в "телесные подобия",
препятствующие тому, чтобы как "простые", так и "духовные
понятия" ускользали из души. Здесь автор вновь проводит то основание для
использования "телесных подобий", которое было дано в комментарии к
Аристотелю: так как человеческому познанию более доступны чувственные объекты,
то "вещи, имеющие тонкую и духовную природу", лучше запечатлеваются в
душе, принимая телесные формы.

Второе правило
заимствовано из аристотелевского рассуждения о порядке. Из комментария к
Аристотелю нам известно, что Фома связывал цитируемый им фрагмент об "исходной
точке" с тем, что пишет Туллий о местах. Поэтому второе правило - это
правило мест, хотя оно и приводится Аристотелем в рассуждении о порядке.

Весьма
любопытно третье правило, которое неверно цитирует одно из правил мест трактата
Ad Herennium, a именно то, согласно которому места следует искать в пустынной
местности, "поскольку суета снующих взад-вперед людей сбивает с толку и
ослабляет впечатление, производимое образами, одиночество же сохраняет четкость
их очертаний". У Аквината это место искажено: "одиночество"
превращается в "заботу", и в результате правило памяти,
предписывающее всем, кто стремится запечатлеть в памяти места, делать это в
уединении, чтобы ничего не препятствовало мнемоническим усилиям, превращается в
правило "заботы". Быть может, допустимо утверждать, что результат
будет одним и тем же, так как уединившемуся свойственно одновременно быть и
озабоченным запоминанием. Однако я так не думаю, поскольку "забота"
Аквината включает в себя привязанность к вещам, подлежащим запоминанию, что
создает атмосферу благочестивости, которая совершенно не ощущается в
классической версии правила.

Такая ошибка в
переводе и неверное истолкование правила мест тем более интересны, что мы
встречались с подобного рода искажениями понимания этого правила у Альберта,
придавшего "не слишком темным и не слишком освещенным", а также
"уединенным" местам характер некой мистической отстраненности.

Четвертое
правило о постоянном размышлении и повторении, взятое из De memoria Аристотеля,
дает предписание, сходное с тем, которое приведено в Ad Herennium.

В итоге
создается впечатление, что правила Фомы, хотя они и основаны на местах и
образах искусной памяти, трактуют эти места в измененном виде. Хорошо
запоминаемые образы римского ораторского искусства средневековая набожность
превратила в "телесные подобия" "тонких и духовных
понятий". Оказалось возможным иное понимание правил мест. По-видимому,
мнемотехнический характер этих правил, гласящих, что места должны быть не
однообразными, умеренно освещенными и тихими, чтобы все способствовало прочному
запоминанию, не был до конца осознан ни Альбертом, ни Фомой, к тому же они
интерпретировали правила мест в религиозном духе. Создается также впечатление,
что особую важность приобретает порядок. В частности, у Фомы телесные подобия,
вероятно, располагались в правильном, "природном" порядке, а не
следовали произвольному порядку изучаемых правил, смысл которых, как в случае
solitudo-sollicitido, он изменил в силу своей религиозности.

Как же мы
должны представлять себе схоластическую искусную память, которая до некоторой
степени следует правилам Туллия, но преобразует их, руководствуясь
соображениями морали и благочестия? Во что при такой трактовке памяти
превращаются удивительно прекрасные и ужасающе безобразные imagines agentes? Ответ
на этот вопрос подсказывает непосредственно предсхоластическая традиция памяти
Бонкомпаньо, с ее добродетелями и пороками как "памятными знаками",
которые помогают нам стать на тропу воспоминаний, напоминая о путях на небеса и
в преисподнюю. Imagines agentes становятся моральными символами, прекрасные или
уродливые образы людей выступают как "телесные подобия "духовных
стремлений - стремления достичь Рая небес и избежать преисподней - и остаются в
памяти выстроенными по порядку в некоем "священном" здании.

Как было
сказано в последней главе, при чтении посвященного памяти раздела Ad Herennium
нам оказывает очень большую услугу возможность обратиться к ясному описанию
мнемотехнического процесса у Квинтилиана. Вспомним: постепенный обход здания в
поисках мест, образы, запоминаемые на этих местах и соотносимые с предметами
речи. У средневекового читателя Ad Herennium не было этого преимущества. Он
изучал эти странные правила мест и образов без помощи какого-либо другого
текста по классическому искусству памяти, и, более того, в эпоху, когда исчезло
и уже нигде не практиковалось классическое ораторское искусство. Он изучал эти
правила, не имея никакого представления о живой ораторской практике, но зато в
тесной связи с этическим учением Туллия, изложенным в "Первой
Риторике". Мы видели, каким образом по этим причинам возникали неверные
толкования. Как уже предполагалось, возможно даже, что использование
классического искусства для этических, дидактических или религиозных целей
началось гораздо раньше, может быть, в раннем христианстве с ним произошли
некие метаморфозы, о которых мы ничего не знаем, но которые могло унаследовать
раннее Средневековье. Следовательно, весьма вероятно, что явление, которое я
называю преобразованием классического искусства памяти в эпоху Средневековья,
берет свое начало не с Альберта и Фомы, но уже существовало до того, как они с
новым усердием и старательностью принялись за свое дело.

Возвращение
схоластов к искусству памяти и их настоятельные рекомендации к овладению им
очень важны для истории этого искусства, свидетельствуя об одной из вершин его
влиятельности. И мы видим, как оно вписывается в общую картину развития мысли
XIII столетия. Ученые монахи-доминиканцы, выдающимися представителями которых
были Фома и Альберт, стремились использовать новое учение Аристотеля для
сохранения и защиты церкви, чтобы церковь, впитавшая это учение, способствовала
его переосмыслению в духе христианства. Колоссальная диалектическая работа,
проделанная Фомой, как известно, имела целью опровергнуть учения еретиков.
Именно Фома превратил Аристотеля из потенциального противника в союзника
церкви. Труды других великих схоластов, в которых этика Аристотеля прилагалась
к уже существующей системе добродетелей и пороков, в наше время изучаются
меньше, но, может быть, они казались современникам столь же, если не более
важными. Деление добродетелей на части, включение их в классическую систему
Туллия, их анализ в свете учения Аристотеля о душе - все это входит в Summa
Theologiae и свидетельствует о стремлении впитать учение Аристотеля в не
меньшей мере, чем другие, более известные аспекты философии и диалектики
Томизма.

Точно так же,
как добродетели Туллия нуждались в пересмотре в соответствии с аристотелевской
психологией и этикой, требовала переосмысления и Туллиева искусная память.
Усвоив то, что говорилось об искусстве памяти в "О памяти и
припоминании", монахи превратили этот труд в основу для оправдания
Туллиевых мест и образов, посредством пересмотра их психологической реальности
и с привлечением высказываний Аристотеля о памяти и реминисценции. Эта работа
была проделана параллельно с возвращением к изучению добродетелей в свете
трудов Аристотеля. Одно было тесно связано с другим, так как искусная память
была частью одной их основных добродетелей.

Иногда раздаются
возгласы удивления по поводу того, что век схоластики с его приверженностью к
абстракции, низкой оценкой поэзии и метафоры, был также эпохой необычайного
расцвета образного мышления и новой образности в религиозном искусстве.
Разыскивая объяснения этого явного парадокса в сочинениях Фомы Аквинского, мы
приводили фрагмент, где он оправдывает использование метафоры и образности в
Священном Писании. Аквинат задается вопросом, почему в священных текстах
используется образность, ведь "повествование, пользующееся различными
уподоблениями и изображениями, относится к поэзии, низшей из всех наук".
Он размышляет о связи поэзии с грамматикой, низшим из свободных искусств, и
спрашивает, почему же Священное Писание прибегает к столь низким областям
знания. Ответ гласит, что Библия повествует о духовных предметах, скрытых под
личиной телесных вещей, "потому что для человека естественно стремиться к
умопостигаемому, обращаясь к помощи чувственно воспринимаемого, так как всякое
наше знание начинается с ощущения". Это очень напоминает аргумент,
оправдывающий использование образов в искусной памяти. Очень странно, что те,
кто ищет в схоластике объяснение религиозного использования образов, проходят
мимо подробного исследования этого вопроса Альбертом и Фомой. Что-то все время
упускается из виду и это "что-то" - именно память. Память, которая
имела не только огромное практическое, но также религиозное и этическое
значение для человека минувших эпох. Августин, великий христианский ритор,
считал память одной из трех способностей души, а Туллий, эта христианская душа
дохристианской эпохи, определил ее как одну из трех частей благоразумия. Он же
дал рекомендации, как запечатлеть "вещи" в памяти. Посмею
предположить, что христианское дидактическое искусство, требовавшее, чтобы
автор излагал свое учение в удобной для запоминания манере, выразительно
демонстрируя "вещи", содействующие добродетельному и
недобродетельному поведению, возможно, больше, чем мы можем предположить,
обязано классическим правилам, которые никогда не имеют в виду в этом
контексте, - тем самым поразительным imagines agentes, которые, как мы видели,
переместились со страниц учебника по риторике в схоластический трактат по
этике.

По словам Э.
Панофского, кафедральный собор высокой готики, возведенный в соответствии с
"системой однородных частей и частей этих частей", подобен
схоластической summa. Напрашивается странная мысль: если Фома Аквинский
запечатлевает в памяти свою собственную Summa в "телесных подобиях",
расположенных в порядке следования ее частей, то такая абстрактная Summa могла
материализоваться в памяти в виде чего-либо подобного готическому собору,
наполненному образами, которые располагаются в установленных местах. Мы
воздержимся от слишком большого количества гипотез, но все же несомненно, что Summa,
в одной из своих обойденных вниманием частей, оправдывает и поощряет
использование прежней образности и создание новой.

На стенах
капитула доминиканского монастыря Санта Мария Новелла во Флоренции сохранилась
фреска XIV века, прославляющая мудрость и добродетельность Фомы Аквинского.
Фома изображен сидящим на троне в окружении парящих фигур, символизирующих
широту его знаний. Те семь, что справа, - свободные искусства. Самое отдаленное
- наиболее низкое из них, Грамматика, рядом с ней - Риторика, затем Диалектика,
Музыка (с органом) и т. д. Перед каждой из них восседает знаменитый
представитель данного искусства: перед Грамматикой - Донат, перед Риторикой -
Туллий, перед Диалектикой - Аристотель, в широкой шляпе и с наколотым на вилку
куском белого хлеба, и далее подобные изображения рядом с фигурами остальных
искусств. Затем идут семь женских фигур; хотя и не предпринималось попытки
систематического их истолкования, они считаются символами теологических наук
или теологической части учения Фомы. Перед ними сидят представители этих
разделов учения, епископы и другие, точно не установленные лица.

Очевидно, что
эта схема далеко не во всем оригинальна. Что может быть привычнее семи
добродетелей? Семь свободных искусств вместе с их представителями, - это тематика
древности (читатель может вспомнить о портике Шартрского собора), еще семь
фигур, символизирующих другие науки, и их представители являются просто ее
продолжением. Но художники середины XIV века и не стремились к оригинальности.
Фома защищает и поддерживает традиции церкви, используя свою огромную ученость.

Познакомившись
в этой главе со средневековым Туллием, мы, может быть, с удвоенным интересом
взглянем на него, скромно сидящего слева от Риторики, занимающей довольно
невысокое положение в системе свободных искусств, лишь на одну ступень выше,
чем Грамматика, и ниже Диалектики с Аристотелем. Может быть, он все же более
значителен, чем кажется? А эти четырнадцать женщин, сидящие по порядку, как в
церкви, на своих местах, - не символизируют ли они не только ученость Фомы, но
и его метод запоминания? Не являются ли они, другими словами, "телесными
подобиями", созданными отчасти по хорошо известным канонам свободных
искусств, приспособленным для индивидуального восприятия, а отчасти с помощью вновь
найденных образов?

Я оставляю эти
вопросы открытыми, и хочу лишь подчеркнуть, что средневековый Туллий - очень
важная фигура в схоластической системе вещей. Разумеется, именно он сыграл
первостепенную роль в средневековом преобразовании классического искусства памяти.
И хотя следует самым тщательным образом отделять искусство как таковое от
искусства памяти, которое является невидимым искусством, их сферы, конечно же,
пересекаются. Ведь когда людей обучают создавать образы для запоминания, трудно
предположить, что эти внутренние образы не прорываются иногда наружу и не
получают внешнего выражения. Или наоборот, если "вещи", которые нужно
было запомнить, обладали теми же свойствами, что и "вещи", которые с
помощью образов внушало христианское дидактическое искусство, то места и образы
этого искусства сами по себе могли отражаться в памяти и становиться благодаря
этому "памятью искусной".


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Немцы и евреи в нацистской Германии: современная зарубежная историография о рядовых исполнителях холокоста
Реферат Бюджетный кодекс Российской Федерации
Реферат Унамуно Мигель
Реферат Влияние учебной деятельности на психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста
Реферат Sigmund Freud-курсовая на английском
Реферат Перепись населения США 1800
Реферат Учет расчетов по оплате труда с рабочими и служащими
Реферат Роль любовной драмы Чацкого в основном конфликте комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Реферат Эпидемиологический надзор за ИППППВИЧ обзор по стадиям
Реферат Nutrition And You Essay Research Paper Nutrition
Реферат The Great Gatsby 7 Essay Research Paper
Реферат Реабилитация детей среднего школьного возраста при нарушении осанки с помощью ЛФК на санаторно курортном
Реферат Выбор жизненного пути старшеклассников как социально-педагогический феномен
Реферат Congressman Gejdenson Essay Research Paper CongressmanSam GejdensonI
Реферат Miss Massey Essay Research Paper Miss MasseySummaryIn