Свобода и
независимость как основные понятия экзистенциального мировоззрения
Экзистенциональная
психология представляет собой своеобразный итог развития европейской мысли
последних двух столетий, вобравший в себя достижения таких направлений, как
философский иррационализм (Шопенгауэр, Кьеркегор), "философия жизни"
(Ницше, Дильтей), интуитивизм (Бергсон), экзистенциализм Хайдеггера, Ясперса,
Камю, Сартра и философско-психологические воззрения многих других
исследователей.
Главный предмет
экзистенциальной психологии - смысл человеческой жизни, условия его обретения,
изменения и утраты. По мнению Г.Линдсея(1), экзистенциальную психологию можно
определить как эмпирическую науку о человеческом существовании, использующую
метод феноменологического анализа. Существование или экзистенция - ключевое
понятие в этой гуманистической ориентации. Экзистенциалисты различают
"бытие" и "существование": "бытие" относится к
окружающему человека природному и социальному миру, а "существование"
- к внутренней жизни человека, к его индивидуальному "я".
"Существование"
- это индивидуальная жизнь, наполненная переживанием отношений человека с
миром. С другой стороны, "существование" понимается как постоянное
"экзистирование" (М. Хайдеггер), т.е. выход за пределы. У Хайдеггера
это состояние характеризуется как "забота" или "забегание
вперед", у Сартра - как осуществление личностью своего
"проекта". При этом экзистенциональная психология утверждает единство
индивида -в -мире. Любой взгляд, разрушающий это единство, - это разрыв
целостности человеческого существования.
Постигая себя
как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя,
своей сущности, накладывающий на него ответственность за свою жизнь и
происходящее в мире. Вот почему свобода рассматривается экзистенциалистами как
фундаментальная характеристика человеческого существования. Свобода, указывает
М. Босс, не есть нечто, чем люди обладают; она есть нечто, что они есть.
Свобода выступает одной из универсальных характеристик человеческого бытия, как
способность человека овладевать условиями своего бытия. Понятие свободы связано
с понятиями необходимости, зависимости - независимости, отчуждения, ответственности.
Индивид не
пешка в руках среды и не порождение инстинктов или потребностей. Он обладает
свободой выбора и единственный ответственен за собственное существование. Но,
многие исследователи предполагают еще одну фундаментальную характеристику бытия
- вину, полагая ее исконной и неизбежной чертой человеческого существования.
Лишь актуализируя свой потенциал люди, могут жить аутентичной жизнью. Вина
может проявляться в ограничении возможностей своего существования или отказе от
них, или в зависимости индивида от среды, позволяя другим (или среде) управлять
собой. Босс: " В этом смысле человек остается виновным всю свою жизнь - то
есть должным в отношении всех требований, уготовленных будущей его жизнью, до
последнего дыхания…"(2). Люди свободны выбирать любую жизнь, бытие - это
возможность отношения к тому, что мы встречаем. Значение связи "свобода -
ответственность" подробно рассмотрено в книге Э.Фромма "Бегство от
свободы": "Я свободен" означает в то же время "Я полностью
ответственен за свое существование"(3). Становление человеком - сложный
проект, и немногим удается его выполнить. Именно этот принцип свободы в
экзистенциальной психологии связывает ее с гуманистическим движением,
представленным теорией самоактуализации А.Маслоу, центрированной на человеке
теории К.Роджерса, логотерапии В.Франкла и др.
Одним из
основополагающих направлений в экзистенциальной психологии послужил
экзистенциальный психоанализ Ж.П. Сартра. Не будучи профессиональным психологом
или психиатром, французский мыслитель и литератор, Ж.П. Сартр первым вводит
термин "экзистенциальная психология" и рассматривает в своих работах
проблемы свободы ответственности и выбора, проблемы поиска смысла
существования. Исходным пунктом психологического познания у Сартра служит рефлексия,
в самосознании мы можем найти единственное несомненное подтверждение реального
бытия. Рефлексия в качестве квази -познания схватывает одновременно и символ и
символизацию. Критика классического психоанализа и отказ от признания сферы
бессознательного имеет важное методологическое значение. Свободный выбор
сознателен. Это означает, что человек несет бремя ответственности за этот
выбор, он не может снять с себя эту ответственность, апеллируя к спонтанности
автономного бессознательного. Объясняя свой метод, Сартр делает парадоксальный
вывод: "Свободный выбор, который делает человек, из самого себя, абсолютно
тождествен тому, что называют судьбой"(4).
Л. Бинсвангер,
родоначальник собственно экзистенциального анализа, привнес в экзистенциализм
свою многолетнюю практику психиатра. Рассматривая клинические или пограничные
состояния личности, Бинсвангер отвергает принцип казуального объяснения
психических явлений. Опыт индивида не должен сводиться к научным понятийным
конструкциям, а интерпретироваться в его собственных терминах. Мир безумца -
осмысленный мир, даже если это не наш смысл. Смысл экзистенциального анализа
усматривается в том, чтобы помочь невротику осознать себя свободным существом,
способным к самодетерминации. Экзистенциальный анализ исходит из посылки,
согласно которой подлинно личностное в человеке раскрывается только тогда,
когда он освобождается от причинных связей с материальным миром, социальной
средой. Психические заболевания - следствие утраты непрерывности
самостановления, это крайняя степень неподлинности, удаленности от свободного
трансцендирования. Психически больные люди не видят вероятностного характера
бытия - бытия - возможности. Как считал Бинсвангер, достоверная экзистенция
субъекта определяется лишь благодаря внедрению глубин экзистенции в свое Эго, с
ориентацией человека на автономный выбор жизненных проекций ил путей.
Временная
связь, то есть способность переносить прошлое в настоящее, вместе со
способностью действовать во временной перспективе составляет сущность разума и
личности. Утрата временной перспективы оказывается фатальной в генезисе
психических нарушений. Глубокое беспокойство и депрессия аннулируют будущее. В
тех случаях, когда субъект не открыт своему будущему он начинает осознавать
себя одиноким, его внутренняя проекциональность мира свертывается, а
потенциальные ресурсы блокируются.
Только когда
человек осознает и ощущает себя самореализованным и автономным, следовательно,
аутентичным, он может самозащититься от различных неврозов и психодефектов.(5)
Основные
принципы экзистенциальной психологии получили свое продолжение и развитие во
многих теориях и исследованиях, в данном случае мы коснемся теории А. Маслоу.
Теория А. Маслоу базируется на ряде допущений относительно человеческой
природы. В каждом человеке предполагается активная воля к здоровью и
актуализации собственного потенциала.(6) Люди становятся деструктивными в
случае искажения, отвержения или фрустрации их внутренней природы.
Отличительными чертами самоактуализирующегося человека являются ориентировка на
реальность, спонтанность, центрированость на проблеме, а не на себе,
автономность и независимость, а также способность к трансценденции.
Гуманистическая
наука в таком понимании поднимает вопрос о глубинных сторонах человеческого
бытия, о свободе и ответственности, о ценности и смысле жизни, о высших
достижениях человеческой природы. Экзистенциальное мировоззрение растворилось
во множестве теорий как в психологии, так и в литературе, искусстве и других
областях человеческой деятельности, по иному открыв проблематику жизни и
смерти, времени и индивидуальности.
Для психологии
несомненно важным является главный вопрос экзистенциалистов о свободном
человеческом существовании в мире, о построении своего жизненного пути, об
ответственности за свою жизнь. Поставив перед нами эти вопросы,
экзистенциальная психология открыла новые горизонты научного знания в
психологии личности и дала толчок развитию психологии жизненного пути, убирая
вакуум, возникший из-за отсутствия специальной психологической дисциплины,
ориентированной на жизненно- смысловые проблемы.
Список
литературы
(1) Холл К.С.,
Линдсей Г. Теории личности. - М.,1997 - 720 с.
(2) Boss M. The analysis of dreams. 1963.
(3) Фромм Э.
Бегство от свободы. - М., 1991.
(4) Кузнецов
В.Н. Жан Поль Сартр и экзистенциализм. -М., 1969
(5) Бинсвангер
Л. Бытие в мире. - М., СПб., 1999. - 300 с.
(6) Маслоу А.Г.
психология бытия. - М.,1997. -304 с.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://psylib.ukrweb.net/