Психологическая
диагностика как наука
1.
Исторические корни современной психодиагностики [1]
Психология не
может стать прочной и точной, как физические науки, если не будет базироваться
на эксперименте и измерении.
Д.М. Кеттел
(журнал "Mind", 1890)
Становление и
развитие психодиагностики происходит в конце XIX в. Оно связано с зарождением
дифференциально-психологического изучения человека , которое складывалось под
влиянием запросов практики. В конце XIX века оформилась "индивидуальная
психология" , целью которой было изучение индивидуальных особенностей
человека с помощью экспериментально-психологических методов. Первыми
достижениями индивидуальной психологии были исследования учеников В.Вундта:
Э.Крепелина, Д.Кеттела, а также других ученых – А.Бине, А.Лазурского.
В начале ХХ
века сложились благоприятные условия для возникновения тестологии . Рост
промышленности, вовлеченность больших масс в процесс производства (в США),
потребность в высококвалифицированных рабочих побуждали промышленников
обратиться к проблеме профессионального отбора, профориентации. Это
способствовало возникновению тестов .
Но тестология
не являлась единственным направлением психологии индивидуальных различий
(другое название – "дифференциальная психология" ). Русский ученый
А.Ф.Лазурский (в 1912 г.) писал, что изучать индивидуальные различия с помощью
одних только тестов недостаточно. Он выступал за естественный эксперимент,
благодаря которому исследовались не отдельные психические процессы (как с
помощью тестов), а психические функции и личность в целом. Примерно в эти же
годы другим русским ученым Г.И. Россолимо был предложен метод целостной оценки
личности с помощью "психологического профиля", показывающего уровни
развития психических процессов.
Перечисленные
тенденции становления психологического знания в нашей стране и за рубежом
явились прототипами современных направлений в психодиагностике.
2. Предмет
психодиагностики как научного знания [2]
Психологическая
диагностика изучает способы распознавания и измерения
индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и
особенностей интеллекта). Распознавание и измерение осуществляется с помощью
методов психодиагностики (см. Тема 2).
Психодиагностика
неразрывно связана с предметными областями психологической науки: общей
психологией, медицинской, возрастной, социальной и др. Явления, свойства и
особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью
психодиагностических методов. Результаты психодиагностических измерений могут
показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности,
уровень развития, они могут также выступать как способы проверки истинности
теоретико-психологических построений различных психологических направлений.
Так же, как
психодиагностика "обслуживает" предметные области психологической
науки, саму психодиагностику "обслуживает" так называемая
дифференциальная психометрия. Целью дифференциальной психометрии является
разработка требований к измерительным психодиагностическим методам. Эти
требования относятся к адаптации методов, интерпретации получаемых данных, к
процедуре разработки методов, разработке и применению математического аппарата
для анализа получаемых данных.
3.
Номотетический и идеографический подходы в психодиагностике
В
психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания
индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический [3] и
идеографический [4]. Эти подходы отличаются по следующим основаниям:
понимание
объекта измерения;
направленность
измерения;
характер
методов измерения.
Основание
Номотетический подход
Идеографический подход
Понимание объекта измерения
Понимание личности как набора свойств
Понимание личности как целостной системы
Направленность измерения
Выявление и измерение общих для всех
людей свойств личности
Распознавание индивидуальных
особенностей личности
Методы измерения
Стандартизованные методы измерения,
требующие сопоставления с нормой
Проективные методики и идеографические
техники
Примечания:
[1] См. 1. С.
23-34; 3. С. 261-273.
[2] См. 1. С.
3-14.
[3]
Номотетический (от лат. Norma – образец) подход – измерение
индивидуально-психологических особенностей, требующее соотнесения с нормой.
[4]
Идеографический (от греч. образ, идея) подход – распознавание
индивидуально-психологических особенностей и их описание.
Список
литературы
Общая
психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина.– М.: Изд-во МГУ, 1987.
Словарь-справочник
по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., отв. ред. С.Б.
Крымский. – Киев : Наук. думка, 1989. С. 114-116.
Ярошевский М.Г.
История психологии. – М.: Мысль, 1976. С.463
О. В. Белова.
Психологическая диагностика как наука.