Реферат по предмету "Психология"


Умение выгодно рисковать

Умение
выгодно рисковать

Абчук Владимир
Авраамович, менеджер-предприниматель, имеющий многолетний опыт консультирования
различных коммерческих организаций; член Экспертного Совета по предпринимательству
при Губернаторе Ленинградской области, академик Международной Академии
Информатизации.

Опыт
свидетельствует о том, что умеющий вовремя рисковать оказывается в большом
выигрыше. Риск не прихоть и не красивый жест. Можно провести границу между оправданным
и неоправданным риском, и воспользоваться теми преимуществами, которые дает
обоснованный риск.

Риск — один из
ключевых, важнейших элементов коммерческой деятельности. Разобраться, что такое
риск, очень важно. Опыт человечества свидетельствует: тот, кто умеет вовремя
рисковать, оказывается в большом выигрыше. Вспомним решительных политиков,
отважных полководцев, бесстрашных предпринимателей и инженеров, наконец,
примеры из собственной жизни, когда «смелость города берет».

Риск не прихоть
и не «красивый жест». Во многих случаях решение, сопряженное с риском,
оказывается неизбежным, уклониться от рискованных действий, обойтись без них
просто нельзя. Необходимо, конечно, сделать все, чтобы уменьшить нежелательный
риск, но если действия, сопряженные с риском, оказываются неизбежными, то нужно
научиться расчетливо рисковать, овладев наукой и искусством риска. Научный
анализ дает возможность провести четкую границу между оправданным и
неоправданным риском, а значит, и воспользоваться теми преимуществами, которые
способен дать обоснованный риск.

Слово «риск»
испано-португальского происхождения и означает «подводная скала» (недаром
«риск» похож на «риф»), т. е. опасность. Под риском, говорится в толковом
словаре русского языка, следует понимать «действие наудачу, в надежде на
счастливый исход». Из такого определения понятно — идти на риск нас вынуждает
неопределенность, неясность обстановки: необходимо действовать, а как —
неизвестно. Драма необходимости выбора при недостаточных основаниях знакома
экономистам и инженерам, руководителям и предпринимателям — всем, кому
приходится решать. Причем, чем больше неопределенность при принятии решений,
тем больше и риск.

Из краткого
определения риска следует, что, во-первых, он представляет собой образ действий
в неясной, неопределенной обстановке (наудачу), во-вторых, что рисковать
следует лишь в тех случаях, когда возможен успех(в надежде), и, в-третьих:, что
ожидаемый положительный результат риска носит закономерный характер, счастливый
исход). Итак, резюмируем характерные причины риска: неопределенность, ожидание
успеха и надежда на счастливый исход.
Каковы
причины неопределенности, порождающие риск?

Первая причина
неопределенности — Незнание, т. е. неполнота, недостаточность наших знании об
окружающем мире. С подобного рода неопределенностью человек столкнулся очень
давно, в те далекие времена, когда впервые стал принимать осмысленные решения.
Ведь уже тогда она была помехой любого начинания. Неосведомленность о законах
природы мешала производственной деятельности, не позволяла эффективно вести
хозяйство. И люди стали стремиться всеми силами изгнать неопределенность из
своей жизни. История развития человечества — это, вместе с тем, история борьбы
с неопределенностью. Раскрывая закономерности в сложных явлениях природы, наука
все более ограничивала сферу действия этой неопределенности: установление
причин разливов рек и астрономических явлений, открытие закона всемирного
тяготения и плавки металлов заставили неопределенность сильно потесниться. Были
попытки и совершенно изгнать ее из жизни. «Ум, которому были бы известны для
какого-либо момента все силы, одушевляющие природу, и относительное положение
всех ее составных частей… обнял бы в одной формуле движение величайших тел
вселенной наравне с движением легчайших атомов: не оставалось бы ничего, что
было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и настоящее, предстало
перед его взором», — писал великий французский ученый П. Лаплас на рубеже
XVIII-XIX столетий. По Лапласу, все в мире предопределено. Стоит лишь хорошо
изучить мир — и неопределенности незнания не останется места. Наивность
подобных воззрений сегодня ясна каждому школьнику.

К сожалению,
незнание, неосведомленность далеко не единственная причина неопределенности.
Предположим, мы хорошо осведомлены и обстановка нам ясна. Можем ли мы, однако,
быть уверенными, что все пойдет «как по маслу»? Увы, не исключено, что погода
вдруг изменится неожиданным образом, «механизм выйдет из строя, в экономике
предприятия наступит резкое ухудшение. В наши планы готов вмешаться некто
могущественный и коварный. Имя этого нового источника неопределенности —
Случайность.

Случайностью мы
называем то, что в сходных условиях происходит неодинаково, причем заранее
нельзя предугадать, как будет в этот раз. Спланировать каждый данный случай
невозможно. А раз мы не знаем, к чему может привести случайность, появляется
риск.

Итак, мы
отметили пока две причины неопределенности и связанного с ней риска: Незнание и
Случайность. Есть и третья: Противодействие. Так, противодействие проявляется в
неопределенности обеспечения плана предприятия ресурсами, нарушении договорных
обязательств поставщиками, авариях техники. Могут противодействовать начинаниям
также неопределенность спроса на продукцию и трудности ее сбыта. В так
называемой конфликтной ситуации противодействие часто приводит к необходимости
принимать решения, сопряженные с риском. Примерами такой ситуации могут служить
конфликты между грузоотправителем и грузополучателем, строителем и заказчиком,
трудовые конфликты в коллективе, всевозможные разбирательства по результатам
аварий — одним словом, все те случаи, когда интересы сторон не совпадают.

Выяснив, что
главная причина риска — неопределенность, естественно попытаться узнать, как же
поступать с этой неопределенностью, что делать с порождающим ее Незнанием,
Случайностью и Противодействием?

Пути борьбы с
Незнанием очевидны. Чем определеннее наши знания, чем лучше мы изучили
обстановку, тем вернее решение, тем меньше риск. Не зря служба информации
приобрела в рыночной экономике огромное значение.

«Механизм»
процесса выбора одной из альтернатив решения задачи, связанной с риском,
изучается психологией. Существуют две основные теории такого выбора. Первая,
так называемая познавательная теория, которой придерживается сегодня большинство
психологов, исходит из того, что выбор осуществляется человеком сознательно, на
основе некоторой системы правил — алгоритма решения. Вторая, так называемая
поведенческая теория считает, что выбор осуществляется автоматически, в
соответствии с ранее возникшими у человека ассоциациями между стимулами и
реакциями — по типу условного рефлекса. В пользу преобладающего значения
познавательной теории говорит то, что человек рассматривается в качестве
активно действующего субъекта, самостоятельно создающего представление задачи и
вырабатывающего правила ее решения в зависимости от поставленных целей. Вместе
с тем и в поведенческой теории наличествует определенный рациональный элемент —
прослеживание связи между прошлым опытом и действиями в ситуации, содержащей риск.
Особенно важно это для действий в экстремальных условиях, когда на размышления
может не оказаться времени.

Система правил,
которой человек пользуется в процессе выбора альтернативы, носит название
стратегии. Наличие определенных правил у лица, принимающего решение,
сопряженное с риском, является результатом процесса обучения. Они могут быть
самого различного качества. Стратегии, позволяющие в наиболее возможной степени
приблизиться к поставленной цели, носят название оптимальных. Наличие
оптимальной стратегии, однако, еще не означает, что поставленная задача будет
решена наилучшим образом. Помимо эффективности, каждой стратегии присуща
определенная трудность реализации. Подобно тому, как знание правил и наилучших
способов игры в шахматы еще не гарантирует успеха, наличие эффективной
стратегии не означает еще, что ее удастся успешно применить. Не меньшее
значение приобретает искусство принимать верные решения, сопряженные с риском.

При принятии
решений, сопряженных с риском, наряду с объективными условиями обстановки
важное значение имеют субъективные факторы, определяемые, в первую очередь,
чертами личности коммерсанта — того, кто идет на риск. Прежде чем анализировать
эти черты, необходимо ответить на, казалось бы, элементарный вопрос: кто же
именно принимает решение, сопряженное с риском? Вопрос этот, между тем, далеко
не элементарен. Под лицом, принимающим решение, мы будем понимать систему (лицо
или круг лиц), которая производит выбор альтернативы и несет ответственность за
свое решение. Лишь при наличии этих двух условий — выбора и ответственности —
можно с полным основанием говорить о том, что решение принято конкретным
юридическим лицом. Выбор альтернативы свидетельствует о волевом рациональном
действии, упоминание об ответственности указывает на заинтересованность
принимающего решение в достижении определенной цели.

Для
психологического анализа черт коммерсантов, принимающих решение, необходимо
установить общие и индивидуальные свойства характера тех, кто решает, и оценить
их влияние на принятие решения, связанного с риском. Общими чертами лиц,
принимающих решение, являются целеустремленность, характеристика системы
памяти, структура познавательной деятельности, наличие определенных правил
(стратегии) при выборе алнтернативы. Индивидуальными чертами лица, принимающего
решение, являются черты личности человека, его творческие способности.

Рассмотрим
важнейшую черту коммерсантов, принимающих решение. Это — целеустремленность,
ибо действия, сопряженные с риском, всегда целенаправленны. Под целью при этом
понимается результат, который принимающий решение стремится получить и который
представляет для него определенный интерес, — полезность. При одной и той же
задаче цели решения могут быть различными. Каждая из целей совершенно
по-разному освещает решение. Отсутствие же цели делает решение, особенно
решение, связанное с риском, бессмысленным и даже безрассудным.

Целеустремленная
система (лицо или круг лиц, принимающих решение) отличается от
нецелеустремленной рядом показателей, которые называют критериями
целеустремленного поведения. Вот главные из них:

1.
Целеустремленная система способна создавать подцели, образующие иерархическую
структуру. Так, если конечной целью является минимизация времени выполнения
задания, то подцелями может стать анализ переменных, влияющих на этот
результат.

2.
Целеустремленные системы способны выбирать средства и методы, соответствующие
данной задаче. Если избранный метод не ведет к намеченной цели, система через
некоторое время меняет его.

3. Если процесс
решения прерывается какими-либо обстоятельствами- внешними или внутренними,
целеустремленная система способна через некоторое время вернуться к решению
снова.

4.
Целеустремленная система благодаря наличию памяти избегает повторения.

5. Если
система, принимающая решение, достигла поставленной цели, она прекращает работу
над задачей, считая ее решенной.

Практически
лицо, принимающее решение, преследует не одну, а несколько целей. Несколько
целей, поставленных совместно, образуют сложную цель. Сложная цель может
достигаться одновременно, поочередно или методом так называемого размещения.
Последний метод отличается от предыдущего лишь тем, что очередность достижения
целей определяется не только принятым решением, но и зависит от объективных
условий деятельности, времени суток, времени года и т. п. Лицо, принимающее
решение, должно в этом случае приноравливаться, например, к существующим
биологическим явлениям: времени сна, приема пищи и т. п.

Индивидуальные
черты лица, принимающего решение, связанное с риском, включают такие свойства,
как оригинальность мышления, уровень тревоги, агрессивность, самостоятельность,
экстравертность или интровертность, эгоизм и др.

Существует ли у
отдельных лиц, принимающих решение, склонность к риску? Можно ли делить людей
на перестраховщиков, питающих к риску отвращение, и авантюристов, которые идут
на риск с удовольствием? Большинство психологов считают, что склонность к риску
или его отрицание в общем случае не являются свойствами личности. Отношение к
риску определяется главным образом условиями обстановки или некоторыми
индивидуальными психологическими особенностями человека, такими, например, как
агрессивность или уровень тревоги. Проявление этих особенностей применительно к
риску может быть различным. Мы знаем из практики, что один и тот же человек
может быть лихим автомобилистом-любителем, систематически превышающим скорость
наличной машине, но весьма осторожным и осмотрительным хозяйственником. Вместе
с тем в современной психологии существует гипотеза, в соответствии с которой
определенные группы людей одинаково относятся к любому риску.

Некоторое
распространение приобрела теория стремления к успеху, в соответствии с которой
отношение лица, принимающего решение, к риску определяется прежде всего его
стремлением к успеху. Эта теория исходит из анализа направленности, силы и
устойчивости деятельности человека. Высказывается предположение, что лицо,
принимающее решение, в тех случаях, когда у него стремление к успеху сильнее,
чем стремление избежать неудачи, будет предпочитать средний уровень риска. В
тех же случаях, когда стремление избежать неудачи сильнее, чем стремление к
успеху, будет предпочитаться низкий либо высокий уровень риска. Объяснение этих
предпочтений следующее. Если человек стремится прежде всего добиться успеха, то
он принимает решение с таким расчетом, чтобы во всех случаях застраховать себя
от неудач. Пусть успех будет небольшим, но гарантированным. Этому и
соответствует некоторый средний уровень риска. Если же человек прежде всего
хочет избежать неудачи, то он принимает такое решение, при котором либо совсем
нет риска, либо риск настолько велик, что он сможет объяснить свой провал
трудностью задачи. Теория стремления к успеху неоднократно проверялась
экспериментально.

Психологами
выполнен ряд исследований по установлению влияния на решения, сопряженные с
риском, определенных индивидуальных черт человеческой личности. Было
установлено, например, что решения с большей степенью риска принимались людьми
с сильной потребностью в преобладании, самоутверждении и более агрессивными. Большой
риск обеспечивает большие возможности удовлетворения указанных потребностей.
Осторожные решения с небольшим риском принимались людьми, обладающими сильной
потребностью в независимости и большой настойчивостью в действиях. Потребность
в независимости находила удовлетворение потому, что при малом риске принимающий
решение мало зависит от случайностей. Настойчивость же давала возможность,
несмотря на малый успех при каждом отдельном действии (за счет малого риска —
малый выигрыш), добиться в конечном счете нужного результата.

Вместе с тем,
психологические исследования показали, что большинство других черт личности,
таких, например, как эгоизм, конформизм (приспособленчество) и т. д., не влияют
на принятие решений, связанных с риском.

Анализируя
связь между чертами личности и ролью интеллектуальных способностей, психологи
пришли к выводу о том, что при принятии решений, сопряженных с риском, лица,
способные выдвигать значительное число альтернативных решений, обычно обладают
такими качествами, как вера в собственные силы, низкий уровень тревоги,
установка на внешнее окружение (экстравертность) и пр. С другой стороны,
противоположные качества — неуверенность в себе, высокий уровень тревоги,
интровертность (установка на внутренние мотивы) — не благоприятствуют генерации
альтернативных решений.

Важным
психологическим фактором для действий, связанных с риском, является оценка
лицом, принимающим решение, источника управления. Применительно к этой оценке
можно условно разделить людей, принимающих решение, на две группы: на лиц с
внутренней и лиц с внешней стратегией. Лица с внутренней стратегией считают,
что их успехи или неудачи определяются прежде всего их личностными качествами:
способностями, волей, уровнем интеллекта и т. п. Люди этого типа обладают большой
ответственностью за свои решения. Именно этот тип людей должен подбираться на
должности, требующие большей самостоятельности и, вместе с тем, компетентности
и целеустремленности. Лица с внешней стратегией, напротив, исходят из того, что
их поражения и победы зависят главным образом от внешних факторов, на которые
они не могут воздействовать. Установка лица, принимающего решение, на
внутреннюю или внешнюю стратегию достигается прежде всего воспитанием и имеет
большое значение при действиях, сопряженных с риском.

Лица с
внутренней стратегией значительно более активны, более целеустремленны при
поиске информации в неопределенной обстановке. Они лучше ведут себя в сложных,
меняющихся условиях, легче преодолевают трудности. Эта группа людей более
объективна в оценке полученных результатов и выводах по ним. Лица с внутренней
стратегией чаще принимают решения со средним уровнем риска и реже — с наиболее
высоким уровнем риска. Объяснить это можно тем, что лица с внутренней
стратегией в основном рассчитывают на свои силы и способности и не стремятся
принимать решения, при которых приходится уповать главным образом на
случайность.

Наряду с
личностными характеристиками коммерсанта важнейшую роль при принятии решений,
связанных с риском, играют условия, в которых осуществляется рискованное
действие,- факторы среды.

Факторы среды,
влияющие на принимаемое рискованное решение, можно условно разделить на два
вида: связанные с данной задачей и выходящие за рамки данной задачи.

К первому виду
относятся, например, условия обстановки, возникшие в ходе решения задачи. Ко
второму виду факторов относятся те, которые существуют независимо от решаемой
задачи.

Влияние
факторов второй группы может быть учтено заблаговременно в типовых стандартных
рекомендациях, факторы же первой группы требуют от принимающего решение
нестандартных ответов.

Факторы второго
вида более консервативны, первого — более подвижны, изменчивы.

Роль факторов
среды проявляется прежде всего в том, что они могут ограничивать количество
альтернатив и тем самым уменьшать свободу выбора при принятии решения.

Психологами
отмечено, что исключение некоторых возможных альтернатив вызывает у
принимающего решение ответную реакцию, так называемое реактивное сопротивление.
Суть его в том, что человек стремится вернуть утраченную из-за влияния среды
альтернативу, которая становится для него в силу самой утраты более
привлекательной.

Реактивное
сопротивление личности изменениям условий среды проявляется также при появлении
новых альтернатив. В этом случае старые альтернативы начинают казаться более
привлекательными. Можно привести в качестве примера отношение некоторых
руководителей к старым способам производства, отношение конструкторов к старым
традиционным конструкторским решениям и техническим схемам и т. п.

В отдельных
случаях связь между условиями среды и решением на рискованные действия носит
парадоксальный характер. Экспериментами было установлено, например, что при
принятии решения на действия, связанные с риском, предпочтение обычно отдается
величине возможного результата, а не величине риска.

Предпочтение,
однако, меняется на противоположное, если решение, связанное с риском, данным
лицом не принимается, а предлагается им принять другому лицу. В последнем
случае величине риска отдается явное предпочтение. Это подтверждает высказанное
выше положение о прямой зависимости принимаемого решения от содержания задачи.

Особый интерес
представляет влияние среды на решения, принятые в трудных, стрессовых
ситуациях. Трудная ситуация характеризуется следующими основными признаками:
информационными перегрузками, помехами, угрозами.

Информационные
перегрузки означают излишне насыщенный поток сведений об окружающей обстановке,
разобраться в котором в требуемые сроки невозможно. На первый взгляд кажется,
что для принимающего решение опаснее дефицит, нехватка информации, однако это
не так. Нехватка информации является типичной, нормальной ситуацией принятия
решений, связанных с риском. Для случая дефицита информации разработаны
специальные методы выработки решений в неопределенной обстановке. Что касается
информационных перегрузок, то они блокируют работу по принятию «решений,
вызывают существенное ее усложнение.

Помехами в
выработке решений могут служить внешние причины (состояние погоды и т. п.),
постороннее воздействие — мы называли его противодействием — или нехватка
времени. Принятие решений в условиях помех осуществляется с использованием
аппарата Теории игр и статистических решений.

Под угрозами в
процессе выработки решений, связанных с риском, понимаются различные физические
или моральные опасности, ожидающие принимающего решение в результате сделанного
им выбора. Анализ последствий угроз производится с использованием аппарата
Теории игр.

Существуют
специальные исследования особенностей принятия решений человеком в трудных,
стрессовых ситуация». Влияние этих ситуаций неоднозначно. С одной стороны,
стрессовые воздействия снижают качество принимаемых решений, с другой — могут
оказывать определенное мобилизующее влияние.

Одним из
исследователей был поставлен эксперимент по принятию решений, связанных с
риском. У испытуемых были выявлены два типа реакций на трудность обстановки.
Первый тип — обычные, специфические реакции, соответствующие типу помехи или
угрозы. Второй, наиболее интересны тип — неспецифические реакции. Они не имеют
непосредственной связи с конкретной причиной стресса и бывают трех типов:
мобилизации, расстройства и деформации.

Реакция
мобилизации заключается в возникновении особого эмоционального состояния,
которое улучшает качество принимаемых, решений за счет усиления гибкости
мышления, возникновения оригинальных ассоциаций и т. п. Сокращается время
решения задачи, более легко отыскиваются альтернативы и их последствия.

Реакция
расстройства заключается в появлении отдельных трудностей принятия решения.
Уменьшается подвижность мышления. Сокращается число альтернатив, ухудшается
предвидение их результатов. Избираются слишком общие и неточно очерченные
варианты действий (глобальность реакций), практическое выполнение которых
оказывается невозможным. Несмотря на все это, данная реакция не исключает
выполнения принимающим решение своих обязанностей.

Реакция
деформации заключается в полном нарушении действий по принятию решений.
Теряется способность найти рациональный вариант выбора. Решение приобретает
стереотипность, появляются сильные эмоции, приступы гнева и злости, теряется
самоуправление. Решения в таких условиях зависят главным образом от случайных
факторов и теряют свою эффективность.

Последовательность
описанных выше неспецифических реакций может быть различна и в большей степени
определяется психологической устойчивостью человека, которая в свою очередь,
определяется как врожденными качествами, так и, что особенно важно,
систематической тренировкой.

Существуют две
крайние точки зрения на то, какие факторы — личностные или среды — являются
определяющими в формировании решений, связанных с риском. Сторонники
преобладающей роли личности в формировании решений (их иногда называют
субъективистами) утверждают, что принимаемые решения в большей своей части
обусловливаются качествами личности решающего. Успех или неудача, перестраховка
или авантюризм — все зависит от психофизиологических данных, воспитания,
обучения и опыта принимающего решение. Сторонники преобладающей роли факторов
среды (ситуационисты) в противовес этому считают, что решающими факторами
являются не свойства человеческой личности, а среда, ситуация, в которой
принимается решение. Один и тот же человек в различной обстановке может быть
либо перестраховщиком, либо авантюристом, может как добиваться успеха, так и
терпеть неудачу.

Как и во многих
других случаях, истина в этом вопросе лежит посредине: лишь в сочетании свойств
личности и условий среды рождается решение. Игнорирование или даже недооценка
какой-либо одной из этих групп факторов искажает картину, приводит к неверным
выводам.

Решения,
связанные с риском, зависят не только от состояния среды и ее изменений, но
также и от того, как формируется представление о среде у принимающего решение.
Оказывается, что если принимающий решение добывает информацию о среде
самостоятельно, исходит из собственного опыта, его решение становится более
консервативным, осторожным: он предпочитает те альтернативы, в которых
вероятность выигрыша больше, а проигрыша — меньше.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Туристско-краеведческая характеристика Калининградской области
Реферат Современные деньги сущность, формы, эволюция 2
Реферат Измерение уровня жидкого металла в кристаллизаторе МНЛЗ
Реферат Особенности восприятия и изучения лирики
Реферат Порядок создания новой фирмы и правовое регулирование ее деятельности
Реферат Hamlin Garland Essay Research Paper Chapter One
Реферат Краткий физико-географический очерк по Приморскому краю
Реферат Позиция администрации США в гражданской войне в Афганистане
Реферат Frontline Essay Research Paper Frontline exposure
Реферат Biography Of Homer Essay Research Paper Biography
Реферат Отрицание и критика догмата о Троице
Реферат Механика грунтов 4
Реферат Откуда в интернете деньги
Реферат Поддержка малого бизнеса
Реферат 8. На сцене большая вывеска «Земля наша Липецкая», висит карта Липецкой области, из картона вырезан дилижанс, прикреплён рядом с картой