Концепция
"человекознания" (Б.Г.Ананьев)
Концепция
построена на теоретических и экспериментальных исследованиях индивидуального
развития человека в системе синтетического человекознания. По Ананьеву
человеческая эволюция – это единый процесс во всей множественности его
состояний и свойств, детерминированный истор. условиями жизни человека в
обществе.
Индивидуальность
– это продукт слияния социального и биологического в индивидуальном развитии
человека. Индивидуальность направляет развитие индивида , личности и субъекта в
общей структуре человека, стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и является
важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия.
Личность –
составляющая индивидуальности, ее характеристика как обществ. индивида, объекта
и субъекта истор. процесса. Если личность – "вершина" всей структуры
человеческих свойств, то индивидуальность – это "глубина" личности и
субъекта. Своеобразие и неповторимость индивидуальности проявляются в
соотношении открытой и закрытой систем, раскрывающих человека как субъекта
деятельности и субъекта психической активности.
Как открытая
система человек, находясь в постоянном взаимодействии с природой и обществом,
осуществляет индивид, развитие своих человеческих свойств в личности с ее
социальными связями и субъекта деятельности, преобразующего действительность.
Но человек является и закрытой системой вследствие внутренней взаимосвязанности
свойств личности, индивида и субъекта, составляющих ядро его личности
(самосознание и "Я"). Неповторимость индивидуальности проявляется в
переходе внутренних тенденций и потенций в продукты творческой деятельности
личности, изменяющей окружающий мир и его обществ, развитие. Онтогенез
индивидуальности – внутренне противоречивый, неравномерный и гетерохронный
процесс. Внутренняя противоречивость развития личности обусловливает смену ее
обществ, функций, ролей, состояний, которые, в свою очередь, усиливают
противоречивость эволюции индивида.
В личности
Ананьев различал интериндивидуальную структуру как то социальное целое, к
которому принадлежит личности с ее обществ, связями и взаимоотношениями в
деятельности, и интраиндивидуальную структуру, включающую пять иерархически
связанных подструктур (психические процессы; состояния; свойства личности;
сенсорные и мнемические функции; мотивация с потребностями и установками), как
внутреннее психическое образование самой личности.
Структура
личности строится одновременно по субординационному принципу соподчинения более
общих свойств элементарным, частным социальным и психофизиологическим свойствам
и координационному принципу, при котором взаимодействие коррелируемых свойств
сочетается с их относительной автономией (например, система ценностных
ориентации, установок). Совокупность свойств интраиндивидуальной структуры
составляет характер как систему свойств личности, ее субъектных отношений к
обществу, др. людям, самой себе, постоянно реализующихся в обществ, поведении и
закрепленных в образе жизни. Характер – это вершина личностных свойств.
Список
литературы
Л. А. Лепихова.
Концепция "человекознания" (Б.Г.Ананьев)