Феноменологическая
и экзистенциальная установки в психотерапии
Феноменология и
экзистенциализм, как известно, взаимодополнительны. К экзистенциальным идеям и
понятиям обратился уже сам Гуссерль при завершающей проработке феноменологии. К
феноменологическим же методам исследования неизменно обращались не только
экзистенциалисты философы - Сартр, Мерло-Понти, но и последующие
экзистенциальные психологи и психиатры - Бинсвангер, Босс, Мэй и др. Это
привело к взаимопроникновению обоих направлений, которое, однако, не устраняет
различий в их исходной ориентации. Различия эти хорошо видны в том числе и на
исконно психологической почве - в психотерапии, где обе нашли свое достойное
применение и проверку.
Феноменологическая
психотерапия центрирована на работе с переживанием (Джендлин, 1998). Собственно
с последним так или иначе имеет дело любая форма оказания психологической
помощи человеку (Василюк, 1982). Специфика феноменологического подхода - в том,
что здесь переживание признается самоценной и наиболее достоверной
психологической реальностью, с которой может работать психолог.
Данные о
характере переживания человеком той или иной ситуации считаются здесь достаточным
материалом для работы, не требующим обращения к чему-либо еще. С этой точки
зрения, могут быть опущены, например, сведения о событиях прошлого человека,
так как все, что касается прошлого, в любом случае возникает как часть
личности, существующей уже в настоящем (Джендлин, 2000, с. 26).
Психолог
изначально переориентирует клиента с анализа внешних событий и отношений,
породивших проблему, к анализу того комплекса переживаний, которые он
испытывает в связи с ними. Для клиента при таком подходе оказывается
необязательным перечислять все детали проблемной ситуации - нужно лишь дать
возможность проявиться тем ощущениям, чувствам и переживаниям, которые с ними
связаны (там же, 2000, с. 124).
Собственно
говоря, все значимые личностные преобразования связывается в феноменологической
психологии с непосредственными изменениями переживания. Сама личность с
феноменологических позиций может быть представлена как поток переживаний
(Gendlin, 1962). Изменения в понимании и приобретение нового взгляда на
проблему считаются здесь производными и необязательно приводящими к реальному
прогрессу в психотерапии (Джендлин, 2000, с. 56). Задача терапевта здесь
состоит не в том, чтобы помочь человеку осознать источники и причины
собственных проблем, а в том, чтобы помочь ему прочувствовать и пережить
проблемную ситуацию. Это отличает данный подход не только от различных подходов
экзистенциального анализа, но и от других подходов, опирающихся на
интерпретационный метод работы: психоанализа, аналитической психологии,
трансактного анализа, когнитивной психотерапии и т. д.
Экзистенциальная
психотерапия не ограничивается областью переживания, перемещая акцент работы с
изолированной субъективности человека на различные аспекты его отношений с
миром. Объектом экзистенциального анализа выступает не способ переживания, а
способ существования человека, проявляющийся в его проектах и целях, ценностях
и смыслах, мировоззренческих установках и преобладающей мотивации (Франкл,
1990, 1999; Мэй, 1997; Лэнгле, 2001; и др.).
При этом,
большинство экзистенциальных психологов исходят из представления о неких
базовых (онтологических) характеристиках личности как необходимых условиях
человеческого существования, которые ответственны за душевное здоровье человека
и формирование того или иного типа его отношения к миру. Это и исходная
"открытость бытию" М.Босса, и "онтологическая защищенность
личности" Р.Лэйнга, и онтологическая "воля" (или
"сила") Р.Мэя, и "воля к смыслу" В.Франкла, и
"жизнестойкость" С.Мадди и т. д. На формирование (или восстановление)
этих исходных характеристик преимущественно и направлена работа
экзистенциального психотерапевта.
Феноменологическая
психотерапия обращает человека вовнутрь, призывая его, к примеру, сфокусировать
все свое внимание на собственных ощущениях - как в наиболее известном
феноменологическом подходе Ю.Джендлина (2000). Экзистенциальная психотерапия
нацеливает человека на мир. Экзистенциальный психолог и сам обращен к
экзистенции, и человека возвращает к ней, помогая ему найти свое место в мире.
В.Франкл и другие терапевты данного направления говорят в этой связи о
необходимости не эгологической, рефлектированной ориентации, а трансцендентной,
обращенной вовне: на собственное дело, на другого человека, на Бога и т. д.
(Франкл, 1990, с. 100, 120).
Неотъемлемой стороной
экзистенциальной переориентации человека является и нацеливание его на будущее,
на создание перспективы, на проектирование себя. В частности, важным
результатом здесь выступает принятие человеком собственной жизни как своего
рода задачи (цели или миссии), которую ему необходимо выполнить. "Если мы
хотим в духе экзистенциального анализа и с помощью логотерапии помочь человеку
прийти к наивысшей наполненности его жизни, нам нужно лишь доказать ему, что
жизнь каждого человека имеет одну-единственную цель, к которой ведет
неповторимый путь" (Франкл В, 1999, с. 48).
Кроме того,
различия между обоими анализируемыми направлениями касаются и исходных
положений, на которых основывается каждый из них. В этом плане,
феноменологический подход выступает сегодня как один из самых
неидеологизированных подходов к психотерапии, с минимальным количеством
исходных теоретических допущений. В отличие от подходов, в которых человек
оказывается заранее проинтерпретированным с точки зрения той или иной концепции
личности и психики (Фрейда, Юнга, Берна и т. д.), феноменологическая
психотерапия рассматривает человека, исходя лишь из представления о наличии у
него неких актуальных состояний и возможности непосредственной работы с ними.
Психолог апеллирует здесь лишь к тому, что дано, избегая привлекать к анализу
готовые объяснительные модели.
Объяснению и
интерпретации как традиционным в психотерапии методам работы с проблемой
феноменологический подход противопоставляет описание как метод. Ф.Перлз,
искусно применявший феноменологическое описание в своей гештальт-терапии,
отстаивал его, в частности, перед каузальным методом психоанализа. Сегодня
описательный способ работы с переживаниями широко используется в самых
различных направлениях психотерапии. Таковы, к примеру, многие техники НЛП,
внимание в которых уделяется опять-таки форме репрезентации - тому, как
является субъекту тот или иной объект, как он переживается человеком.
Достоинство подобного подхода в том, что он позволяет не потонуть
психотерапевту в возможных интерпретациях проблемы, работать с реальными
состояниями клиента (правда, иногда в ущерб глубине проработки проблемы).
Экзистенциальная
же психотерапия, как и большинство других подходов, исходит из некоторых
"базовых допущений" относительно человека и его места в мире (van
Deurzen-Smith, 1988). Психолог фактически смотрит здесь на проблему клиента с
точки зрения определенной фундаментальной предпосылки, своего рода
терапевтического "мифа". Так, он видит в неврозе проявление
"базисной тревоги" (Р.Мэй), или же следствие образования
"смыслового вакуума" (В.Франкла), и т. д.
Более того,
экзистенциальный психолог и клиента подводит к истолкованию тем или иным
образом своей проблемной ситуации. Помимо собственно психотерапевтических
находок, человеку здесь предлагаются своеобразные модели понимания той или иной
ситуации, которые призваны помочь человеку осмыслить и пережить происходящее с
ним. Л.Бинсвангер и М.Босс говорят в этой связи о расширении "горизонта
понимания" человеком мира - как одной из самых важных задач психотерапии.
Возникает любопытная проблема возможности помощи человеку философией. Отрадно,
что при этом считается грубой ошибкой навязывание той или иной формы
мировоззрения - речь идет только о подведении человека к раскрытию новых
способов собственного бытия. Например, о подведении человека к тому, что в
любой ситуации можно обрести смысл жизни, что у человека всегда остается
возможность выбирать, и т. д.
Таким образом,
можно видеть, насколько разными оказываются при более глубоком рассмотрении оба
анализируемых направления: феноменологическое и экзистенциальное. Однако, если
взять их нетривиально - как специфические установки, "стили мышления"
- то можно понять, что они часто уживаются в психотерапии в пределах одного и
того же подхода. Наглядный пример - гештальт-терапия. Ф.Перлз удачно сочетал
обе установки: и феноменологическую, в которой человек работает со своими
переживаниями (техника "сознавания" и др.), и экзистенциальную, в
которой человек обращен к миру, другим людям ("пустой стул",
"перевертыш" и др.).
Список
литературы
Василюк Ф.Е.
Психология переживания. М.: 1984.
Джендлин Ю.
Фокусирование. Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями. М.:
2000.
Джендлин Ю.
Субвербальная коммуникация и экспрессивность терапевта: тенденции развития клиенто-центрированной
психотерапии // Психологическое консультирование и психотерапия. Хрестоматия.
Т. 1.Теория и методология. М.: 1999.
Лэнгле А.
Экзистенциальный анализ: найти согласие с жизнью // Московский
психотерапевтический журнал, 2001, № 1.
Мэй Р. Любовь и
воля. М.: 1997.
Франкл В.
Человек в поисках смысла. М.: 1990.
Франкл В.
Психотерапия на практике. СПб.: 1999.
Gendlin E.T. Experiencing and the creation of meaning:
a philosophical and psychological approach to the subjective. New York: 1962.
van Deurzen-Smith E. Existential Counselling in
Practice. London: 1988.
Улановский А.
М. Феноменологическая и экзистенциальная установки в психотерапии