Реферат по предмету "Психология"


Гуманистическая психология (К.Р.Роджерс)

Гуманистическая
психология (К.Р.Роджерс)

Для теории
личности Роджерса характерны все основные положения гуманистической психологии,
в рамках которой эта теория создана. В качестве основной движущей силы
функционирования личности рассматривается тенденция к самоактуализации или
потребность чел. реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Одной
из важных особенностей теории Роджерса являются феноменологический и
холистический подходы. Согласно первому, основой личности выступает
психологическая реальность, т. е. субъективный опыт, cooтветственно которому
интерпретируется действительность. Согласно второму, человек представляет собой
интегрированное целое, несводимое к отд. частям его личности.

Фундаментальное
понятие теории Роджерса – "Я-концепция", или "Самость",
определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений
с др. людьми, а также из ценностей "Я". Я-концепция включаете"'
только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким
бы человек хотел быть (Я-идеальное). Несмотря на то, что "Я" чел.
постоянно меняется в результате опыта, оно всегда сохраняет качества целостного
гештальта, т. е. представление чел. о себе самом остается относительно
постоянным.

В тенденции
самоактуализации очень важна потребность человека в позитивном внимании как со
стороны других людей, так и со стороны себя самого. Потребность в позитивном
внимании других людей делает чел. подверженным влиянию социального одобрения и
неодобрения. Потребность в позитивном самоотношении удовлетворяется, если
человек находит свой опыт и поведение соответствующими своей Я-концепции.

В развитии
личности, согласно теории Роджерса, значимым является отношение к чел. значимых
людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых других полное
принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся
Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. Но если
ребенок сталкивается с принятием одних и отклонением др. форм поведения, если
позитивное внимание предъявляется с условием, напр.: "Я буду тебя любить,
если ты будешь хорошим" (обусловленное позитивное внимание), тогда его
Я-концепция будет не вполне соответствовать врожденным потенциальным
возможностям, а определяться социумом. Ребенок будет вырабатывать оценочные
понятия о том, какие из его действий и поступков достойны уважения и принятия,
а какие нет (условия ценности). В ситуации, когда поведение чел. оценивается
как недостойное, возникает тревога, которая приводит к защитному вытеснению из
сознания или искажению несоответствия между реальным поведением и идеальными
образцами.

В зависимости
от того, какое позитивное внимание испытывал человек в течение жизни,
формируется тот или иной тип личности По Роджерсу, существует два
противоположных типа: "полноценно функционирующая личность" и
"неприспособленная личность". Первый тип является идеальным
человеком, получившим безусловное позитивное внимание. Его характеризует открытость
к переживанию (эмоциональная глубина и рефлексивность), экзистенциальный образ
жизни (гибкость, адаптируемость, спонтанность, индуктивное мышление),
организмическое доверие (интуитивный образ жизни, уверенность в себе, доверие),
эмпирическая свобода (субъективное ощущение свободы воли) и креативность
(склонность к созданию новых и эффективных идей и вещей).

Второй тип
соответствует человеку, получившему условное позитивное внимание. Он имеет
условия ценности, его Я-концепция не соответствует потенциальным возможностям,
его поведение отягощено защитными механизмами. Он живет согласно заранее
представленному плану, а не экзистенциально, игнорирует свой организм, а не
доверяет ему, чувствует себя скорее управляемым, чем свободным, скорее
заурядным и конформным, чем творческим.

С нарушениями
Я-концепции связаны основные формы психопатологии личности. Так, если
переживания чел. не согласуются с его Я-концепцией, он чувствует тревогу,
которая не полностью устраняется его психологическими защитами, и происходит
развитие невроза . При сильном несоответствии между "Я" и
переживаниями защита может оказаться неэффективной и Я-концепция разрушается. В
этом случае наблюдаются психотич. нарушения. Для психологической помощи при
различных личностных нарушениях Роджерс разработал метод психотерапии,
известный под названиями "недирективная терапия" и "терапия,
центрированная на человеке", в которой ключевым фактором конструктивного
изменения личности является взаимоотношения между терапевтом и клиентом.
Список
литературы

П. П.
Горностай. Гуманистическая психология (К.Р.Роджерс)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.