Реферат по предмету "Психология"


Диспозиционная теория личности (Г.У.Оллпорт)

Диспозиционная
теория личности (Г.У.Оллпорт)

Оллпорт
определяет личность как реальную сущность каждого конкретного чел., уникального
в своем своеобразии. Личностью ученый называет то, что лежит за конкретными
поступками чел. внутри него самого. "Личность – это динамическая
организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют
характерное для него поведение и мышление". Она не является статичной сущностью,
хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно эволюционирует.

Наряду с
интеллектом и физической конституцией темперамент – это первичный генетический
материал, из которого строится личность. Он особенно важный наследственный
аспект эмоциональной природы чел. (наряду с легкостью эмоционального
возбуждения, преобладающим фоном настроения, колебаниями настроения,
интенсивностью эмоций). Характер является понятием этическим и традиционно
ассоциируется с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии
с которыми оцениваются поступки личности. По формулировке Оллпорта, характер –
это оцененная личность, а личность – это неоцененный характер.

Наиболее важной
единицей анализа того, что представляют собой люди и как они в своем поведении
отличаются друг от друга, является личностная черта. Оллпорт определяет ее как
нейропсихология, структуру, способную преобразовывать функционально
эквивалентные стимулы, стимулировать и направлять эквивалентные (в значит,
степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения. Черта – это
предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.
Совокупность черт обеспечивают стабильность поведения чел., его узнаваемость,
предсказуемость. Разнообразные стимулы вызывают одинаковые ответные реакции,
так же как и реакции в форме чувств, ощущений, интерпретаций, поступков имеют
одинаковое функцией, значение. Черты личности не пребывают в дремлющем
состоянии. Ситуации, в которых личность оказывается чаще всего, – это, как
правило, именно те самые, в которые она активно стремится попасть.

В поздних
работах Оллпорта черты получили название диспозиций, среди которых можно
выделить три типа: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальной
диспозицией, или гл. страстью, обладают очень немногие люди. Это в высшей
степени генерализованная диспозиция, настолько пронизывающая поведение, что
почти все поступки чел. можно свести к ее влиянию. Среди личностей с такой
диспозицией можно назвать Дон Жуана, Жанну д'Арк, Альберта Швейцера.
Центральные диспозиции являются строительными блоками индивидуальности и
представляют собой такие тенденции в поведении чел., которые легко
обнаруживаются окружающими и упоминаются в рекомендательных письмах (напр.,
пунктуальность, внимательность, ответственность). Вторичные диспозиции менее
заметны, менее устойчивы, менее обобщенные черты, такие как предпочтения в еде
и одежде, ситуационно обусловленные характеристики, особые установки.

Личность не
является набором разрозненных диспозиций, она предполагает единство, интеграцию
всех структурных элементов индивидуальности. Существует некий принцип
организации оценок, мотивов, склонностей, ощущений в единое целое, который
Оллпорт предлагает называть проприумом. Проприум представляет собой позитивное,
творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы,
осознаваемое как наиболее важное и центральное. Речь идет о такой части
субъект. опыта, как "мое", о самости. Проприум есть некая
организующая и объединяющая сила, назначение которой – формирование уникальности
человеческой жизни.

Оллпорт
выделяет семь аспектов самости, участвующих в развитии проприума с детства до
зрелости, называя их проприотическими функциями. В результате их окончательной
консолидации формируется "Я" как объект субъект, познания и ощущения.
Стадии развития проприума: 1) ощущение своего тела, образующее телесную
самость, которая остается на протяжении всей жизни опорой для самоосознания; 2)
ощущение самоидентичности, значимым моментом которой выступает осознание себя
посредством речи в качестве определения, и важного лица, появление чувства
целостности и непрерывности "Я", связанное с именем ребенка; 3)
чувство самоуважения как чувство гордости по поводу того, что некие действия
уже выполняются самостоятельно; важнейший источник повышения самооценки на
протяжении всего детства; 4) расширение границ самости, возникающее по мере
осознания детьми того, что им принадлежит не только их физическое тело, но и
определенные значимые элементы внешнего мира, включая людей; 5) образ себя,
когда ребенок начинает ориентироваться на ожидания значимых близких,
представляя себе, что такое "Я хороший" и "Я плохой"; 6)
рациональное управление самим собой, является стадией выраженного конформизма ,
морального и социального послушания, когда ребенок учится рационально решать
жизненные проблемы, догматично полагая, что семья, ровесники и религия всегда
правы; 7) проприативное стремление, является постановкой перспективных
жизненных целей, ощущение того, что жизнь имеет смысл.

Над проприумом
стоит познание самого себя, синтезирующее перечисленные онтогенетической стадии
и представляющее собой субъективную сторону "Я", осознающую
"Я-объективное". На заключит, стадии проприум соотносится с
уникальной способностью чел. к самопознанию и самоосознанию.

Индивид представляет
собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Адекватная теория
мотивации, по мнению Оллпорта, должна рассматривать перспективные цели чел.,
его намерения. Ключом к пониманию чел. является ответ на вопрос: "Что ты
хочешь делать через пять лет?". По Оллпорту, личность свободна от
прошлого-связи с прошлым исторические, а не функциональные.

Созревание чел.
– это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение
зрелых субъектов, в отличие от субъектов невротичных, функционально автономно и
мотивировано осознанными процессами. Зрелый человек характеризуется такими
чертами: 1) имеет широкие границы "Я"; 2) способен к теплым,
сердечным социальным отношениям; 3) демонстрирует эмоциональная неозабоченность
и самопринятие; 4) имеет здоровое чувство реальности; 5) обладает способностью
к самопознанию и чувством юмора; 6) имеет цельную жизненную философию.

Теория Оллпорта
популярна среди практикующих клинических психологов, психоаналитиков.
Список
литературы

Т. М.
Титаренко. Диспозиционная теория личности (Г.У.Оллпорт)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экологический кризис. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу
Реферат Особенности производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел
Реферат Такие разные женские лица по пьесам Свои люди - сочтемся, Гроза
Реферат «Венгерские посиделки на новый год» 6 дней
Реферат Деловое общение: спор
Реферат Бак, Тимоти
Реферат Affirmative Action Essay Research Paper What is
Реферат Система управления базами знаний
Реферат Особенности категории "внимание" в психологической науке
Реферат Navajo Code Talkers In World War Ii
Реферат Анализ финансового состояния и финансовых результатов организации УК Успех
Реферат Расчет размерной цепи 2
Реферат Международная деятельность Республики Беларусь в области окружающей среды
Реферат Наркотики - смертельно опасная забава
Реферат Структура, стадии и факторы трудовой адаптации