Диспозиционная
теория личности (Г.У.Оллпорт)
Оллпорт
определяет личность как реальную сущность каждого конкретного чел., уникального
в своем своеобразии. Личностью ученый называет то, что лежит за конкретными
поступками чел. внутри него самого. "Личность – это динамическая
организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют
характерное для него поведение и мышление". Она не является статичной сущностью,
хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно эволюционирует.
Наряду с
интеллектом и физической конституцией темперамент – это первичный генетический
материал, из которого строится личность. Он особенно важный наследственный
аспект эмоциональной природы чел. (наряду с легкостью эмоционального
возбуждения, преобладающим фоном настроения, колебаниями настроения,
интенсивностью эмоций). Характер является понятием этическим и традиционно
ассоциируется с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии
с которыми оцениваются поступки личности. По формулировке Оллпорта, характер –
это оцененная личность, а личность – это неоцененный характер.
Наиболее важной
единицей анализа того, что представляют собой люди и как они в своем поведении
отличаются друг от друга, является личностная черта. Оллпорт определяет ее как
нейропсихология, структуру, способную преобразовывать функционально
эквивалентные стимулы, стимулировать и направлять эквивалентные (в значит,
степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения. Черта – это
предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.
Совокупность черт обеспечивают стабильность поведения чел., его узнаваемость,
предсказуемость. Разнообразные стимулы вызывают одинаковые ответные реакции,
так же как и реакции в форме чувств, ощущений, интерпретаций, поступков имеют
одинаковое функцией, значение. Черты личности не пребывают в дремлющем
состоянии. Ситуации, в которых личность оказывается чаще всего, – это, как
правило, именно те самые, в которые она активно стремится попасть.
В поздних
работах Оллпорта черты получили название диспозиций, среди которых можно
выделить три типа: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальной
диспозицией, или гл. страстью, обладают очень немногие люди. Это в высшей
степени генерализованная диспозиция, настолько пронизывающая поведение, что
почти все поступки чел. можно свести к ее влиянию. Среди личностей с такой
диспозицией можно назвать Дон Жуана, Жанну д'Арк, Альберта Швейцера.
Центральные диспозиции являются строительными блоками индивидуальности и
представляют собой такие тенденции в поведении чел., которые легко
обнаруживаются окружающими и упоминаются в рекомендательных письмах (напр.,
пунктуальность, внимательность, ответственность). Вторичные диспозиции менее
заметны, менее устойчивы, менее обобщенные черты, такие как предпочтения в еде
и одежде, ситуационно обусловленные характеристики, особые установки.
Личность не
является набором разрозненных диспозиций, она предполагает единство, интеграцию
всех структурных элементов индивидуальности. Существует некий принцип
организации оценок, мотивов, склонностей, ощущений в единое целое, который
Оллпорт предлагает называть проприумом. Проприум представляет собой позитивное,
творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы,
осознаваемое как наиболее важное и центральное. Речь идет о такой части
субъект. опыта, как "мое", о самости. Проприум есть некая
организующая и объединяющая сила, назначение которой – формирование уникальности
человеческой жизни.
Оллпорт
выделяет семь аспектов самости, участвующих в развитии проприума с детства до
зрелости, называя их проприотическими функциями. В результате их окончательной
консолидации формируется "Я" как объект субъект, познания и ощущения.
Стадии развития проприума: 1) ощущение своего тела, образующее телесную
самость, которая остается на протяжении всей жизни опорой для самоосознания; 2)
ощущение самоидентичности, значимым моментом которой выступает осознание себя
посредством речи в качестве определения, и важного лица, появление чувства
целостности и непрерывности "Я", связанное с именем ребенка; 3)
чувство самоуважения как чувство гордости по поводу того, что некие действия
уже выполняются самостоятельно; важнейший источник повышения самооценки на
протяжении всего детства; 4) расширение границ самости, возникающее по мере
осознания детьми того, что им принадлежит не только их физическое тело, но и
определенные значимые элементы внешнего мира, включая людей; 5) образ себя,
когда ребенок начинает ориентироваться на ожидания значимых близких,
представляя себе, что такое "Я хороший" и "Я плохой"; 6)
рациональное управление самим собой, является стадией выраженного конформизма ,
морального и социального послушания, когда ребенок учится рационально решать
жизненные проблемы, догматично полагая, что семья, ровесники и религия всегда
правы; 7) проприативное стремление, является постановкой перспективных
жизненных целей, ощущение того, что жизнь имеет смысл.
Над проприумом
стоит познание самого себя, синтезирующее перечисленные онтогенетической стадии
и представляющее собой субъективную сторону "Я", осознающую
"Я-объективное". На заключит, стадии проприум соотносится с
уникальной способностью чел. к самопознанию и самоосознанию.
Индивид представляет
собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Адекватная теория
мотивации, по мнению Оллпорта, должна рассматривать перспективные цели чел.,
его намерения. Ключом к пониманию чел. является ответ на вопрос: "Что ты
хочешь делать через пять лет?". По Оллпорту, личность свободна от
прошлого-связи с прошлым исторические, а не функциональные.
Созревание чел.
– это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение
зрелых субъектов, в отличие от субъектов невротичных, функционально автономно и
мотивировано осознанными процессами. Зрелый человек характеризуется такими
чертами: 1) имеет широкие границы "Я"; 2) способен к теплым,
сердечным социальным отношениям; 3) демонстрирует эмоциональная неозабоченность
и самопринятие; 4) имеет здоровое чувство реальности; 5) обладает способностью
к самопознанию и чувством юмора; 6) имеет цельную жизненную философию.
Теория Оллпорта
популярна среди практикующих клинических психологов, психоаналитиков.
Список
литературы
Т. М.
Титаренко. Диспозиционная теория личности (Г.У.Оллпорт)