Искусственное
и естественное в психотерапии
Словосочетание
"техники психотерапии" сегодня прочно вошло в повседневный обиход
профессионалов, консультирующих по "проблемам души". Предлагаю на
время прислушаться к этому сочетанию слов и задуматься над его корректностью.
Казалось бы,
что здесь особенного: слово "техника" в данном контексте означает
"уменье", "навык", "прием",
"мастерство". Однако обратимся к более раннему пониманию этого слова,
в свете которого вышеуказанные значения приобретают особый смысл. Древние греки
относили слово "techne" к любой человеческой деятельности,
направленной на создание вещей, несуществующих в природе. Этому греческому
слову соответствовало латинское "arts", и это не случайно, так как
общим между техникой и искусством является то, что и в том и в другом случае
нечто существующее естественно (некая природная данность) изменяется человеком,
преобразуется им согласно определенной цели, или потребности, превращаясь в
дело рук человека.
Другими
словами, сфера "techne" ("arts") — это сфера
искусственного, которое противостоит естественному — тому, что происходит само
собой, без целенаправленного воздействия человека. "Искусственное"
соотносится с любым процессом созидания (будь то процесс производства или
творчества), то есть создания чего-либо (вещи, объекта, художественного
произведения и т.д.), а "естественное" соотносится с процессом
развития, то есть — жизнью.
Когда мы
говорим об искусственном процессе, то подразумеваем, что существует
"субъект" — живой производящий или творящий человек — и
"объект" — неживой предмет или материал. Процесс производства или
творчества всегда отталкивается от потребностей созидающего человека. Конечно,
потребности производящего и творящего человека различаются между собой: в
первом случае — это некие практические нужды, а во втором — выражение своих
мыслей и чувств в том или ином материале. Однако все потребности, мотивирующие
искусственный процесс, — это потребности субъекта, а не объекта (у последнего
их не может быть по определению).
В естественном
процессе развития мы имеем дело не с объектом (или материалом), а с
само-творящимся человеком. Это не означает, что он творит себя исключительно по
собственному изнутри положенному плану, не соотносящемуся с окружающим миром.
Человек развивается и живет, благодаря взаимодействию с другими людьми,
окружающими его предметами и т.д. Они также влияют на его развитие, как и его
собственная внутренняя природа. Но в отличие от объекта за человеком признается
его "субъектность", то есть некая внутренняя необходимость, лежащая в
основании его развития. (В этом смысле латинскому "subject" ближе
всего русское слово "под-лежащее".) Только эта необходимость приводит
к естественным для человека ("субъекта") изменениям, иной раз
непредсказуемым для внешнего наблюдателя — другого "субъекта".
Продукты
технического прогресса окружают нас со всех сторон. Постепенно
"технический аромат" проникает в самые разнообразные и интимные сферы
нашей жизни. Это неизбежно оказывает воздействие на наше восприятие мира,
других людей и самих себя. Человеческая душа превратилась в объект так
называемых "психотехник" и "психотехнологий" только
благодаря тому, что она стала восприниматься как некий механизм. Поэтому
сегодня можно говорить о тенденции — условно назовем ее "искусственной
психотерапией", — рядом с которой почти не осталось места другому
представлению о психотерапии — как о естественном процессе.
Ситуация
искусственной психотерапии — это ситуация, когда специалист общается с
клиентом, где последний есть не столько человек, сколько некая конструкция со
своим механизмом действия, в котором что-то вышло из строя, что необходимо с
помощью специальных приемов упорядочить, восстановить (представление об этом
механизме несколько различается в разных школах). Цели искусственной
психотерапии — это воздействие и коррекция, нормализация и адаптация, а
"техника" — это инструмент, с помощью которого специалист
воздействует на "душевный материал" (поведение, чувства, мысли,
настроение).
Ситуация
естественной психотерапии — это ситуация, когда один человек общается с другим
человеком, таким же живым, таким же неизмеримым и богатым по своему опыту, как
он сам. Основа естественной психотерапии — интерес к человеку, доверие к его
природе, надежда на его собственные силы и создание естественных условий для их
проявления. Сюда не подходит ни слово "техника", ни даже слово
"искусство", поскольку в контексте естественной психотерапии беседа
двух людей — это ни взаимодействие человека и механизма, ни взаимодействие
художника и материала. (И хотя эти метафоры могут раскрывать некоторые аспекты
психотерапевтических отношений, они тем не менее очень многое скрывают.)
Другими
словами, можно сказать, что в искусственной психотерапии главное внимание
сосредоточено на результате, а в естественной психотерапии — на процессе. Можно
также сказать, что основной смысл искусственной психотерапии — это контроль
проявлений "объекта" и их коррекция, а смысл естественной психотерапии
— понимание другого и создание условий для его саморазвития.
К этому надо
добавить, что объектное отношение к другому — обратная сторона объектного
отношения психотерапевта к самому себе. Поэтому попытка отнестись к другому как
"субъекту" необходима, на мой взгляд, не только для этого другого, но
также и для самого психотерапевта. Однако я не буду здесь выступать активным
пропагандистом естественной психотерапии, так как понимаю, что в искусственной
психотерапии есть свой преходящий смысл, который будет обозначен чуть ниже.
С одной
стороны, термин "искусственная психотерапия" — это абсурдное
словосочетание, поскольку "psyche" означает "душа",
которая, по Аристотелю, есть "самодвижущееся", то есть то что
существует и движется само собой — естественным образом. А с другой стороны,
искусственная психотерапия — это именно то, что успешно процветает сегодня и
находит себе законное место в ряду других технологий (промышленных,
политических, рекламных и пр.). Техницистское мышление создало такие
словосочетания-кентавры, как "гуманитарные технологии",
"экзистенциальные техники", "эмпатические техники" и т.д. Я
предполагаю, что слова "психотехника" и "психотехнология",
состоящие из известных греческих корней, у самих древних греков вызвали бы
недоумение, поскольку дословно они могли бы перевести их примерно так:
"искусственное творение души".
Я не ставлю
себе задачу изменить "техническое мышление". Думаю, это будет нечто
неестественное, поскольку оно не есть какая-то случайная и нелепая "ошибка
человечества". Как уже говорилось, техницистский подход к душе,
действительно, имеет некий смысл. В частности, я хочу обратить внимание на те
комфортные условия, что искусственная психотерапия создает для исповедующего ее
психотерапевта.
(1) Прежде
всего искусственная психотерапия защищает психотерапевта перед лицом
"брата своего". "Техники" и другие виды профессиональной
формализации скрывают от моего собеседника мое личное, мое человеческое. В
каком-то смысле, они на время убивают меня живого. Теперь я — профессионально
работающий специалист.
(2)
Искусственная психотерапия "работает" не с живым человеком, а с неким
"психическим механизмом" (можно сказать — "биороботом").
Это повышает уверенность психотерапевта, поскольку главное свойство механизма —
его предсказуемость. Ради этого комфорта специалист готов поверить в любую
схему или модель, предназначенную для объяснения этого механизма. Благодаря
такой "принципиальной схеме" специалист получает алгоритмы и
пошаговые инструкции на предмет того, как надо поступать в тех или иных случаях,
как добиваться того или иного результата. Предсказуемость — это качество,
которое мастер должен навязать своему материалу, поскольку в любом виде
искусства мастер отличается от дилетанта своим умением владеть материалом.
(3) В
искусственной психотерапии четко очерчено представление о результате. Благодаря
спасительной схеме специалист уверен в положительном результате, даже если
"клиент" (то есть "механизм", с которым он
"работал") его отрицает. На этот случай в искусственной психотерапии
есть, например, такая фраза: "Результаты нашей работы могут проявиться
через три дня (три недели, полгода и т.д.)." ("В конце концов, что он
может понимать, если я работаю с его подсознанием!") Оценка результата в
искусственной психотерапии происходит по стандартным "параметрам",
лицо становится приборной доской, а глаза — стрелочками и индикаторами на ней.
Вот такое техницистское преломление идеи "зеркала души"! Технические
метафоры позволяют стандартизировать человеческое поведение, сделать человека
объектом научно-диагностических калькуляций и психотерапевтических манипуляций.
(4)
"Приемы воздействия" и четко очерченные результаты этого воздействия
позволяют увидеть и оценить участие специалиста в психотерапевтическом
процессе. Это необходимо психотерапевту как с материальной, так и с
нематериальной точки зрения. Если мастер видит результаты своей работы — он
морально удовлетворен; если результаты работы мастера видны со стороны как
результаты именно его работы — значит ему есть за что платить. Это очень важно
в искусственной психотерапии — оценить ту долю, которую вложил специалист в
достижение результата.
Конечно, в
свете этих явных преимуществ привлекательность естественной психотерапии
необратимо меркнет. "Психотерапия" — это, дословно, "забота о
душе", что значит - забота о душе живого человека, который всегда есть
гораздо большее, чем все существующие схемы и теории вместе взятые. Поэтому в
естественном процессе психотерапевт обречен находиться в неопределенной и
непредсказуемой ситуации; и его задача — не проецировать готовый стереотип, а
полнее и глубже понять индивидуальность сидящего перед ним человека. Это и
есть, на мой взгляд, главная забота о душе. И, конечно, результаты этой заботы
может определить лишь сам человек, обращающийся к психотерапевту (если вообще
корректно говорить о "результатах" в естественной психотерапии).
Человек приходит ко мне с одним состоянием, а уходит с другим, и только он один
может сказать, какие изменения в нем произошли. И хотя в том, что эти изменения
случились, действительно, есть мое непосредственное участие, однако долю моего
участия в естественной психотерапии определить крайне трудно, так как изменения
происходят естественным образом. В этом смысле естественная психотерапия — не
коммерческое и не прибыльное занятие.
Может
показаться, что я здесь выступаю против всякого проявления искусственного в
психотерапии и, в частности, против так называемых "техник" и
"технологий". Это не совсем так. В любом психотерапевтическом
процессе всегда есть некая доля искусственности (хотя бы в том смысле, что
психотерапевт занимается решением не своих проблем, а чужих), и вопрос состоит
в том, какова эта доля. Что же касается термина "техника", то я,
действительно, не приемлю его в рамках индивидуального консультирования. На мой
взгляд, психотерапевт не предназначен "работать техниками", а призван
сам общаться с другим человеком. (Поэтому вопроса о том, насколько надо
"вовлекаться в проблемы клиента", в естественной психотерапии нет:
психотерапевт либо вовлечен в процесс психотерапевтического общения, либо он не
занимается психотерапией вообще.)
Думаю, что
термин "техника" более адекватен в контексте обучения специалиста
своим профессиональным навыкам. Здесь понятие "техника" приобретает
специфический смысл: как создание неких искусственных условий, в которые
человек сознательно помещает себя, чтобы сфокусировать внимание на отдельных
аспектах своего опыта, и таким образом расширить его. Возможно, для этого
больше подходит сочетание слов "осознанный эксперимент", поскольку
последний предполагает открытый, ненормированный и индивидуальный результат, в
отличии от техники, более ориентированной на конкретную цель. Благодаря тому,
что человек в этих экспериментах осознает нечто новое в себе, он получает
способность лучше понимать других людей и естественным образом помогать им
осознавать себя.
Таким образом,
моя задача здесь — не столько критиковать проявление искусственного в
психотерапии, сколько обратить внимание своих коллег на эту всепоглощающую
тенденцию и просто напомнить о чем-то ином... Хочу привести слова русского
философа В.Розанова, которые он написал в начале XX в.: "Техника,
присоединившись к душе, дала ей всемогущество. Но она же ее и раздавила.
Появилась “техническая душа”... И вдохновение умерло" [Розанов В.В. Мысли
о литературе. М., 1993. С. 223].
Список
литературы
Дмитрий
Геннадьевич Трунов. Врач-психотерапевт, кандидат философских наук, член
Арт-терапевтической ассоциации. Искусственное и естественное в психотерапии.