Реферат по предмету "Психология"


Интернет и психологические исследования

Интернет и
психологические исследования

Интернет как
среда проведения психологических исследований стал  рассматриваться учеными сравнительно недавно. Однако, за период с  1999 по 2000 гг. только в России
опубликовано как минимум 5 работ, 
посвященных проблеме проведения психологических исследований в сети  Интернет, Практически во всех этих
публикациях обсуждаются проблема 
валидности и надежности личностных опросников при их использовал нии
в  сети Интернет. Общий вывод из этих
работ состоит в том, что надежность 
психологических тестов при проведении их в сети Интернет не  уменьшается, а психометрические нормы
изменяются незначительно по  сравнению с
результатами аналогичных бланковых исследований.  Тесты, разработанные при помощи факторного анализа, сохраняют
свою  факторную структуру. Небольшая
коррекция значения среднего по шкалам 
не превышает критических значений.

Уменьшение же
разброса данных  (дисперсии) вполне объяснимо,
т.к. выборка пользователей сети Интернет 
обладает четкими признаками: молодые люди (медиана - 27 лет), в  основном с высшим образованием, владеющие
высокими технологиями.  К основным
преимуществам использования сети Интернет для проведения  психологических исследований относятся: 

1. Низкая
стоимость тиражирования материалов 

2. Широкий
географический охват испытуемых

 3. Не требуется непосредственного присутствия
диагноста. Инструкцию и  материалы
предоставляет программный комплекс, осуществляющий также  обработку полученных данных. Результаты
последней автоматически  соотносятся с
психометрическими нормами, на основании чего 
испытуемому выводится текст интерпретации. 

4. Пользователи
компьютерной сети подготовлены к встрече с тестами, так  как для получения обратной связи многие
администраторы сети создают и  размещают
на своих серверах непсихологические опросники-анкеты.  Каждый пользователь имеет опыт участия и опросах, предъявляемых в
виде  одностраничной анкеты или
последовательности диалогов. У пользователей 
глобальной сети достаточно высока готовность к участию в
тестировании  еще и потому, что многие
администраторы сайтов размещают на своих 
сайтах популярные, а зачастую и профессиональные тесты, в качестве  развлекательного материала.  В сети Интернет удается сравнительно быстро
собрать данные на  обширных,
представительных выборках.

Так, при
проведении в сети  Интернет
рестандартизации личностного опросника Айзенка (EPI) за 16  месяцев тестирование прошли 2615
пользователей сети, из них 1324 
мужчины, женщин - 1291. Столь широкий охват испытуемых позволяет  устанавливать достаточно "тонкие"
зависимости и влияния, например, 
чувствительность шкалы экстраверсии-интроверсии теста EPI к полу  испытуемых, которая не была замечена ранее
на русскоязычной выборке. 

В августе 1999
года на сервере http://testology.psychology.ru была запущена  система проведения психологических тестов
"Психодиагностическая  лаборатория
PSYCHOLOGY.RU". Система предназначена для проведения  индивидуальных и совместных исслед  Методы полевого психологического  исследования в сообществе хакеров Смыслова
О. В. (МГУ им. М.В.Ломоносова) Психологические последствия информатизации и
широкого  распространения сети Интернет
оказались в центре внимания специалистов- психологов.

При
взаимодействии человека с информационными 
технологиями происходит преобразование деятельности за счет  опосредствования ее новыми знаковыми
системами. Сама возможность и  механизмы
влияния новых технологий на личность могут быть поняты с  позиций культурно-исторической теории
развития психики Л.С.  Выготского. С
этой точки зрения информационные технологии 
рассматриваются как один из примеров психологических орудий, овладение  которыми оказывает влияние на формирование и
функционирование  высших психических
функций. Вслед за Л.С. Выготским O.K. Тихомиров  предположил появление нового уровня высших психических
функций,  характеризующихся работой не
только со знаками, но и с целыми 
знаковыми системами. На существенную роль технических средств в  развитии психики указывает и приверженец
культурно-исторической теории  М.
Коул. 

Изучение
психологических последствий применения информационных  технологий является высокоактуальным. Перед психологами
стоят  исследовательские,
диагностические, коррекционные и терапевтические  задачи, связанные с различными видами активного
увлечения  новыми технологиями. В
соответствии с основными видами деятельности 
при взаимодействии человека с компьютером (коммуникативной, игровой
и  познавательной) выделяются три формы
изменений личности: Интернет- аддикция, игровая и хакерство.
Данные формы глобального  преобразования
личности лишь в очень малом объеме стали предметом  серьезных психологических исследований; особенно это
касается  психологии хакерства, которой
не посвящено практически ни одного 
фундаментального психологического исследования. 

Столь малая
разработанность проблем указанных выше изменений личности  обусловлена не только их недавним
появлением, но и особенностями самих 
исследуемых групп. В докладе будут рассмотрены основные особенности  хакерского сообщества, трудности,
возникающие при проведении  исследования
хакеров, а также представлены основные методы полевых  исследований в данной группе, 
При изучении любой группы пользователей Интернета (особенно если
речь  идет о гипертрофированном
увлечении новыми технологиями) 
исследователь сталкивается с проблемой анонимности, которую  предоставляет сеть и которая оказывается
привлекательной для  пользователей.
Хакерское сообщество амбивалентно относится к 
собственной анонимности:  с одной
стороны, хакеры стремятся к тому, чтобы об их поступках было  известно, с другой -стараются держать свою
идентичность в секрете.  Подобная
анонимность значительно затрудняет изучение данной группы. 

Другими важными
особенностями сообщества хакеров являются: 
- Отсутствие четкого определения этой группы  Средства массовой информации обычно обращают внимание  исключительно на негативные стороны
хакерства (взлом и кражу  информации,
разработку и распространение вирусов), Однако, такой взгляд  является односторонним: для хакеров
характерно гипертрофированное  увлечение
познавательной деятельностью, направленной на выяснение  закономерностей работы информационных
технологий, что необязательно  ведет к
каким-либо асоциальным действиям. Наоборот, существует мнение,  что многие удачные и полезные идеи в области
программного обеспечения  были в свое
время выдвинуты и реализованы именно хакерами. 


Большое
разнообразие представлений о хакерстве и неоднозначность  социальной оценки этого явления порождают
проблемы, связанные с  формированием
выборки испытуемых.  - Отсутствие четких
границ группы. Эта особенность обусловлена быстрым  развита ем технологий, вместе с которыми приходят и уходят
или  изменяются профессионалы.  При проведении исследования в сообществе
хакеров возникают следующие  проблемы.
Во-первых, это организационные вопросы, касающиеся  формирования выборки испытуемых и, во-вторых, проведение
самого  полевого исследования.  В соответствии с разными группами хакеров, в
частности, выделяемых по  способу
деятельности (software хакеры, которые взламывают программное  обеспечение, сетевые xaкеры, работающие с
Интернетом и пр.) можно  выделить
основные способы организаций полевого исследования;  некоторые из которых были апробированы в ходе пилотажных  исследований, выполненных под руководством
А.Е. Войскунского.  - Включенное
наблюдение, которое может проводиться и с одним  испытуемым, и в группе.

Подобное
исследование проводилось нами в 1997- 98 году на базе -
своеобразного учебного клуба, в  котором
относительно хакеры проводили учебные  занятия с , обучая их началам
.  - Для получения полной
картины изучаемых явлений методы полевого 
исследований в группах, связанных с сетевыми технологиями,
необходимо  должны включать в себя
опосредствованные виды коммуникации: 
переписку по электронной почте или коммуникацию в режиме on-line.
Так,  сетевые хакеры часто параллельно
со своей работой в сети общаются друг с 
другом посредством Internet Relay Chat - каналов, сообщая остальным  участникам о своих трудностях или находках.

Такая
организация работы во  многом напоминает
своеобразную творческую лабораторию, где каждый из  участников, работая над своим собственным проектом, всегда
может  обратиться за помощью или
поделиться своим открытием. Участвуя в таком 
общении, исследователь может получить определенную информацию как о  методах работы сетевых хакеров, так и о
психологических особенностях  участников
.  Таким образом, методы
полевого исследования хакеров должны учитывать 
специфику данной группы: их стремление к анонимности и  опосредованность общения
Интернет-технологиями.

Для получения
полной  картины изучаемой феноменологии
необходимо сочетание традиционных 
методов исследования и методов, опосредствованных информационными  технологиями, которые представляют собой
привычные способы  деятельности и
коммуникации в данном сообществе. 
Особенности образа Я "жителя" интернета Чудова Н.В.

В рамках
исследования проблемы психологической виртуальной  реальности, которая создается современными компьютерными  технологиями, изучались личностные проблемы,
предрасполагающие к  погружению в
виртуальную реальность Интернета. В том случае, если  использование Интернета определяется лишь сознательными целями,
вряд  ли имеет смысл говорить о
появлении особой реальности в жизни 
пользователя. Если же пребывание в Интернете из цели превращается в  мотив, то информационные возможности Сети
позволяют человеку  осуществлять погружение
в виртуальную реальность - целостную, активную 
и автономную среду обитания. Представляется интересным установить
те  психологические возможности,
которыми обладает Интернет как среда 
обитания, и определить круг личностных проблем и фрустрированных  потребностей, удовлетворение которых в
Интернет-реальности облегчено  по
сравнению с обычной жизнью. 

Исследовались
особенности эмоциональной сферы и образа Я категории  лиц, которых в отличие от посетителей Сети и ее пользователей
можно  назвать "жителями"
Интернета. Критериями отбора испытуемых служила  степень их эмоциональной, финансовой и временной вовлеченности в
жизнь  Сети. Использовались проективные
методики (тест Люшера, рисуночные 
методики, методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн).  Выявлены особенности самооценки людей,
склонных к "уходу" в 
виртуальную реальность Интернета. Почти 80% имеют определенные  проблемы в этой области: 20% обладают
заниженной СО, почти 40% - 
нереалистическими и недифференцированными представлениями о себе и  своем месте в жизни. Еще 20% оценивают свою
"независимость" как 
чрезмерную (Я идеальное на 30-50% ниже Я реального), что, на наш взгляд,  свидетельствует о проекции на шкалу
"независимый" ощущения 
недостаточной вовлеченности в контакты с другими людьми.  Обнаружены проблемы в плане принятия своего
физического Я: в той или  иной мере
более 60% дискриминируют собственную телесность. Именно это  негативное отношение к физическому
компоненту образа Я дает  наибольший
вклад в проблемную СО.  Эмоциональная сфера
этих людей характеризуется неустойчивостью и 
депрессивными реакциями. Большинство страдает от чувства
одиночества,  дистанцированности и
ощущают невозможность добиться понимания со 
стороны других людей.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.