Реферат по предмету "Психология"


Различия осознаваемых мотивов у подростков с разной степенью компьютерной ориентированности

Различия
осознаваемых мотивов у подростков с разной степенью компьютерной
ориентированности

В связи с
нарастающей интенсификацией процессов компьютеризации общества все больший вес
приобретают вопросы, связанные с тем, какое влияние оказывает глобальная
информатизация на личность. Различные аспекты этой проблемной области
разрабатываются психологами сравнительно давно. В частности О.К.Тихомировым и
его учениками О.Н.Арестовой, Л.Н.Бабаниным, Ю.Д.Бабаевой, А.Е.Войскунским и
многими другими велись и ведутся исследования структурных и функциональных
изменений в психической деятельности человека при взаимодействии с компьютером.
Эти изменения затрагивают познавательную, коммуникативную и личностную сферы,
трансформируют операциональное звено деятельности, пространственно-временные
характеристики взаимодействия субъект-субъект и субъект-информационная система,
процессы целеполагания, потребностно-мотивационную регуляцию деятельности.

Вместе с тем,
несмотря на имеющиеся фундаментальные разработки этой проблемы, осуществленные
в школе О.К. Тихомирова и вскрывающие общие закономерности мотивации
пользователя, несмотря на разработку проблем виртуальной реальности, мотивация
различных групп пользователей, относящихся к разным возрастным или
профессиональным категориям, еще мало изучена.

Исследование
этих аспектов мотивации могло бы уточнить некоторые общие положения, уже
известные психологической науке, а также решить ряд прикладных задач. Особенный
интерес может представлять изучение мотивации взаимодействия с компьютером у
подростков и юношей - в период, когда образование важнейших составляющих
личности и самосознания человека во многих аспектах только начинается и далеко
от своего завершения, но вместе с тем, уже можно говорить об автономизации
личности ребенка от взрослых и об открытии им возможностей дальнейшего
самостоятельного развития. Этот период является своеобразным переломным моментом
в развитии человека, и увлечение компьютером может способствовать как
дальнейшему прогрессу в становлении личности, так и формированию пассивной
зависимости от компьютера, тормозящей ее развитие.

Исследования в
области психологии мотивации компьютерно-ориентированных подростков только
начинаются, и их результаты позволяют ставить новые проблемы.Одной из них
становится проблема того, каким образом деятельность с компьютером, в которую
включены подростки, отражается в их самосознании со стороны своих мотивов.Именно
этот аспект послужил отправной точкой нашего исследования.

Нас
интересовало, с какой системой мотивов компьютерно-ориентированые подростки
соотносят различные ситуации взаимодействия с компьютером (ситуации, игры,
обучения и др.). Мы опирались на понимание мотивов, сложившееся в школе
А.Н.Леонтьева. Различные виды мотивов выделяют в зависимости от того предмета,
на который направлена деятельность. Под мотивацией в широком смысле
подразумевается то, ради чего человек выполняет ту или иную деятельность.
Всякая деятельность осуществляется вследствии какого-либо внутреннего импульса
(потребности) и ради некоторой внешней по отношению к ней ценности. Эти
отношения и образуют два полюса реальной мотивационной системы. Таким образом,
мотив - это предмет, на который направлена деятельность, соответствующий
некоторой человеческой потребности.Феноменологически мотивация проявляется в
эмоциональной окраске событий и действий субъекта, в направленности и
селективности человеческой деятельности в системе ценностей и предпочтений.

Изучение
системы мотивов компьютерно-ориентированных подростков прежде всего выдвигало
методическую задачу поиска способа определения как наличия такой
ориентированности, так и степени ее выраженности. В качестве такового была
использована анкета "Я и компьютер", разработанная Петербургскими
психологами О.Н.Черемисиной, Б.Л.Бардиер с целью создания инструмента,
способного оценить, "измерить" компьютерную увлеченность. Кроме того,
для определения компьютерной ориентированности подростков в качестве косвенного
метода мы использовали тест смысложизненных ориентаций (СЖО) в адаптации
Д.А.Леонтьева. Основанием для выбора этого теста послужило следующее: в
исследовании Ю.В.Фомичевой, А.Г.Шмелева, И.В.Бурмистрова было показано, что с
увеличением игрового опыта с компьютером локус контроля сдвигается в
интернальную область. Все 6 шкал теста СЖО значимо коррелируют с общей
интернальностью по тесту уровня субъективного контроля. Мы предполагаем, что
увеличение игрового опыта можно рассматривать как следствие ориентации
подростка на взаимодействие с компьютером. Наличие связи показателей анкеты и
СЖО может дать дополнительную инфомацию о природе влияния информационных
технологий на подростка. Забегая вперед, скажем, что наши предположения подтвердились,
при сравнении показателей анкеты и теста выявлена значимая корреляционная
связь(r=0.65, p


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.