Реферат по предмету "Психология"


И был вечер, и было утро…

И был вечер,
и было утро…

У каждого
человека проблемы свои. У бедного - суп жидок, у богатого - жемчуг мелок. Но
ведь и у одного и того же человека в разные периоды жизни - разные проблемы.
Каждый жизненный этап ставит перед человеком иные задачи, обычно, все более
высокого уровня год от года. У современного человека общее направление жизни -
это карьера, создание семьи, повышение уровня материального благосостояния,
утверждение социального статуса, рождение и воспитание детей. Как же сменяют
друг друга этапы становления личности человека, как происходит эволюция целей и
ценностей на протяжении жизни? Что главное для человека в каждый конкретный
момент?

Трудами
выдающихся ученых-психологов существуют различные возрастные периодизации,
представляющие жизнь в виде графика, разделенного на отрезки «точками
экстремума» - возрастными кризисами. Год, три, семь, тринадцать, и другие точки
на жизненном графике - узловые отметки, после которых изменяются поведение,
ценности, идентичность. Правда, часто психологи называют не «точку», а целый
кризисный отрезок - несколько лет, в течение которых ожидается начало и
окончание кризиса.

Периодизации
были созданы эмпирическим путем - ученые обобщали опыт многолетних наблюдений,
но не давали убедительных объяснений, почему именно в таком возрасте случается
кризис и изменяется дальнейшее течение жизни. Однако нашему современнику, проф.
Б.Й. Цуканову, не только удалось объяснить природу кризисов и причины неполного
совпадения кризисных дат у разных людей, но и заранее определить даты следующих
кризисов для каждого человека. Теория Цуканова утверждает, что в каждом
человеке от рождения заложена его собственная единица времени, чуть больше или
меньше секунды, и вся жизнь человека измеряется временными промежутками,
кратными этой единице. И если ее вычислить методами экспериментальной
психологии, то можно рассчитать всю дальнейшую жизнь человека, разделить ее на
периоды, называемые большими биологическими циклами, и точно определить
кризисные точки жизненного пути человека. Почему это важно? Пережив кризис,
человек приобретает новые возможности, но в сам кризисный момент ему приходится
туго: здесь возможны психологические срывы, обострение старых или удары новых
болезней, и даже смерть. Однако, у каждого отрезка жизни, отделенного от
остальных кризисными точками, свои цели и свое содержание, о чем сейчас и
пойдет речь.

Средняя по
человеческой популяции величина собственной единицы времени равна 0,9с (она
бывает от 0,7с до 1,1с), а средняя длительность большого биологического цикла
(ББЦ) - 7,7л (соответственно от 5,9л до 9,3л). Вот и выходит, что «кризис семи
лет» - возраст школьной готовности - у части детей наступает уже к шести годам,
а в некоторых случаях задерживается и до девяти лет. И так - со всеми
последующими возрастными кризисами, чем и объясняется допуск лет в пять при
обозначении возрастных кризисов в периодизациях. Момент окончания какого-либо
ББЦ называют точкой С, коэффициент перед которым указывает, какой именно ББЦ
закончился. Соответственно, 1/2 С - это возраст человека, прошедшего полпути от
рождения (начала ББЦ) до его окончания, около 3,85 л. Чтобы читатель не терял
ориентации, по ходу повествования в скобках будут указываться «возрастные
границы», к которым относятся описанные события - в пределах этих границ для
каждого человека найдется та точка, тот год, месяц и день, когда закончится его
энный ББЦ.

Главная задача
первого ББЦ жизни - адаптация родившегося человека к жизни на Земле.
Новообразования этого периода - физиологическое: ребенок учится ходить,
говорить, обслуживать себя. За первые семь (ориентировочно) лет ребенок
успевает, как правило, переболеть букетом т.н. «детских» болезней. Причем, как
правило, они настигают ребенка в возрасте «четвертушек» ББЦ: 1/4, 1/2, 3/4.
Получается, если ББЦ ребенка равен 7.7 лет, то прогноз заболеваний (ветрянки,
свинки, кори, краснухи итд) таков: год и 11 месяцев, три года десять месяцев,
пять лет девять месяцев, и в семь лет восемь месяцев (а можно еще и количество
дней посчитать!) окончится первый ББЦ его жизни, что может сопровождаться
серьезным соматическим и психологическим срывом. После чего ребенок готов к
переходу на новый уровень взаимодействия с обществом - обучению в школе.

Второй ББЦ -
это период личностного становления. Если характерные психологические проблемы
конца первого ББЦ - это взаимоотношения с друзьями, братьями, сестрами и
родителями, то характер проблем при переходе во второй ББЦ резко изменяется.
Самое главное событие второго ББЦ - это половое созревание. В подростковом
возрасте появляется потребность анализировать себя как личность. Расширяется
временная перспектива - ребенок начинает заглядывать в будущее, строить планы.
В это время у подростка меняются самоотношение, самоуважение, самооценка,
уровни притязаний. Согласно исследованиями, до 1 1/2 С (9 - 14 л) уровень
притязаний подростка очень завышен, он становится адекватным только после 1 3/4
С (10-16 л). Познавательная активность девочек в период полового созревания
максимальна, а у мальчиков линейно снижается на протяжение всего второго ББЦ.
Точка 1 1/2 С на жизненном графике подростка окружена плохим самочувствием и
настроением, вялостью, апатией, ссорами со всеми близкими. Девочки в это время
начинают заигрывать с мальчиками, а мальчики занимаются учебой и внеклассными
занятиями - спортом, авиамоделированием и т.д.

В период между
1 1/2 С и 1 3/4 С у подростков улучшается настроение и самочувствие. Девочки
зачастую меняют прическу - решительно отрезают косу. А мальчики, после долгих
размышлений, вырабатывают отношение к девочкам. В 1 3/4 С у девочек
заканчивается половое созревание, и их головы впервые посещает мысль о ребенке.
Особенно активно проявляется их интерес к своей внешности и личности. У
мальчиков половое созревание только начинается. В возрасте 2С (12-18 л) юношей
одолевают различные недомогания, может нарушаться сон, появляется желание
вырваться из школы и ее рамок. Тяготит неопределенность будущего. Появляется
сексуальное желание. В развитии мальчики догоняют девочек.

Изначальная
задача третьего ББЦ - устройство личной жизни и создание семьи. Уже около двух
веков здесь происходит социально обусловленный перекос - девушки, влекомые
материнским инстинктом, хотят выйти замуж и родить ребенка, юноши же стараются
увильнуть от раннего создания семьи, и у них это получается безболезненно для
психики. Начиная с середины ХХ века, когда женщины стали активно делать
карьеру, брачный возраст для женщин во многих странах тоже сполз в большую
сторону. Однако, если у девушки к возрастному кризису 3С (18-28 л) нет ребенка,
бесследно для нее это не проходит. В лучшем для нее случае это будет просто
«душевная заноза», а в худшем - может произойти психологический надлом. Мужчины
же кризис 3С переживают, как правило, незаметно для себя.

Задача
четвертого ББЦ - социальное становление в двух направлениях: карьера и
воспитание детей. Сама точка 4С - «возраст Христа» - тяжелейший кризис и для
мужчин, и для женщин. Это время - наступившая зрелость. Как будто человек
поднялся на вершину горы своей жизни, и обнаружил, что выше уже ничего нет. Это
кризис определения смысла и места в жизни. Людей, вдруг ощутивших, что жизнь
конечна, и сейчас они на пике ее, часто «заносит»: начинаются глупые
супружеские измены, из желания нахватать побольше впечатлений, обесценивается
семья, родители перестают заниматься детьми, часто именно в это время
появляются заболевания, которые станут впоследствии хроническими. Мужчины
переживают кризис 4С (24 - 37 л, иногда его называют кризисом середины жизни)
тяжелее, чем женщины - женщинам, как правило, помогают справиться их дети,
своим существованием отвечая мамам на вопрос о смысле жизни. У интеллектуально
одаренных людей кризис проходит тяжелее, чем у неразвитых. У склонных к
гипертонии людей в 4С бывает первый инфаркт. Который с высокой вероятностью
повторится в конце следующего ББЦ.

Пятый ББЦ -
период профессиональных достижений, званий, свершений, период наибольшего
расцвета сексуальности. К концу периода могут дать о себе знать заболевания,
приобретенные раньше, на предыдущих жизненных отрезках. Вообще, пятый ББЦ - это
плато на жизненном графике. До 4С - период становления, после 6С (36-56 л) -
период разрушения. В 6 1/2 С (39 - 60л) у женщин обычно начинается климакс, у
мужчин может начаться в 6 3/4 С (39-63 л). В первом-втором ББЦ неблагополучными
психологически и соматически ощущаются даже переходы через дроби - четвертушки
ББЦ. В седьмом ББЦ и старше человек начинает чувствовать окончание более мелких
отрезков - таких как 1/16 С или даже 1/64 С (примерно 44 суток) - эти точки
сказываются резким и «беспричинным» ухудшением самочувствия и настроения.

Умирает человек
чаще всего в 8С (47 - 74,5 л). Этот кризис так же страшен для организма
физически, как 4С - психологически. Но 8С - это не приговор. В конце каждого
ББЦ бывает синдром потери смысла жизни. И важнейшая мера предосторожности в
отношении человека, который подходит к окончанию одного из ББЦ, это
«закидывание удочек» в будущее - строительство планов, соблазнительные идеи и
четкие цели на следующий период жизни. Причем цели могут быть какими угодно -
от великого до смешного один шаг. Так что выбирайте сами, чем выманивать с
дороги на тот свет лежащего в больнице кризисника - то ли тем, что не
рожденного пока внука должен нянчить, то ли тем, что Нобелевскую премию не
успел получить еще, то ли тем, что в лавке некому остаться… А там лишь бы
внуков на пенсию отправить - и тогда можно будет подумать об отдыхе и загробном
мире.

Вот так, при
всем богатстве и разнообразии индивидуальных судеб, у каждого возрастного
периода есть свои признаки и закономерности. Медикам и психологам необходимо
знать, на каком этапе жизни находится обратившийся к ним человек, чтобы тоньше
понимать происходящее с ним, но эти знания могут помочь не только
профессионалам здравоохранения, а и обычным людям. Живущим свою жизнь, как и
все, - поэтапно, период за периодом.
Список
литературы

Ева
Морозовская. И был вечер, и было утро…


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Алексей Константинович Толстой. К 190-летию великого русского поэта
Реферат Гостиничное хозяйство в Чехии
Реферат Гоголь и Чёрт
Реферат История праздника Крестовоздвижения
Реферат Анализ прибыли и рентабельности на примере ООО "Хлебозавод Багаевский"
Реферат Основы внешнеэкономической деятельности 4
Реферат Техническое обеспечение компьютерных сетей
Реферат Расчет и выбор подъемной машины шахты "Вентиляционная" Тишинского рудника Тишинского месторождения г. Риддер
Реферат Виды инвестиционных рисков
Реферат Cx-x використання високовольтного електричного розряду для створення дисперснозміцненних карбідосталей
Реферат Саратов в XVIII веке. Население, занятия и основные события
Реферат Дебиторская задолженность, её сущность
Реферат Blooming Trinity Essay Research Paper English 1302018October
Реферат «Особенности разработки учебно-методического комплекса и организация учебного процесса в образовательной программе «Кормопроизводство, кормление сельскохозяйственных животных и технология кормов»
Реферат Группы интересов в бизнесе и политике