Реферат по предмету "Психология"


Применение НЛП в литературном творчестве

ПРИМЕHЕHИЕ HЛП В ЛИТЕРАТУРHОМ ТВОРЧЕСТВЕ

HЛП-стратегия
литературного творчества может помочь людям всех возрастов создавать
композицию, переходить от одного блока текста к другому и писать (порождать
собственно фразы) легче и с большим удовольствием.

Стратегия
литературного творчества (далее -- стратегия), предлагаемая HЛП, позволяет
направлять ваши мыслительные процессы во время письма с помощью специальных
слов-ключей.

Основная
процедура включает постановку ключевых слов (или их групп) в конце каждого
предложения, что помогает создать "запрос" на мысль, о чем писать
дальше.

Для
создания запроса используются специальные части речи, которые помогают
установить связи между впечатлениями и знаниями (experiences - буквально
"опытами"), о которых вы пишете. Разные типы ключей могут
использоваться, чтобы увязать ваши мысли различными способами, направить
размышления в различные стороны. (То есть стереотипность не возникает: число
стилевых вариаций растет как N в степени X -- Грэм).

Вам также
следует сдвигать взгляд в определенные места, думая о том, что писать (Фрагмент
о глазодвигательных сигналах доступа, доступный в любом руководстве по HЛП,
опущен. -- Грэм). Установка взгляда в определенные позиции увеличивает
способность воспроизводить (вспоминать) и конструировать.

Эти
элементы стратегии выявлены Робертом Дилтсом и его коллегами при наблюдении за
работой эффективных писателей. Вам они позволят организовать ваши
"мысленные карты" во время занятий литературой.

* Creative
Writing -- не совсем "писательство" или "литературное
творчество", которые в русском языке ассоциируются с художественной
литературой и довольно высоким мастерством; Creative Writing -- включает
школьные сочинения, научно-популярные статьи, публицистику и т.п..

Эта
стратегия предназначена как для детей, так и для взрослых. "Озарения"
и помощь, которые она дает, будут ценны как для начинающих, так и для опытных
авторов. Hекоторых молодых писателей, возможно, придется провести через процесс
1-2 раза, чтобы они привыкли к нему. Даже дети, еще не обученные грамоте, могут
получить пользу от этой Программы, если взрослый будет читать им запросы вслух.
Дети могут Отвечать, а взрослый - записывать их ответы.

ПРИHЦИПЫ СТРАТЕГИИ ЛИТЕРАТУРHОГО ТВОРЧЕСТВА

1.
Познакомьтесь со своими ощущениями (senses)

При
мышлении мы пользуемся "картами", составленными по информации от 5
чувств. Чем больше внимания вы уделяете картинам, звукам, запахам, вкусам и
телесным ощущениям, наполняющим вашу память и воображение, -- тем легче Вам
сочинять (составлять композицию) и описывать свой опыт.

2.
Перемещение глаз в определенную позицию помогает переключиться на один из
чувственных "каналов связи" во время размышлений.

Это --
следствие устройства нашего мозга. Вам следует научиться перемещать взгляд в
определенные позиции, когда вы думаете или сочиняете.

3.
Определенные типы ключевых слов направляют Ваш мыслительный процесс.

Помещение
специфических ключевых слов или групп слов в конце предложения помогает
"запросить" Вас помыслить о следующем предложении. Запросы
конструируются из 1-4 слов в зависимости от уровня сложности, на котором вы
хотите писать.

4. Вы
создаете свое сочинение, наполняя предложение, начатое по запросу.

СТРАТЕГИЯ СОЧИHЕHИЯ

А. Hачало стратегии

Чтобы
начать, напишите название того, о чем собираетесь писать. Назвав тему, вы
захотите организовать свои мысли перед тем, как действительно начнете писать.

- Сначала
подумайте, будет ли сочинение о воспоминании из прошлого,

- создаваемом (making up).

Это поможет
определить, в каком направлении поместить взгляд чуть позже.

Воспоминания
обрабатываются преимущественно в одном из полушарий мозга, а воображаемое -- в
другом. Ваши глаза будут стремиться скользнуть влево или вправо, в зависимости
от того, какой тип обработки вы делаете.

- Затем
несколько раз обдумайте ("rewiew" -- "пересмотрите", но это

слово
неудачно, цепляет за один из каналов), сосредотачиваясь на одном из сенсорных
каналов каждый раз.

- В
дополнение, подумайте о тех, для кого вы пишете, и об ответах

(реакциях),
которые вы хотите получить от читателей. Это -- важный фактор, который надо
держать в уме во время письма -- он определяет многие из выборов относительно
содержания ("что?") и формы ("как?") писать.

-
Переключитесь из одной позиции восприятия в другую ("от первого лица"
-- глазами и ушами персонажа, находясь в его теле -- или "от автора",
воспринимая персонажей как "третьих лиц"). Что видят, слышат,
ощущают, говорят себе персонажи? Это поможет вам "поймать" свежие
идеи и различные точки зрения на описываемый опыт (experience).

Как сказано
выше, стратегия литературного творчества -- модель работы эффективно пишущих.
Все опрошенные писатели отмечают, что они проходят через сходные процедуры
"многоканального" обдумывания перед тем, как начать писать. Способ
размышления о читателях, также очень важен для всех эффективно пишущих.
Действительно, большинство хороших авторов будут постоянно воображать, как их
предполагаемый читатель ответит на написанное [is been writing] в данный момент.
Мы рекомендуем, чтобы вы действовали так же, когда пишете. Во время создания
текста периодически воображайте реакцию воображаемого читателя на тот или иной
фрагмент. Это поможет убедиться, что произведение привлекательно (appeal) для
тех, для кого оно задумано.

После того,
как вы закончили "разминку", определите, который из сенсорных каналов
был самым сильным, когда вы думали о теме своего сочинения:

- картины Г
эта информация определяет,

- звуки Б
куда направить взгляд

- телесные
ощущения Б во время размышлений

-
внутренняя речь Е о том, что написать.

Далее -- по
схеме (для нормального правши):

память
конструкция

зрение - /
~Б~

ААААКАААА

слух - | Б
|

ААААКАААА

внутренняя
речь - _Б_ / - кинестетика

Когда у вас
возникают затруднения при обдумывании идеи, переместите взгляд в выбранную
позицию. Это поможет переключиться в соответствующую сенсорную систему
(сильнейшую для данной темы) и облегчит мыслительный процесс.

Б. Выбор
начального предложения

Ваше первое
предложение очень важно, поэтому тщательно обдумайте его. Из-за природы
действия "запросов" весь абзац будет основан на том, что вы напишете
в первом предложении. Например, если вы пишете о компьютерах, возможные
начальные предложения

могут
включать:

"Это
сочинение посвящено компьютерам."

"Вас
заинтересуют компьютеры."

"Мне
любопытно, что такое компьютеры."

"Он
заинтересуется компьютерами."

"Компьютеры
приведут его в восторг."

("3
лицо", "читатель -- ты", "я", "персонажи".)

В.
Построение "запроса"

Сейчас вы
готовы начать специфический процесс переноса ваших мыслей на бумагу с помощью
создания "запросов" по ключевым словам. Существует несколько способов
делать это.

1.
"Начинающий" (Beginner).

2. Смена
связок.

3. Выбор
связок.

4. Смена
перспективы.

5. Композиция (Composition strategy).

6.
"Эксперт" (Expert).

Различие
между этими методиками -- в том, как создаются и "работают" запросы.
Некоторые из видов запросов, например, разработаны для того, чтобы заставить
вас размышлять о теме сочинения определенным способом (еще раз: не в смысле
содержания, в смысле структуры размышлений). Их цель АА подтолкнуть ваши мысли
в определенном направлении.

Другие виды
запросов позволяют вам гибко выбирать "связки" в соответствии с
направлением, по которому движется ваша мысль. В этом случае запросы не
ориентируют вас в определенную сторону (в оригинале -- force, принуждать), а
скорее просто дают "толчок" (boost) в выбранном направлении.

1.
"Начинающий"

При работе
способом "Начинающего" вы используете _ одно _ слово для запроса (to
cue) себе. Используется тип слов-"связок", которые неявно
предполагают (imply) или создают связь между элементами опыта (experiences).

Hапример,

"потому,
что" "после"

"перед
тем" "если не"

"в то
время, как" "кроме"

"пока"
Можете придумать еще?

В стратегии
"Начинающего" вам нужно просто выбрать одно из
слов-"связок". Теперь вы должны просто мысленно помещать связывающий
запрос в конце каждого из предложений -- пока не закончите абзац. Это можно
делать в двух вариантах:

1. Прочтите
предыдущее предложение, которое вы написали (про себя, произнося его
"внутренним голосом"). Потом произнесите слово-запрос. Это создаст
неоконченное предложение, которое вы должны продолжить словесно АА тем, что
придет на ум.

2. Впишите
слово-запрос карандашом в конце предложения или над ним (так, что после можете
стереть это слово). Посмотрите на неоконченное предложение и продолжите его.

Hапример,
вы можете закончить последовательность предложений вроде этой:


интересуюсь компьютерами. _Потому_что_ они могут помочь людям работать быстрее.
_Потому_что_ они оперируют информацией очень быстро и могут дать вам
пока вы работаете над чем-то...
_Потому_что_ ..."

Просто
продолжайте заканчивать предложения, пока вам не станет трудно придумать
продолжение. Это будет концом абзаца.

Цель метода
-- направлять и продвигать вас к построению некоторого вида между "мыслями
на тему". Связи и идеи, которые вы выразите при помощи запроса
_"потому,_что"_ будут очень отличаться от тех, которые вы имели бы
при использовании запроса _"пока_не"_.

В качестве
эксперимента, возьмите тему, например "Спутники", и напишите 6
абзацев с разными связками (по абзацу на каждую связку). Обратите внимание, что
каждый абзац уводит мысль в другом направлении.

Помните,
что если вы ощущаете затруднение при обдумывании "что сказать", вы
всегда можете расположить взгляд в направлении, выбранном вами в начале работы
-- это поможет вам думать.

2. Смена
связок

В отличие
от метода "Hачинающий", вы чередуете запросы-связки на протяжении
абзаца, циклически перебирая набор слов-запросов.

В методике
"Смена связок" вы будете выбирать слова, которые идут в концеваших
предложений -- в специфической последовательности. Цель метоики АА направить
вас к созданию связей по теме внутри абзаца, который вы пишете.

[ Не очень
вразумительно я это перевела... Смысл такой, что возникают сложные предложения
в абзаце, а связки -- полноправная часть текста. ] Например:


интересуюсь компьютерами, _потому_что_ они могут помочь людям работать быстрее.
_Прежде_ люди теряли время на рутинных делах, которые им нет нужды делать,
_в_то_время_как_ процессы, которые лучше делаются людьми, например творчество,
отодвигались на задний план. _После_ они заполняли время, уточняя детали.
_Потому,_что_..." (далее по циклу)

3. Выбор
связок

Дальнейшее
развитие методик "Hачинающий" и "Смена связок". Вы можете
выбирать, какую связку употребить в конце предложения абзаца. Это обеспечивает
гибкость и больший контроль над течением повествования за счет создания
разнообразных смысловых связей в абзаце.

4. Смена
перспективы

В этой
методике к запросу добавляется еще два типа ключевых слов. Первый тип известен
как "позиция рассказчика". Смена позиции рассказчика изменяет точку
зрения, с которой вы пишете свое сочинение. Этот сдвиг восприятия выполняется с
помощью следующего набора местоимений:

Я Мы

Ты Вы

Он, она,
оно Они

Другой тип
ключевых слов, который добавляется в запрос АА

"репрезентативная
система" ("канал"), используемый для хранения впечатлений, о
которых вы пишете. Глаголы "каналов" включают слова:

видеть
слышать чувствовать говорить

показывать
звучать обонять

смотреть
осязать

выглядеть и
т.п. АА

в
настоящем, прошедшем или будущем времени.

В методике
смены перспективы вы будете выбирать позицию повествователя и
"канал", которые вы хотите использовать для абзаца, так же, как связки
в пределах абзаца.

Запрос для
смены перспективы, таким образом, будет строиться из трех слов: связки, позиции
повествователя и глагола "канала". Позицию и "канал" вы
выбираете в начале абзаца, а связку -- случайным образом.

В конце
каждого из этих "запросов" вы можете захотеть добавить слова
_"что"_ и _"подобно"_ ("that" и
"like"). Цель этих слов -- убедиться, что вводите законченное
предложение после запроса. Помните, что "запросы" удаляются из абзаца
после завершения работы, так что ваши предложения должны быть самостоятельны.

Например:


интересуюсь компьютерами. _Потому_что_они_могут_показать,_что_ люди могут
развивать свои умственные способности и способности к обучению гораздо лучше,
если используют подходящие инструменты. _В_то_же_время_ они_могут_показать,_что_
поскольку информационная революция моделирует разум, так же как индустриальная
революция имитирует мускулы, люди узнают много о собственных внутренних
процессах."

По этой
методике вы будете хотеть включить слова _"Они_покажут,_что"_ в начало
предложения, когда вы думаете о вашей следующей идее. Например, в приведенном
выше отрывке:

"_Они_покажут,_что_
наши мыслительные процессы имеют структуру, которая может быть явно выражена и
улучшена

//дальше
какой-то бред

когда бы не
они не покажут нам..."

чтобы
подойти к следующему предложению.

//конец
бреда

При
использовании этой методики вы захотите располагать взгляд иначе, чем вы
располагали его раньше. Несмотря на возвраты к позиции глаз, которую вы выбрали
в начале работы, вы захотите поместить взгляд в позиции, соответствующие
"каналам", выбранным в абзаце. (Опять лирическое отступление про
движение глаз.)

Цель
запросов этого типа -- помочь вам развить новые способы "смотреть
на", "говорить о" и "чувствовать" образы, которые вы
используете как тему сочинения. Часто бывает, что автор "застревает",
глядя на один какой-то образ с единственной точки зрения. Одна из находок HЛП
-- то, что многие люди ценят один из своих "сенсорных каналов"
больше, чем другие. (Визуалы, аудиалы и пр. -- опять перепев.) Действительно,
вы сами можете обнаружить, что вам легче писать и "ловить идеи",
используя определенную систему восприятия (например, то, что "Я
ОЩУЩАЮ" -- легче, чем то, что "ОHИ СКАЖУТ", а "ОHИ
СКАЗАЛИ" -- легче, чем "ОH ОЩУЩАЛ", и т.п.). Эти различия (субмодальные
различия -- см. др. лит-ру по HЛП) много сообщают о способности писать, которую
вы развили -- и даже о типе вашей личности.

Если вы
обнаружили, что писать в определенной позиции восприятия вам трудно --
используйте методику _смены_перспективы_, которая поможет вам писать с разных
точек зрения, так что вы сможете развить большую гибкость и искусность в
собственном писательском стиле.

Кроме того,
обдумайте это в терминах "для кого". Некоторые читатели будут легче
понимать ваше сочинение, если вы описываете _ощущения_, другие будут хотеть
"картин" от вашего текста, третьи будут лучше всего понимать диалоги
и наслаждаться ими.

Некоторые
учителя литературы требуют от учащихся писать о "чувствах автора"
(типично и для советской школы: "Толстой стыдился...", "Пушкин
испытывал радость от...") -- вы можете захотеть выбрать запрос "ОH
чувствовал" для сочинений такого типа. Другие учителя могут хотеть знать,
что материал "показывает нам о будущем" -- в этом случае вы захотели
бы использовать запрос "мы увидим".

Потратьте
некоторое время и попробуйте несколько вариантов выборов методик, чтобы
обнаружить, как они влияют на ваши мысли. Попрактикуйтесь с теми, которые
кажутся вам самыми трудными, чтобы расширить свою "палитру стилей".

5.
Композиция

По
"композиционной" стратегии вы будете использовать последовательность
запросов, которые организованы в соответствии с последовательностью ваших
мыслей о том, что вы пишете в каждом абзаце. Запрос структурируется тем же
путем, что и запросы методики "смена перспективы", за исключением
того, что слова-запросы "зациклены" в следующей цепочке:

В---->
"потому что я чувствую, что" (глаза вниз вправо)

Б _

Б
"потому что я вижу, что" (глаза вверх влево или вправо)

Б _

ДА
"потому что я слышу, что" (глаза прямо влево или прямо вправо)

Эта
последовательность создает специфическую _стратегию_письма_.

//а почему
именно эта?

Вы захотите
помещать _"я_вижу,_что"_; _"я_слышу,_что"_ в начале нового
запроса, чтобы облегчить формулирование своего следующего предложения.
Напомним, что вам надо обращать взгляд в направлении, выбранном во время
размышлений о том, что сказать. //или написать?

Термин
"методика" ("стратегия", strategy) неявно предполагает
систематическое мышление. Авторский стиль конкретного человека определен в
большой степени комбинацией связок, позицией повествователя, типом восприятия
("каналом"), которые он бессознательно использует в уме.

Просматривая
сочинения разных авторов, можно определить стратегию, которой они пользуются (в
терминах "типов запросов").

Как
отмечено ранее, некоторые авторы склоняются к описаниям _чувств_
_других_людей_, в то время как другие пишут о том, _что_другие_люди_ _сказали_,
вдобавок, авторы могут писать в связной последовательности "ориентаций
восприятия".

Например,
автор может писать _вначале_ о том, что он _видит_, затем о том, какие
_чувства_ он испытывает по поводу "картин", затем он может сравнить
свои чувства с чувствами других людей (прошлыми) по тому же поводу.

Другой
автор может начать с описания ощущений, а затем создавать зрительные образы на
базе ощущений.

//Hе очень
понимаю, зачем изощряться с подбором синонимов для примеров, если //можно
"К -> З"... Либо это для тех, кто ещг не понял, что такое
модальности, //либо это тренировка воспроизведения стратегии (так вроде не
сборник упр.)...

Если вы
исследуете произведение определгнного автора, вы заметите, что он следует
связному [consistent] паттерну, вроде вышеописанных, снова и снова. Это та
"постоянная", которая часто определяет авторский стиль.

"Композиционная
сратегия" ведгт вас через общую последовательность ориентаций восприятия,
которая создагт ваш особый стиль письма. Попробуйте его и заметьте
сходства/отличия от типичного для вас стиля.

6.
"Эксперт"

В этом
методе вы имеете полную гибкость выбора, какую из структур

запроса вы
хотите. Это позволяет вам писать с "вашей" скоростью до того, как вы
подойдгте к "точке затыка". Псоле чего вы можете породить запрос,
выбрав одну или все категории слов-запросов (см. выше).

Благодаря
гибкости "экспертной" методики можно выбрать структуру запроса,
которая не будет побуждать вас заканчивать предложение. Например, вы можете
предпочесть не использовать "что" или "подобно" в конце
запроса. В этом случае вы захотите включить часть "ключа" в текст
предложения, которое пишете:


интересуюсь компьютерами, _-потому-что-_они_показывают_, как действовать
наиболее эффективным способом."

Связки
_не_должны_ включаться в текст (never!). Обратите внимание, что вы можете
захотеть не использовать связывающих слов в структуре запроса вообще, но можете
хотеть начать со слов "позиции повествователя".

Попрактикуйтесь
в использовании различных комбинаций слов-запросов и посмотрите, что получится.

Это
методика, которую вы, возможно, используете для написания развгрнутых
черновиков большинства ваших сочинений.

ПУНКТУАЦИЯ И ГРАММАТИКА

Как вы,
безусловно, заметили, "Композиция" не предназначена для обучения
грамматике и пунктуации. Скорее она помогает организовать процесс мышления так,
что вы станете более творческим и продуктивным автором. Мы предполагаем, что
использующий эту стратегию знает правила правописания.

Мы верим,
что, используя эти методики, вы обнаружите, что пишете непринуждгннее, более
творчески, с большей скоростью.

КАК И
ПОЧЕМУ ЭТО РАБОТАЕТ?

 [ Общая информация об HЛП на обычном для HЛП
уровне: наблюдаем -- запоминаем -- воспроизводим -- уточняем и улучшаем --
пользуемся. Hикаких комментариев, какие механизмы _запускает_ эта стратегия
(типа "экологической чистоты" Бэндлера). ]
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.superidea.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.