Реферат по предмету "Психология"


Азбука игровой психологии

Азбука
игровой психологии.

Игра - одно из замечательных явлений жизни. Будучи на
первый взгляд вроде бы полезной, на самом деле она представляет собой сложный
психологический процесс и является жизненно необходимой.

Любая игра рождается как бы из подражания трудовому
процессу, но вместе с тем имеет от него четкое отличие. Работающий человек
делает во многих случаях не то, что ему в данную минуту хотелось бы, а то, что
необходимо, нужно, должно. Вступая же в игру, человек удовлетворяет в первую
очередь потребность в развлечении и утверждении себя как личности.

В процессе игры ее участник обычно ставит перед собой ряд
задач, а именно:

одержать
верх, победить, выиграть;

попутно
приятно провести время;

удовлетворить
потребность нервной системы в игровом азарте;

повысить
свои способности или отдельные стороны характера и поднять игру до уровня
искусства.

Любая игра увлекает людей, заставляет их отдаваться борьбе,
переживать происходящее всей гаммой своих чувств и тем самым доказать
неувядающую силу человеческого духа. На результат любого состязания влияют
различные факторы, из которых важнее всего природные способности играющего и
эмоциональность его натуры.

Способности - это закрепленная в человеке система
психических процессов, определяющих пригодность для того или другого вида
деятельности. Здесь и наследственные предпосылки, и усилия самого человека по
развитию природных задатков. Например, среди предков, братьев и потомков
И.С.Баха (в пяти поколениях) мы обнаруживаем восемнадцать музыкальных
дарований. Среди составляющих таланта важнее всего легкость, быстрота усвоения
и широта охвата всех влияющих на результат данной игры приемов.

Наблюдается и ранее, и позднее проявление способностей.
Нередки случаи, когда человек в юные годы ничем выдающимся не отличается, а в
зрелом и даже преклонном возрасте становится крупным специалистом, ученым,
художником и т.д. Другие, наоборот, обещают в молодости много, а повзрослев,
ожиданий не оправдывают - это так называемые вундеркинды. Но особого уважения
заслуживают люди, рано заявившие о себе и не растерявшие способностей до конца
жизни.

Другой важный фактор - эмоциональность человеческой натуры.
Переживания человека, связанные с отношением к окружающему, составляют сферу
его чувств и эмоций. Если чувство есть отношение личности к тому, что она
делает, то эмоции представляют собой чувства положительные или отрицательные.
Другими словами, человек чувствует с помощью конкретных эмоциональных переживаний.
В игре переживания следуют попеременно со знаком "+" и "-",
ситуация меняется быстро и непредсказуемо. По окончании партии или ее этапа
человеком могут овладевать эмоции, на какое-то время создающие преподнятое или,
наоборот, плохое настроение.

К положительным игровым эмоциям относят, например,
любопытство, любознательность, удивление, с которых начинается всякое познание
(в нашем случае освоение игры), а также удовольствие, радость, которые
испытывает участник состязания, в том числе - в случае победы - в течение
значительного послеигрового периода. Удачные, смелые, оригинальные решения и
действия других игроков могут вызвать у зрителей и более сильные положительные
эмоции: восхищение и преклонение. К отрицательным
эмоциям относятся легкое раздражение, досада, неудовольствие, подавленное
состояние. Нарушение принципа справедливости, некорректные действия соперника,
несправедливые решения судей могут вызвать крайне отрицательные эмоции - такие,
как гнев и даже отвращение.

Кроме вышеперечисленных эмоций можно выделить родственные с
ними, но занимающие особое место сильные переживания - так называемые аффекты и
страсти.

Стремительный, бурный взрыв эмоций, приводящий к разрядке и
одновременно к не контролируемым сознанием действиям, представляет собой аффект.
Он обычно вызывается внезапными, дезорганизующими психику потрясениями. В
современном, все более коммерцианализирующемся спорте проигрыш приводит к
аффекту. В результате спортсмен выбивается из колеи, а иногда даже на
длительное время утрачивает интерес к соревнованиям.

В состоянии аффекта, как говорят, человек "теряет
голову". Поддавшись эмоциональному срыву, он иногда оказывается способен
на безответные действия, забывая о последствиях того, что творит. По мере
ослабления конфликт переходит в интеллектуальную сферу, становится предметом
спокойного анализа, его влияние на личность падает.

Психологи рекомендуют тем, кто склонен к аффектам,
тормозить внезапные взрывы эмоции, не переходить к действиям. В острой ситуации
лучше побыстрее покинуть место возникновения конфликта, постараться его забыть
и переключиться мыслями на другое.

Страсть, в отличие от аффекта, более стойкое, больше
действующее чувство. В зависимости от обстоятельств страсть может вспыхивать на
какое-то время, а потом проходить, ослабевать и даже исчезать. Для нее
характерна сосредоточенность, "собранность" помыслов и действий,
направленных к одной цели.

Известно выражение: "Ничто великое не совершалось без
великой страсти". Для бильярдиста страсть - это жажда овладеть всеми
техническими, тактическими приемами, это стремление играть как можно чаще и
побеждать, то есть то ценное качество, без которого невозможно достичь
серьезных успехов.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.billiard.hut.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.