Структурный
психоанализ (Ж.Лакан)
Теория
базируется на идеях Лакана о ведущей роли языка как феномена культуры в
расшифровке и понимании бессознательных процессов. Кардинально пересмотрев теорию
3. Фрейда с позиций структурной лингвистики и семиотики. Лакан отождествил
бессознательное со структурой языка.
В основе
психоаналитической концепции Лакана лежат два тезиса: 1) бессознательное
структурировано, подобно языку; 2) бессознательное есть речь
"Другого". Опираясь на эти тезисы, Лакан утверждал, что только
лингвистический анализ языка и его механизмов может адекватно раскрыть
структуру бессознательных процессов. Структурированность бессознательного,
подобно языку, с точки зрения Лакана, означает, что в нем имеются особые
бессознательные речевые элементы, которые не осознаются человеком, но играют
важную роль в протекании и развертывании психических процессов. Сведение
бессознательного к языку, речевым структурам лежит и в основе понимания Лаканом
психических заболевания. Ученый отвергает взгляд на последнее как на нечто
совершенно отличное от нормы. Болезнь – это просто иной способ существования,
точнее, иное символическое языковое измерение. С точки зрения Лакана, чистое
доязыковое бессознательное нам не дано: судить о нем можно только на основании
рассказа пациента о своих снах и желаниях, с одной стороны, и анализа речи
пациента аналитиком – с другой. Бессознательное – это речь "Другого".
Понятие "Другой" у Лакана многозначно: это и отец, имя которого
связывается с законом и порядком, и место культуры, в котором распутываются все
"приключения индивид, желаний".
Личность Лакан
понимал как знаковое, языковое сознание, структуру же знака психологизировал,
рассматривая ее с точки зрения психологической ориентации индивида , т. е. с
позиции проявления в ней действия бессознательного, реализующегося в сложной
диалектике взаимоотношения "нужды" и "желания". По его
мнению, человек никогда не тождественен какому-либо своему атрибуту, его
"Я" никогда не может быть определено, поскольку всегда находится в
поисках самого себя и способно быть репрезентировано только через
"Другого", через отношения с др. людьми. Однако при этом никто не
может полностью познать ни самого себя, ни другого, т. е. не способен полностью
войти в сознание др. человека.
Структура
человеческой психики, по Лакану, является сферой сложного и противоречивого
взаимодействия трех составляющих: Воображаемого, Символического и Реального.
Воображаемое –
это такой комплекс иллюзорных представлений, которые человек создает сам о себе
и который играет важную роль его психической защиты, или, вернее, самозащиты.
Воображаемое подчиняется не "принципу реальности", а логике иллюзии:
оно создает образ "Я", устраивающий индивида и играющий экранирующую
роль как по отношению к объект, действительности, так и по отношению к тем
образам этого индивида, которые существуют в сознании его партнеров по
коммуникации – "других"; в этом смысле Воображаемое есть область
"незнания", заблуждения человека относительно самого себя.
Формирование воображаемого происходит у ребенка в возрасте от 6 до 18 месяцев –
на стадии, которую Лакан назвал "стадией зеркала": именно в этот
период ребенок, воспринимавший ранее собственное отражение как др. живое
существо, начинает отождествлять себя с ним, узнавать себя в зеркале.
Символическое –
это сфера социокультурных норм и представлений, которые индивид усваивает в
основном бессознательно, "символически", чтобы иметь возможность
нормально существовать в обществе, т. е. это область сверхличных, всеобщих
смыслов, задаваемых индивиду обществом. Если в "порядке
Воображаемого" отношения ребенка с матерью характеризуются слитностью и
непосредственностью, то, вступая в царство Символического, он обретает в виде
отца с его именем и запретами того "Другого", который знаменует для
него встречу с культурой как с социальным, языковым интеллектом человеческого
существования.
Реальное –
самая проблематичная категория Лакана – включает непосредственные жизненной
функции и отправления. Это та сфера биологически порождаемых и психически
сублимируемых потребностей и импульсов, которые не даны сознанию индивида в
какой-либо доступной для него рационализированной форме.
Отсюда –
радикальный пересмотр Лаканом классич. понятия "субъекта". Если в рамках
картезианской традиции "субъект" рассматривался как некая
субстанциальная целостность, как суверенный носитель сознания и самосознания и
как ценностная точка отсчета в культуре, то, по Лакану, напротив, субъект
предстает как функция культуры, как точка пересечения различных символических
структур и точка приложения сил бессознательного. Не культура является
атрибутом индивида, а индивид оказывается "атрибутом" культуры,
говорящей "при помощи" субъекта; сам же по себе субъект есть "ничто",
некая "пустота", заполняемая содержанием символических матриц. Отсюда
– постоянное взаимодействие между субъектом как носителем культурных норм и
"Я" как носителем "желания", т. е. между Символическим и
Воображаемым. Символическое пытается полностью подчинить себе индивида, тогда
как задача "Я" состоит в том, чтобы, используя топосы культуры,
создать с их помощью собственный нарциссический образ, т. е., подставив
"Я" на место "субъекта", создать себе культурное алиби. Тем
самым уточняется понятие бессознательного: бессознательное, по Лакану, это
"речь Другого", но такая речь, которая постоянно редактируется
Воображаемым.
Практикуемая
Структурным психоанализом терапия ориентирована преимущественно на языковую
проработку словесных выражений. Лакан сравнивал психотерапевтическую ситуацию с
ситуацией восприятия незнакомого языка – и в том и в др. случае человек имеет
дело с речевым потоком, протекающем на уровне означающего, никак не
соотнесенного с означаемым. Однако в психотерапевтической ситуации речь идет о
двоякой интерпретации означаемого – как "объективной реальности", так
и содержания психики пациента. В последнем случае означаемое, т. е. содержание
психики пациента, скрывается им осознанно и может быть выявлено лишь по
случайным деталям речи и поведения. Доступная психоаналитику задача не может
состоять лишь в том, чтобы реконструировать реальные обстоятельства, внешн. по
отношению к истории пациента, или же проникнуть вглубь содержаний его сознания.
Его цель – реконструировать на основе протекающего перед ним потока означающих
структуру этого потока, которая и есть, по мнению Лакана, не что иное, как
структура бессознательного.
Список
литературы
Н. В. Чепелева.
Структурный психоанализ (Ж.Лакан)