Вы хотите,
чтобы Вас слышали?
Вспомните,
случалось ли Вам стараться объяснить свою мысль другому человеку, пытаться
донести до него что-то очень важное? Вашим собеседником мог быть старший по
должности, родитель, ваш друг или ребенок. Но всех их объединяло то, что они от
чего-то не могли или не хотели понять Вас, а если и понимали, то почему-то не
торопились внять Вашим словам. А помните, как Вы не могли последовать совету,
данному другом, хотя разумом и понимали его правильность. Что же заставляет нас
не слышать друг друга?
Всем нам в
детстве нравилось слушать сказки, было в них что-то чарующее. И не возникало
недоумение, почему дракон трехглавый, да к тому же еще и зеленый, а каким же
ему еще быть? Да и повзрослев мы с удовольствием слушаем байки, анекдоты и
притчи, только ли потому что они смешные?
Ведь все притчи
имеют определенную закономерность построения, поняв которую, а также освоив
приемы зачаровывания собеседника можно заставить его услышать Вас, даже тогда,
когда ему этого не хочется. Приемы зачаровывания или метафора дают возможность
обратится напрямую к подсознанию человека, минуя его убеждения и получить
четкий ответ. Ведь недаром библия построена на примере приемов зачаровывания
(притч). Ибо, только таким образом можно донести до любого независимо от его
образования, вероисповедания, национальности и эмоционального состояния,
необходимую Вам информацию, не вступая с ним в конфликт.
Перейдем к
реальной ситуации. Мы часто слышим о трудностях переходного возраста, видимо
это тот период, когда ребенок уже слишком вырос, чтобы слушаться, но еще
недостаточно взросл, чтобы взять на себя часть ответственности за свои деяния.
Именно в это время эффективно использовать метафоры, так как обычные средства
уже не работают.
Отец пришел с
рассказом о проблеме с 11 летним сыном, не желающим заниматься делами по дому.
Из разговора выяснилось, что проблема глубже. Дело не в грязной посуде или
выноске мусорного ведра, а в понимании своего места в семье и принятия
ответственности за свои обязанности. Прямое обсуждение проблемы с сыном не
помогало, в 11 лет гораздо авторитетнее мальчишки во дворе. На лицо
противоречие: Вас слушают, но не слышат. Как объясниться с парнем на его
мальчишеском языке, ему бы про разбойников почитать, да голубей погонять, какая
там ответственность.
А теперь
слушайте сказку:
Давным-давно в
далекой старой Англии жил мальчик, и все у него было, как положено. Были
родители, были сестры и братья, да и семья, к счастью, не бедствовала, так что
всякая домашняя живность тоже была. А еще мальчику сильно повезло с родителями,
колотили его не часто, не то что соседних мальчишек, дел по дому у него было не
много, отец поручил ему только кормить по утрам лошадей. И вот каждое утро,
отпирая хлев, мальчик думал: " Неужели вот так и пройдет моя жизнь" А
мечтал он, как впрочем и все местные мальчишки, убежать в лес, где прятались
вольные разбойники под предводительством легендарного Робин Гуда. Только вот
бросать своих, бежать тайком как-то не хотелось.
Однажды
случилось чудо: в деревню пожаловал сам Робин, обошел все дома и говорил со
всеми родителями, кто имел сыновей. Говорил о том, что собирается через полгода
в дальний поход восстанавливать справедливость и бороться за права обиженных,
говорил о том, что ему нужны подрастающее мальчишки и, что он будет учить их
воинскому искусству. Родители с радостью отпустили сыновей, ведь странствовать
с Робин Гудом было большой честью.
За полгода
мальчишки должны были научиться скакать на лошадях, метко стрелять из лука и
трубить в рог, оповещая товарищей об опасности. Нашего же героя Робин отвел в
сторону и поручил ему очень важное дело стирать пыль с самого главного рога,
чтобы звук его никогда не тускнел.
Каждое утро
мальчик очень тщательно протирал рог и не много завидовал своим товарищам,
вовсю осваивавших строптивых жеребцов. И однажды он обратился к Робин Гуду со
словами: " Мне кажется я уже достаточно хорошо научился следить за рогом,
может быть ты поручишь мне что-нибудь еще?" "Нет", ответил Робин,
"рог - это самое ценное, что у нас есть".
Дни тянулись за
днями и однажды мальчик случайно услышал разговор двух опытных вояк, сидевших
на большом дереве: "А ты знаешь, этот дурачок все протирает старый рог и
не знает, что точно такой же валяется у каждого в мешке". Мальчик
опрометью бросился к Робин Гуду и закричал:
- Ты заставил
меня заниматься ненужным делом!
- Это правда
- Я потратил
пять месяцев на ерунду и теперь уже не успею научится всему остальному
- Ты потратил
эти пять месяцев, чтобы научится самому главному, тому, чему другие учатся всю
жизнь. Ты научился быть взрослым. А всему остальному ты научишься очень быстро.
Таким образом,
Вы даете отцу понимание того, как это можно донести до ребенка по-новому, без
крика, нотаций и серьезных разговоров про ответственность. Что касается
реальной ситуации, сын уже принял на себя обязательства по ежедневному выгулу
собаки. Выполнение менее интересных дел по дому зависит от времени и разумной
политики родителей, которые шаг за шагом будут давать ему маленькие дела, идя
от более увлекательного к менее, ведь стратегия эта уже закодирована в сказке.
Все это,
конечно, здорово, подумает читатель, но вряд ли применимо в реальной жизни, В
самом деле, ну кто будет рассказывать притчи начальнику, метафоры покупателю,
да и какой подросток станет слушать сказки. Вот в психотерапии еще куда ни шло.
Но вспомним, к доктору человек обращаются, когда обыденные способы решения
задачи не помогают. Значительно проще промолчать у начальника, обругать
покупателя и накричать на ребенка. Это то мы и делаем каждый день, а про себя
думаем: "Какие же они все идиоты", да они ли, или нам все же
попробовать общаться по-другому. Необязательно всем рассказывать длинные
истории, ведь часто достаточно нескольких фраз, как в анекдоте. Может быть
поэтому мы так любим слушать и пересказывать анекдоты, ведь это та же самая
закодированная стратегия, только в очень утрированном виде. А еще вспомните,
случалось ли Вам быть свидетелями ситуации, когда одна меткая и во время
брошенная фраза полностью изменяла расстановку сил.
А как научиться
легко и бесконфликтно общаться в любой среде и по любому поводу, используя
метафоры и приемы зачаровывания. При этом получить опыт, позволяющий мгновенно
определять какими убеждениями пользуется собеседник, узнавать его цели и
намерения, подстраиваться к собеседнику (говорить на его языке) и легко
доносить до него любую информацию можно на тренинге, специально посвященном
искусству сочинения метафор, где каждый из обучаемых научится применять эти
приемы и убедится в их действии, в том числе на себе самом.
А еще Вы
узнаете на тренинге, что такое хокку(классическое японское трехстишье) и сами
научитесь в нескольких словах передавать ощущение природы, свое состояние и
мысли о вечном.
Список
литературы
Ольга Святченко.
Вы хотите, чтобы Вас слышали?