Характеристика интерактивной стороны общения
Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику
тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Интуитивно легко допустить несомненную
связь, которая существует между общением и взаимодействием людей, однако трудно развести эти понятия и тем самым сделать эксперименты более точно
ориентированными. Часть авторов просто отождествляют общение и взаимодействие, представляя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е. как обмен
информацией), другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают
говорить о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции. Часть этих разночтений порождена
терминологическими трудностями, в частности тем, что понятие “общение” употребляется то в узком, то в широком смысле слова. Если придерживаться
предложенной при характеристике структуры общения схемы, т.е. полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений)
включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией), то логично допустить такую интерпретацию взаимодействия, когда оно предстает как
другая — по сравнению с коммуникативной — сторона общения.
Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности
неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее
деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и
позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.
В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать “обмен действиями”, спланировать
общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида “планами, созревшими в голове другого, которая и делает деятельность
действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же “другая” сторона
общения раскрывается понятием “взаимодействие”, можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию
совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru