Реферат по предмету "Психология"


Психологическая основа счастья

Психологическая
основа счастья

Каждый человек,
наверняка, задумывается о значении слова счастье, иногда, с течением времени,
внутренне переоценивая для себя это понятие. Не единожды задавая себе вопрос,
что же такое счастье, я присвоила это определение некоему состоянию души, мало
зависящему от конкретности внешних факторов. Таким обозначением я заметно
облегчила себе жизнь, лишив ее борьбы за достижение этих факторов и сняв с себя
ответственность за их наличие или отсутствие.

Но в одной
беседе с молодым и достаточно обаятельным мужчиной я услышала от него фразу,
показавшуюся мне странной: "Я никогда не был счастлив", - сказал он.
Тогда его высказывание меня сильно удивило - совсем не был похож на
несчастливого этот улыбающийся юноша. Его счастье оказалось чем-то значительно
большим, чем просто эмоциональное состояние. Да, конечно, эмоции - одна из
составляющих, неотъемлемый показатель, но то, что казалось мне счастьем, он
называл не больше, чем радостью. Мы даже поспорили, оставшись, как это часто
бывает - каждый при своем мнении.

Однако этот
разговор привел меня к полке со справочниками. "Счастье - понятие
морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней
удовлетворенности своим бытием, полноте и осмысленности жизни", - гласит
большой энциклопедический словарь. Философский словарь дает следующее
определение: "Счастье - аксиологическое1 понятие, обозначающее оптимальное
для конкретного индивида сочетание различных благ, выражающееся в чувстве
внутреннего удовлетворения тем, как складывается его жизнь в целом. Философская
традиция и обыденное сознание, как правило, отождествляют Счастье с высшим
благом, рассматривают его в качестве общего знаменателя всех ценностных устремлений
человека". Откуда же берется это чувство внутреннего удовлетворения и, тем
более, осмысленность?

Давайте сначала
для удобства выведем некую общую формулу психологической основы счастья, к
примеру, будем считать, что это уровень притязаний личности деленный на
адекватность самооценки. Допустим нам известно, что уровень притязания
определяется духовным, умственным и физическим развитием человека, его
предыдущим опытом. Таким образом, чем выше интеллектуальный уровень, тем,
соответственно, выше уровень притязаний и, как следствие, сложнее путь к
оптимальной величине дроби, т.е. к достижению состояния счастья.

Можно
предположить, что возможность испытывать состояние счастья во многом зависит от
ролевого положения человека, того, насколько оно соответствует социальным и
индивидуальным характеристикам личности.

Каждый человек
постоянно играет (в смысле - выполняет) ту или иную роль. Роль ребенка своих
родителей, роль родителя своих детей, роль пассажира городского транспорта,
сотрудника фирмы, директора производства и т.д. Роль - это относительно
устойчивый шаблон поведения (включая действия, мысли, эмоции), выработанный в
данном обществе для выполнения той или иной социальной функции, для реализации
определенного социального статуса. Каждая роль накладывает отпечаток на
личность, на самосознание человека, так как он мобилизует ресурсы своего
организма и психики для исполнения этой роли.

Иногда,
впрочем, даже чаще - чем иногда, - возникает внутриличностный конфликт, когда
человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его
представлению о себе, его индивидуальному "Я" или его психическим
возможностям. Если "роль" выше возможностей "Я", то человек
ощущает постоянное переутомление, этот конфликт рождает постоянную
неуверенность в себе, недовольство собой, близкими, окружающим миром. К
примеру, молодой человек не готов стать отцом, он чувствует, что ему навязывают
роль, которой он не в состоянии соответствовать. Он не может избавиться от
дискомфорта, все больше уходит в себя, чувствует себя несчастным, и все из-за
того, что роль отца в данный момент выше его моральных /физических/материальных
возможностей. Пройдет время и молодой человек почувствует в этой роли себя
комфортно, когда между его возможностями и внутренним "Я" будет знак
равно.

В том случае,
если "роль" ниже возможностей "Я", когда ситуация кажется
недостойной и унизительной для человека, то разрешение внутриличностного
конфликта принимает различные формы. Человек может объективно изменить
ситуацию, например, будучи недовольным своей работой, он идет учиться и меняет
специальность, тем самым, доказывая свою способность к более сложной
деятельности. Не имея возможности (или не желая) изменить ситуацию, человек
склонен менять ее "только для себя". Сын перестает появляться у
родителей, неспособных заметить в нем взрослого, самостоятельного мужчину. Он
избегает внешних проявлений все еще существующего конфликта, отказываясь от
исполнения противоречащей его "Я" роли.

Чтобы выйти из
такого рода противоречия, многие прибегают к методу "рационализации".
В этом случае человек, вынужденный выполнять не соответствующую его
"Я" роль, уверяет себя и других, что это он делает исключительно
"по собственному желанию" или "во имя кого-то/чего-то", еще
хуже - если "чему-то/кому-то назло". За такого рода рационализацией
(поиску аргументации для своих действий) обычно скрывается заниженная
самооценка, боязнь быть отвергнутым, страх чего-то нового, боязнь перемен и
т.п.

"Неадекватное
поведение" проявляется в замене влечения к недоступной человеку роли стремлением
исполнить роль противоположную. Так, ребенок, нуждающийся в нежности и ласке,
но не надеющийся получить роль любимого, начинает вести себя подчеркнуто грубо
и нахально. Часто встречается вариант, в котором человек, оказавшийся в
несоответствующей для его "Я" роли, обращает свой гнев против себя,
при этом считая себя неудачником.

Конфликт между
ролью и "Я" может оставаться не разрешенным, но устраняться из сферы
сознания человека, подавляться. В результате в поступках, чувствах, в сознании
человека явно не проявляется существование конфликта между "Я" и
ролью, но внутренне напряжение нарастает. Человек становится раздражительным,
срывая зло на своих близких, он снова лишает себя и их состояния счастья.

Возможно, и
окружающая среда оказывает влияние на ощущение счастья. Ну, никак не может
создаться "оптимальное для конкретного индивида сочетание различных
благ", например, в данной конкретной стране или местности. Но это уже
проблемы мироощущения и умения быстро акклиматизироваться.

Интересно, а
что думают о проблеме счастья великие наши ученые мужи? Абрахам Маслоу,
американский психолог, видел счастье человека в его самоактуализации, путь к
которой лежит через удовлетворение всех потребностей: от простейших в еде,
питье и безопасности до потребности в признании. Самоактуализирующийся человек
спокоен, уверен в себе, талантлив, снисходителен, не склонен к депрессиям и
истерикам, при этом имеет здоровую самооценку и гармоничный внешний вид.

Философские
течения гедонизм2 и утилитаризм3 отожествляли счастье, в основном, с
чувственными удовольствиями. Что легко объясняет состояние счастья у
влюбленных. Здесь конечно и удовлетворение потребности в признании и не до
конца распознанная химико-биологическая реакция...

Ницше считал,
что оно, скорее всего, вообще не достижимо как минимум для большей части
современных ему европейцев. Христианство убило истинного Бога, Бога-дарителя,
создав для себя идеал Бога-страдальца. Человек должен стремиться приблизиться к
Богу, очищаясь от грехов через лишения и муки. Он просто не имеет права быть
счастлив, он обязан страдать во имя чистоты своей души.

Но мне ближе,
все-таки, мнение о том, что состояние счастья зависит от степени нашего
эмоционального настроя, ведь если человек запрограммирует себя на страдание, то
никакие радости жизни его не осчастливят...

1 Аксиология -
философское учение о ценностях. Аксиология возникла в конце XIX - начале XX
века как идеалистическая субъективная доктрина.

2 Гедонизм -
(гр. наслаждение) этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо
и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных
требований.

3 Бентам,
основоположник утилитаризма, считал основой морали полезность, которую
отождествлял с наслаждением. В содействии "наибольшему счастью"
(удовольствию) для "наибольшего числа людей" и состоит, согласно
Бентаму, смысл этических норм и принципов.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.onlife.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Фондова біржа в україні проблеми та перспективи розвитку
Реферат Оптовая продажа товаров
Реферат "Правило 72-х". Критерий PVP. Виды инфляции
Реферат Логические основы реализации базы данных для информационной динамической системы мониторинга дистанционных учебных проектов
Реферат «Россия и наркотики»
Реферат Обгрунтування диференційованих методів лікування дисфункціональних маткових кровотеч у жінок пізнього
Реферат Анализ финансово-экономической деятельности санатория 'Дон' (Пятигорск) + отчёт о преддипломной практике в нём же
Реферат Перемога аполлонівської гармонійності над діонісійською пристрасністю у "Пісні двадцять четвертій – Викуп Гекторового тіла" поеми Гомера "Іліада"
Реферат Массовое убийство в Налибоках
Реферат Создание транспортных коридоров
Реферат Судебники в истории Руси
Реферат Imagery Diciton And Theme Essay Research Paper
Реферат Металл в искусстве
Реферат Город Озерск
Реферат Subliminal Advertising Is Fair To American Consumers