Декларация
независимости русского киберпространства
Zhurnal.Ru
опубликовал перевод Декларации независимости Киберпространства Джона Перри
Барлоу уже довольно давно - по сетевым меркам, гораздо более динамичным, чем
"обычное время". Однако, в отличие от американской интернетовской
публики, для которой Декларация Барлоу стала четким руководством к действию по
освобождению от "довиртуальных" цензурных оков, на русский интернет
она, похоже, никак не повлияла. Ну если и повлияла - то лишь как благопожелание
всем пользователям вкуса полной свободы, но не как нечто более оперативное -
потому что в современной России такое ярко выраженное либертарианство
воспринимается еще как экзотика, если не экстремизм.
Разница между
людьми, живущими "обычной жизнью", и теми, для кого этой
"обычностью" и стал Интернет, здесь оказалась весьма несущественной.
Если не считать довольно узкого (в общесоциальном смысле) слоя людей, занятых
профессиональным обслуживанием Сети, а также научившихся проникать в
американские банки хакеров, то надо признать, что особого, специфически
"сетевого" сознания в среде растущей массы "простых юзеров"
пока не возникло. Это сознание связано с капитальной психологической трансформацией
личности, обретающей теперь возможность свободного самовыражения вне
зависимости от пространственных и временных рамок своего физического
пребывания. Но видимо, такая степень свободы для многих слишком высока. Поэтому
большинство "фирменных" сайтов по всей стране заняты просто рекламой
своих товаров и услуг (обычно мало кому интересных уже в другом регионе -
Интернет таким образом превращается в "местную электронную газету"),
а частные homepages иногда просто шокируют глубиной послания urbi et orbi их
обладателей, типа "меня зовут Вася", тут же васина физиономия в
полэкрана, непременное "пишите мне по e-mail" и вечное "under
construction".
Потому разговор
о киберпространстве не в сугубо техническом, а в идейно-содержательном его
аспекте у нас пока еще с неизбежностью носит элитарный характер. Что не значит,
будто кто-то к этому разговору не допускается, но просто констатируется факт,
что сама эта проблематика интересна сейчас не самому широкому кругу
пользователей. И обращение к проблеме именно русского интернета парадоксальным
образом позволяет этот круг расширить, поскольку
"американоцентричная" декларация Барлоу все же выглядит слишком
отвлеченной от непосредственных интересов выходящего в Сеть белоруса или
сибиряка. И кроме того, реальная независимость глобального киберпространства
складывается из независимых национальных киберпространств - в противном случае
она останется иллюзорной претензией, ограниченной рамками западного
"свободного мира", а все остальные будут вынуждены подчиняться "своему"
государственному регулированию Интернета.
Итак, русское
киберпространство. Именно русское, а не "российское" по
принадлежности к государству. Главный редактор "Русского журнала"
Глеб Павлов
ский нарисовал, пожалуй, наилучший
портрет нынешней беловежской Новомосковии: "Гигантская обезьяна,
забравшаяся на склад исторического реквизита всех времен и народов. Большая
обезьяна, бесхозная и, главное, - не жилец... Не зная, что делать, она
лихорадочно завладевает все новыми значками, магически полагая, что сумма
обозначений реального когда-то пересилит гложущую пустоту, придав небывальщине
статус вещи. Но перед нами пока что лишь активная нежить; эктоплазма. Имя
"Россия" слишком велико, непосильно для этой страны. Может быть, оно
и пришло слишком рано?"
Складывающееся
русское киберпространство тождественно иной, виртуальной России, не имеющей
ничего общего с тем историческим и геополитическим недоразумением, которое
носит ее имя с 1991 года. Это киберпространство просто по природе своей будет
независимо от каких бы то ни было государственных "интересов" этого
недоразумения и его обезьяньей цензуры, мутировавшей из коммунистической
"партийности" в либеральную "политкорректность". Для новых,
независимых и оригинальных русских философов, писателей, музыкантов, художников
- граждан виртуальной России, свободных от попсово-усредняющей диктатуры
продажных СМИ, очевидна перспектива превращения русской Сети в "духовное
явление" (Дмитрий Галковский), в особый, творческий мир, альтернативный
официально поощряемому массовому культурному "деградансу". Именно
поэтому идейно, культурно и политически независимый русский интернет может
возникнуть гораздо проще и естественнее, чем американский, поскольку там Барлоу
со товарищи все же вынуждены согласовывать свои амбиции с общественным мнением,
имеющим длительную историю становления, а не сконструированным за несколько
смутных лет.
Во-вторых,
следует особо подчеркнуть, что это новое киберпространство будет русским, а не
"русскоязычным" - эту расхожую уродливую тавтологию мы оставляем
непонятным "россиянам", которые пусть тогда и Шекспира называют
"англоязычным поэтом" (потому что "английским" нельзя - это
шовинизм!). Оно будет русским именно потому, что никакой "русскоязычной
культуры", общей для разных цивилизаций (как "англоязычны"
Англия и США и "испаноязычны" Испания и Латинская Америка) в природе
не существует. Русская культура едина во всей своей многоликости - от древних
подвижников до рок-н-ролльных культов - и открыта для всех, кто считает ее
своей. В том числе и для тех поклонников киберкультуры, кому есть что сказать
миру помимо сабж имхо кул. Ошибаются те, кто полагает, будто киберкультура -
это "глобальное и самодостаточное" явление, вернее - она настолько же
"глобальна и самодостаточна" как, скажем, кино: камеры, пленка и
другая техника могут быть одинаковы, но европейские фильмы все равно будут
отличаться от американских и азиатских. (Именно поэтому сленг операторов - еще
не знак принадлежности к киноэлите.) Киберпространство само по себе - это
только технически наиболее авангардная форма для человеческого самовыражения. А
станет ли она авангардной качественно - зависит от воли и культурного
потенциала самих пользователей. На сегодняшний день уже можно констатировать,
что все идейное и культурное многообразие США - от официоза и университетов до
экзотических учений и маргинально-радикальных организаций - практически
полностью представлено в киберпространстве. И несмотря на цензорские атаки
чиновников (которые последователи Барлоу уже научились достойно отражать,
пожелаем им удачи!), главное состоялось - американское киберпространство
превратилось из технического "дополнения" к традиционным средствам
коммуникации в самостоятельный, живой и динамичный информационный мир,
аккумулирующий в себе творчество нации во всем невероятном множестве
независимых проектов и стилей. И если бы там появились некие самозваные
"обозреватели" -надзиратели,поучающие, как надо и как не надо думать,
их бы просто проигнорировали. Да и вообще для киберлибертарианцев это было бы
неприятным сюрпризом - бороться за свободу Сети от госцензуры, чтобы в самой
Сети получить ее подобие.
Пора сказать
правду: русская Сеть так пока и не может сложиться в самостоятельное,
многообразное идейное и творческое явление, пока в ней заправляет олигархия
"обозревателей" (а то и "обозревателей обозревателей"),
зачастую анонимных или с донельзя остроумными псевдонимами, чьи культурные
вкусы (об идейных отличиях лучше молчать - эта тема вне рамок тоталитарной
"политкорректности") либо поверхностно-либеральны, либо
попсово-анекдотичны. Однако они и задают стиль русскому интернету, который,
судя по наиболее посещаемым местам, производит впечатление единого огромного
справочника, сдобренного сальными анекдотами, некачественной эротикой и
пустопорожней болтовней в чатах. Здесь господа либералы могут возразить своей
обычной аппеляцией к свободе выбора. Но выбор должен быть реальным, а у
неискушенного пользователя, впервые входящего в Сеть и практически сразу
попадающего в такую атмосферу, легко складывается представление, что вся Сеть
именно такова и другой быть не может! Что стиль общения здесь, особенно в
конференциях, это сленг, а страничку надо делать не такой, какая нравится, а
как принято у мэтров, раздающих награды. И наконец, что самые опытные и мудрые
дяди в Интернете - это "обозреватели", в поте лица находящие для нас,
темных, что-то светлое и не устающие объяснять, что к чему, благодетели...
Понятно, что на
таком сером культурном фоне затруднительно говорить о скором возникновении у
нас широкого спектра альтернативных электронных изданий, о русском аналоге
Yahoo/News_and_Media/Magazines/Alternative, не говоря уже о более серьезном
сборнике Alternatives
. Хотя независимые молодые
интеллектуалы вполне могли бы освоить это пространство и превратить его в
нонконформистскую и культурно самостоятельную виртуальную Россию или Русскую
Автономную Зону (перефразируя Хаким Бея). Говорят, этого не будет, потому что у
нас быстро побеждает "виртуальный постмодерн", не оставляющий места и
времени для отвлеченной философии, а литературу превращающий в сплошной набор
гипертекстовых ссылок. Но говорящие это просто путают модное слово
"постмодерн" с банальной энтропией, они, оказывается, так и не поняли
ни Курехина, ни Пелевина. Но в одном они правы: в виртуальном мире
действительно стирается различие между метафизической фантастикой и реальной
экзистенцией. Поэтому нет смысла спорить - понимающему достаточно: земные
служители энтропии, духовно препятствующие возникновению независимого русского
киберпространства, не догадываются, что покушаются на владения тех, кто может
однажды воплотиться из виртуального состояния и проголосовать за свое
пространство не "мышью".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www. teneta.rinet.ru/