Реферат по предмету "Психология"


Психологические особенности деятельности менеджера и основные требования к его личности

Психологические особенности деятельности менеджера и основные требования к его личности

   За качество разработки и успех воплощения в жизнь принятой в ор­ганизации стратегии
управления основную ответственность несет непо­средственно менеджер. Он специалист по управлению, который создает планы, определяет, не только что и
когда делать, но также кто и как будет выполнять намеченное (управление персоналом), определяет ра­бочие процедуры (технологии) применительно ко всем стадиям управ­ленческого
цикла, осуществляет контроль.

   В обязанности менеджера входят определение цели и выбор средств ее достижения, установление
приоритета задач в работе предприятия и прогнозирование возможных последствий их решений. Он отвечает за разработку стратегии развития организации, анализ и
прогноз динамики ситуации как на самом пред­приятии, так и за его пределами. Он должен предвидеть события, прояв­лять гибкость в планировании.

    Одна из главных задач менеджера заклю­чается в эффективной организации работы его
подчиненных. Искусство руководителя проявляется не только в координировании, налаживании коммуникаций и направлении работы подчиненных, но и в умении деле­гировать
им полномочия и ответственность, предоставлять право выска­зывать и отстаивать собственное мнение, сохраняя за собой функцию контроля.

  До 80% проблем, возникающих перед менеджером, связано с человеческим фактором. Работая в
коллективе, он должен постоянно выполнять функции информирования, мотивирования, воспитания и контроля. 
Успешная реализация профессиональных функций предполагает вы­раженность у менеджера соответствующих личных качеств.

 Рассмотрим наиболее важные из них, принимаемые во внимание на этапе профес­сионального
психологического отбора менеджеров.

           Он должен уметь мыслить стратегически, владеть навыками интуи­тивного мышления,
принимая быстрые и правильные решения в услови­ях неполной информации. Добиться, этого невозможно, не имея широко­го кругозора, прочных
профессиональных знаний, без понимания роли самообучения и естественного (без принуждения) обращения к нему.

          Важны также способности быстро перерабатывать поступающую информацию, видеть и
выделять существенное в том, чего не замечают другие, эффективно и наименьшими затратами идти к реализации по­ставленной цели, находить простые решения
сложных проблем.

         Менед­жеру необходим дар предвидения, позволяющий чувствовать новое, точ­но прогнозировать
наиболее характерные тенденции развития деловой ситуации.

          Способность к риску - один из главных критериев в оценке профессиональной пригодности менеджера. Причем имеется в виду умение находить
необходимые решения в условиях большой степени риска.

            Он должен не бояться рисковать, не утрачивая при этом реализ­ма и при
необходимости открыто признавая допущенные ошибки. Что­бы быть признанным лидером в коллективе, менеджер должен проявлять стремление к сотрудничеству,
коммуникабельности (навыки социально­го взаимодействия), сочувствие и уважение к своим подчиненным, же­лание и готовность прийти к ним на помощь. Вместе с тем
он должен быть способен к принятию подчас жестких, непопулярных, но оправ­данных по ситуации решений. Менеджер не может рассчитывать на ус­пех в своей
профессиональной деятельности, если ему не присуща уве­ренность в себе, т.е. обоснованная вера в свои способности выполнить стоящие перед ним задачи.
Уверенный в себе менеджер опирается на самоконтроль и критически относится к своей личности, беспристраст­но оценивая свои возможности и поведение, выявляет
собственные не­достатки и ошибки, анализирует их причины и принимает меры к их устранению. Не умеющий владеть собой человек характеризуется не­уравновешенностью,
вспыльчивостью, возбудимостью, склонностью к совершению импульсивных поступков, принятию необдуманных реше­ний. Поэтому трудно переоценить значение
самообладания, стрессоустойчивости   для менеджера, от которого нередко в процессе работы требуется быстро перестраиваться
в новой обстановке, переносить регу­лярные эмоциональные нагрузки и при этом сохранять хладнокровие, не показывать сотрудникам раздражения.

Авторитет менеджера среди подчиненных во многом основан на том, насколько он сам способен руководствоваться в своей деятельности
чувством профессионального долга и ответственности, следовать ска­занному им слову и выполнять обещания. Едва ли не нормой профес­сиональной деятельности
менеджера является необходимость в преодо­лении тех или иных препятствий, возникающих по ходу решаемых им задач. Чтобы справиться с ними, менеджер должен
обладать необходи­мым волевым потенциалом, быть целеустремленным и готовым посто­янно прилагать требуемые от него усилия. Чувство юмора помогает ме­неджеру
оказывать положительное влияние на психологический климат в группе, улучшать производственные отношения. Внешняя привлека­тельность (опрятность,
элегантность), хорошие манеры, воспитанность, четкая, ясная, живая речь укрепляют его авторитет и позиции лидера. В последнее время заметно возрос
интерес к нравственной сфере лично­сти менеджера, его моральной надежности. И все чаще высказывается мнение, что в психологическом портрете современного
менеджера должны быть  представлены такие черты, как чувство собственного дос­тоинства, честность и порядочность.
Перейдем теперь к особенностям профессиональной подготовки менеджеров.

Капиталовложения в подготовку менеджеров постоянно увеличива­ются, оправдывая на практике свою эффективность. Сложившаяся на
Западе профессиональная подготовка менеджеров осуществляется в специальных государственных и частных школах, фирмах, но главным образом в школах бизнеса,
которые входят в университетскую систему. Эти же школы организуют курсы повышения квалификации управлен­ческого персонала. Школы имеют оригинальные
программы подготовки и переподготовки, ориентированные на различные направления социотехнического менеджмента. В Японии в подготовке менеджеров приоритет
отдается компаниям, разрабатывающим собственные про­граммы подготовки, а университеты выполняют общеобразовательную функцию.

На современном этапе отчетливо просматриваются характерные тен­денции в преподавании менеджмента. Если раньше преимущественно
учили искусству управления, то сейчас - науке. Несмотря на специфи­ку подходов к обучению в школах бизнеса, общей для них чертой ста­новится перенос акцента
на человека. Объем подготовки по психологи­ческим дисциплинам в учебных программах доходит до 40-60%. Это обстоятельство находит отражение и в
"философии" менеджмента. Так, концепция известной американской корпорации IBM основана на "трех столпах веры": уважение к личности, внимание к
клиенту, высокое ка­чество работы.

Кандидат на получение сертификата менеджера в американских школах бизнеса должен продемонстрировать свою компетентность в
следующих тематических областях:

*понимание природы управленческих процессов, знание основных ор­ганизационных структур, функциональных обязанностей и стиля работы
менеджера;

*четкое представление об ответственности менеджера, распределение ответственности по уровням управления;

*способы повышения эффективности управления;

*знание информационной технологии и средств коммуникации, необ­ходимое для управления персоналом, умение письменно и устно
выра­жать свои мысли;

*компетентность в управлении людьми, отборе и подготовке специа­листов, способность к лидерству и нормализации рабочих и личных
взаимоотношений среди подчиненных;

*знание особенностей взаимоотношений между фирмой и клиентами;

*способность кандидата управлять ресурсами;

*способность планировать и прогнозировать деятельность фирмы с использованием средств вычислительной техники;

*способность к самоконтролю и самооценке собственной деятель­ности, умение делать правильные выводы и повышать квалифика-

цию, исходя из настоящих требований и ожидаемых изменений в буду-щем.

   Широко используются активные методы обучения: социально-психологический тренинг, дело­вые
и ролевые игры, разбор ситуаций, моделирование профессиональ­ной деятельности. Психологическая подготовка представлена на всех уровнях подготовки и
переподготовки менеджеров. При этом психоло­гическим вопросам на низшем и среднем уровнях управления уделяется значительно больше внимания, чем на курсах
для высшего управленче­ского персонала. В профессиональной подготовке последних больше внимания уделяется стратегическому планированию развития фирмы и
маркетингу.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.