Психологические особенности деятельности менеджера и основные требования к его личности
За качество разработки и успех воплощения в жизнь принятой в организации стратегии
управления основную ответственность несет непосредственно менеджер. Он специалист по управлению, который создает планы, определяет, не только что и
когда делать, но также кто и как будет выполнять намеченное (управление персоналом), определяет рабочие процедуры (технологии) применительно ко всем стадиям управленческого
цикла, осуществляет контроль.
В обязанности менеджера входят определение цели и выбор средств ее достижения, установление
приоритета задач в работе предприятия и прогнозирование возможных последствий их решений. Он отвечает за разработку стратегии развития организации, анализ и
прогноз динамики ситуации как на самом предприятии, так и за его пределами. Он должен предвидеть события, проявлять гибкость в планировании.
Одна из главных задач менеджера заключается в эффективной организации работы его
подчиненных. Искусство руководителя проявляется не только в координировании, налаживании коммуникаций и направлении работы подчиненных, но и в умении делегировать
им полномочия и ответственность, предоставлять право высказывать и отстаивать собственное мнение, сохраняя за собой функцию контроля.
До 80% проблем, возникающих перед менеджером, связано с человеческим фактором. Работая в
коллективе, он должен постоянно выполнять функции информирования, мотивирования, воспитания и контроля.
Успешная реализация профессиональных функций предполагает выраженность у менеджера соответствующих личных качеств.
Рассмотрим наиболее важные из них, принимаемые во внимание на этапе профессионального
психологического отбора менеджеров.
Он должен уметь мыслить стратегически, владеть навыками интуитивного мышления,
принимая быстрые и правильные решения в условиях неполной информации. Добиться, этого невозможно, не имея широкого кругозора, прочных
профессиональных знаний, без понимания роли самообучения и естественного (без принуждения) обращения к нему.
Важны также способности быстро перерабатывать поступающую информацию, видеть и
выделять существенное в том, чего не замечают другие, эффективно и наименьшими затратами идти к реализации поставленной цели, находить простые решения
сложных проблем.
Менеджеру необходим дар предвидения, позволяющий чувствовать новое, точно прогнозировать
наиболее характерные тенденции развития деловой ситуации.
Способность к риску - один из главных критериев в оценке профессиональной пригодности менеджера. Причем имеется в виду умение находить
необходимые решения в условиях большой степени риска.
Он должен не бояться рисковать, не утрачивая при этом реализма и при
необходимости открыто признавая допущенные ошибки. Чтобы быть признанным лидером в коллективе, менеджер должен проявлять стремление к сотрудничеству,
коммуникабельности (навыки социального взаимодействия), сочувствие и уважение к своим подчиненным, желание и готовность прийти к ним на помощь. Вместе с тем
он должен быть способен к принятию подчас жестких, непопулярных, но оправданных по ситуации решений. Менеджер не может рассчитывать на успех в своей
профессиональной деятельности, если ему не присуща уверенность в себе, т.е. обоснованная вера в свои способности выполнить стоящие перед ним задачи.
Уверенный в себе менеджер опирается на самоконтроль и критически относится к своей личности, беспристрастно оценивая свои возможности и поведение, выявляет
собственные недостатки и ошибки, анализирует их причины и принимает меры к их устранению. Не умеющий владеть собой человек характеризуется неуравновешенностью,
вспыльчивостью, возбудимостью, склонностью к совершению импульсивных поступков, принятию необдуманных решений. Поэтому трудно переоценить значение
самообладания, стрессоустойчивости для менеджера, от которого нередко в процессе работы требуется быстро перестраиваться
в новой обстановке, переносить регулярные эмоциональные нагрузки и при этом сохранять хладнокровие, не показывать сотрудникам раздражения.
Авторитет менеджера среди подчиненных во многом основан на том, насколько он сам способен руководствоваться в своей деятельности
чувством профессионального долга и ответственности, следовать сказанному им слову и выполнять обещания. Едва ли не нормой профессиональной деятельности
менеджера является необходимость в преодолении тех или иных препятствий, возникающих по ходу решаемых им задач. Чтобы справиться с ними, менеджер должен
обладать необходимым волевым потенциалом, быть целеустремленным и готовым постоянно прилагать требуемые от него усилия. Чувство юмора помогает менеджеру
оказывать положительное влияние на психологический климат в группе, улучшать производственные отношения. Внешняя привлекательность (опрятность,
элегантность), хорошие манеры, воспитанность, четкая, ясная, живая речь укрепляют его авторитет и позиции лидера. В последнее время заметно возрос
интерес к нравственной сфере личности менеджера, его моральной надежности. И все чаще высказывается мнение, что в психологическом портрете современного
менеджера должны быть представлены такие черты, как чувство собственного достоинства, честность и порядочность.
Перейдем теперь к особенностям профессиональной подготовки менеджеров.
Капиталовложения в подготовку менеджеров постоянно увеличиваются, оправдывая на практике свою эффективность. Сложившаяся на
Западе профессиональная подготовка менеджеров осуществляется в специальных государственных и частных школах, фирмах, но главным образом в школах бизнеса,
которые входят в университетскую систему. Эти же школы организуют курсы повышения квалификации управленческого персонала. Школы имеют оригинальные
программы подготовки и переподготовки, ориентированные на различные направления социотехнического менеджмента. В Японии в подготовке менеджеров приоритет
отдается компаниям, разрабатывающим собственные программы подготовки, а университеты выполняют общеобразовательную функцию.
На современном этапе отчетливо просматриваются характерные тенденции в преподавании менеджмента. Если раньше преимущественно
учили искусству управления, то сейчас - науке. Несмотря на специфику подходов к обучению в школах бизнеса, общей для них чертой становится перенос акцента
на человека. Объем подготовки по психологическим дисциплинам в учебных программах доходит до 40-60%. Это обстоятельство находит отражение и в
"философии" менеджмента. Так, концепция известной американской корпорации IBM основана на "трех столпах веры": уважение к личности, внимание к
клиенту, высокое качество работы.
Кандидат на получение сертификата менеджера в американских школах бизнеса должен продемонстрировать свою компетентность в
следующих тематических областях:
*понимание природы управленческих процессов, знание основных организационных структур, функциональных обязанностей и стиля работы
менеджера;
*четкое представление об ответственности менеджера, распределение ответственности по уровням управления;
*способы повышения эффективности управления;
*знание информационной технологии и средств коммуникации, необходимое для управления персоналом, умение письменно и устно
выражать свои мысли;
*компетентность в управлении людьми, отборе и подготовке специалистов, способность к лидерству и нормализации рабочих и личных
взаимоотношений среди подчиненных;
*знание особенностей взаимоотношений между фирмой и клиентами;
*способность кандидата управлять ресурсами;
*способность планировать и прогнозировать деятельность фирмы с использованием средств вычислительной техники;
*способность к самоконтролю и самооценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать квалифика-
цию, исходя из настоящих требований и ожидаемых изменений в буду-щем.
Широко используются активные методы обучения: социально-психологический тренинг, деловые
и ролевые игры, разбор ситуаций, моделирование профессиональной деятельности. Психологическая подготовка представлена на всех уровнях подготовки и
переподготовки менеджеров. При этом психологическим вопросам на низшем и среднем уровнях управления уделяется значительно больше внимания, чем на курсах
для высшего управленческого персонала. В профессиональной подготовке последних больше внимания уделяется стратегическому планированию развития фирмы и
маркетингу.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru